- В круг моих обязанностей входит контроль по финансово-бюджетному надзору. В принципе они сопоставимы с тем видом деятельности, которой я занималась последние 20 лет на предыдущей работе. Основной функцией и тогда был контроль.
Сегодня государство выделяет очень большие денежные средства и на перевооружение, и на социальное обеспечение Вооружённых Сил. Поэтому, безусловно, стоят вопросы и организации очень серьёзного бюджетно-финансового контроля. Этим я и занимаюсь. В круг моих обязанностей также входит анализ ценообразования на продукцию военного назначения. Это тоже связано с экономией бюджетных средств. Ну и третий блок обусловлен той тематикой, о которой мы сегодня и будем в основном говорить. Это социальное направление, обеспечение жильём военнослужащих.
- До начала проводимой в Вооружённых Силах реформы, и это неоднократно отмечал министр обороны, наблюдалось некоторое отсутствие прозрачности в прохождении финансовых средств, решении вопросов социальной сферы. Что удалось с этим сделать?
- Мы очень серьёзно работаем над этим. Самое главное заключается в том, что наш министр понимает, как надо всё это организовывать, как надо всё делать. И мы все чётко понимаем, как и что нужно делать. Другое дело, некоторые сложности в нормативной базе. Сложности в том, что это всё-таки очень большая структура, большая махина. Чтобы тот вал, который идёт, допустим, в одном направлении, чуть-чуть развернуть, повернуть на несколько градусов или направить в обратном направлении... Для этого требуются огромные усилия: человеческие, мыслительные, всевозможные. И мы над этим работаем. Я уверена, не сомневаюсь в том, что у нас всё получится.
- Давайте перейдём к жилищной сфере...
- Начну с того, что ещё в 2006 году в бюджетном послании Президента нам была поставлена задача обеспечить жильём военнослужащих, тех, кто находился в очереди, к 2010 году. На тот момент нуждающихся военнослужащих было порядка 90.700. И мы в 2009 и 2010 годах получили 98 тысяч квартир. Такой объём позволил нам выполнить поставленные главой государства задачи и обеспечить жильём почти всех очередников, поставленных на учёт в 2005–2006 годах.
- А сколько лет к тому времени люди уже стояли в очереди?
- 5, 6, 7 лет. Случалось и по 10. Ведь некоторые военнослужащие ждали жилья с 2001, 2002 годов. И как раз большой объём квартир пришёлся на 2010 год. Наша задача заключалась в том, чтобы квартиры очень справедливо, быстро распределить среди военнослужащих. Как раз в конце ноября нами был разработан новый порядок обеспечения жильём военнослужащих. В чём он заключался? Раньше в каждой воинской части была своя жилищная очередь. И военнослужащий, приступая к исполнению своих обязанностей в какой-либо части, должен был подать документы в жилищную комиссию и этой комиссией признавался нуждающимся. Шло время. Наступал период, когда военнослужащий направлялся служить в другую часть, ему нужно было сняться с очереди в этой воинской части и стать на учёт в другой...
- Стать в хвост новой очереди...
- Да, в хвост очереди. То есть он мог быть первым, вот она – эта желанная квартира, она уже есть, подошла, но его переводят в другую часть, и он из первого становился последним. И так обстоятельства могли складываться несколько раз. Это, на наш взгляд, было несправедливо, неправильно. И министр поставил задачу: сделать единую очередь, единый реестр. Теперь военнослужащему достаточно один раз стать в очередь. То есть он подаёт документы, его признают нуждающимся, и он, независимо от того, где служит - на Дальнем Востоке или на юге, сколько раз меняет место своей дислокации, своей службы, уже стоит в очереди. У него есть информация, он в реестр включён. От того, что он меняет место службы, вновь предоставлять документы, заново сниматься, становиться в очередь не нужно.
Понятно, что постоянные включения-исключения приводили в ряде случаев и к ошибкам. Кого-то теряли, кого-то включали дважды. Много времени потребовалось на то, чтобы навести порядок, «проинвентаризировать» эту очередь, найти потерявшихся. И очередь мы составили по самому простому и законному принципу. По дате признания военнослужащего нуждающимся в жилье. Если он, скажем, в 2005 году признан нуждающимся, то эта дата и является решающим фактором при предоставлении жилья. По дате признания.
- Раньше, выходит, было много мелких очередей, теперь одна, единая для всех...
- Когда было много мелких очередей, то перспективы вообще представлялись туманными. Мы ликвидировали многоуровневую систему распределения жилья. Раньше квартиры распределялись пропорционально видам и родам войск. Например, 100 квартир ВВС, 100 квартир ВМФ, 30 квартир ВДВ. И в принципе не учитывалась реальная потребность. В ВВС, допустим, могли прийти квартиры, которые военнослужащие не хотели брать... Чтобы жильё дошло до военнослужащего, оно должно было пройти 4 уровня. Квартиры шли из центрального аппарата - видам, родам. Оттуда - в армии, от них - командирам частей, от командиров частей - жилищной комиссии. Сроки прохождения квартир - многие месяцы. Потом могло оказаться, что квартира пришла в какую-то часть, а там нет военнослужащих, имеющих право реально на неё претендовать. И эта квартира пустует, ждёт, когда появится соответствующий очередник в этом городе...
Мы должны предоставить жильё военнослужащему только по избранному им месту жительства. Других вариантов нет. Поэтому, если приходила в часть квартира, расположенная, например, в Челябинске или в Твери, а желающих таких там не оказывалось, она не возвращалась обратно, а ждала год, два того военнослужащего, которого в ВВС или ВДВ найдут. Ликвидировав эту 4-уровневую систему, мы прежде всего ускорили сроки нахождения военнослужащего-претендента на эту квартиру. Теперь квартира распределяется с помощью информационного ресурса. У нас единый реестр. Загружается объём поступаемых в Минобороны квартир как по купле-продаже, так и по строительству, и в автоматизированном режиме военнослужащий и квартира программным способом находят друг друга. Всё учитывается: нормы, метры квадратные, избранное место жительства. Если в Твери появилось 100 квартир, то первые, кто стоит в очереди по направлению Твери по дате постановки, эти 100 квартир и получат. Именно они, именно те, кто выбрал местом жительства Тверь. Это, повторю, очень сильно ускорило нахождение военнослужащих и подходящих для них квартир и ликвидировало, скажем так, субъективно-личностный фактор при принятии решения о предоставлении квартиры военнослужащему. Ведь раньше от отношения командира части к военнослужащему, от его любви или нелюбви к подчинённому в принципе могло зависеть получение квартиры. Когда мне поручили заниматься этим направлением, очень внимательно изучала все жалобы - и анонимные, и не анонимные. Много жалоб военнослужащих выслушивала на личном приёме. Когда сегодня идёт распределение квартир, мы вообще абстрагированы, департамент Министерства обороны, где ведётся подбор квартир для военнослужащих, абстрагирован от того, хороший это офицер или по каким-то личностным качествам, может быть, не очень хороший. Этот фактор удалён. При этом и коррупционная составляющая, безусловно, минимизирована. И права военнослужащих защищены. Чётко предоставляем каждому, что положено по закону.
- При таком подходе у всех должны быть и равные условия с точки зрения качества предоставляемого жилья...
- По закону все квартиры мы покупаем и предоставляем военнослужащим или строим с муниципальной отделкой. Военнослужащий при согласии на получение этой квартиры уже на следующий день может въезжать и там жить.
- Это новостройки, не вторичный рынок?
- Это новое жильё. У нас есть небольшой объём квартир, которые распределяются повторно. Но их очень мало, в основном мы такие квартиры служебим.
- Что значит «служебим»?
- Делаем их специализированным служебным фондом в тех местах, где по новому облику будет дислоцироваться часть. В основном, повторю, это новое жильё, с муниципальной отделкой. Это готовые квартиры, в которые можно на следующий после принятия решения день, если она тебе нравится, заселяться. У военнослужащего по закону есть только право отказаться от этой квартиры.
...Если мы ему неправильно предоставили метры квадратные, например у нас он стоял в очереди с семьёй из 3 человек, а за это время у него кто-то ещё, слава Богу, родился, а данные у нас не обновились, их он или командир части не подали, либо оплошал кадровый орган, и мы, вместо того чтобы выделить квартиру на четырёх человек, даём на трёх. Соответственно мы ошибку тут же поправляем. Предоставляй свидетельство о рождении - и получай квартиру на четырёх человек.
- Если человек отказывается от предоставляемого жилья, что с ним происходит?
- Объективные отказы исправляются, безусловно, сразу. Есть необъективные отказы, например военнослужащий меняет ранее избранное место жительства. Скажем, он в рапорте написал - хочу жить в Краснодаре. Год прошёл, у него поменялись обстоятельства, и он вдруг захотел Краснодар на Санкт-Петербург поменять. В этой ситуации мы его обязательно обеспечим жильём по Санкт-Петербургу, но в более поздние сроки. Объясню, почему. Мы опять-таки, когда планируем покупку и строительство жилья, объёмы приобретения выбираем, исходя из потребности. Если желающих жить в Краснодаре 100 человек, купили под эти 100 человек квартиры именно в Краснодаре. Если кто-либо отказывается от краснодарской квартиры, хочет обитать в другом городе, то его новую потребность надо снова планировать...
- И он «откатывается» в очереди?
- Да, он откатывается в очереди на тот период времени, когда будет заново сформирована потребность, заявки, стройки, покупки... На какой-то период получение жилья отодвигается.
- А насколько велика сегодня общая очередь военнослужащих, нуждающихся в жилье?
- На сегодняшний день она ещё велика. В очереди - более 100 тысяч военнослужащих, которых мы должны обеспечить жильём. Мы взяли на себя обязательство обеспечить их жильём к 2013 году и уже с 2013 года перейдём на плановое обеспечение жильём военнослужащих.
Ещё очень важная тема - это вовсе субъективные отказы, но при этом нельзя говорить, что им нет места. Это отказы, когда военнослужащим действительно квартира не нравится. То есть мы предоставили квартиру по избранному месту, например в Санкт-Петербурге, но военнослужащий подаёт рапорт: я отказываюсь, потому что нет балкона, неудобная планировка. Или кухня маленькая, не центр города, нет рядом школы, ещё какие-то обстоятельства. На деле такие отказы, с одной стороны, даже радуют. Ведь если какое-то время назад мы предоставляли квартиру военнослужащему, и он был счастлив получить хоть что-то, то сегодня возможность выбора удобных планировок, балконов говорит о том, что поднимается уровень жизни. Человеку в погонах, его семье хочется большего, лучшего. И это на самом деле неплохо. Просто нужно сегодня понять, как решить эту проблему. Мы вышли с законодательной инициативой, чтобы выполнять свои обязательства следующим образом. Минобороны, допустим, дважды или трижды предлагает человеку квартиру. Военнослужащему не понравилось, ну хорошо. Мы эту квартиру отдадим другому. А отказавшемуся военнослужащему могли бы выдать денежную компенсацию в размере стоимости той квартиры, которая положена. И тогда военнослужащий уже на этот объём денежных средств выбирал бы сам планировку, место расположения. Если хочет где-то в центре и есть собственные накопления, сам бы и доплачивал. Такая идея в принципе поддержана депутатами, такие поправки подготовлены. Если они пройдут и такой закон будет принят, мне кажется, это как раз сняло бы такие отказы военнослужащих из-за неудобных планировок. Тогда жильё они выбирали бы по своему вкусу. Ведь когда квартира нравится или не нравится - это субъективный фактор, на который не всегда может отреагировать законодательство. А таким путём мы могли бы удовлетворять все потребности, все желания.
- А много ли сегодня тех, кто уже уволен из Вооружённых Сил, но остаётся в списках очередников?
- Каждый день кто-то признаётся нуждающимся, появляются обязательства по предоставлению жилья по оргштатным мероприятиям. Идёт процесс формирования нового облика Вооружённых Сил, реформирования, сокращения. Сегодня военнослужащему можно быть уволенным из армии по собственному желанию, но остаться в списках очередников. Порядка 5 тысяч офицеров уволились из армии, но числятся сегодня в едином реестре. У них нет льготы по первоочередному предоставлению жилья. То есть они будут обеспечены жильём, но по закону у них нет права получать жильё в первую очередь. Военнослужащих, которые сегодня увольняются по оргштатным мероприятиям, мы не исключаем из списков очередников. У них уже есть право найти новую работу, переобучиться и ждать жилья.
- Можно понять таких офицеров. Ведь они теряют связь с Вооружёнными Силами, и, соответственно, им гораздо труднее отстаивать свои права...
- Потому мы и сделали наш единый реестр открытым для очередников. Каждый по своему личному номеру может войти в единый реестр Министерства обороны и увидеть, что он включён в список очередников, проверить, правильно ли указано избранное место жительства. Он видит и с каким количеством членов семьи признан нуждающимся. Если он включён в реестр до выписки извещения о предоставлении жилья до заключения договора социального найма, мы его не имеем права исключить из реестра нуждающихся очередников. В среднем в месяц на сайт Министерства обороны заходят 3.000 военнослужащих, членов их семей или просто интересующихся. 14 февраля мы открыли этот реестр, и за 2 недели к нему обратились 123.000 человек. То есть это вызвало колоссальный интерес, и нас обрадовало. Мы на это и рассчитывали. С помощью открытой базы мы наводим порядок, обеспечиваем чёткость очереди. Если кто-то звонит и говорит, к примеру, что у него родился ребёнок, мы говорим: без промедления направляйте нам свидетельство о рождении. Или, наоборот, кто-то развёлся. На основании этих документов тоже вносим изменения в базу. То есть реестр постоянно уточняется. В смысле справедливости никаких опасений не должно быть. Мы понимаем обязательства, которые на себя взяли. И они, безусловно, будут выполнены, иначе это с нашей стороны стало бы нарушением закона. По закону военнослужащий должен быть обеспечен жильём. Это и наше обязательство. Иного не может быть.
- Ведь раньше нельзя было уволить военнослужащего, пока ему не предоставлена положенная по закону квартира. Сейчас, получается, можно?
- Можно по желанию самого увольняемого военнослужащего.
- А сколько по времени в среднем военнослужащие ждут своих квартир?
- Трудно сказать, сколько в среднем. Был период времени, когда выделялось крайне мало квартир. А вот в 2010 году мы получили 52 тысячи квартир. Только в четвёртом квартале департамент выписал 36 тысяч извещений. В этом году мы планируем (на это выделены бюджетные средства) получить ещё 50.000 квартир. Из 100.000 человек, стоящих ныне в очереди, половина получит жильё в 2011 году. Руководство страны, Министерство обороны стремятся эту проблему решить как можно быстрее, понимая, насколько актуален этот социальный аспект.
- Много ли требуют от военнослужащего документов, чтобы его признали нуждающимся в получении жилья?
- Необходимо представить не очень большой пакет документов. Их 12. Это паспортные данные, свидетельства о браке, рождении детей, послужной список военнослужащего... Всё это несложно собрать. Ещё один документ - данные об отсутствии у военнослужащего собственности. Этот документ тоже в обязательном порядке предоставляется для признания нуждающимся. Необходима выписка из единого реестра о недвижимости, который у нас ведёт Росреестр. Сегодня по нашему приказу военнослужащему предоставляют 5 дней для того, чтобы он принял решение: устраивает ли его эта квартира или нет. 5 дней на обдумывание и месяц на то, чтобы он собрал документы. Если он не может собрать документы в течение месяца по объективным причнам, ему продлевают срок на месяц. Другими словами, делается всё, чтобы права и интересы защитника Отечества были соблюдены в полном объёме.
Источник:http://www.redstar.ru/2011/03/10_03/2_01.html
Немає коментарів:
Дописати коментар