пʼятницю, січня 28, 2011

КНИГА О ПРАВДЕ И ЛЖИ

DT. Наверное, практикующему адвокату непросто решиться на такой шаг, как написание книги. Так же непросто выступать в двух лицах по одной и той же ситуации - и как адвокату, и как автору книги.
БК. И да и нет, но в данном случае скорее нет. Книга явилась логическим завершением попыток разрешить ситуацию в правовом поле. Ее можно назвать своего рода криком души, стремлением мобилизовать общественное мнение, потому что все, произошедшее и происходящее вокруг «Курска», не поддается объяснению с точки зрения здравого смысла. Со стороны закона ситуация абсолютно прозрачна, понятна, но: не решаема. Суть этой книги заключается в том, чтобы остановить поток лжи, источником которой является Главная военная прокуратура и некоторые адмиралы, имеющие прямое отношение к гибели корабля.
Эта ложь направлена на то, чтобы отвести обвинения от непосредственных виновников и создать иллюзию рокового стечения обстоятельств. И я считаю, и об этом написано в книге, что К-141 и экипаж не были готовы к выходу в море, в частности не были обучены эксплуатации торпеды, которая явилась первопричиной катастрофы. И второе - бездарно проведенная спасательная операция унесла жизни 23 моряков, находившихся в девятом отсеке. Для сокрытия этих обстоятельств следователи и руководство Генпрокуратуры использовали мнение недобросовестных экспертов и фальсификацию. Вполне допускаю, что можно привлечь некоторых экспертов и следователей к уголовной ответственности, если на то будет политическое решение.
DT. Значит, во главе угла стоят не факты, а человеческие эмоции и амбиции?
БК. Совершенно верно. Именно амбиции губят на корню все ростки здравого смысла. При этом я как автор не занимаю агрессивную позицию по отношению к тому или иному чиновнику. Для меня очевидно только одно - ни при каких обстоятельствах нельзя говорить ложь. А таких версий, увы, было выдвинуто предостаточно. Вот хотя бы одна из них: желая спасти «честь мундира», командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов наперекор всем фактам доказывал, что причиной катастрофы «Курска» были «империалистические происки».
DT. Про «Курск» написано немало. Чем, на ваш взгляд, ваша книга отличается от других?
БК. Здесь есть два принципиальных момента. Для того чтобы написать правду, нужно опираться на факты и документы, которые недоступны широкой публике. Работают с ними чиновники и адвокаты. Это значит, что независимый автор просто не сможет оперировать необходимым материалом. Чиновник же, имеющий к ним доступ, вряд ли отступится от официальной позиции. И кому же в таком случае, как не адвокату, выступать в роли автора?
DT. Спасибо за интервью.
Когда в руки попадает интересная книга, обычно возникает желание ее прочитать, реже - иметь в своей домашней библиотеке, и уж совсем нечасто - рассказать о ней друзьям, знакомым, всем, кого знаешь. Книга, о которой пойдет речь, - из тех, о которых хочется рассказать. С каждым днем гибель атомной подлодки «Курск» в Баренцевом море все дальше уходит в историю. В августовские дни 2000 года весь мир, не только Россия, замер в ожидании. Миллионы глаз, не отрываясь от телевизоров, следили за развитием событий и желали морякам только одного - спасения. Люди восприняли гибель 118 подводников, как личное горе.
Опросы общественного мнения, проведенные в разное время различными организациями, показывают, что подавляющее большинство россиян по-прежнему считает, что власти скрывают истинные причины катастрофы, а военные и чиновники не сделали всего возможного для спасения экипажа АПЛ «Курск». Общество хочет знать правду, почему «она утонула». О «Курске» написаны уже десятки книг и сотни статей, и все они, так или иначе, трактуют «правду о "Курске"». Не факт, что все доводы, изложенные в этой книге, неопровержимы и реалистичны, но мнение Бориса Аврамовича Кузнецова - адвоката семей погибших подводников, бесспорно, заслуживает внимания.
Множество событий, фактов, человеческих судеб и эмоций переплелись вокруг трагедии, в центре которой был «Курск». Портрет легендарной подводной лодки автор воссоздал в седьмой главе книги.
НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ «КУРСК» (Глава 7)
Конечно, отчасти беспечное поведение руководства учениями объяснимо с чисто психологической точки зрения. Скорее всего, это бесконечная вера в полную надежность подводного крейсера. Что, «Курск» утонул? Бред. Если бы хоть кто-нибудь в тот злополучный субботний день высказал такое предположение, над ним бы смеялся весь Северный флот. Недаром 13 августа новости Первого канала со ссылкой на Министерство обороны безмятежно сообщили:
«В Баренцевом море закончились учения Северного флота России. В них приняли участие ВВС России и Украины».
Дело в том, что характеристики подводного крейсера потрясают воображение. Надводное водоизмещение подлодки составляло 14 820 тонн, подводное - 22 500 (водоизмещение крейсера «Аврора» составляет всего 6731 т). Длина 154,8 м, ширина 18 м, осадка в крейсерском положении на миделе - 9,3 м, высота от киля до верха ограждения рубки - 18,3 м. Представьте полтора футбольных поля. Вот это и будет «Курск». Несмотря на внушительные габариты, крейсер развивал надводную скорость 15 узлов, подводную - 32 узла.
Для того чтобы пустить ко дну атомный двухкорпусной подводный крейсер проекта 949А, нужна не одна, а несколько торпед. Запас плавучести такой лодки составляет 29%, что значительно больше, чем у любой из американских.
Стоимость одной такой лодки по ценам 1985 года составляла 226 миллионов рублей. Это примерно десятая часть стоимости американского атомного авианосца «Теодор Рузвельт». Между тем оба корабля создают адекватную угрозу. Короче говоря, «Курск» был одной из самых современных подлодок.
Чтобы представить уровень живучести субмарины, я немного расскажу о внутреннем устройстве лодки - ее отсеках. Это важно и для понимания причин гибели подлодки.
Всего в «Курске» десять отсеков. Девятый - последний, но есть еще отсек 5-бис.
Первый - носовой. Его еще называют торпедным, поскольку в нем расположены шесть торпедных аппаратов. Он трехпалубный. На стеллажах верхней палубы хранится весь боевой запас. В шесть торпедных аппаратов торпеды подаются при помощи специального подъемного механизма, так называемого устройства быстрого заряжания, позволяющего перезарядить торпедные аппараты за 5 минут. На нижней - размещены аккумуляторные батареи. Поскольку они склонны к возгоранию, батареи отделены от боезапаса специальными настилами. По штатному расписанию здесь несут службу пятеро моряков.
Второй отсек - мозг лодки - имеет четыре палубы. Верхняя - это главный командный пункт и рабочее место командира. Там сосредоточено все управление кораблем: центральный пульт управления и другие пульты, в том числе гидроакустических систем, воздушный пульт и другие. Здесь же, в отсеке, системы микроклимата, два перископа (командирский и штурманский), а также посты вахтенных офицеров. Навигационные спутниковые комплексы, позволяющие определять местонахождение лодки. На третьей палубе второго отсека располагаются гиропост и посты комплекса «Гранит».
В самом конце отсека есть трап, ведущий в рубку, которая возвышается над лодкой гигантским плавником. Там есть всплывающая спасательная камера с неприкосновенным запасом продуктов, воздуха, аккумуляторами и радиосвязью. При помощи ручного привода ее можно вентилировать. В случае затопления лодки весь экипаж может всплыть на поверхность. Во втором отсеке несут службу 30 человек, в основном офицеры.
Третий отсек - радиоэлектронный, включающий в себя несколько многопрофильных антенн связи, в том числе космической, радиолокационные антенны, радиоразведки и приема целеуказаний из космоса или от самолетного пункта наблюдения. Следующий отсек жилой. В нем, кроме спальных кубриков, размещена кают-компания, спортзал, сауна, душевые, комната эмоциональной разгрузки с оранжереей и плавающими в аквариумах рыбками. В четвертом отсеке также находятся системы управления пожаротушения.
В пятом находятся дизель-генератор для выработки электроэнергии и вспомогательные механизмы: компрессоры высокого давления, запас дизельного топлива и масла, щит берегового питания, а кроме того, электролизная установка для регенерации воздуха. В отсеке 5-бис производится дезактивация личного состава, работающего в реакторном отсеке. За ним следует отсек с двумя ядерными установками. Практически это центр лодки. Над реактором проходят два коридора, позволяющие переходить из одного конца лодки в другой. Общий объем отсека 641 м3. В шестом отсеке по боевому расписанию находятся пять человек. Капитан-лейтенант Рашид Аряпов, старший лейтенант Алексей Митяев, главстаршина Вячеслав Майнагашев, мичман Алексей Баланов и матрос Алексей Коркин из шестого отсека «Курска» перешли в девятый отсек.
Седьмой отсек - турбинный. В нем расположены пульт аварийного управления главной энергетической установкой, главный распределительный щит, электростанция, а также агрегаты, обеспечивающие ход подводной лодки. Объем отсека 1116 м3. В этом отсеке погибшего корабля находились капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, мичман Фанис Ишмуратов, старшина 2-й статьи Владимир Садовой, матрос Роман Кубиков, матрос Алексей Некрасов, главный старшина Ришат Зубайдуллин, матрос Илья Налетов, старшина 2-й статьи Роман Аникеев, старший мичман Владимир Козадеров. Все они также перешли в кормовой отсек лодки. Восьмой отсек идентичен седьмому, в нем турбины, приводящие в движение винты подводной лодки, турбогенератор для обеспечения корабля электроэнергией, водоопреснительные установки, электростанция. Объем отсека 1072 м3. В нем несли последнюю службу капитан-лейтенант Сергей Садиленко, мичман Виктор Кузнецов, главный старшина Роберт Гесслер, старший мичман Андрей Борисов, матросы Роман Мартынов, Виктор Сидюхин и Юрий Борисов.
И наконец, девятый отсек, где несут службу три человека. Он очень маленький, всего 542 м3. В нем расположены насосы, гидравлика рулевой системы, компрессор воздуха высокого давления, станции управления электродвигателями. В кормовой части - боевой пост резервного управления рулями. Есть небольшой токарный станок, душевая кабина, шестисуточный запас продуктов, аварийный люк с тубусом, который предназначен для индивидуального свободного всплытия. Он же является отсеком-убежищем. Поэтому в девятом отсеке находятся шесть надувных плотов на 20 человек каждый, 120 противогазов и спасательных комплектов для индивидуального всплытия. В том числе утепленные гидрокостюмы. К находящимся в этом отсеке старшему лейтенанту Александру Бражкину, мичману Василию Иванову и мичману Михаилу Бочкову присоединились 20 подводников из 6, 7 и 8-го отсеков.
Остается добавить, что все отсеки отделены друг от друга межотсечными переборками, рассчитанными на давление в 10 атмосфер (в проекте 949 между первым и вторым отсеком переборка рассчитана на давление в 40 атмосфер, если бы конструкцию этой межотсечной переборки в проекте 949А не изменили, то сила взрыва во втором и последующих отсеках была бы меньше в 4 раза, по мнению специалистов, маловероятно, что во втором отсеке кто-то остался бы жив, но, возможно, это позволило бы остаться живыми морякам в последующих отсеках. - Б.К.), и сообщаются люками, которые при необходимости герметизируются. В «Курске» предусмотрено всплывающее аварийное информационное устройство. Оно самостоятельно отстреливается в случае аварии и в течение пяти суток передает сигналы бедствия.
При конструировании крейсера особое внимание уделено живучести, и поэтому все основные механизмы продублированы: два реактора, две турбины, два винта. Был случай, когда у подлодки «Смоленск» такого же типа, что и «Курск», в Саргассовом море вышел из строя один из двигателей - лодка благополучно дошла до базы на одной линии вала. Аналогичная ситуация приключилась с «Омском» на Тихоокеанском флоте. Субмарина также вернулась домой без аварийного всплытия.
Подводные крейсера этого класса предназначались главным образом для борьбы с крупными надводными кораблями. «Курск» мог уничтожить целые соединения кораблей противника, состоящие из ударного авианосца и трех-четырех крейсеров, имел возможность блокировать огромные районы океанов и континентов. Всего в России было построено
12 кораблей типа «Курск».
Об одной из задач, выполненной «Курском», в 1999 году узнал весь мир. Во время бомбежек Югославии он внезапно появился с полным боевым вооружением в Средиземном море, где дислоцировалась американская авианосная ударная группировка. Идею направить «Курск» в Средиземное море для слежения за авианосцами первым выдвинул командующий Северным флотом Вячеслав Попов.
Самым трудным было незамеченными пройти через Гибралтар, поскольку этот пролив находится в зоне повышенного внимания натовцев. Командир «Курска» Геннадий Лячин попытался скрытно проскользнуть, пристроившись к каравану из 69 кораблей. Его хоть и засекли, но нашим морякам удалось быстро раствориться в глубинах Средиземного моря. «Курск» оказался на редкость бесшумным, чего американское командование не ожидало. Для обнаружения русской подлодки было выставлено 1200 гидроакустических буев, но ни один из них не смог точно определить местопребывание субмарины.
Среди натовцев началась паника. Как рассказывает в книге «АПРК "Курск"» Владимир Шигин, лениво плавающие американские эскадры с появлением нашей субмарины начали разбегаться. Можно себе представить психологическое состояние военных, когда самый современный убийца авианосцев недружелюбно дышит им в затылок. «Курск» объявили «главным врагом» США и назначили внушительную денежную премию за обнаружение. Американцы на поиск русской подлодки только одного топлива истратили на $1,5 млн, а в общем, по оценке Шигина, эта операция обошлась Америке в $20 миллионов.
Возможно, пребывание «Курска» в Средиземном море в какой-то мере поспособствовало прекращению бомбежек Балкан. По возвращении подводного крейсера домой командир Геннадий Лячин был представлен к званию Героя России, однако получил его уже посмертно. Кроме него, за этот поход к государственным наградам были представлены 72 члена экипажа. По итогам года «Курск» признали лучшим кораблем Северного флота. Геннадия Лячина вместе с главкомом ВМФ Куроедовым принял лично Владимир Путин, который в то время был председателем правительства. Вот почему катастрофа «Курска» и гибель моряков стали для президента, по его словам, личной трагедией. В июле 2000 года «Курск» последний раз участвовал в военно-морском параде в честь Дня ВМФ.
 
Записки капитан-лейтенантов Дмитрия Колесникова и Сергея Садиленко - самые яркие и трагические свидетельства событий в августе 2000 года в Баренцевом море на подводной лодке «Курск»

Немає коментарів: