субота, лютого 05, 2011

Воспоминание подводника о столкновении с "Адмирал Ушаков"( окончание)

У командира Швиденко, небыло высокопоставленного отца, который может решить по телефону даже такие проблемы, как выход в море. Его не было уже с 1964 года, мой дед даже так и не узнал, что отец поступил в военно-морское училище. Уехав из деревни с 50 рублями в кармане и зубной щеткой- "выходить в люди". 
Старшим помошником прикомандировывают кап.3 ранга Курова (зять Главкома Чернавина). 

Все шло по плану пока не дошло дело до занятия места в районе стрельб. Контр-адмирал Ф-в., являясь старшим на учениях занял на другой Пл северный район полигона, Б-166 оставил в южной части. Заметка: вопреки плану учений утвержденному командующим флота просто так. 
Ввиду, что метеоусловия ухудшались после 00.00 вообще пришло радио о отмене учений. На Б-255 этого не знали. Т.к. всплыв на основной сеанс связи командир получил утверждение плана и "погрузился до...". Информация о отмене учений пошла уже в промежуочные сеансы связи, на которые Б-255 всплывать было не обязательно. На ПЛ о отмене учений не знали. Дальше трагическое, если можно так сказать, стечение обстоятельств. БПК "Адмирал Нахимов" вообще классифицировали, как РТ. КБР Б-255 дал на утверждение командиру неправильные КПДЦ и классификацию целей, а Нахимова в последние минуты вообще не слышали. Куров (СПК) долго уговаривал командира всплыть на перископ, чтобы выяснить обстановку. Швиденко был очень осторожным и опытным командиром, лишний раз не всплывал никогда. Поддавшись на уговоры старпома и получив от КБР и от него данные по целям все таки дал добро всплыть на перископ. 
Маленькое отступление: 
Когда уже все случилось и Б-255 шла в Оленью старпом попросил командира еще раз посмотреть черновой вахтенный журнал(уже опечатанный) мол подготовиться к разбору. Командир разрешил. Потом, когда начался разбор командир не веря своим глазам увидел запись о цели (как раз и являющейся БПК Нахимов). Посмотрел на страпома, тот отвел глаза в сторону. Швиденко ничего не сказал, на этот счет, ни ему, ни правительственной комиссии. Потом, через много лет, когда старпом уже был командиром дивизии и ему сообщил наш общий знакомый о том, что 1 ранга Швиденко умер, у Курова выступили слезы. Совсем честные слезы. Слезы человека у которого есть совесть и который чувствовал вину перед бывшим командиром.
Как расказывал отец, как только поднялся перископ, прямо перед собой он увидел огни. Сердце дрогнуло. Скомандовал срочное погружение. Лодка пошла в низ с диферентом на нос. Т.к. море было горбатое "булба" на хвосту осушилась и затормозила скорость погружения. Не хватило буквально несколько секунд. В центральном глубиномер показывал 16 метров. Командир облегченно вздохнул. В этот момент- удар. Потом всплытие, радио о аварии, переход в базу. Что переживает в такие моменты командир, знает только он. С момента всплытия до прихода в базу отец выкурил блок сигарет. Попросил у кого то из экипажа. Хотя за пол года до этого в санатории Хоста торжественно бросил курить. У командира Швиденко, небыло высокопоставленного отца, который может решить по телефону даже такие проблемы, как выход в море. Его не было уже с 1964 года, мой дед даже так и не узнал, что отец поступил в военно-морское училище. Уехав из деревни с 50 рублями в кармане и зубной щеткой- "выходить в люди". 
Старшим помошником прикомандировывают кап.3 ранга Курова (зять Главкома Чернавина). 
Все шло по плану пока не дошло дело до занятия места в районе стрельб. Контр-адмирал Ф-в., являясь старшим на учениях занял на другой Пл северный район полигона, Б-166 оставил в южной части. Заметка: вопреки плану учений утвержденному командующим флота просто так. 
Ввиду, что метеоусловия ухудшались после 00.00 вообще пришло радио о отмене учений. На Б-255 этого не знали. Т.к. всплыв на основной сеанс связи командир получил утверждение плана и "погрузился до...". Информация о отмене учений пошла уже в промежуочные сеансы связи, на которые Б-255 всплывать было не обязательно. На ПЛ о отмене учений не знали. Дальше трагическое, если можно так сказать, стечение обстоятельств. БПК "Адмирал Нахимов" вообще классифицировали, как РТ. КБР Б-255 дал на утверждение командиру неправильные КПДЦ и классификацию целей, а Нахимова в последние минуты вообще не слышали. Куров (СПК) долго уговаривал командира всплыть на перископ, чтобы выяснить обстановку. Швиденко был очень осторожным и опытным командиром, лишний раз не всплывал никогда. Поддавшись на уговоры старпома и получив от КБР и от него данные по целям все таки дал добро всплыть на перископ. 
Маленькое отступление: 
Когда уже все случилось и Б-255 шла в Оленью старпом попросил командира еще раз посмотреть черновой вахтенный журнал(уже опечатанный) мол подготовиться к разбору. Командир разрешил. Потом, когда начался разбор командир не веря своим глазам увидел запись о цели (как раз и являющейся БПК Нахимов). Посмотрел на страпома, тот отвел глаза в сторону. Швиденко ничего не сказал, на этот счет, ни ему, ни правительственной комиссии. Потом, через много лет, когда старпом уже был командиром дивизии и ему сообщил наш общий знакомый о том, что 1 ранга Швиденко умер, у Курова выступили слезы. Совсем честные слезы. Слезы человека у которого есть совесть и который чувствовал вину перед бывшим командиром.
Как расказывал отец, как только поднялся перископ, прямо перед собой он увидел огни. Сердце дрогнуло. Скомандовал срочное погружение. Лодка пошла в низ с диферентом на нос. Т.к. море было горбатое "булба" на хвосту осушилась и затормозила скорость погружения. Не хватило буквально несколько секунд. В центральном глубиномер показывал 16 метров. Командир облегченно вздохнул. В этот момент- удар. Потом всплытие, радио о аварии, переход в базу. Что переживает в такие моменты командир, знает только он. С момента всплытия до прихода в базу отец выкурил блок сигарет. Попросил у кого то из экипажа. Хотя за пол года до этого в санатории Хоста торжественно бросил курить. Дальше были разборы. Никто естественно на себя вины брать не хотел, кроме отца. Он честно сказал: - "Я командир и ответсвенен за все, что случается не зависимо от объективных причин".Больше всех изголялся контр-адмирал Варгин со своим "подарком съезду". Был главным инициатором партийного наказания. Эта экзекуция командира была самой унизительной, когда его отчитывали "друзья коммунисты", всякие секретари парторганизации в чине капитан-лейтенанта и т.п. Чтобы свести все к только к вине командира, а не к организации наспех организованных учений во время 27 съезда командующий флотилией доложил Министру обороны, что будут снимать командира. Хотя до вынесения окончательного решения председатель комиссии (очень хороший дядька, жаль не запомнил его фамилию) спросил: - Выбирай Александр Тихонович или с дожности снимаем или одну звезду. 
- Снимайте с должности.
На этом история не закончилась. Тот старший на учениях контр-адмирал Ф-в и ЧВС Варгин инициировали уголовное дело. Вернее очень хотели. Пока в Североморске на очередном разборе (уже в июле!!!) Швиденко сказал прямо в лицо Ф-ву- "Сядете рядом". Терпеть унижения уже не было сил. Составил командующему подробную докладную записку о организации учений и их проведений мелким почерком на 6 листах. После этого ему была пожата рука и через год пришло предложение подтвердить допуск и принимать новый корабль в Ленинграде. От этого предложения он отказался подавлением членов семьи. О чем до конца своих дней глубоко жалел. Смысл жизни этого человека было море. Смысл в 1986 году был утерян. Потом должность с понижением в 6 дивизию ПЛ на 2 года, потом перевод в Палдиски. За один год с преподавателя был назначен начальником цикла противолодочного вооружения вплоть до 1994 года. С 1991 года (в самые горячие времена развала СССР и трений с эстонцами) назначался заместителем начальника учебного центра. Решал все сложные вопросы с "друзьями" эстонцами. В 1994 году часть попрощалась с военно-морским флагом и была расформирована. С 1994 года в Санкт-Петербурге. До самого последнего момента, даже после второго инфаркта, отец сказал- "Мое самое заветное желание выйти в море, но оно к сожалению не осуществимо."
P/S Вот и все, что вспомнилось. Многие подробности очень трудно перенести буквами на экран. Извиняюсь за возможные грамматические ошибки, писал без редактирования, с "хода"

Немає коментарів: