середа, квітня 27, 2011

Так кто же он – этот капитан 1 ранга Лаврентьев? Обвиняемый или герой?...

Центральный Военно-Морской Портал, Александр Покровский
"Так кто же он – этот капитан 1 ранга Лаврентьев? Обвиняемый или герой?... Этот человек, дай ему Бог здоровья все выдержать, почему-то представляется мне той самой водовозной лошадью – сначала воду привезет, а потом – скормят хищникам", – писатель-маринист Александр Покровский.

Писатель Александр Покровский. Фото из личного архива
В Санкт-Петербургском отделении РИА Новости 18 апреля прошел круглый стол, посвященный аварии на подводной лодке "Нерпа". Присутствовали: председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, адвокат Илья Рубцов, Герой России Анатолий Рымарь, Герой Социалистического Труда Валентин Рыков и я, грешный.

Напомним, что 8 октября 2008 года около 18 часов на АПЛ К-152 при проведении заводских ходовых испытаний (с элементами государственных) в подводном положении на перископной глубине произошла авария – несанкционированная подача фреона 114В2 системы ЛОХ (лодочная объемная химическая) во 2-ой отсек, в результате чего погибли 20 человек экипажа и сдаточной команды, еще двум был причинен тяжкий вред здоровью, трем – средней тяжести, и 33 человека получили поражение легкой тяжести. Обвинение предъявлено командиру корабля капитану 1 ранга Д.Б. Лаврентьеву и старшине 2 статьи контрактной службы Дмитрию Горбовому, который подозревается в запуске системы ЛОХ с местного поста и подаче огнегасителя во 2-й отсек. А капитану 1 ранга Д.Б. Лаврентьеву вменяется в вину выход в море с экипажем, неподготовленным к борьбе за живучесть и по специальности, в частности, неумение экипажа безопасно использовать пульты управления типа 7МО2 СУ ОКС "Молибден-И" и прибор 7МО2-21, из-за чего и произошла трагедия. А еще ему вменяется превышение должностных полномочий, а еще… ну, там много чего ему вменяется и будет вменяться. Дело передается в суд.

Представители бюро-проектанта, а также создатели 7МО2 СУ ОКС "Молибден-И" и прибора 7МО2-21 от участия в работе круглого стола отказались "по этическим соображениям".

Вообще, вся эта история – продаем АПЛ "Нерпа" Индии или не продаем, а потом – продаем, но пока сдаем ее в лизинг на много-много лет – на мой взгляд, очень плохо пахнет. Вот погибни командир Лаврентьев со старшиной Гробовым – и проблем бы не было. Может быть, их даже наградили бы за "самоотверженные действия по спасению людей". А так – только под суд.


Атомная подводная лодка "Нерпа". reuters.com
А сейчас говорят, что Лаврентьев "достоверно знал о неготовности к выходу АПЛ "Нерпа" по причине слабой подготовленности экипажа". Вообще-то, если мне не изменяет память, экипаж учился в одном из наших учебных центров, и вместо того, чтоб он там учился 7 месяцев, ему на всю учебу отпустили только 3, а потом – обвинили "в слабой подготовке"? И еще – на швартовных испытаниях обычно экипаж обучается заводскими специалистами и представителями промышленности правилам обращения с вверенной техникой, а потом – принимаются зачеты, с участием той же промышленности осуществляется допуск, издается приказ. Без представителей промышленности допуск экипажа к строящейся материальной части нового корабля не осуществляется.

И заводские ходовые испытания – это испытания заводом, потому они носят такое название – и старший на них – ответственный сдатчик, и это он предъявляет корабль представителям флота, а не капитан 1 ранга Лаврентьев. И только небольшая фраза "заводские ходовые испытания с элементами государственных" решает все дело – Лаврентьев мгновенно становится не только обычным командиром, но и "сдаточным капитаном". То есть, он и сдает и принимает в одном лице? Браво! Интересно, что это за приказ такой, что позволяет то, что позволять никак нельзя, с точки зрения обычной логики.

Там много что шло против логики. И те, кто заставляли капитана 1 ранга Лаврентьева идти на все нарушения, которые только можно придумать, теперь куда-то делись. Наверное, тоже – "по этическим соображениям".

Не учим – отправляем в море, зачеты – задним числом, работа с техникой – на ходу. Вот оно и получилось – старшина обучался технике на ходу, а потом сказали, что он просто играл с пультом. Он играл с пультом, на котором карандашом был написал код доступа? И это на виду у всех? А рядом стояли представители завода и промышленности числом в 400 человек? Это на их глазах все произошло? И как получилось, что из трех отсеков фреон из трех баллонов был отправлен только в один отсек? А это под 400 литров. И он тут же испаряется, и такое количество фреона дает не меньше, чем 70000 литров паров, и они мгновенно вытесняют весь кислород, особенно с нижних палуб 2-го отсека, и там люди просто не успевают ничего сделать. Они задыхаются. Погибают от удушья.

И дело даже не в том, что в баллоны системы ЛОХ был закачан не совсем фреон 114В2, а смесь его тетрахлорэтиленом – растворителем. Причем, этого растворителя было почти 60%, а фреона – почти 40%. И не в токсичности этого растворителя дело – не успели они испытать на себе его токсичность – умерли от удушья. Дело в том, что найден крайний.

В этом поливании людей растворителем для очистки одежды в химчистке виноват старшина? Или он виноват в том, что он сумел совершить удивительное – направить в один отсек то, что предназначалось для трех отсеков? А может быть, все же произошел сбой компьютера? А может быть, все же в пульте 7МО2 СУ ОКС "Молибден-И" и приборе 7МО2-21 все дело? Что-то не так, не так он срабатывает? И надо было бы предусмотреть другую "защиту от дурака"? И может быть, старшину надо было бы доучить сначала на земле, не прерывая обучения с 7 месяцев до 3-х, а потом – на швартовных испытаниях, а потом – как это положено, выйти сперва на заводские ходовые с ответственным сдатчиком от завода и от промышленности, соблюсти все условиях допуска экипажа – не формальные, и не задним числом, а сделать все по правилам, уж очень высока цена неразберихи и спешки, в которой так легко потом обвинить только одного или двух человек?

30 декабря 2009 года капитану 1 ранга Лаврентьеву Д.Б. предъявлено обвинение. При этом очень интересно порыться в датах. 29 июля 2006 года с Лаврентьевым подписывается контракт о прохождении воинской службы на три года. 29 июля 2009 года он заканчивается, и что же происходит? Ему не продлевают контракт в связи с аварией от 8 октября 2008 года? Да нет же! 30 ноября 2009 года контракт продлевается (4 месяца Лаврентьев служит без контракта, подозреваю, что все это время он не вылезал из моря, но в службу ему это не засчитается – контакта-то нет).

Но вот ему продлевают контракт еще на три года – служебные характеристики самые замечательные. А зачем ему продлевают контракт? Чтоб ровно через месяц 30 декабря 2009 года (под елочку) предъявить ему обвинение в некомпетентности, повлекшей за собой гибель людей?

Да нет же! В море же ходить надо. Он и не переставал это делать. И 14 октября 2008 года и 31 октября того же года, сразу после аварии, он опять участвует в заводских ходовых испытаниях. Причина столь недальновидного использования "неподготовленного личного состава"? Видимо, больше-то некому. Капитан 1 ранга Лаврентьев и его экипаж – это самые нужные для завода люди, без них никак.

Что же касается пульта "Молибден-И", то по этому поводу интерес представляет рапорт капитана 1 ранга Лаврентьева на имя командующего КТОФ от 5 февраля 2011 года, в котором он докладывает о "сбое программного обеспечения системы дистанционного автоматического управления общекорабельными системами (САУ ОКС) "Молибден-И", в результате которого произошло самопроизвольное "продувание ЦГБ № 18 до полного израсходования воздуха в перемычке ВВД № 8". Там еще много чего сработало в тот момент. Были вызваны представители промышленности, разработчики – никаких вразумительных пояснений, кроме как "надо создавать комиссию" с привлечением разработчиков системы. Ну так создавайте комиссии, господа! Создавайте, проверяйте, бегом это делайте!

Прямо у пирса самопроизвольно продувается ЦГБ и теряется запас воздуха. А если б это случилось в море? И если б это привело к гибели людей? Опять был бы виноват экипаж и командир из-за своей особенной "неподготовленности"? В этом случае как у нас с "этикой"? Не болит? Не беспокоит? Да, старшина Гробов что-то нажал на пульте и после этого в отсек пошел фреон. Но потом тот же старшина Гробов в присутствии представителей завода нажимал те же кнопки – и ничего не случилось. Ничего не "пошло в отсек". Это поддается объяснению? Вы можете это объяснить?

Хорошо, я могу попытаться это сделать. Старшина Гробов в этом случае, на мой, скорее всего, поверхностный взгляд, послужил запалом. Схема аварии была проложена раньше, и причина – техника и "этика". Так что обвинения в данном случае предъявлены запалом, а причина не устранена.

И потом, как это понимать: капитан 1 ранга Лаврентьев находится под "подпиской о не выезде", покидать пределы России ему запрещено, но выходить в море, за пределы России он может. Приказали – пошел. Мне стало известно о том, что этот отчаявшийся человек вообще написал рапорт министру обороны, мол, объясните мне, кто я теперь такой.

А индусы, которых теперь обучает экипаж Лаврентьева, вообще хотят его видеть у себя капитаном-наставником. Его и его экипаж. Им никого другого не надо.

Так кто же он – этот капитан 1 ранга Лаврентьев? Обвиняемый или герой?

Я попробую объяснить. Мне как-то рассказали цирковую историю. Была в цирке старая лошадь, и пришло время забить ее на мясо для хищников. Дали лошади кувалдой в лоб, но не убили – только глаз у нее выскочил и повис на нерве. А тут вдруг прибежали – воду надо привезти. Так вот, заправили лошади той назад ее глаз, запрягли ее в телегу, привезли воду, а потом – прирезали на корм хищникам.

Да простят мне все это небеса, но только этот человек, дай ему Бог здоровья все это выдержать, почему-то представляется мне той самой водовозной лошадью – сначала воду привезет, а потом – скормят хищникам.

Это я так. К вопросу об "этике". Кстати, посмотреть заседание круглого стола по "Нерпе" в РИА Новости можно здесь.

Немає коментарів: