Владычицы глубин
Подводные лодки с атомной энергетикой по-прежнему остаются в арсеналах лишь наиболее сильных в военном отношении государствРодившиеся как класс боевых кораблей в XIX веке, получившие признание в ходе двух мировых войн в качестве полноценного средства морской войны, в послевоенный период подлодки совершили, пожалуй, самый больший прорыв по наращиванию характеристик по сравнению с любыми другими военными кораблями. Современные субмарины предназначены для решения широчайшего спектра задач – от тактических до стратегических. Это делает их одним из важнейших средств ведения вооруженной борьбы в целом.
Сегодня подводные лодки различных классов находятся в составе ВМС более чем 30 стран мира. При этом компетенциями по строительству, а тем паче разработке новых типов субмарин, по-прежнему обладает довольно небольшое число государств – мировых лидеров в области создания и производства высокотехнологичной военной техники.
ДОРОГОСТОЯЩИЙ УДЕЛ ВЕЛИКИХ
Подводные лодки с атомной энергетикой, являясь самыми дорогостоящими и сложными боевыми единицами среди всех субмарин, по-прежнему остаются в арсеналах лишь крайне узкого круга наиболее сильных в военном отношении государств. В настоящее время АПЛ находятся в строю пяти стран мира: России, США, Великобритании, Франции и Китая. Кроме того, уже построена и проходит испытания (хотя еще и не введена в состав флота) первая атомная подлодка ВМС Индии, и, наконец, разработку собственных АПЛ ведут Бразилия и Аргентина.
Атомные подводные лодки делятся на несколько основных подклассов. АПЛ – носители стратегических баллистических ракет (РПЛСН, ПЛАРБ) предназначены для нанесения ядерного удара по территории противника. Они являются наиболее крупными и дорогостоящими подлодками. Как правило, эти субмарины несут от 12 до 24 баллистических ракет, а в качестве оборонительного и вспомогательного вооружения используют торпеды и ракето-торпеды. Их отличает повышенная скрытность.
Многоцелевые АПЛ – носители крылатых ракет (МЦАПЛ, ПЛАРК, ПЛА) – наиболее распространенный подкласс подлодок. Они могут решать как тактические, так и оперативно-стратегические задачи. Основное назначение – борьба с надводными кораблями и подлодками противника в море, а также нанесение ударов крылатыми ракетами по береговым целям. Многоцелевые АПЛ получили широкое распространение после создания крылатых ракет, запускаемых из торпедных аппаратов, таких, как Harpoon, Exocet, Tomahawk, "Водопад", "Гранат" и т.д. Отдельно выделяются отечественные АПЛ – носители тяжелых крылатых ракет "Гранит", специально созданные для борьбы с крупными надводными кораблями противника. В настоящее время эта ветвь представлена АПЛ проекта 949А.
Чисто торпедные АПЛ (ПЛА) – "уходящий" подкласс атомных субмарин, предназначенных для борьбы с морскими целями с использованием торпед.
В настоящее время в мире строятся в основном многоцелевые АПЛ. Их имеют в кораблестроительных программах все страны-обладатели АПЛ. Пожалуй, единственное исключение – АПЛ Arihant ВМС Индии. Специалисты продолжают спорить, является ли первая индийская АПЛ и ее планируемые систершипы стратегическими или все же – многоцелевыми подлодками.
Характерными чертами современных АПЛ четвертого поколения являются следующие:
— оснащение интегрированными боевыми информационно-управляющими системами (БИУС), объединяющими многофункциональные цифровые гидроакустические комплексы (ГАК) и посты управления торпедной (ракетной) стрельбой;
— установка на ПЛ антенн ГАК, позволяющих "слышать" противника всем корпусом, повышение энергоемкости ГАК. Как следствие, резкий (в разы по сравнению с третьим, и на порядок по сравнению с первым-вторым поколениями) рост информированности командования АПЛ о тактической обстановке;
— изначальное оснащение всех новых АПЛ крылатыми ракетами, рост номенклатуры вооружения;
— оснащение большинства АПЛ движителями насосного типа, резкое (в два-три раза) падение уровня шумов на скоростях крейсерского хода (15-25 уз.);
— оснащение лодок ядерными реакторами нового поколения с увеличенным до 15-20 лет сроком службы активной зоны.
Эти технические решения позволили нарастить отрыв возможностей АПЛ от их неатомных собратьев, особенно по таким показателям, как продолжительность плавания на крейсерских ходах, огневая мощь, информативность ГАК (за счет неизмеримого превосходства в энерговооруженности) и ряду других характеристик.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АПЛ
Россия
Основу атомного подводного флота нашей страны в настоящее время по-прежнему составляют АПЛ советской постройки: РПЛСН проекта 667БДР (4 ед.) и 667БДРМ (6 ед.), ПЛАРК проекта 949А (8 ед.), МЦАПЛ проектов 971 (12 ед.), 945 (3 ед.), 671РТМК (4 ед.).
Во второй половине 2000-х гг. наша страна после долгого перерыва возобновила серийное строительство АПЛ новых проектов. До этого момента велась достройка субмарин, заложенных в СССР. География постройки АПЛ резко сузилась: из четырех центров подводного судостроения (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Северодвинск, Комсомольск-на-Амуре), закладка и строительство новых АПЛ осуществляется только в Северодвинске на ПО "Севмаш". Это положение, судя по всему, сохранится в ближайшее десятилетие.
Многоцелевая АПЛ "Северодвинск" в достроечном доке "Сухона"
Также резко сократилось по сравнению с концом 80-х годов число проектов строящихся АПЛ и их количество. В настоящее время ведется строительство РПЛСН проекта 955 "Борей" и МЦАПЛ проекта 885 шифр "Ясень". По мнению ряда специалистов, современные темпы строительства новых АПЛ угрожают резким ослаблением подплава ВМФ России в течение ближайших 10-15 лет.
Разработка нового проекта РПЛСН началась в СССР в конце 70-х годов. Головной корабль проекта 955, получивший название "Юрий Долгорукий", был заложен в ноябре 1996 г., однако практически сразу строительство осложнилось рядом проблем. Во-первых, отсутствовало достаточное финансирование, во-вторых, не было готово основное вооружение перспективных РПЛСН. Первоначально предполагалось, что эти ракетоносцы получат комплекс Д-19УТТХ с БРПЛ Р-39УТТХ "Барк". Однако после того, как в 1998 г. разработка "Барка" была прекращена, проект переработали под оснащение ракетным комплексом Д-19М с БРПЛ Р-30 "Булава".
В настоящее время головная лодка "Юрий Долгорукий" и первая серийная "Александр Невский" спущены на воду. Ведется строительство третьей РПЛСН "Владимир Мономах". Сами подлодки оцениваются как современные, обладающие мощной гидроакустикой и высокой скрытностью. По некоторой информации, проекты 955 и 885 созданы в соответствии с концепцией "базовой модели", когда основные конструктивные элементы ПЛ, главная энергетическая установка и общекорабельные системы выполнены практически одинаковыми, а отличия заключаются в целевых модулях главного оружия. Такой подход ставит перед конструкторами ряд сложных задач, в то же время позволяя существенно упростить инфраструктуру базирования подводных лодок, сократить номенклатуру комплексов технического обслуживания и ремонта, удешевить строительство АПЛ и облегчить их освоение экипажами.
Головной корабль проекта 885 "Ясень", разработка которого так же, как и нового РПЛСН, началась в конце 70-х гг., планировалось заложить еще на рубеже 80-90-х гг., но финансовые ограничения и распад СССР отодвинули начало строительства до 1993 г. Затем потянулась длительная эпопея его постройки. В 1996 г. работы на "Северодвинске" – такое имя получила перспективная МЦАПЛ – были фактически остановлены из-за нехватки финансирования.
Изначально предполагалось, что головной корабль войдет в строй в 1998 г. Но в 1998-м сроки сдвинулись на начало 2000-х, затем на 2005-й, 2007-й… Работы на корабле возобновились, по некоторой информации, лишь в 2004-2005 гг. В итоге головной атомный подводный ракетный крейсер "Северодвинск" был спущен на воду в 2010 г., а его ввода в строй следует ожидать не раньше 2011 г. В отличие от "Юрия Долгорукого", который пока только планирует принять ракеты "Булава", "Северодвинск" не останется безоружным – все его крылатые ракеты и торпеды уже освоены промышленностью.
В ходе достройки в проект были внесены значительные изменения. Оборудование, закладывавшееся проектировщиками в конце 80-х, устарело, и достраивать крейсер с ним было бессмысленно.
"Ясень" объединяет в себе возможности "противоавианосных" ПЛАРК проекта 949А и "противолодочных" МЦАПЛ проекта 971, что позволяет оптимизировать программу переоснащения подводных сил ВМФ. Вместе с тем, новая лодка получилась довольно дорогой. Ряд специалистов полагает, что разумно было бы ограничиться двумя-тремя лодками проекта 885 и развернуть строительство более дешевых и меньших по габаритам АПЛ, подобно тому, как в США вместо дорогостоящей Seawolf в качестве основной лодки на перспективу была выбрана более компактная и не столь выдающаяся по ТТХ лодка Virginia. Впрочем, последняя по стоимости почти догнала "Морского волка".
США
Соединенные Штаты в настоящее время продолжают поддерживать свои подводные силы на весьма высоком уровне. В составе флота находятся 14 ПЛАРБ типа Ohio (4 первые субмарины этого проекта переоборудованы в носители крылатых ракет), 3 ПЛА типа Seawolf, 44 АПЛ типа Los Angeles и 7 новейших АПЛ типа Virginia. ПЛАРБ типа Ohio, как предполагается, должны остаться в составе флота до 2040-х гг., когда предполагается их замена на новые субмарины, разработка которых уже началась. АПЛ типа Los Angeles постепенно выводятся из состава флота, уступая место более современным субмаринам типа Virginia. Предполагается, что до 2030 г. все лодки типа Los Angeles будут выведены из состава ВМС, и число многоцелевых АПЛ уменьшится до 30 единиц.
ПЛАРБ Maryland типа Ohio ВМС США
Многоцелевая АПЛ North Caroline типа Virginia ВМС США
Проектирование и строительство ПЛ ВМС США в настоящее время сосредоточено в подразделении Electric Boat корпорации General Dynamics и на верфи Newport News Shipbuilding корпорации Northrop Grumman. В постройке для ВМС США сегодня находится всего один тип атомных подводных лодок – типа Virginia.
Разработка этих многоцелевых АПЛ началась в конце 80-х годов, когда стало ясно, что перспективные лодки типа Seawolf обходятся слишком дорого даже по меркам ВМС США. Их стоимость, изначально заявленная в пределах $2,8 млрд., в итоге выросла почти до $4 млрд. Сэкономить, впрочем, не удалось – первые субмарины типа Virginia обошлись налогоплательщикам в те же $2,8 млрд. за единицу.
Уже в ходе проектирования Virginia стало ясно, что прежняя концепция, ориентированная в первую очередь на противостояние ВМФ СССР, более не имеет смысла. Поэтому лодки с самого начала были предназначены для выполнения широкого круга задач, включая обеспечение спецопераций. Для этой цели АПЛ типа Virginia имеют соответствующее оборудование: необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой ПЛ.
Как и усовершенствованные АПЛ типа Los Angeles, эти лодки оснащены вертикальными пусковыми установками для пуска крылатых ракет Tomahawk. Основным вариантом КР Tomahawk для новой субмарины рассматривается новейшая модификация этой ракеты BGM-109 Tomahawk Block IV, позволяющая перенацеливать КР в полете. Ракета способна барражировать в ожидании приказа на атаку, что резко повышает гибкость этой системы вооружения.
ПЛАРБ Vanguard Королевских ВМС Великобритании
Великобритания
Программа строительства подводного флота Великобритании на сегодня вызывает множество вопросов, в том числе и в самой этой стране. Прежде всего, обсуждается возможность сокращения числа боеготовых ПЛАРБ в связи с общим курсом Великобритании на уменьшение собственного ядерного арсенала. В то же время, сами ПЛАРБ остаются единственным элементом британской системы ядерного сдерживания. В настоящее время в постройке для флота Ее Величества находится только одна серия многоцелевых субмарин – Astute. Их необходимость ясна: многоцелевые подлодки предполагается использовать для выполнения множества задач, включая поддержку специальных операций. Британские АПЛ достаточно "консервативны" по вооружению: в отличие от российских или американских, они не несут вертикальных пусковых установок для КР. Для запуска ракет при необходимости используются торпедные аппараты.
Проектирование лодок в Великобритании сосредоточено в одном центре – компании BAE Systems Submarine Solutions. После объединения c Vickers Shipbuilding and Engineering новый центр стал единственным в Великобритании разработчиком и строителем АПЛ. В ближайшее время эта монополия останется неизменной.
Новейшая многоцелевая АПЛ Astute Королевских ВМС Великобритании
Франция
Среди европейских стран-членов НАТО Франция обладает наиболее сильным флотом, превосходящим в том числе и ВМС традиционного соседа-соперника – Великобритании. Подводный флот Франции в настоящее время состоит из 10 атомных подлодок, четыре из которых – это новейшие ПЛАРБ типа Le Triomphant, а еще шесть – АПЛ типа Rubis, знаменитых тем, что являются самыми маленькими атомоходами в мире – 2600 т водоизмещения. Так же, как и в Великобритании, во Франции ПЛАРБ составляют основу сил ядерного сдерживания. Строительство лодок типа Le Triomphant велось последние 20 лет и явилось одной из главных и самых дорогостоящих французских военных программ. С завершением постройки новых ПЛАРБ, Франция переключилась на обновление парка нестратегических ПЛ, заложив серию АПЛ типа Barracuda.
Из числа ведущих ядерных держав Франция начала строительство АПЛ нового поколения последней: головная субмарина типа Barracuda, получившая имя Suffren, была заложена в 2007 г. Будучи вдвое крупнее Rubis (5300 т), она, тем не менее, является самой маленькой АПЛ в своем поколении, уступая по размерениям и водоизмещению и Virginia, и Astute, и "Северодвинску". Небольшие размеры лодки позволяют удешевить постройку.
От Rubis новая лодка наследует конструкцию главной энергетической установки с полным электродвижением, что значительно уменьшает шумность на средних скоростях (10-20 узлов) по сравнению с аналогами, оснащенными классическими турбозубчатыми агрегатами.
Suffren, как и остальные ее "ровесники", является многоцелевой лодкой, ориентированной на выполнение широкого круга задач, включая проведение специальных операций. Для этой цели предусматривается помещение для группы легководолазов и стыковочный узел для подводных аппаратов. Французская субмарина, как и английская, не будет оснащена вертикальными пусковыми установками для крылатых ракет. Все виды средств поражения, включая и крылатые ракеты, будет запускаться через торпедные аппараты АПЛ.
ПЛАРБ Le Triomphant ВМС Франции
Для новой программы строительства характерен весьма длительный срок реализации: шесть лодок планируется ввести в строй за 10 лет. При этом головная лодка, заложенная в 2007 г., должна войти в строй в 2017 г.
Проектирование и строительство атомных подлодок во Франции так же, как и в других ведущих странах, монополизировано: этой работой занимается корпорация DCNS – главная судостроительная компания страны, предлагающая проекты кораблей всех основных классов.
Атомная подводная лодка Perle типа Rubis ВМС Франции
Китай
Китай обзавелся собственным атомным подводным флотом позже всех остальных великих держав. Становление атомного подплава в этой стране проходило довольно трудно. Так, разработка и строительство первых китайских АПЛ проекта 091 (тип "Хань") сопровождались значительными трудностями как инженерными – создание субмарин с атомной энергетикой для Китая 70-х годов прошлого века было очень трудной задачей, так и политическими – среди конструкторов активно искали "врагов народа". По этим причинам первые китайские АПЛ так и не стали полноценными боевыми единицами. Они отличаются высокими уровнями шумности, плохими характеристиками гидроакустического оборудования и недостаточным уровнем биозащиты. То же относится и к ПЛАРБ проекта 092 (тип "Ся"). Единственная находящаяся в строю лодка этого типа за 30 лет совершила только один выход на боевую службу, проведя значительную часть карьеры в ремонтах. Второй ракетоносец типа "Ся", по некоторым сведениям, был потерян в результате аварии в 1987 г.
Строительство ПЛАРБ нового проекта, известного также как тип "Цзинь", началось в 1999 г. Сведений о нем немного – Китай засекречивает свои разработки в этой сфере едва ли не круче СССР. Это довольно компактная лодка с подводным водоизмещением менее 10000 т, вооруженная двенадцатью баллистическими ракетами с дальностью стрельбы более 8000 км. Таким образом, лодки типа "Цзинь" стали первыми ПЛАРБ Китая, способными нанести удар по территории США, находясь в западной части Тихого океана под защитой собственного флота и ВВС. Специалисты полагают, что Китай планирует получить 5 ПЛАРБ типа "Цзинь" с тем, чтобы в следующем десятилетии перейти к постройке перспективных ПЛАРБ типа "Тан" (проект 096), имеющих на борту по 24 ракеты. Таким образом, можно констатировать устойчивую тенденцию роста значимости МСЯС в ядерной триаде Китая.
ПЛАРБ типа 094 ВМС НОАК
Проблемы с эксплуатацией лодок типа "Хань" побудили Китай к разработке более совершенного проекта, получившего индекс 093 (тип "Шань"). Строительство головной лодки нового типа началось в 2001 г. Субмарины проекта 093, хоть и крупнее лодок типа "Хань", также довольно компактны, и отличаются более совершенным оборудованием. С 2006 по 2010 гг. были введены в строй две новых подлодки, но, как и у предшественников, в ходе эксплуатации этих субмарин возникли проблемы. По имеющейся скудной информации, они также связаны с шумностью энергетической установки и возможностями оборудования. В результате в Китае немедленно началась разработка модифицированного проекта, обозначенного как 095, который, сохраняя основные размерения и ТТХ проекта 093, стал бы значительно тише и надежнее. Строительство новых субмарин должно начаться уже в ближайшие годы.
Как и в ведущих атомных державах, разработка и производство АПЛ в Китае сосредоточены в одних руках: главным строителем кораблей этого класса является судоверфь Бохай в Желтом море.
Сложно сказать, насколько быстро Китай способен преодолеть свое отставание в создании полноценных АПЛ, измеряемое десятками лет, но, во всяком случае, разработка новых и новых проектов субмарин демонстрирует настойчивое стремление преодолеть этот разрыв.
Многоцелевая АПЛ типа 093 ВМС НОАК
Индия
Индия давно проявляла интерес к строительству АПЛ. Первой атомной субмариной в составе ВМС этой страны стала арендованная у СССР лодка К-43, получившая наименование Chakra. Ходившая под флагом Индии четыре года – с декабря 1984 г. по март 1989 г., лодка стала не только кузницей кадров для ВМС этой страны – несколько человек из экипажа лодки дослужились до адмиральских званий, но и источником ценной технической информации.
Эта информация была использована Индией при создании первой АПЛ собственного проекта, получившего имя Arihant ("Убийца врагов"). О новом приобретении индийского флота неизвестно почти ничего кроме того, что головная лодка Arihant была спущен на воду в июле 2009 г., а ее основное вооружение составляют оперативно-тактические ракеты Sagarika с дальностью стрельбы 700 км. В целом лодка объединяет в себе черты многоцелевой АПЛ и ПЛАРБ, что логично в условиях ограниченных возможностей страны. При этом Индия не отказывается и от зарубежной помощи – например, от аренды российской АПЛ "Нерпа" проекта 971.
Атомная подводная лодка Arihant ВМС Индии
Бразилия и другие
Бразилия еще не вошла в круг стран, располагающих атомными подводными лодками. Но в этой стране ведется разработка собственной АПЛ. Местные корабелы опираются на франко-испанский проект дизель-электрической субмарины Scorpene, в котором использован ряд технологий, позаимствованных у перспективной АПЛ Barracuda. Сроки реализации проекта пока не называются, но вряд ли Бразилия получит первую АПЛ раньше 2020 г.
Недавно появились сообщения, что и Аргентина планирует обзавестись атомными субмаринами. В качестве АПЛ предполагается достроить дизель-электрическую подлодку немецкой разработки.
НАПЛ U31 типа 212А ВМС ФРГ
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПО СКРОМНОЙ ЦЕНЕ
Атомный подводный флот был и остается дорогостоящей игрушкой. Политические ограничения практически исключают возможность свободной продажи АПЛ на международном рынке оружия. Субмарины с дизельными энергетическими установками, таким образом, остаются единственным вариантом укомплектования подводных сил для большинства флотов мира.
В разгар "холодной войны" дизельные подлодки считались "оружием бедных". Они были значительно дешевле АПЛ и столь же значительно уступали им по боевым возможностям. Малая дальность плавания "в бесшумном режиме" на электромоторах, высокая шумность при движении в режиме РДП (работа дизеля под водой) и другие недостатки делали дизельные лодки "субмаринами второго сорта".
Наиболее характерными представителями нового поколения ДЭПЛ, которые теперь чаще называют неатомными подводными лодками (НАПЛ), являются российские субмарины проектов 877, 636 и 677, немецкие типов 212 и 214, франко-испанские типа Scorpene.
От статуса лодок "второго сорта" неатомные субмарины избавились после окончания "холодной войны". Для них характерны малошумные двигатели, аккумуляторные батареи повышенной емкости, вспомогательные воздухонезависимые энергетические установки, автоматические системы боевого управления и другие усовершенствования.
НАПЛ Papanikolis типа 214 ВМС Греции
По ряду параметров неатомные подводные лодки приблизились и даже превзошли субмарины с ядерными реакторами. Прежде всего, это касается скрытности – современные НАПЛ на электромоторах способны двигаться под водой намного тише, чем ядерные подлодки с турбинными установками, которые, впрочем, сохраняют подавляющее превосходство по длительности подводного плавания, особенно на высоких скоростях.
НАПЛ третьего поколения оснащаются автоматизированными системами боевого управления, объединяющими средства обнаружения и системы управления вооружением субмарин. В отличие от атомных многоцелевых подводных лодок, средства обнаружения которых ориентированы, в первую очередь, на подводные цели, перед НАПЛ ставятся в основном противокорабельные задачи.
Одной из особенностей современного рынка неатомных подлодок является широкая международная кооперация по проектированию и строительству субмарин. Собственное строительство неатомных подлодок без привлечения зарубежных комплектующих ведут в настоящий момент только Россия и Германия. Остальные страны, строящие подводные лодки, привлекают помощь из-за рубежа в виде покупки лицензий, оборудования или совместной разработки проектов.
Неатомные подводные лодки являются дешевым и вместе с тем чрезвычайно эффективным средством вооруженной борьбы. Стоимость одной НАПЛ составляет в зависимости от проекта и комплектации $150-300 млн. (цена современной атомной многоцелевой субмарины находится в диапазоне $1,2-2,5 млрд.). Их вооружение позволяет бороться с боевыми надводными кораблями и подводными лодками, противодействовать транспортным перевозкам и десантным операциям противника, осуществлять минные постановки и специальные операции. Вооруженная торпедами и противокорабельными ракетами субмарина, имеющая необходимый запас продовольствия и воды, способна действовать в одиночку против превосходящих сил противника.
В результате, спрос на подводные лодки, новые и подержанные, продолжает оставаться высоким. Наиболее активно приобретают подводные лодки ВМС стран Азиатско-Тихоокеанского региона. После сокращения в конце прошлого века, вновь активизировали постройку субмарин страны Европы. Новейшие подводные лодки являются не только оружием, но и символом престижа, таким же, каким в надводном флоте являются авианесущие корабли.
ДЭПЛ Carrera типа Scorpene ВМС Чили
Круг экспортеров дизельных ПЛ в настоящее время крайне ограничен и фактически исчерпывается тремя странами: Россией, Германией и Францией. Россия предлагает на рынке, главным образом, проверенный временем проект 636 – развитие известной "Варшавянки", Германия – проект 214, экспортную версию ПЛ U-212, строящихся для ВМС ФРГ и Италии, Франция – созданный совместно с Испанией проект Scorpene.
Германия, чьи НАПЛ считаются лучшими субмаринами нового поколения, сохраняет лидерство на международном рынке ПЛ. По данным ЦАМТО, в 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 11 НАПЛ немецкой постройки стоимостью более $3 млрд., портфель заказов на 2010-2013 гг. составляет девять новых НАПЛ на сумму $3,826 млрд.
Россия занимает вторую позицию: в 2006-2009 гг. две ПЛ поставлены Алжиру, в ближайшие три года еще шесть лодок должны быть переданы ВМС Вьетнама. Готовится контракт на поставку российских субмарин в Индонезию. Тройку мировых лидеров, по данным ЦАМТО, замыкает Франция. В 2006-2009 гг. за рубеж было поставлено три НАПЛ стоимостью $937 млн., в 2010-2013 гг. должны быть проданы четыре новые лодки на сумму почти $2 млрд.
Следует отметить, что экспортный вариант новейшей российской субмарины проекта 677 пока не вышел на рынок. Во многом это объяснятся техническими проблемами, с которыми Россия столкнулась при строительстве и испытаниях головной подлодки "Санкт-Петербург". В результате, проект 636 продвигается не только на внешний, но и на внутренний рынок: три лодки этого типа заказаны для ВМФ России.
В перспективе спрос на подлодки будет расти, равно как и значение морского сектора рынка вооружений в целом. Одной из главных причин такого роста является увеличение экономического значения Мирового океана. Рост населения Земли, постепенное истощение природных ресурсов на континентах и развитие технологий приводят к более активному освоению биологических и минеральных ресурсов шельфа. Свое влияние оказывает и рост объема международных морских перевозок. Следствием становятся политические споры за те или иные участки морской поверхности и дна, за ключевые острова и проливы. В этих условиях государства, стремящиеся защитить свои интересы на море, опираются на военно-морской флот, за века существования доказавший свою эффективность в качестве боевой силы и инструмента политического влияния.
Автор Илья КРАМНИК
По материалам http://oborona.ru
Немає коментарів:
Дописати коментар