понеділок, січня 10, 2011

Из воспоминаний капитана 2- го ранга, флагманского механика 17 дивизии в Гремихе- Виктора Широбокова.(продолжение)

О командире БЧ-5 апл К-11 Семене Вовше.

Интересно еще одно лицо того времени- это Семен Вовша- командир БЧ-5 апл «К-11». По документам он проходил как Самуил Израилевич. Очень умный, грамотный и тактичный человек, прошедший дизельный флот, ставший одним из первых командиром  БЧ-5 на атомоходах. Семен не боялся ни каких опасностей, был всегда начеку, предвидя многие события. Не раз я его спрашивал- зачем ты на этой аварийной пл. т.е. на «К-27» в вечернее время? Он отвечал, что учит вахту. А я для чего пришел? Ты еще слаб в этих кораблях. Да и правда к тому времени я еще освоил не все. Прошло 4 месяца с моего назначения. Семен знал обстановку РО, знал что по чем, никто его не просил этого делать. Видно у человека болела душа за этот корабль.    Еще недавно у самого Семена была подобная авария по вине Северодвинского завода «Звездочка».  При операции №1, подорвали крышку реактора, не точно укрепив упором КР и реактор пошел. Вот тут только убедились в «черенковском свечении»- когда воздух ионизируется под воздействием нейтронного потока и начинает светиться холодным голубым светом. Погибли от переоблучения несколько рабочих. Личный состав ни как не отмечался и все вроде бы прошло. Жаль, Семен Иванович Вовша умер в 2007году от онкологии. А какой он был музыкант? С ним мы в последнем моем дальнем походе готовили табличку погибшей «К-8», готовили «рябиновую дубиновку»- спирт на ягодах рябины. Да и до того отмечали вместе различные праздники- он был компанейскм мужиком.

            Ну ,а что касается апл К-27,то она простояла с десяток лет, изрядно проржавела. Много экспериментов провела наука, но пришел и ее конец. Прочитал я в " Сов. Секретно" про ее конец. Она в Северодвинске была подготовлена к затоплению ( все отсеки залиты гудроном), как сюрприз наверное будущим поколениям и затоплена у о. Новой земли на глубинах около 34м. И последним с борта сошел ее последний командир Алексей Иванов, положивший всю свою жизнь на эту «К-27». Возникает вопрос- где документы того периода, их было не мало. Это вахтенные журналы, журналы посещений СРБ, рабочая документация комиссии, журналы событий, ЗАСы, рабочие версии, карты РО. Кто их хранит и прячет от нас, чтоб не дать те копейки людям которые полагаются им по закону. Кто в этом заинтересован? Почему ГТУ ( главное техническое управление ВМФ) не может поднять зад и посмотреть в них, ведь мы не знаем -они то знают где пылятся эти документы. Как я находясь далеко от Москвы, в другом государстве могу подтвердить свое участие в этой аварии? Кто может поднять бюрократов на дело? Видимо ни кто и Путину это не удастся. Я решил, что напишу еще одно, последнее письмо Президенту России, выскажусь по всем этим вопросам и пусть это будет кукишь в кармане- но мне больше ничего не остается да и успокоюсь этими воспоминаниями.
               Вот Политотдел  дивизии  там был, и получил статус ветерана ПОР- и как гордится, например В.Т.Поливанов этим. Может и был, может заходил кто из них- свидетельствовать не могу.  Начальника политотдела тогда -Поливанова уважаю как человека. Это не часто встречается в среде политработников. Он ни кого не заложил- а на рыбалке с ним говорили в открытую. Он некоторых даже выручал, когда кого то закладывали замы по политчасти с кораблей. Склад ума его больше инженерный, возможно в замы случайно попал, но не пропал, умные люди е пропадают.
Видел     Видел его ЧВС КСФ, он приезжал в Видяево, где я был Флагмехом 42 бригады, снова дизелюх. Он остался таким же простым и доступным. Правда я и сейчас не верю в то, что книгу ( SOS из пучины) он написал сам- слишком много в ней специального технического, медицинского, психологического материала. Это материал тянет на хорошую докторскую  диссертацию. Вряд ли это под силу политработнику, хотя и большого масштаба. Да это говорит и не о масштабе политработника, а говорит о масштабе человека.

Немає коментарів: