понеділок, березня 28, 2011

История жизненного пути моего корабля,атомной субмарины Северного Флота К-27


 Судьбы кораблей, также как и судьбы людей, складываются по-разному. Одним для жизни отводится время, после которого наступает пора полной выработки ресурса корпуса и технических средств. Иногда их превращают в памятники исторического прошлого флота, но чаще просто предают забвению.      Если корабль гибнет, ему сооружают памятник в память о его славном прошлом. И наконец, есть корабли, чей жизненный путь полон героизма и самопожертвования, но на всей Руси Великой не находится клочка земли, чтобы увековечить ЕГО дела в памяти народной. Такова ПЛА "К-27", которая прошла от момента принятия решения о ее создании и до захоронения, 28-летний жизненный цикл, наполненный большими делами во имя Великого Города и России. Вглядитесь в эти даты:
Из воспоминаний членов экипажа,капитанов 1- го ранга Сорокина Ю.М.(Москва),Шпакова А.В.(Подольск,Московская обл.), Мартемьянова И.Н.(Севастополь)


         12.09.1952 - И.В. Сталин подписал Постановление СовМина СССР о создании ПЛА с ЯЭУ на ЖМТ
         октябрь 1952 - май 1955 - спроектированы две ядерные ППУ с ЖМТ (27ЛВТ для стенда-прототипа в Обнинске и 627/ВТ для ПЛА "К-27") в ОКБ "Гидропресс" г. Подольск (главный конструктор ОКБ "Гидропресс" Лауреат Ленинской премии Б.М. Шолкович), под научным руководством ФЭИ во главе с академиком Лейпунским А.И..
         Октябрь 1955 - июнь 1958 - ПЛА "К-27" с ЖМТ спроектирована в СКБ-143 (СПМБМ "Малахит") г. Ленинград
         Начало 1958 г. - сформирован базовый экипаж ПЛА "К-27" (командир ПЛА капитан 3 ранга Гуляев И.И., старший механик (командир БЧ-У) капитан-лейтенант Нагорских О.Л.) при 16-м учебном центре (УЦ) ВМФ г.Обнинск
         20.03.1958 - ПЛА "К-27" отнесена к классу крейсерских ПЛ;
         15.06.1958 - ПЛА "К-27", зав. № 601 заложена на стапеле цеха № 42 СМП г. Северодвинск и подчинена командиру 150 дивизиона опытовых ПЛ. Интересно, что по традиции на межотсечной переборке была прикреплена памятная пластина с характерным текстом:
"Народы Советского Союза строят подводную лодку для защиты Социалистической Родины"
         28.12.1958 - состоялся физический пуск реактора наземного прототипа ядерно-энергетической реакторной установки на промежуточных нейтронах с бериллиевым замедлителем и свинцово-висмутовым теплоносителем - стенда "27-ВТ";
         12.03.1959 - произведен энергетический пуск и ввод в эксплуатацию стенда-прототипа "27/ВТ" в ФЭИ г. Обнинска для испытания оборудования и отработки режимов ГЭУ и экипажей ПЛА "К-27";
         март 1959 - август 1961 - межведомственные испытания на стенде-прототипе "27/ВТ;
         20.04.1959 - в связи с расформированием 150 дивизиона ПЛ ПЛА "К-27" подчинена командиру 339 Бригады Строящихся и Ремонтирующихся (БСиР) ПЛ г. Северодвинск;
         06.06.1959 - ПЛА "К-27" присвоен бортовый № 255;
         30.09.1959 - экипаж ПЛА "К-27" укомплектован л/с полной комплектации;
         июль 1960 - после ряда сокращений и штатных перемещений базовый экипаж реорганизован в 1-й;
         22.04.1961 - Постановлением Правительства за создание стенда 27/ВТ, проведение на нем цикла иследований и подготовку экипажей ВМФ группа сотрудников ФЭИ, Специального проектно-монтажного бюро машиностроения (СПМБМ) "Малахит", Опытового конструкторского бюро (ОКБ) "Гидропресс" и других организаций удостоена звания лауреатов Ленинской премии в области науки и техники за 1961 г. ;
         15.07.1961 - создан 2-й экипаж ПЛА "К-27" (командир капитан 3 ранга Леонов П.Ф., командир БЧ-5 капитан-лейтенант Соколовский В.Э.) в 16 УЦ ВМФ в Обнинске;
         20.07.1961 - ПЛА "К-27" передана в состав 3-й Дивизии 1-й Флотилии. СФ с дислокацией в Западной Лице;
         01.04.1962 - ПЛА "К-27" спущена на воду;
         02.04. - 08.05.1962 - достроечные и пусконаладочные работы;
         08.05. - 10.06.1962 - швартовые заводские испытания;
         10.06.1962 - 10.01.1963 - достроечные и пусконаладочные работы;
         14.10.1962 - произведен физический пуск реакторов ПЛА "К-27";
         Декабрь 1962 - для приемки ПЛА "К-27" от промышленности назначена Правительственная комиссия из представителей научных и конструкторских организаций, от поставщиков главных механизмов и систем, от руководства МинCудПрома, МинСредМаша и ВМФ. Возглавлял комиссию начальник Госприемки ВМФ, известный подводник вице-адмирал Холостяков Г.Н., секретарь Комиссии старший офицер Главного технического управления (ГТУ) ВМФ капитан 3 ранга Одиноков Н.И.;
         07.12.1962 - заполнены жидкометаллическим сплавом 1-е контуры ППУ;
         27.12.1962 - произведен энергетический пуск реакторов ПЛА "К-27" и установка выведена в ТГ-режим;
         10.01. - 22.02.1963 -комплексные швартовые испытания главной энергетической установки (ГЭУ) под руководством Энергосекции Правительственной комиссии;
         25.01.1963 - первая потеря л/с: погиб старший матрос Груднина;
         22.06.1963 - на ПЛА "К-27" поднят Военно-морской флаг;
         22.06 -26.06.1963 - первый выход в море на заводские ходовые испытания под руководством Правительственной комиссии;
         29.06. - 30.10.1963 - Государственные испытания под руководством вице-адмирала Холостякова Г.Н. и его заместителя контр-адмирала Дорофеева И.Д.
         10.10.1963 - начата подготовка к 1-му автономному походу, утвержден список участников
         30.10.1963 - подписание на СМП в г. Северодвинске Акта Правительственной комиссии о приемке ПЛА "К-27" в эксплуатацию. Кроме членов Правительственной комиссии Акт подписал академик Лейпунский А.И. и командир ПЛА "К-27" капитан 1 ранга Гуляев И.И.
         05.11.1963 - временно ПЛА "К-27" прибыла в Западную Лицу для сдачи курсовых задач
         30.01.1964 - ПЛА "К-27" прибыла в Гремиху и подчинена командиру 14-й Отдельной Бригады (ОБ) ПЛ
         30.01. - 21.04. 1964 - сдача курсовых задач, подготовка к походу
         21.04 - 12.06. 1964 - 1-й автономный поход в экваториальную Атлантику, 51 сутки, не всплывая;
         22.04.1964 - Постановлением Правительства за разработку проектов и создание качественно новых ЯЭУ с ЖМТ для решения промышленных и оборонных задач 11 -ти представителям науки, промышленности и ВМФ была присуждена "Ленинская премия в области науки и техники за 1964 г.";
         12.06.1964 - за успешное выполнение дальнего автономного похода ПЛА "К-27" удостоена звания "Отличный корабль"; 
         16.06.1964 - ПЛА "К-27" прибыла на СМП для послепоходовой ревизии и косметического ремонта.
         24.06.1964 - ПЛА "К-27" принята в состав ВМФ;
         15.07.1964- ПЛА "К-27" принята на вооружение;                                     ;
         Декабрь 1964 г  "К-27" возвратилась в Гремиху, ремонтные работы, сдача курсовых задач, выполнение плана БП, подготовка ко 2-му походу
         Начало июля 1965 г. - переход в Западную Лицу
         16.07-13.09. 1965 - 2-й автономный поход в Средиземное море, продолжительностью 59 суток
         07.09 1965 - ПЛА "К-27" установлен статус "Опытовой крейсерской ПЛА";
         13.09.65 - создана комиссия по определению объема ремонта и докования;
         23.09.1965 - приказом ГК ВМФ   л/с ПЛА "К-27" впервые участвующие в дальнем походе награждены жетонами "За дальний поход"                                                        
         06.10.1965 - ПЛА "К-27"  прибыла в г. Северодвинск для ремонта и перезарядки реакторов.
         07.01.1966 - за успешное выполнение задач БП в июле- сентябре 1965 л/с ПЛА "К-27" поощрен ГКВМФ
         02.03.1966 - Указом Президиума ВС СССР № 018224 за выполнение задания в период испытаний и автономных, похолов, освоение новой техники и ввод в состав ВМФ ПЛА "К-27" командир капитан 1 ранга Гуляев И.И. награжден орденом Ленина и удостоен звания Героя Советского . Союза, а офицеры, мичманы, старшины и матросы награждены Правительственными . наградами
         10.09.1966 - приказом. ГК ВМФ назначена рабочая группа для обобщения опытаперезарядкиактивных зон реакторов с ЖМТ;
         Апрель- июнь 1967 - силами экипажа ПЛА "К-27", в/ч 90190,СМП,с участием ОКБ «Гидропресс» произведена перезарядка активных зон реакторов ЯЭУ обоих бортов при наличии в 1-м контуре  разогретого ЖМТ      
         16.09.1967г.-после проведения послеремонтных ходовых испытаний К-27 прибыла в Гремиху.
         05.10-13.10.1967г.- выход в море для отработки курсовых задач.
         Октябрь 1967г-май 1968г. – выполнение модернизационных  работ парогенераторов и вспомогательного насоса 1 контура ПБ.                                                                                                            19.05.1968-24.05.1968г.- контрольный выход ПЛА "К-27" в море в полигон для проверки ГЭУ отработки курсовых задач.   
         24.05.1968 - во время плановой проверки ГЭУ на режимах полного хода в подводном положении произошла ядерно-радиационная авария с расплавлением части твэлов активной зоны реактора левого борта (л/б), весь личный состав был переоблучен выше допустимых норм. ПЛА "К-27" всплыла в надводное положение и совершила переход из полигона в базу при работе реактора правого борта (п/б). Экипаж госпитализирован.
         25.05-06.06.68г. – на К-27 работала межведомственная комиссия по выяснению причин аварии и выработке предложений по ее ликвидации,к работе в которой привлекалась группа офицеров,ранее служившая на ней, ученые, конструкторы, судостроители и военные специалисты, курировавшие ПЛА К-27
         Июнь 1968г.-конец 1969г. – силами личного состава экипажей ПЛА,с привлечением личного состав целого ряда воинских частей СФ и участием специалистов СМП,ОКБ»Гидропресс»,ФЭИ,»Малахит» проводились работы по ликвидации последствий аварии и обеспечении нормальной радиационной обстановки в реакторном и смежных отсеках АПЛ.     
         1970 - 1973 - усилиями экипажа ПЛА "К-27", который нес службу по сокращенному штату при участии СПМБМ "Малахит", ОКБ "Гидропресс",ФЭИ и СМП, был выполнен комплекс работ для разогрева неаварийной "замороженной" паропроизводящей установки (ППУ) п/б и в феврале 1973г. реактор выведен на мощность.
         20.04.1974 - ПЛА "К-27" была передислоцирована из Гремихи в г. Северодвинск на СМП и переподчинена из 17 Дивизии ПЛ в 339 ОБ ПЛ
         1976 - назначена комиссия и произведено обследование состояния ЯЭУ и ПЛА в целом
         04.03 1977 - ПЛА "К-27" исключена из боевого состава ВМФ и подготовлена к утилизации.
         31.12. 1977 - экипаж ПЛА "К-27" расформирован.
         01.02.1978 - при 339 ОБ ПЛ сформирован экипаж ПЛА "К-27" по минимальному штату
         01.09. - 06.09. 1981 ПЛА "К-27" отбуксирована в залив Степового, что на Новой Земле в Карском море.
         06.09.1981 было произведено затопление ПЛА "К-27" на глубине 33 м в точке с координатами: 72°31"СШи55°30" ВД.
         01.04.1992 - в СПБМ "Малахит" состоялась торжественная встреча экипажа "К-27", сотрудников СКБ и представителей промышленности, управлений и организаций ВМФ по случаю 30-летия спуска корабля на воду
         08.04.1998 - в Верхнем храме Никольского Богоявленского военно-морского Собора СПб открыта и освящена Мемориальная Доска в память погибших в аварии "К-27" с указанием фамилий погибших.
         24.05.1998 - в СПб на Московском проспекте состоялась встреча экипажа ПЛА "К-27"  по случаю 30-летия ядерно-радиационной аварии   
         1999 - 2001 - ряд участников аварии и ликвидации ее последствий награждены орденами "Мужества"
         2001 - по предложению группы офицеров ПЛА "К-27" Крейсерская атомная подводная лодка СФ "К-27" выдвинута кандидатом на соискание звания Лауреата "Золотой Книги Санкт-Петербурга" по разделу "Защита Отечества".
         08.04.2004г.- ПЛА К-27 удостоена звания Лауреата «Золотой Книги Санкт-Петербурга».

Немає коментарів: