пʼятницю, січня 28, 2011

О чрезвычайных проишествиях,которые происходили с подводными субмаринами СССР.

  Удар о подводную часть айсберга РПК СН "К-475" (СФ) 19 мая 1988 года.

Основные данные РПК СН "К-475" соответствуют ТТХ проекта "667Б" ("Дельта-1" класс).
Подводная лодка находилась на боевой службе и следовала в подводном положении курсом 122° со скоростью 3,8 узла на глубине 48 метров. На море - полярный день, штиль, туман. На море отмечен битый лед сплоченностью до 8 баллов, видимость не превышала 10 кабельтовых Командир "К-475" грубо нарушил рекомендации плавания, выбрав для плавания глубину 48 метров вместо полагающейся - 90 метров. Он знал о наличии в районе плавания айсбергов с осадкой 50-70 метров, но не принял никаких мер безопасности. На корабле командир создал гнетущую атмосферу грубости и хамства и проявлял высокомерную нетерпимость к рекомендациям со стороны подчиненных офицеров и личного состава. Как следствие переоценки им личного опыта - в 23 часа 15 минут последовал сильный удар о подводную часть айсберга!

В момент удара командир "К-475" находился а центральном посту и немедленно дал команду:"Стоп турбина!" После чего командир совершил грубейшую ошибку и не приказал немедленно дать задний ход для отхода от айсберга, а приказал начать поворот влево с одновременным погружением на 120 метров. Глубина дна в месте удара составляла 160 метров. Атомоход почти десять минут разворачивался, будучи вклиненным в подводную часть айсберга, что привело к еще более значительным разрушениям наружной обшивки легкого корпуса. Только в 23 часа 30 минут лодка получила внезапно резкий крен на левый борт и затем освободилась от айсберга.
Корабль начал удаляться от айсберга курсом 240°, постепенно набирая скорость с двух до пяти узлов. Через двадцать минут был приготовлен к работе тракт миноискания гидроакустического комплекса и еще через шесть минут начат поиск подходящей полыньи. В 23 часа 49 минут "К-51" вновь подвсплыла на глубину 50 (!) метров и начала циркуляцию влево на курс 120°. Через семь минут на лодке застопорили турбину н начали всплытие в полынье. В 0 часов 20 минут субмарина показалась на поверхности. В 1 час 29 минут 20 мая 1988г. в дистанции 16 кабельтовых визуально был обнаружен по пеленгу 43° огромный столообразный айсберг. Его высота глазомерно определена около 12 метров. Подводный крейсер из-за этой аварии был досрочно снят с боевой службы. При доковом осмотре были обнаружены значительные повреждения легкого корпуса в носовой части, обтекателя гидролог катара и щитов торпедных аппаратов, рубки и выдвижных устройств. Подводный крейсер на длительное время поставлен в заводской ремонт.
Посадка на мель РПК СН "К-51" 28 ноября 1987 года.
Основные данные РПК СН "К-51" (проект "667БДРМ" - "Дельфин", "Дельта-4" класс):
Водоизмещение: 9210 т / 11740 т.
Главные размерения:
длина - 167,0 м.
ширина - 12,2 м
осадка - 8,8 м
Вооружение: 16 шахт ПУ МБР "РСМ-54" комплекса "Д-9РМ". 2 - 650 мм ТА и 4 - 533 мм ТА.
Скорость: 14 / 24 узл.
Экипаж: 130 чел.
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения "К-51" ("Имени 26 съезда КПСС") следовал в порт Северодвинск. Видимость на переходе составляла 2-20 кабельтовых, штиль, скорость ветра (225°) - 8 м/сек.
Перед входом на лодке была сыграна "учебная тревога" для прохода узкости и атомоход следовал 9 узловой скоростью. В 12 часов проводку атомохода приняла на себя береговая радиолокационная станция (БРЛС) "СНАР-6" и на лодке выключили свой радиолокатор.
Из-за грубой ошибки оператора БРЛС подводный крейсер сместился вправо от оси фарватера (315°,7-135°,7) почти на милю. В 12 часов 13 минут штурман атомохода, проводивший ручное счисление, доложил командиру о своих сомнениях в точности проводки. Но самоуверенный командир на доклад не прореагировал и лишь уменьшил в 12 часов 28 минут скорость до 5 узлов. Через две минуты атомоход плотно сел на мель и фактическое его смещение от оси канала составило 800 метров. Снять корабль с мели удалось только в 18 часов 15 минут усилиями четырех спасательных буксиров и "К-51" своим ходом прибыла через два с половиной часа в Северодвинск. Сразу же был проведен водолазный осмотр подводной части корпуса и винто-рулевой группы, но повреждений не обнаружено.

Навал РПК СН "К-129" на РПК СН "К-241" и "К-487" (СФ) 11 ноября 1987 года.

Основные данные АПЛ "К-129" и "К-487" соответствуют ТТХ АПЛ проекта "667БДР"("Дельта-3" класс).
Основные данные АПЛ "К-241" соответствуют ТТХ АПЛ проекта "667А" ("Янки" класс).
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения "К-129" готовился к постановке в док для межпоходового ремонта. Для обеспечения безопасности перехода на борт атомохода прибыли: заместитель командира соединения (не имевший допуска к управлению лодкой данного проекта), флагманский штурман соединения (имевший перерыв в плавании 2 года) и еще два флагманских специалиста. На момент перехода видимость в сумерках не превышала 50 кабельтовых, был прилив со скоростью течения (290°) около 0,1 узла, волнение моря - 1 балл, скорость нордового ветра - 5 м/сек.
В 13 часов 55 минут на атомоходе "К-129" была объявлена учебная тревога для экстренного приготовления к бою и походу. Атомоход начал маневрирование по бухте Ягельная для выхода из губы Гайда в сопровождении трех рейдовых буксиров.
В 16 часов 58 минут "К-129" повернула вправо и легла на курс 120°, двигаясь со скоростью 2,2 узла, для выхода на Ягельный створ (10,5° 190,5°). Согласно предварительной прокладке поворот влево следовало начинать в 17 часов 01-02 минуты, оставив остров Береговой справа по борту. Но атомоход прошел точку поворота и начал циркуляцию влево только через три минуты от расчетного времени. В 17 часов 07 минут подводная лодка пересекла линию створа Ягельный и двигалась прямо на отмель острова Береговой. Наконец и на мостике заметили, что подводный гигант с длиной корпуса сто пятьдесят пять метров не вписывается в поворот, несмотря на помощь трех буксиров. В 17 часов 08 минут на лодке отработали "самый полный ход назад" и для аварийной остановки инерции переднего хода продули носовую группу цистерн главного балласта. В 17 часов 17 минут движение атомохода вперед, на отмель, прекратилось и на мостике "перевели дух". Но теперь, под воздействием буксиров и неконтролруемой работой электромоторов атомоход начал все быстрее смещаться назад, двигаясь курсом 200° со скоростью примерно в 0,5 узла. На мостике опасное движение лодки заметили лишь через 4 минуты, но эффективных мер предпринять не сумели и в 17 часов 25 минут "К-129" навалилась сначала на атомный ракетоносец "К-241" , а затем и на "К-487". Оба ракетоносца стояли у пирса № 8 и в результате столкновения у всех трех лодок были повреждены винты.
 (продолжение следует)

Немає коментарів: