неділя, січня 16, 2011

Из неопубликованных воспоминаний подводника

 Наэкономили

  Немножко о нашей советской экономике и плановом хозяйстве. Пришла в Гремиху ПЛА К-159, это лодка на которой комдивом 3 некоторое время был Яковец. Пришла для проведения операции № 1, т.е. для перезарядки активных зон реаторов. Перезарядку делал Валя Кашин- хозяин этого комплекса и мой хороший знакомый. Корпус и крышка реакторов были из нержавеющей стали на никелевых прокладках и по периметру масса шпилек для зажима этой пары. Гайковерт снял гайки, но сорвал резьбу на трех шпильках- такая сталь молекулярно соединялась при долгом контакте и большом довлении. Для предотвращения этого принимались меры- Смазка спецсмазками, шлифовка резьбы и пр.Чего делать? Менять их надо. Как их вывернуть из корпуса? Шпилька 120 мм в диаметре с технологическим продольным отверстием 40 мм. Приглашены были спецы с завода, привезено много разных станков. Восемь бригад рабочих «израсходовано» по условиям РО. Но не смогли вырезать эти клятые шпильки. Мы с флагмехом Дубовским сообразили резец, которым можно было бы вырезать шпильки недели за две, не расходуя рабочих. Работал бы просто подъемный кран. С радостью сказали нам техупровцы- молодцы, делайте! Я бы наверное согласился по своей глупости, а Дубовской потребовал заплатить за работу нам по 5000 рублей. Это всего то стоимость  «Москвича». Тут сказали техуправцы- ну знаешь ли? Дай нам это свое приспособление. Дубовской отказал. Техупр даже запрашивал добро на расход этой суммы- но отказали вышестоящие . Это не наша была вообще то проблема. Лодка не нашей дивизии и поступайне как знаете. Месяца три еще поупражнялись на ней, а потом сволокли на завод в Полярный ( по тому же кстати маршруту, где ее потом  утопили с гибелью десятка душ) . Через семь месяцев с задачей завод управился и ее под дизелями ( на полярнинском заводе не было комплеса по перегрузке АЗ ) отправляли к нам же в Гремиху на перегрузку реакторов. Но на выходе из завода произошел взрыв аккумуляторной батареи и, ее снова пришвартовали к стенке. Починили месяцев через несколько ( по моему Минченко Гена уже был Директором завода) и отправили на завершение операции № 1 , но уже в губу Андреева, в Западную Лицу. И лодка потом плавала. Но интересен итог: Израсходовано 1,2 миллиона рублей, потеряно более 2,5 лет и это не считая зарплат экипажу, более 100 рабочих переоблучены или отстранены по нормам РО на различные сроки, отправлены в могильник несколько станков загрязненных при этом. Но зато съэкономили 5000 рублей.



 На К-11 и в Одессу

 Наконец  пришло время отправить еще одну, точно такую же лодку по тем же самым следам, что и К-8. она отличалась едтнственно тем, что корпус ее был оклеен не резиной НППРК, а стеклопластиковыми пластинами. Маршрут тот же, менялся он не часто. Я, хотя уже был утвержден на превод в Одессу, сходил на К-11. Это первая наша лодка, после К-8, совершившая поход в Средиземное море.

Поход прошел успешно. Признаюсь, что для меня он был прогулочным.  Я чувствовал себя штабным и время проводил в изучении устройства ПЛ и энергоустановки, в чем помогал мне  Семен Вовша, командир БЧ-5. Но это уже было после эпопеи К-8. Я, как гравер, выгравировал на нержавеющей стали и изготовил большую табличку в память К-8 и мы проходя тем же маршрутом в нужной точке выстрелили через ДУК ее вместе с гремиханскими  засохшими цветами. Поэтому возражаю В.Т. Поливанову и хочу сказать, что не он был первым в походе после гибели К-8, хотя он это утверждает в своей книге « SOS из пучины». До похода К-11 лодки нашей дивизии в дальние края не ходили. Конечно я многое изучил и узнал за это время- времени для этого завались. Даже посидел и поуправлял на пульте и потрогал маневровое устройство турбин. Вмешиваться мне не приходилось, а если по мелочам, то я просто говорил свои соображения Семену, без шуму и пыли. Да и Семену я не годился в пометки. Мы сначала зашли в Западную Лицу по делам. Вот там я увидел на берегу брошенный адмиральский катер старой постройки. Он был отделан красным деревом и латунными всякими заклепками. Я снял пару дощечек- как пройти мимо такой красоты. На базе этих дошечек вырезал портрет, конечно  Ленина, ну кого еще, рпостым перочинным ножем. Портрет был не плох, но куда его деть и подарил замполиту. Замполита звали Алексей Алексеевич, фамилию забыл. Он взял, но с приходом накатал телегу в политотдел, будто я говорил антисоветские вещи. На самом деле я с ним жил в одной каюте и спорил о том, что хозяйство союза разваливается, плохо управляется, блатные вещи проходят легко, а то что положено можно не добиться никогда из-за бюрократии. Вот в таком плане мы и говорили. Поход прошел спокойно. За неделю, где то, до выхода в Атлантику на глубине 80 метров все почевствовали толчек- насторожились, осмотрелись. Все в порядке и потопали домой. С приходом увидели, что слева в носовой части не хватает одной пластины стеклопластика. К-11 была в целях защиты от гидролокации супостата покрыта стеклопластиком. Она одна была такая на севере. Пластина лекальная, секретная и потеряна. Куда дели пластину? При осмотре обнаружили в другой пластине ржавый большой болт. Как он попал туда? Как оказался на глубине 80 метров? Видимо какой то топляк, на него мы и наскочили. Много в море вещей загадочных, но о них пока не буду. Вот и весь поход для меня.
           Итак осенью 1970 года я покинул Гремиху, чтобы проведя очередной позднеосенний отпуск-  «как иначе»,- прибыть в Севастополь и получить предписание к новому месту службы. Уезжал я поздно осенью и отвальная состоялась уже помню при хорошем снеге. А так как я теперь в Гремихе был вольноопределяющимся, то решил сходить на рыбалку в дальнюю довольно губу.Там был кем- то построен охотничий домик и речка могла удовлетворить моим  уже возросшим потребностям. Они были не так и малы. Надо было пару кг икры и хорошей рыбки. Это мы сделали не без приключений с одним мичманом по фамилии Тележук, где провели трое суток и поймали три семги по  8-10 кг и две сотни горбуш, тоже с икрой. Стол был вполне.
           Мне понравилась последняя рыбалка в Гремихе, особенно домик. Деревянный, хорошо законопаченный, имел печку и шкаф, конечно самодельные. Замок на нем висел от зверья, не закрытым и любой путник или случайный человек мог найти там все хорощий кров и жратву. Нары покрыты оленьими шкурами, шкаф забит консервами и пачками разного чая, бочка соли, бочка керосина. На крышу опирались бревна плавника, вытащенного из моря для просушки. Рядом поленица колотых дров. Пила, топор и молоток- все по хозяйски. Бери и используй что хочешь. Но не было сигарет. А мы с Тележуком сваляли большого дурака, забыли один рюкзак на катере, где и был запас сигарет. Проведя ревизию этого стратегического товара мы обнаружили, что у каждого из нас всего по десятку сигарет. Курили хороший индийский чай, куда добавляли табак из оставшихся сигарет. Шли на лыжах и бороздили снег в поисках грибрв, но это не работа, этих грибов было на каждом шагу. И грибной супчик у нас был что надо. Спать было жарко, горит печка. Красота! За сутки до прихода катера, вытащили 4 бревна во время прилива, поставили на место. Напилили поленицу дров, сложили избыток продовольствия в шкаф, продолжили ловлю. Болшую опасность представляла скала, которую необходимо одолеть, чтоб попасть на ручей. Отвесная, покрыта местами снегом, метров 80 в высоту. Забраться можно, но спуск был опасен- прямо в море, если что. Плесы, где ставили сеть подмерзали с берегов и на спининг шла только горбуша, горбыль где то гулял. Как раз один из этих гуляк попал между двух камней, причем хвостом вперед и выбраться не мог, так как двигатель его-хвост, не работал, а течение было сильным. Я его спокойно забрал руками , он был единственным в нашем улове. Вот только после этого я понял, что там делала лиса, которая все время там присутствовала на ручье и убегала, когда появлялись мы. Ну соображает же зверь! Мороженых подберезовиков захватили тоже прилично и они на нашем вечере тоже пригодились. Ведь все имеют грибы, но сухие, а тут свежемороженые.

Немає коментарів: