середу, березня 30, 2011

Не стареют душой ветераны-подводники апл К-27.


Капитан 1 ранга Шпаков Александр Васильевич
         Для родившегося в Приазовье и закончившего среднюю школу в г. Таганроге, где так сильны петровские идеи создания российского флота, вопрос, как дальше строить свою жизнь не стоял. Тем более, что только-только было образовано 3-е ВВМИУ в Севастополе и. Шпаков А.В. стал курсантом его первого набора в 1952 г. и попал в число тех, кому первым прочитали курс атомной энергетики и выдали диплом инженер-механика по спецэнергоустановкам ПЛ
. По окончании того же училища в 1958 г., которое теперь называлось ВВМИУ ПП, сразу же отправка в Обнинск и назначение на первый экипаж ПЛА "К-27" на должность КГДУ. Среди других 7 "управленцев" его выделяла широта кругозора, рационализм и работоспособность, позволившие в кратчайшие сроки освоить сложнейшую технику и стать уже в 1960 г, пожалуй, лучшим, командиром Дивизиона движения (ДД) БЧ-V в процессе всего жизненного цикла ПЛА "К-27". В это время в Обнинске создавался наземный Стенд-прототип "27/ВТ" ГЭУ ПЛА с ЖМТ. В составе
экипажа он активно включился в монтажные работы, пуск установки, ее комплексные испытания, отработку эксплуатационных режимов, включая ремонты, отработку документации, в т. ч. по безопасности, включая ядерную. Он прошел всю эту школу, которая позволила качественно проверить строительные, монтажные и наладочные работы технических средств непосредственно на ПЛА, принять участие в спуске корабля на воду, швартовых, ходовых и государственных испытаниях. Началась подготовка к 1- му автономному походу. Командир БЧ-
V Нагорских О.Л. переводится во ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского и, ко всеобщему удивлению, на эту должность назначают Соколовского В.Э. -командира БЧ-5 второго экипажа, а  Шпакова  А.В. -на место Соколовского В.Э. В поход Шпаков А.В. идет исполняющим обязанности к-ра ДД  и становится незаменимым помощником и консультантом для имеющего сравнительно небольшой опыт управления установкой с ЖМТ командира БЧ-5, пришедшего со 2-го экипажа. Как свидетельствует Чернавин В.Н. в своей книге "Атомный подводный..."Соколовский В.Э., человек очень жесткий, довольно упрямый, далеко не всегда поступал так, как надо, да и с подчиненными не сработался, особенно с гражданскими специалистами. Контр-адмирал Дорофеев И.Д. вынужден был поставить вопрос об отстранении его от обязанностей командира боевой части и возложении их на Шпакова А.В. Этому офицеру корабль был многим обязан. В походе он лично, в условиях аварийной ситуации, устраняет закупорку газовой системы застывшим сплавом, заброс которого произошел неожиданно для экипажа, представителей 1-го ЦНИИ МО, ГТУ ВМФ и СКБ "Гидропресс". И здесь проявляется высокая порядочнось Александра Васильевича, который поправляет Главкома, утверждая, что не было такого назначения в походе. Значение сделанного им для сохранения ППУ и корабля в целом стало ясно после тех аварий с ЖМТ 1968 г. (ПЛА "К-27") и 1972 г. (ПЛА "К-64"). Конечно, он получил приличную дозу облучения, но разве для истинных подводников-атомщиков такие мелочи были существенными.!!!!!( вот это логика? авт блога) В целом поход прошел более чем успешно и большая заслуга в этом Шпакова А.В., который не только мобилизовал на решение поставленных задач свой дивизион, а потом и всю БЧ-V, но и умело использовал высокий потенциал и квалификацию представителей военных управлений и промышленности. После окончания похода Шпаков А.В. приступил к исполнению обязанностей командира БЧ-5.


         Вокруг экипажа плетется какая-то непонятная интрига. А когда затрагивается честь ПЛА "К-27" и ее экипажа Александр Васильевич, беспощаден в своей прямоте и суждениях, невзирая на должности и ранги. Одна из таких бесед стоила ему ордена Ленина. Его служба в военных представительствах ФЭИ и "Гидропресса" (1966-1982) так много дала флоту.

         Перед наукой и промышленностью были поставлены серьезные вопросы, связанные с анализом текущего состояния сплава в контуре, оценкой появления шлаков и шламов в сплаве, с разработкой реагентов, выполняющих роль восстановителей и окислителей сплава и способами их подачи в контур, технологией регенерации, в т.ч. высокотемпературной, с требованиями создать соответствующую инфраструктуру в месте базирования ПЛА "К-27". К сожалению, многое не было решено своевременно, и как следствие-авария 1968 г. В числе других его включили в состав комиссии по определению причин аварии и ликвидации ее последствий. Во всех решениях есть частица и его ума. И кроме того, он как и все, привлеченные к ликвидации последствий аварии,   перенес своими руками положенное количество защитных материалов в реакторный отсек. Его включают в список Ветеранов подразделений особого риска и в 2000 г. награждают орденом Мужества. Разрабатывается и претворяется в жизнь замораживание сплава на обоих бортах, причем, на неаварийном п/б все делается так, чтобы его можно было разогреть до рабочего состояния. В 1970-1973 гг. он среди тех, кто выводит реактор п/б на мощность. К этому времени, благодаря завершению ряда НИОКР, решаются многие из поставленных им ранее вопросов и это приводит к тому, что ПЛА пр. 705 и 705К с ЖМТ полностью отработали свой ресурс во время безаварийного несения боевой службы. Болью в сердце отозвалось, хотя и осознанное, но все же где-то неожиданное затопление ПЛА "К-27" в Карском море. Шпаков А,В, переходит служить старшим офицером - начальником группы отдела управления Главного управления кораблестроения ВМФ в Москву, где он, несмотря на противодействие со стороны ряда высокопоставленных флотских деятелей, делает все, чтобы идея ЖМТ не умерла.В 1989 г. увольняется в запас и переходит на работу в ставший почти родным "Гидропресс". И опять борьба за ЖМТ! В 1992 г. во время памятной встречи по поводу 30-летия спуска корабля на воду во имя устранения прошлой несправедливости Гуляев И.И. награждает его личным орденом Красной Звезды с оформлением всех документов, а в 1993 г. по представлению командования КСФ его награждают "за старые грехи" редким орденом "За личное мужество". Один из наших сослуживцев назвал Шпакова А.В. "Маринеско с "К-27". Это высшая оценка всего его жизненного пути, хотя таких качеств, как дисциплинированность, у него было, пожалуй, побольше, чем у великого подводника. В добавление к этим наградам Родина удостоила его орденов Знак Почета (1977), " За службу Родине в ВС" - 3 степени (1981) и полным комплектом медалей. Из-за своей природной сверхскромности он не одобряет этого фрагмента, посвященного его жизни и службе.
Из воспоминаний солуживцев Шпакова А.В.-Сорокина Ю.М. и Мартемьянова И.Н.

Немає коментарів: