"Те походы дальние, конечно, не забыть!"
Профессия военного моряка-подводника всегда отличалась от других на флоте. Она окружена ореолом таинственности и романтики. Как космонавты покоряют воздушное пространство, так и военные моряки глубины океанов. В чем же специфика этой работы. Какие качества требует она от человека. Об этом «Красной звезде» рассказали офицеры, которые много лет отдали подплаву.Три года жизни под водой
Визитная карточка.Богданов Алексей Васильевич - выпускник минно-торпедного факультета ТОВВМУ им. С.О. Макарова 1972 года. Служил на Северном флоте на дизельных подводных лодках, атомоходах 1-го поколения, а с 1981 года - в Рыбачьем на Камчатке в качестве старпома командира ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) по боевому управлению. С 1986 года - командир этого корабля. За спиной - 17 боевых служб. В 1991 году был переведен в штаб ТОФ, где служил заместителем начальника отдела.
- Служба на подводной лодке, – говорит капитан 1 ранга запаса Алексей БОГДАНОВ, – действительно очень специфична. Замкнутое пространство, ограниченность и атмосферой воздуха, и определенным кругом людей в течение длительного времени... Ведь раньше автономкой, скажем, в полгода никого не удивишь. Поэтому не каждый может служить в таких сложных условиях, выдержать режим дальнего похода. На мой взгляд, в нашей профессии остаются, как правило, люди решительные, смелые, уживчивые, обладающие чувством терпимости. Представьте себе: восемьдесят суток плавания, и вокруг - одни и те же лица. Причем очень такой жесткий, монотонный ритм корабельной жизни: четыре часа сон, четыре вахта... И высокая ответственность каждого, где ошибка одного может повлечь за собой беду для всего экипажа. У нас и матросы мужают, становятся самостоятельными раньше, чем в других подразделениях. Люди знают: случись аварийная ситуация, они из отсека уйти не могут. Человек должен бороться за живучесть корабля, пока не умрет. Он должен победить или погибнуть, чтобы спасти товарищей. Яркий пример этого - подвиг капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, командира турбинного отсека АПРК «Курск», который в момент гибели корабля фактически взял на себя командование оставшимися в живых членами экипажа и, вселяя веру в каждого, пытался вывести их из уже безжизненного корпуса атомохода...
Были у меня на лодке и нештатные ситуации. Но о них вспоминать не хочется. Сам оказался раз в горящем отсеке. И на одного из моих товарищей не хватило индивидуального средства защиты. Он ко мне: «Что делать?» Я бы мог, конечно, снять свой ИДА (дыхательный аппарат. - Авт.), но я - старший в отсеке, мне надо бороться не только за свою жизнь. Поэтому посадил человека и говорю ему: «Саша, сиди, может, тебя спасем...» А потом все-таки удалось в отсеке обнаружить запасной ИДА для этого человека. И он, получив спасительный комплект, так боролся за живучесть лодки, как никто другой. Счет шел на секунды, и каждый из нас хотел жить...
Знаете, о тех дальних походах, о моих друзьях-товарищах можно написать целую книжку. Я под водой провел три года жизни, не считая того, что ты живешь на лодке и у пирса. Самое радостное, наверное, у каждого подводника, - когда приходишь из автономки и видишь родной берег, а потом и лица близких тебе людей.
Служба на подводных кораблях дорога мне и тем, что приобрел много надежных друзей, и тем, чего я добился в жизни. Иного пути и сегодня не вижу. И уверен: кто так же долгие годы посвятил себя профессии подводника, тот обрел нечто важное, тот просто уважает себя.
Есть у меня и ученики, в основном это бывшие сослуживцы, подчиненные. Многие по сей день служат в соединениях флота.
Я увидел, как плачет офицер
Визитная карточка.Лаптев Константин Зотеевич окончил ТОВВМУ, штурманский факультет, в 1977 году. Службу начал в экипаже РПКСН под командованием капитана 1 ранга А. Храптовича. Через несколько месяцев после окончания спецподготовки в учебном центре подводников ушел в длительную автономку. Всего на счету офицера 19 боевых служб. В 1983 году был направлен в Ленинград на учебу в Высших командирских классах. Окончив их, служил на Камчатке в должности старпома командира корабля. После окончания Военно-морской академии сам возглавил экипаж атомохода. С 1994 года - заместитель командира дивизии, с 2001-го - начальник Оперативного управления штаба ТОФ.
- Считаю, что далеко не каждый человек способен стать подводником. – Размышляет контр-адмирал Константин ЛАПТЕВ.– Быть какое-то время им может, а вот навсегда сродниться с этой удивительной профессией - нет. Тут особые критерии, особое отношение к избранному делу. На мой взгляд, основу составляет преданность этой работе, когда служба - часть твоей жизни. Может, это высокие слова, но они выверены практикой за многие годы службы в прочном корпусе атомохода. И нужно, конечно, на какое-то время окунуться в эту жизнь, чтобы понять: состоятелен или нет твой выбор. Важна при становлении молодого офицера роль наставника: подчас именно он закладывает основы в первых шагах специалиста-новичка. Мне, к примеру, очень помогли бывший командир Храптович Альберт Иванович, старпом Асеев Петр Михайлович, покойный старпом Старчак Александр - молодым скончался, светлая была личность... Очень толковые, грамотные специалисты, с кем повезло рядом служить, - Зикунов Михаил Николаевич, Симинкович Вячеслав Михайлович да и многие другие офицеры, до конца преданные нашему делу.
Расскажу об одном из таких настоящих подводников, причем политработнике, который пришел ко мне в экипаж в начале 1990-х, когда проходила реорганизация политорганов, замполиты становились заместителями командира по работе с личным составом. Отношение к ним в те времена было неоднозначное. Естественно, и я долго присматривался к выпускнику военно-политической академии Анатолию Терлееву, приехавшему из столицы на Камчатку. Как-то вышли в море, штормило, и часа в два ночи при заходе в бухту на дифферентовку оторвало у нас носовой аварийно-сигнальный буй. Не полностью, болтался он у правого борта на проводнике. Но выполнение упражнения - под угрозой срыва. В базу возвращаться нежелательно. Решил поднимать буй своими силами. К моему удивлению, первым изъявил желание лезть в студеную воду Терлеев. Взял с собой двух офицеров, привязались они и - за дело. Вытащили-таки 700-килограммовый буй!
И в дальнейшей совместной службе еще не раз убедился в надежности этого человека. Когда же однажды перед выходом в очередной дальний поход пришлось в связи с болезнью (а Терлеев ее тщательно скрывал, чтобы не отстать от товарищей) оставить Анатолия Феофановича на берегу, я впервые увидел, как плачет офицер...
Время то дорого мне прежде всего взаимоотношениями между людьми, членами одного большого, сплоченной единой целью экипажа. Там каждый отчетливо видел свою роль и старался не подкачать перед товарищами.
Просыпаешься - опять океан
Визитная карточка.Китов Сергей Николаевич - выпускник штурманского факультета Ленинградского высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе 1980 года. По распределению прибыл на Тихоокеанский флот, в соединение дизельных подводных лодок на Камчатке, где прошел путь до командира корабля. Совершил несколько дальних походов в Индийский океан. Последние 10 лет до увольнения в запас занимался вопросами боевой готовности флота.
- Бытовые условия нашего проекта, конечно, тяжелее, чем в современных подлодках. – Размышляет капитан 1 ранга запаса Сергей КИТОВ. – Но ко всему люди привыкают. А вообще, служба на таких кораблях - это своеобразный образ жизни, это, как говорят некоторые, особое состояние души. Честность перед самим собой и соответственно во взаимоотношениях с коллективом, я убежден, отличает подводника. Пошутить у нас могут, обмануть - нет, даже в мелочах.
Кстати, сама служба иной раз учила относиться к жизни с юмором, не падать духом в любой ситуации. Сколько раз случалось: возвращаешься в базу - уже почистился, побрился, собрался, - к утру рассчитываешь подойти к родному пирсу, а просыпаешься - опять океан! Идем в другую сторону, автономка продолжается, еще пару недель надо послужить в подводном положении...
Те годы отложились в памяти высоким престижем службы в подплаве. Нынешнее поколение действующих подводников, увы, этого не скажет.
Мы из морей не вылезали
Визитная карточка.Кравченко Владимир Григорьевич служил на подводном флоте с 1971 года после окончания ТОВВМУ. Прошел путь от штурмана до командира дизельной лодки на Камчатке. В 1984 году, окончив Военно-морскую академию, продолжил службу в штабе Тихоокеанского флота. В 1999 году уволился в запас с должности заместителя начальника управления. Но и сегодня работает здесь служащим ВМФ.
- Мне время службы на лодках больше всего помнится тем, что тогда мы из морей не вылезали. – Вспоминает Капитан 1 ранга запаса Владимир КРАВЧЕНКО. – Была конкретная насыщенная работа, люди учились морскому делу на практике. За четыре года командования кораблем вместе с экипажем совершил три похода длительностью по шесть месяцев каждый. Ходили в Индийский океан, в Сомали, в Бангладеш.
Случаев хватало, в том числе и курьезных. К примеру, заходим в порт Аден, к борту лодки подходит баржа с лоцманом. А у нас иностранный толком-то никто и не знает. Пытаемся с заместителем на ломаном английском как-то связать фразы, объясниться с гостями. А их лоцман: «Да, мужики, свой я, из Одессы!»
Помню, пошли на боевую службу в Филиппинское море. А там, уже в заданной точке, вдруг обнаружилось, что пресная вода, которой мы запаслись еще дома, оказалась засоленной. В цистернах где-то произошла разгерметизация, попала туда забортная водица. Пришлось пить всю обратную дорогу соленый компот...
Или вот еще случай. Заходили в один из портов Мексики, а их национального флага не оказалось у нас на борту. Как проводить церемониал торжественной встречи? Тут же нашли своих умельцев, которые на скорую руку сшили этот флаг, нарисовали на нем курицу с червяком в клюве, если не ошибаюсь уже. С грехом пополам вышли из положения.
Пользуясь случаем, хочу со страниц газеты от души поздравить и своих боевых друзей-товарищей, и всех подводников-тихоокеанцев, кто, несмотря ни на что, на совесть служит родному Отечеству!
Источник: "Красная звезда",
Немає коментарів:
Дописати коментар