Валерий Марьин: «На 56-е сутки нашего пребывания в океане произошла авария атомного реактора. Всплыть мы не могли — над нами были льды…»
Справка «ИТ». Валерий Тимофеевич Марьин родился в 1946 году в Запорожье. В 1969 году окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Специальность – «Эксплуатация атомных энергетических установок». Более 20 лет служил на подводных атомных лодках Северного флота. Участник 17 боевых походов, или автономных плаваний, каждое из которых длилось около трех месяцев. Во время ликвидации аварии на атомном реакторе получил высокую дозу облучения. В настоящее время – пенсионер, возглавляет Запорожский союз ветеранов ядерных испытаний.
— Валерий Тимофеевич, что представляло собой боевое судно, на котором вы служили?
— Это подводная атомная лодка второго поколения, построенная в 1967 году. Иначе ее еще называли ракетным подводным крейсером стратегического назначения.
— Но крейсер – это что-то очень большое, это уже не лодка…
— Технические и боевые характеристики нашей К-210 были довольно внушительны. Длина – более 120 метров и водоизмещение 12,5 тысяч тонн. На ее борту было 16 баллестических ракет. Да и расстояния, которые мы преодолевали в походах, измерялись тысячами миль. Наша задача состояла в том, чтобы спрятаться от всех в Мировом океане и ждать указаний о применении ракетно-ядерного оружия.
— Указаний от кого?
— От Генерального штаба Военно-морского флота СССР.
— Куда были нацелены ракеты?
— На Америку и Европу. Это было связано с международной обстановкой. Если помните, Рональд Рейган поставил в Европе «Першинги» – новые крылатые ракеты. Сразу нарушился паритет оружия. Пришлось чаще ходить в море нам, подводникам. И направлять советские атомные боеголовки против американских «Першингов».
— То есть вы прятались в Атлантическом океане и оттуда собирались нанести удар по Америке и Европе в случае необходимости?— Совершенно верно.
— Сколько советских подводных лодок противостояли «Першингам»?
— Целая флотилия подводных кораблей, лодок нашего типа. Потом уже их сменили другие, более современные — БДР и БДРМ. Они и сегодня стоят на вооружении. Когда они появились, то на флоте ходила такая «утка». Будто Брежнев позвонил Рейгану и говорит: «Ну что ты меня пугаешь? Я могу теперь послать ракету в твою спальню в Белом доме через форточку».
— Что, такая высокая точность попадания была у наших ракет?
— Точность была поразительная. Скажем, они стреляли, находясь недалеко от Гренландии, по цели, которая находилась в районе Норильска. Это тысячи километров. Чтобы получить оценку «отлично», надо было попасть в круг радиусом всего пять метров. Там стоял закопанный в землю телеграфный столб. Это была цель. И часто попадали в круг на «отлично». А иногда даже сбивали столб. И когда было необходимо запускать космический зонд (при этом требуется большая точность), – его запускали с лодки БДРМ. Потому что с наземных установок с такой точностью не запустили бы.
— Вы в море выходили часто?
— Часто, особенно в последние годы. Это было связано, как я уже говорил, с появлением в Европе американских «Першингов». Я бывал в 17 боевых походах. За первые семь лет моей подводной службы я отходил четыре «автономки», за последующие четыре года – шесть служб, а за три последних – 7. Естественно, это сказалось и на нашем здоровье, и, конечно, на изнашивании оборудования кораблей, участились случаи аварий. Одна из таких аварий случилась и на К-210, где мне пришлось заниматься ее ликвидацией.
— Расскажите об этом подробнее.
— Наша лодка должна была идти на ремонт. Максимальная выработка основного оборудования корабля – 40 тысяч часов. Мы вышли в море на 44-й тысяче. Нас выпустили в море на 30-е сутки. И где-то на 25-е сутки нам продлили поход еще на 30 суток.
— И оборудование не выдержало?
— Да, на 56-е сутки похода случилась авария: не выдержала система парагенераторов. Первый очень активный контур смешался с водой и стал попадать в воду второго контура, в пар.
— Чем это грозило?
— В энергетических отсеках повысился уровень радиации.
— И все это под водой, в море?
— Разумеется. Всплыть мы не могли, над нами были льды. Несмотря на то, что предельная глубина у корабля 380 метров, мы больше чем на 200 метров погружаться не могли.
— Сколько времени продолжалась ликвидация аварии?
— Пять суток. Ликвидация заключалась в том, что заглушили реактор. На лодке было два реактора. Один заглушили, а другой работал на две паротурбинные установки. Мы остались без резерва по пару. А подо льдами нужно работать только в двубортном варианте, то есть, должно работать все.
— В общем, радиации вы там изрядно хватили?
— Более чем достаточно. Для того чтобы не нервничать по этому поводу, я не менял дозиметр. Как он забился полностью, так я его и оставил. И когда мне стало нужно получить статус чернобыльца, я обратился за справкой к начальнику дозиметрической службы базы. Он посмотрел и говорит: «Тебе не поверят, что у тебя была такая доза». У меня было 140 бэр (биологический эквивалент рентгена). Хотя норма в Чернобыле была 50 бэр.
— Почти в 3 раза выше… А средства защиты какие-то были при ликвидации аварии?
— Если мы там работали пять суток, устраняя неисправности, какая там может быть защита? За пять суток я ни разу не ел – некогда было. Не спал, конечно. На пятые сутки поднимался по трапу, упал и уснул. Меня моряки подняли.
— Какая обстановка была в коллективе экипажа в это время?
— Непростая. Не все вели себя адекватно. Тогда здорово сработал замполит, молодой парень. Мы с ним дружим до сих пор. Он сейчас живет в Киеве – Виктор Шмаков – в то время он был капитан-лейтенантом. Он не испугался аварии, пришел в отсек, хотя не обязан был этого делать. А помощник командира побоялся спускаться в отсек. Он должен был организовывать питание личного состава.
— Вы имеете в виду отсек, в котором случилась авария?
— Конечно. На первой палубе авария, а наверху люди. Отсек состоит из трех палуб. С людьми надо было работать. Мне было некогда – я занимался аварией. И Виктор Шмаков взял все на себя.
— За ликвидацию аварии получили награду?
— Получил… Неполное служебное соответствие от командующего флотом и строгий выговор от главкома Черновина. Затем возбудили уголовное дело, потому что сумма убытка составила 16 млн. рублей.
— Но вы-то тут причем?
— А как же, я – главный инженер-механик, командир электромеханической боевой части лодки. С меня и спрос. Была создана очень солидная комиссия, причем многоотраслевая. В основном из представителей науки и промышленности: конструкторы, разработчики, промышленники, представители Института коррозии металлов и т.д. От флота в комиссии были заместитель командира бригады по электромеханической боевой части и я.
— Личный состав лодки сильно пострадал от аварии?
— Люди практически не пострадали. Высокие дозы радиации получили я и командир турбинной группы Саша Бондарь. Мы вынуждены были там находиться. Очень долго не могли найти причину, откуда идет соль, то есть, как в систему проникает морская вода. А причина была в том, что корабль выработал свой ресурс.
— Но комиссия такое заключение не сделала?
— Сделала. Комиссия, должен сказать, сделала очень объективное заключение. В ее акте была сделана такая запись: «Действия личного состава к развитию аварии не привели».
— Стало быть, вас оправдали?
— Да, уголовное дело было прекращено. А через две недели главком Черновин лично позвонил мне и говорит: «Ну что, твоя душенька успокоилась? Ты же понимаешь – порядок есть порядок».
— В семидесятые годы много говорили об аварии на подводной атомной лодке «Комсомолец». Что там случилось, знаете?
— Я проходил стажировку на лодке К-8. Это та самая подводная лодка, которая погибла в марте 1970 года. Я уже был в учебном центре. Она погибла в Бискайском заливе: случился пожар. Погибли процентов тридцать личного состава. Есть такой фильтр ФМТ-200Г – он пожароопасный и очень боится масла. Пожар возник потому, что в системе гидравлики произошла утечка масла, которое попало на этот фильтр. И он вспыхнул.
— Кто-то пришел им на помощь?
— Они всплыли в надводное положение. Успели выбросить плотики. Часть личного состава эвакуировали. А потом лодка потеряла продольную остойчивость и затонула. Не устойчивость, а именно остойчивость. Моряки-профессионалы только так говорят. Это технический термин.
— Два-три месяца в походах, под водой. Нельзя, наверное, было остаться незамеченным — американцы вас пеленговали?
— Конечно. Во-первых, у них были противолодочные рубежи и система СОСУС, которая перекрывала и прослушивала Атлантический океан до экватора. Вот когда с «Курском» случилась беда, они, говорят, узнали об этом от сейсмологов. Думаю, что СОСУС прослушивала. Такие системы очень мощные.
— То есть американцы знали о вашем местопребывании?
— Нет. Все это было покрыто тайной. Но они нас могли обнаружить. Мы всплывали для определения места, нам давался коридор: тысячу миль в одну сторону, тысячу – в другую. Это нейтральные воды. И они там могли ходить. Они нас ищут — нашли. Мы это заметили. Начинается отрыв от слежения.
— Удавалось это сделать?
— Удавалось.
— А вы за ними гонялись?
— Этим занимались многоцелевые противолодочные корабли. Наша задача, напротив, заключалась в том, чтобы скрыться, затаиться. Чтобы с того места можно было применить оружие.
— Атомное оружие вы, конечно, не применяли. Иначе об этом знал бы весь мир.
— Применения оружия не было. Если вам кто-то будет рассказывать, что на подводных лодках применялось атомное оружие – не верьте. По крайней мере, официально это не признано.
— А столкновения наших подлодок с американскими случались?
— Была у нас на Тихом океане такая дизель-электрическая подводная лодка К-129. Это была первая советская подлодка, вооруженная баллистическими ракетами. Лодка при очередной зарядке аккумуляторной батареи вышла на связь, и вдруг связь пропала. Потом ее подняли американцы с очень большой глубины, по-моему, более 5 тысяч метров.
— По просьбе советского правительства?
— Никакой просьбы. Это была супертайна. Когда ее поднимали, обломилась кормовая часть и ушла на грунт. Носовую часть лодки подняли, а погибших моряков похоронили с соответствующими почестями.
— Вся команда погибла?
— Все погибли. Я считаю, что за ней следила американская атомная подводная лодка. Многие опытные подводники полагают, что в случае с К-129 речь идет исключительно о столкновении лодок. Американцы столкнулись с ней просто при маневрировании. Поэтому лодка получила повреждение и затонула. Она была по водоизмещению меньше, чем американская. Лично я думаю, что американцы применили торпедное оружие…
— Как расценивалось, что американцы поднимали ее без разрешения советской стороны?
— Об этом стало известно значительно позже, после операции. Все это делалось тайно. Американцы хотели посмотреть, какое ракетное оружие имеется в СССР. На ней были одна или две ракеты. Я считаю, что американцы утопили К-129, поскольку найти в океане затонувшую лодку очень и очень сложно. А они знали, где она затонула.
— А вообще много подводных лодок в то время тонуло?
— Атомных мало. Атомные лодки начали тонуть с приходом массовой демократии, когда начался отток средств, предназначенных для армии. Деньги пошли по карманам. Армия – не донор. Она не выдает деньги, а только потребляет.
— Это подводная атомная лодка второго поколения, построенная в 1967 году. Иначе ее еще называли ракетным подводным крейсером стратегического назначения.
— Но крейсер – это что-то очень большое, это уже не лодка…
— Технические и боевые характеристики нашей К-210 были довольно внушительны. Длина – более 120 метров и водоизмещение 12,5 тысяч тонн. На ее борту было 16 баллестических ракет. Да и расстояния, которые мы преодолевали в походах, измерялись тысячами миль. Наша задача состояла в том, чтобы спрятаться от всех в Мировом океане и ждать указаний о применении ракетно-ядерного оружия.
— Указаний от кого?
— От Генерального штаба Военно-морского флота СССР.
— Куда были нацелены ракеты?
— На Америку и Европу. Это было связано с международной обстановкой. Если помните, Рональд Рейган поставил в Европе «Першинги» – новые крылатые ракеты. Сразу нарушился паритет оружия. Пришлось чаще ходить в море нам, подводникам. И направлять советские атомные боеголовки против американских «Першингов».
— То есть вы прятались в Атлантическом океане и оттуда собирались нанести удар по Америке и Европе в случае необходимости?— Совершенно верно.
— Сколько советских подводных лодок противостояли «Першингам»?
— Целая флотилия подводных кораблей, лодок нашего типа. Потом уже их сменили другие, более современные — БДР и БДРМ. Они и сегодня стоят на вооружении. Когда они появились, то на флоте ходила такая «утка». Будто Брежнев позвонил Рейгану и говорит: «Ну что ты меня пугаешь? Я могу теперь послать ракету в твою спальню в Белом доме через форточку».
— Что, такая высокая точность попадания была у наших ракет?
— Точность была поразительная. Скажем, они стреляли, находясь недалеко от Гренландии, по цели, которая находилась в районе Норильска. Это тысячи километров. Чтобы получить оценку «отлично», надо было попасть в круг радиусом всего пять метров. Там стоял закопанный в землю телеграфный столб. Это была цель. И часто попадали в круг на «отлично». А иногда даже сбивали столб. И когда было необходимо запускать космический зонд (при этом требуется большая точность), – его запускали с лодки БДРМ. Потому что с наземных установок с такой точностью не запустили бы.
— Вы в море выходили часто?
— Часто, особенно в последние годы. Это было связано, как я уже говорил, с появлением в Европе американских «Першингов». Я бывал в 17 боевых походах. За первые семь лет моей подводной службы я отходил четыре «автономки», за последующие четыре года – шесть служб, а за три последних – 7. Естественно, это сказалось и на нашем здоровье, и, конечно, на изнашивании оборудования кораблей, участились случаи аварий. Одна из таких аварий случилась и на К-210, где мне пришлось заниматься ее ликвидацией.
— Расскажите об этом подробнее.
— Наша лодка должна была идти на ремонт. Максимальная выработка основного оборудования корабля – 40 тысяч часов. Мы вышли в море на 44-й тысяче. Нас выпустили в море на 30-е сутки. И где-то на 25-е сутки нам продлили поход еще на 30 суток.
— И оборудование не выдержало?
— Да, на 56-е сутки похода случилась авария: не выдержала система парагенераторов. Первый очень активный контур смешался с водой и стал попадать в воду второго контура, в пар.
— Чем это грозило?
— В энергетических отсеках повысился уровень радиации.
— И все это под водой, в море?
— Разумеется. Всплыть мы не могли, над нами были льды. Несмотря на то, что предельная глубина у корабля 380 метров, мы больше чем на 200 метров погружаться не могли.
— Сколько времени продолжалась ликвидация аварии?
— Пять суток. Ликвидация заключалась в том, что заглушили реактор. На лодке было два реактора. Один заглушили, а другой работал на две паротурбинные установки. Мы остались без резерва по пару. А подо льдами нужно работать только в двубортном варианте, то есть, должно работать все.
— В общем, радиации вы там изрядно хватили?
— Более чем достаточно. Для того чтобы не нервничать по этому поводу, я не менял дозиметр. Как он забился полностью, так я его и оставил. И когда мне стало нужно получить статус чернобыльца, я обратился за справкой к начальнику дозиметрической службы базы. Он посмотрел и говорит: «Тебе не поверят, что у тебя была такая доза». У меня было 140 бэр (биологический эквивалент рентгена). Хотя норма в Чернобыле была 50 бэр.
— Почти в 3 раза выше… А средства защиты какие-то были при ликвидации аварии?
— Если мы там работали пять суток, устраняя неисправности, какая там может быть защита? За пять суток я ни разу не ел – некогда было. Не спал, конечно. На пятые сутки поднимался по трапу, упал и уснул. Меня моряки подняли.
— Какая обстановка была в коллективе экипажа в это время?
— Непростая. Не все вели себя адекватно. Тогда здорово сработал замполит, молодой парень. Мы с ним дружим до сих пор. Он сейчас живет в Киеве – Виктор Шмаков – в то время он был капитан-лейтенантом. Он не испугался аварии, пришел в отсек, хотя не обязан был этого делать. А помощник командира побоялся спускаться в отсек. Он должен был организовывать питание личного состава.
— Вы имеете в виду отсек, в котором случилась авария?
— Конечно. На первой палубе авария, а наверху люди. Отсек состоит из трех палуб. С людьми надо было работать. Мне было некогда – я занимался аварией. И Виктор Шмаков взял все на себя.
— За ликвидацию аварии получили награду?
— Получил… Неполное служебное соответствие от командующего флотом и строгий выговор от главкома Черновина. Затем возбудили уголовное дело, потому что сумма убытка составила 16 млн. рублей.
— Но вы-то тут причем?
— А как же, я – главный инженер-механик, командир электромеханической боевой части лодки. С меня и спрос. Была создана очень солидная комиссия, причем многоотраслевая. В основном из представителей науки и промышленности: конструкторы, разработчики, промышленники, представители Института коррозии металлов и т.д. От флота в комиссии были заместитель командира бригады по электромеханической боевой части и я.
— Личный состав лодки сильно пострадал от аварии?
— Люди практически не пострадали. Высокие дозы радиации получили я и командир турбинной группы Саша Бондарь. Мы вынуждены были там находиться. Очень долго не могли найти причину, откуда идет соль, то есть, как в систему проникает морская вода. А причина была в том, что корабль выработал свой ресурс.
— Но комиссия такое заключение не сделала?
— Сделала. Комиссия, должен сказать, сделала очень объективное заключение. В ее акте была сделана такая запись: «Действия личного состава к развитию аварии не привели».
— Стало быть, вас оправдали?
— Да, уголовное дело было прекращено. А через две недели главком Черновин лично позвонил мне и говорит: «Ну что, твоя душенька успокоилась? Ты же понимаешь – порядок есть порядок».
— В семидесятые годы много говорили об аварии на подводной атомной лодке «Комсомолец». Что там случилось, знаете?
— Я проходил стажировку на лодке К-8. Это та самая подводная лодка, которая погибла в марте 1970 года. Я уже был в учебном центре. Она погибла в Бискайском заливе: случился пожар. Погибли процентов тридцать личного состава. Есть такой фильтр ФМТ-200Г – он пожароопасный и очень боится масла. Пожар возник потому, что в системе гидравлики произошла утечка масла, которое попало на этот фильтр. И он вспыхнул.
— Кто-то пришел им на помощь?
— Они всплыли в надводное положение. Успели выбросить плотики. Часть личного состава эвакуировали. А потом лодка потеряла продольную остойчивость и затонула. Не устойчивость, а именно остойчивость. Моряки-профессионалы только так говорят. Это технический термин.
— Два-три месяца в походах, под водой. Нельзя, наверное, было остаться незамеченным — американцы вас пеленговали?
— Конечно. Во-первых, у них были противолодочные рубежи и система СОСУС, которая перекрывала и прослушивала Атлантический океан до экватора. Вот когда с «Курском» случилась беда, они, говорят, узнали об этом от сейсмологов. Думаю, что СОСУС прослушивала. Такие системы очень мощные.
— То есть американцы знали о вашем местопребывании?
— Нет. Все это было покрыто тайной. Но они нас могли обнаружить. Мы всплывали для определения места, нам давался коридор: тысячу миль в одну сторону, тысячу – в другую. Это нейтральные воды. И они там могли ходить. Они нас ищут — нашли. Мы это заметили. Начинается отрыв от слежения.
— Удавалось это сделать?
— Удавалось.
— А вы за ними гонялись?
— Этим занимались многоцелевые противолодочные корабли. Наша задача, напротив, заключалась в том, чтобы скрыться, затаиться. Чтобы с того места можно было применить оружие.
— Атомное оружие вы, конечно, не применяли. Иначе об этом знал бы весь мир.
— Применения оружия не было. Если вам кто-то будет рассказывать, что на подводных лодках применялось атомное оружие – не верьте. По крайней мере, официально это не признано.
— А столкновения наших подлодок с американскими случались?
— Была у нас на Тихом океане такая дизель-электрическая подводная лодка К-129. Это была первая советская подлодка, вооруженная баллистическими ракетами. Лодка при очередной зарядке аккумуляторной батареи вышла на связь, и вдруг связь пропала. Потом ее подняли американцы с очень большой глубины, по-моему, более 5 тысяч метров.
— По просьбе советского правительства?
— Никакой просьбы. Это была супертайна. Когда ее поднимали, обломилась кормовая часть и ушла на грунт. Носовую часть лодки подняли, а погибших моряков похоронили с соответствующими почестями.
— Вся команда погибла?
— Все погибли. Я считаю, что за ней следила американская атомная подводная лодка. Многие опытные подводники полагают, что в случае с К-129 речь идет исключительно о столкновении лодок. Американцы столкнулись с ней просто при маневрировании. Поэтому лодка получила повреждение и затонула. Она была по водоизмещению меньше, чем американская. Лично я думаю, что американцы применили торпедное оружие…
— Как расценивалось, что американцы поднимали ее без разрешения советской стороны?
— Об этом стало известно значительно позже, после операции. Все это делалось тайно. Американцы хотели посмотреть, какое ракетное оружие имеется в СССР. На ней были одна или две ракеты. Я считаю, что американцы утопили К-129, поскольку найти в океане затонувшую лодку очень и очень сложно. А они знали, где она затонула.
— А вообще много подводных лодок в то время тонуло?
— Атомных мало. Атомные лодки начали тонуть с приходом массовой демократии, когда начался отток средств, предназначенных для армии. Деньги пошли по карманам. Армия – не донор. Она не выдает деньги, а только потребляет.
Немає коментарів:
Дописати коментар