пʼятниця, січня 28, 2011

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КОНТР-АДМИРАЛА АНАТОЛИЯ ШТЫРОВА

ВЕСЕЛО О СЕРЬЕЗНОМ

В 1965 году, когда я командовал подводной лодкой С-141 в бухте Улисс, на ТОФ замысливалось масштабное учение в северной части Японского моря. А чтобы «вероятного противника» (читай ВМС США) оставить с носом, требовалось их внимание отвлечь на ложное направление. Для этой цели выбрана была моя ПЛ. Почему? Не знаю. Видимо, оказалась «под рукой».

Надо сказать, что из всех командиров ПЛ я был, пожалуй, единственный, кто увлекался изучением «Тактических инструкций ОВМС НАТО», что мне и пригодилось в этом походе.
Итак, меня, капитана 2 ранга Штырова, вызвал командующий ТОФ адмирал Н. Амелько и дал личный конфиденциальный инструктаж: мне с занятием района в южной части Японского моря разрешалось хулиганить в эфире. Притом любыми радиопередачами - от шифров в СБД до «клера», то есть в слуховом режиме. Дабы привлечь американцев. Однако предупредил, что ежели обнаружат и поднимут ПЛ, он мне голову оторвет. Странный инструктаж, не правда ли?
И вот я пошел в «мокрый треугольник», что севернее Корейского пролива. Обследовал пока что «пустой» район, изучил гидрологию, обнаружил приличный «слой скачка» на глубинах 22-30 метров и повеселел: воевать можно. А потом со дня «Д» и часа «Ч» и начал хулиганство в эфире.
Например, даю РДО в слуховом режиме: «Не верьте Ваське, Васька плут». Получив такое РДО, КП флота в смятении бежит к командующему флотом: «Товарищ комфлота, там командир с ума сошел..!» А комфлота, прочтя радиограмму, непонятно молчит:
Или еще: «Американцы дураки». А комфлота молчит. А про себя, видимо, думает: «Ну погоди, стервец, с прибытием в базу:»
И, понимаете ли, клюнуло! На столь странный шум в эфире, да еще «под носом», американцы бросили в район целую АПУГ с противолодочным авианосцем «Беннингтон» и шестью кораблями. Это из Сасебо.
И вся эта кодла принялась месить район. А я прикинул схему поиска: наверняка ищут по схеме «эппл джек». Суть схемы: корабли ПУГ и вертолеты ПЛО начинают поиск от исходной точки «А» способом расходящегося паука, потом перебегают в точку «В» и так далее. А я, обнаружив исходную точку поиска, аккуратно туда переползал: таким образом оказываясь в кормовых секторах кораблей. При этом соображая, что корабли будут искать меня своими ГАС выше слоя скачка, а вертолеты опускаемыми ОГАС ниже слоя скачка. А я в самом слое, как головастик в тине...
И получилось! Американцы усердно месили район, а лодку найти не могли. При подвсплытии же под перископ, буквально на 0,5 мин. радиометристы начинали орать: «Над нами не менее 10 самолетов!»
Таким образом я дурил американцев, этих «тупых янки», около двух суток. Но: разряд батареи! Рано или поздно по разряду я буду вынужден всплыть:
Помог приближающийся тайфун. Обнаружив стихание посылок ГАС, я высунулся под перископ. Так и есть! - небо расцвечено удивительно яркими красками! То, что мне (то есть моей посудине) надо. В тайфуне я и смоюсь.
А авианосная группа США спешно укрывалась в порту Сасебо.
На самом ярко высвеченном горизонте я обнаружил концевой кораблик и изобразил по нему атаку: «ММ Ш Д условно атаковал ЭМ противника. 00.00 командир ПЛ С-141».
С приходом в базу я был вызван на «ковер» к комфлоту. Оказалось: в то же самое время наш ЭМ сопровождения АПУГ обнаружил и атаковал ПЛ. Все - и время и координаты - совпало! И комфлота рассвирепел: «Что они там, мерзавцы, перепились, что ли?! А ну, с приходом обоих командиров ко мне!»
И вот мы оба, командир ЭМ в чине кап-два и я, командир ПЛ в чине кап-два, стоим перед комфлота, этим сухарем Н. Амелько.
- Вы что там, с ума посходили?!
- Никак нет, товарищ командующий! Но я же гонялся, судя по скоростям, за атомной лодкой!
- А ты? - это комфлота мне.
- А кто меня оповестил, что за американцами ведет слежение и свой эсминец? Никто. Вот я и атаковал!
Комфлота рассвирепел: «Хулиганье! Вон отсюда! Оба!»
Про мое хулиганство в эфире он и подзабыл:
В 1967 году во время внезапной инспекторской проверки 6-й эскадры ПЛ (бухта Улисс) под эгидой МО СССР по приказанию инспекторов я вышел в море и выставил в полигоне В-024 три новейшие совершенно секретные мины РМ-2Г (в инертном снаряжении). Как стало ясно впоследствии, разведдиверсионная ПЛ США «Грей-бек», привлеченная шумом и гамом сил ТОФ, обследовала после моего ухода полигон, обнаружила телевизионным искателем эти мины и прихватила парочку из них. Через полтора месяца эти новейшие советские секретные мины демонстрировались в Нью-Йорке на выставке новейших образцов советского оружия, что вызвало большой переполох в Москве.
Москва начала «раскапывать»: оказалось, что эти мины (с которых американцы вскоре оперативно скопировали свои мины «Кэптор») только что приняты в ВМФ СССР на вооружение и даже из арсеналов на корабли не выдавались: Создана была московская комиссия. По заводским клеймам установили, что эти мины из центра поступили на главный арсенал во Владивостоке (Эгершельд), а оттуда по вводной инспекторов поступили на ПЛ С-141 (я как раз ею и командовал), которая и выставила три из четырех в указанном полигоне.
Выдернули меня на допрос: «Почему, сукин сын, после постановки не выбрал эти мины?» Я им и ответил в таком ключе: «Товарищи идиоты из центра! Подводная лодка есть такая штуковина, которая ставить мины может, а выбирать не может. Соблаговолите прочесть мое срочное донесение в штаб ТОФ и отчет по минной постановке в соответствии с ПМС».
А те, штаб ТОФ и штаб ВМБС, после окончания инспектуры стали «сосать лапы». Вот так из меня пытались сотворить чуть ли не «врага народа» эти идиоты из центра.

Немає коментарів: