понеділок, березня 28, 2011

АПЛ К-27 во всем была Первая в ВМФ Советского Союза среди атомных субмарин первого поколения.


Крейсерской атомной подводной лодке Северного флота "К-27" была уготована судьба, далеко выходящая за рамки простой военно-морской службы. Созданная в соответствии с известным Постановлением от 12.09.1952 ПЛА "К-27" прошла необычный жизненный путь, полный приоритетов и первопроходчества, где героическое и трагическое переплелись в тесный узел; на ней был установлен ряд рекордов, соответствующих времени ее жизненного цикла:


         ПЛА "К-27"  была головной в серии жидкометаллических атомных подводных лодок и, как оказалось позднее, единственной ПЛА проекта 645, для эксплуатации уникального корабля, выполнения боевых и повседневных задач, испытания качественно новой ЯЭУ было сформировано два экипажа: 1-й и 2-й, заметьте не технический, а полноправный. Личный состав обоих экипажей прошел углубленную теоретическую подготовку в 16-м Учебном центре ВМФ г. Обнинска, а практическую подготовку на полномасштабном стенде-прототипе ЯЭУ с ЖМТ "27/ВТ" ФЭИ и получил допуск к самостоятельному исполнению должностных обязанностей и эксплуатации технических средств в соответствии со штатным расписанием, а нередко и по должности на ступень выше занимаемой.

         ПЛА "К-27" отрабатывала задачи боевой подготовки в Северодвинске, Западной Лице и Гремихе, госиспытания проводила в Белом море;

         При сдаче промышленностью корабля Военно-морскому флоту "К-27" - первая отечественная ПЛА на мерной линии развила полный подводный ход 30,2 узла при работе на 100% мощности обоих реакторов ГЭУ, что в то время было мировым рекордом для ПЛ (до этого испытания, мощность реакторов ВВР была ограничена 80% N ном, а максимальная скорость определялась экстраполяцией);

         В период испытаний ПЛА "К-27" прошла за 528 ходовых часов 5760 миль, из которых 3370 миль (59%) п подводном положении, что явилось своеобразным рекордом для советских атомоходов того времени, превысив в 1,5 раза достижение ПЛА "К-3";

         ПЛА "К-27" первой из отечественных ПЛ превратилась из "ныряющей" в, по-настоящему, "плавающую" под водой, совершив два автономных одиночных похода в экваториальную Атлантику (1964 г. - 51 сутки не всплывая, пройдя 12425 миль, из которых 12278 миль (99%) под водой. Это всесоюзный рекорд непрерывного подводного плавания!) и в Средиземное море (1965 г. - 59 суток, пройдя 15000 миль);

         Во время этих походов, среди других тактических задач отрабатывался поиск и преследование подводных лодок "противника", таким образом, "К-27" стала первым в мире подводным "охотником" за ПЛ;

         Изучением района центральной экваториальной Атлантики в период 1-го похода ПЛА "К-27" подготовила плацдарм для несения боевой службы кораблями других проектов и поколений ПЛА в этом важном стратегическом районе;

         В этом походе на ПЛА "К-27" впервые в экваториальных водах при температуре забортной воды до 32°С были выведены на 100% уровень мощности оба реактора и обеспечен полный подводный ход, что подтвердило правомерность методик расчета "Малахита" и "Гидропресса".

         В период 1-го похода экипажем и испытательными группами четко фиксировались изменения солености, плотности и температуры забортной воды, их влияние на работу технических устройств и систем и характер, связанных с этим неисправностей. По окончании похода результаты исследований были отражены в отчетах и положили начало организации на предприятиях многих министерств в центральных заводских лабораториях отделений климатических испытаний, которые решили многие технические проблемы;

         В период второго похода "К-27" первой из отечественных ПЛА впервые скрытно преодолела противолодочную систему наблюдения в районе Гибралтара и провела 36 суток непрерывной боевой службы в Средиземном море, выполнив все боевые задачи и положив этим походом начало постояннодействующей группировке боевых сил ВМФ в Средиземном море;

         В процессе эксплуатации ЯЭУ ПЛА периодически появлялась межконтурная неплотность в парогенераторах (течь ПГ), в этих условиях "К-27" стала первой и единственной в мире ПЛА выполнившей все стоящие перед ней задачи с "текущими" ПГ, при этом л/с совместно с представителями завода вскрывал ПГ и проводил ремонт (устранял течь).

         На ПЛА "К-27" :

         изучались характеристики новейших технических средств, впервые использованных в системах ЯЭУ и оружия корабля, и отрабатывались на них элементы боевого использования, что позволило кораблю первому приобрести статус "Опытовой крейсерской ПЛА";

         были досконально исследованы эксплуатационные характеристики впервые включенных в состав ЯЭУ ПЛА автономных турбогенераторов (ранее на ПЛА использовались только навешенные на ГТЗА ТГ), обеспечивающих независимую регулировку оборотов главных турбин и гребных валов от нуля до максимума на передний и задний ход, что резко повысило маневренные качества ПЛА и позволило впервые осуществить швартовку корабля под ГТЗА; эта схема и опыт использования были реализованы на последующих поколениях ПЛА;

         были изучены характеристики и использовано при практических торпедных стрельбах впервые установленное на ПЛА устройство быстрого заряжания торпедных аппаратов (УБЗ); этот опыт был впоследствии реализован на всех ПЛ, использующих торпедное оружие;

         впервые установлены плоские межотсечные переборки, рассчитанные на давление 12 кГ/см2, что существенно повысило живучесть ПЛА и в дальнейшем использовалось на других проектах;

         впервые конструкции легкого корпуса и надстройки были выполнены из маломагнитной стали, что улучшило электромагнитные характеристики корпуса ПЛА и снизило в 2 раза вес размагничивающего устройства;

         первая, на которой был установлен второй перископ - "зенитный", что повысило эффективность работы командира и вахтенных офицеров в боевых и повседневных условиях плавания;

         установлена дополнительная биологическая защита, что повысило радиационную безопасность и обитаемость корабля;

         при эксплуатации технических средств ПЛА впервые отрабатывалась в базовых условиях на работающей ЯЭУ технология такой пионерской операции как высокотемпературная регенерация окислов сплава ЖМТ 1 -го контура;

         после выработки кампании обоими реакторами при участии экипажа впервые быва проведена уникальная операция по перезарядке активных зон (а.з.) при поддержании ЖМТ в расплавленном разогретом состоянии с помощью специально созданного унифицированного перегрузочного оборудования; этот опыт был в дальнейшем использован на других ПЛА с ЖМТ;

         Подпись: ,всего за время кампании реакторов в ходе испытаний, автономных походов и боевой службы было пройдено более 44 тысяч миль, причем только в подводном положении около 40 тысяч, что подтвердило вывод Гуляева И.И. о реальной возможости проведения кораблем непрерывного кругосветного плавания;

Немає коментарів: