пʼятницю, січня 28, 2011

.Из интервью (авг. 2005) газеты "Владивосток" с Контр-адмиралом запаса Александром Максимовым ( в 1985 году капитан II ранга, старший офицер химической службыТОФ): 

- Александр Афанасьевич, вы приехали в Чажму 10 августа - в тот самый трагический день, когда на стоящей у пирса судоремонтного завода ВМФ № 30 подводной лодке произошел взрыв? 

- Через четыре часа после аварии. 

Была суббота, а у меня еще не закончился отпуск. И вдруг прибегает морячок: "Товарищ капитан II ранга, вас срочно вызывают". Ничего не оставалось, как быстро собраться и прибыть на службу. Тут только узнал, что в бухте Чажма что-то произошло. Тогда химическая служба флота замыкалась на начальника тыла Игоря Махонина (царствие ему небесное, несколько лет назад Игорь Георгиевич умер от онкологического заболевания. Подобное произошло со многими, кто побывал в опасных зонах и у кого был ослабленный иммунитет). Мы с ним - сразу же в машину. 

Когда приехали на завод, дождь лил как из ведра. На лицах растерянность: что делать? Провели замеры по заводу - повсюду радиоактивная "грязь"... 

- Уровни излучения были большие? 

- Смотря где. Непосредственно на месте аварии на пирсе - полрентгена в час. Достаточно много, за неделю, находясь здесь постоянно, можно было получить приличную дозу. В самом реакторном отсеке внутри лодки излучение достигало 150 рентген в час. 
В обследовании лодки, в том числе зоны аварийного реактора, принимали участие специалисты как нашей службы, так и 17-й службы радиационной безопасности 4-й флотилии атомных подводных лодок. Тогда 30-й завод входил в зону ответственности именно этой флотилии. 
Но сразу скажу, что для населения поселка угрозы не было. В тот злополучный день дул ветер, который повернул радиоактивный выброс к лесу. Хотя бы в этом повезло. 

- Перезарядку реактора называют операцией № 1 и считают самым потенциально опасным видом работ на атомных подводных лодках и кораблях с ядерными энергетическими установками. 

- Да, именно во время проведения операции № 1 возникла нештатная ситуация, в результате которой произошли самопроизвольный запуск ядерного реактора и его тепловой взрыв. В момент взрыва выделилось огромное количество тепла, и 5 тонн воды, которые были в реакторе, мгновенно вскипели. Вся радиоактивная зона реактора разрушилась, часть радиоактивности попала за пределы лодки. 

На месте трагедии в одно мгновение погибли 10 человек - восемь офицеров и два матроса-срочника, которые находились в аппаратной выгородке реактора. 

Как была организована работа по ликвидации последствий радиационной аварии? 

- Приказом командующего флотом был создан целый отряд по ликвидации ее последствий. Командиром его был назначен Владимир Николаевич Царев - химик по образованию, бывший командир атомной подводной лодки. Команда была сборная: из 4-й флотилии подводных лодок, из той же береговой технической базы, самого завода. Но все только флотские. Отряд включал в себя несколько подразделений: дезактивации, службы радиационной безопасности (возглавлял ее начальник химической службы Приморской флотилии Валерий Сергеевич Мартыненко). А от командования ТОФ была назначена еще целая комиссия во главе с заместителем командующего по гражданской обороне контр-адмиралом Анатолием Куриком (тоже уже покойный. Уволился в запас и через несколько лет умер от онкологического заболевания). Ежедневно проводился анализ сделанного, составлялся план. И так поэтапно в течение девяти месяцев шла напряженная работа. Из Чажмы лишь изредка удавалось выбираться домой. 

Многому приходилось учиться заново. Искали новые методики удаления радиоактивных веществ, пробовали все, что только можно. Помогали ученые Курчатовского института, других научных учреждений. Стояла задача довести завод до такого состояния, чтобы находиться там было бы безопасно хоть круглые сутки. 

- Радиоактивная "грязь" увозилась на береговую техническую базу в бухте Сысоева? 

- Да, все специальными машинами вывозили туда, ведь это специализированный могильник для твердых радиоактивных отходов с построенными для них хранилищами. 

Первой и самой сложной задачей было захоронить ту часть радиоактивной зоны, которая осталась от реактора. Мы сделали для нее специальное сооружение, засыпали его нейтронопоглощающим веществом, содержащим в своем составе бор, и увезли эту капсулу на базу. Здесь для нее было построено мощное хранилище, которое обеспечивает защиту как минимум на 300 лет. В этом могильнике радиоактивные остатки реактора находятся до сих пор. Потом наша служба постоянно контролировала состояние хранилища, не ослабевает контроль и сейчас. Я уверен: хранилище под надежным присмотром и в надежных руках. 

Разнесенную по предприятию "радиоактивность" смели, сгребли, смыли и территорию завода заасфальтировали. Потом асфальт еще раз сняли, убедились, что все чисто, и снова заасфальтировали. Завод был запущен через две недели. 

Но только через девять месяцев мы доложили командующему: работа завершена, последствия аварии ликвидированы. Произошла передача территории заводу, и на этом наш отряд закончил работу. 

- Но остается сама аварийная лодка "К-431" 675-го проекта... 

- Подводная лодка находится у пирса в бухте Павловского. Для подстраховки (ни в коем случае нельзя допустить, чтобы она утонула) - на понтонах. Под наблюдением и под охраной дивизиона подводных лодок отстоя. Там есть своя служба радиационной безопасности, и ее специалисты ежедневно проводят замеры. Я хоть и не при делах, как говорят, но иногда интересуюсь. Там все стабильно. 

- Внутрь лодки доступ есть? 

- Такой доступ есть, чтобы можно было вести осмотр. Не дай бог, если вдруг что-то проржавеет... Но чтобы аварийную АПЛ утилизировать, пока возможности нет. Существуют технологии, позволяющие "уводить" радиоактивность, разделять радиоактивные элементы, можно было бы использовать робототехнику, чтобы не подвергать воздействию радиации людей, предлагается построить саркофаг. Но все это очень дорого. Если наше правительство выделит деньги или Япония будет сильно озабочена и поможет - что-то из этих вариантов будет использовано. 

- Александр Афанасьевич, а сразу после аварии проводились расследования, по чьей вине она случилась? 

- Да, был приказ командующего флотом, была определена виновность. Наверняка и уголовное дело возбуждалось, которое, скорее всего, потом было закрыто. Мое личное мнение: виной аварии стала техническая ошибка личного состава. Ребята - хорошие специалисты и мастера своего дела - до того привыкли к потенциально опасной работе, что проявили неосторожность и допустили трагическую ошибку." 

Немає коментарів: