четвер, квітня 21, 2011

"Черный принц" подводного флота

Седьмого сентября 2006 года российский подводный флот понес очередные потери. В список, открытый 26 июня 1904 года гибелью 25 человек на первой российской подлодке \"Дельфин\", добавились еще два имени. На борту атомной подводной лодки проекта 671РТМК К-414 \"Святой Даниил Московский\" погибли мичман Рафим Шабанов и матрос контрактной службы Игорь Этюев.    Советские подлодки редко имели имена. Их заменяли двузначные и трехзначные числа после литер, обозначавших класс той или иной субмарины (малая, средняя, большая, крейсерская). В тех случаях, когда имена давались, это были, как правило, сухие официальные словосочетания - \"Ленинский Комсомол\", \"50 лет СССР\", \"Имени 60-летия ВЛКСМ\" и тому подобное. Шифр (номер) и наименования проектов советских субмарин были окутаны мраком государственной тайны - многие специалисты и в СССР и на Западе 20 лет назад путались в бесконечных рядах трехзначных чисел - 627 и 670, 613 и 641, 877 и 667, 705 и 941. Когда дело доходило до литер, обозначавших подтип лодки, путаницы становилось еще больше.

     В результате на Западе была принята собственная классификация советских подводных кораблей (впрочем, не только их). Подлодки получали обозначение по одной из литер \"фонетического алфавита\", где каждая латинская буква обозначена словом для удобства понимания. A-Alpha, B-Bravo, C-Charlie, и так далее. Система была принята в 50-х годах, когда никто не предполагал, что меньше чем через тридцать лет все 26 литер будут заняты, а многие из них будут означать сразу целые семейства подлодок. Одной из таких \"коммунальных литер\" стала V. В 1966, получив информацию о строительстве в СССР новой атомной торпедной лодки, в НАТО ее назвали Victor. Безымянный офицер, классифицировавший нового \"Ивана\", оказался пророком - мало к какой советской атомной подводной лодке больше чем к этой подходило имя, в переводе на русский означающее \"Победитель\". Редкая советская подлодка получала на Западе, помимо официальной литеры, еще и собственное прозвище. \"Викторы\", за элегантную внешность и отличные ТТХ, удостоились выданного им английскими моряками уважительного имени Black Prince - \"Черный Принц\".
     В отечественной номенклатуре проектов советских АПЛ лодки типа V обозначались как \"проект 671 \"Ёрш\". \"Ёрш\" стал первым советским атомоходом, главной задачей которого была охота не за надводными кораблями противника, а за себе подобными. Это был подводный охотник, то, что на Западе называют Hunter-Killer. Проектирование лодки началось в 1959 году, как только были собраны и обобщены первые результаты эксплуатации АПЛ К-3 \"Ленинский Комсомол\", советского ядерного первенца проекта 627.
     
     Перед проектировщиками была поставлена задача создать ПЛ, способную вести успешный подводный бой, что предполагало малую шумность, хорошую маневренность и мощное гидроакустическое оборудование. Вместе с тем, лодка должна была сохранять хорошие возможности по уничтожению надводных кораблей противника, что обусловило сохранение мощного торпедного вооружения - шесть носовых труб вместо четырех на американских \"охотниках\", и схему его размещения - все трубы сосредоточены в носу лодки, в отличие от американских ПЛ, у которых аппараты устанавливаются в центре корпуса под углом и выводятся в борт. Такая схема позволяла вести стрельбу на полном ходу, тогда как американская схема ограничивала скорость хода во время стрельбы 11 узлами, что достаточно в \"крадущемся\" подводном бою, но слишком мало для перехвата быстроходного отряда боевых кораблей. Кроме того, \"советская\" схема значительно упрощала погрузку торпед, как в базе, так и в море. Однако за такую схему пришлось расплачиваться сниженными возможностями гидроакустического комплекса - разместить в носу, занятом торпедными аппаратами, сферическую антенну большого диаметра было невозможно.
     На лодках были внедрены многие необычные для советского флота решения - в частности, \"Ёрш\" имел один гребной вал и один винт вместо привычных для его предшественников двух. При равной мощности энергетической установки одновальная схема улучшала гидродинамические характеристики лодки, что позволяло снизить шумность на равных скоростях. Вместе с тем, лодка имела два ядерных реактора, что повышало надежность главной энергетической установки в целом.
     Головная АПЛ проекта 671 была заложена 12 апреля 1963 года на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Военно-морской флаг на головном \"Ерше\" был поднят 5 ноября 1967 года. За семь следующих лет ВМФ СССР получил еще 14 лодок этого типа. Водоизмещение будущего Victor-I составляло 4250 тонн в надводном и 6085 тонн в подводном положении, длина - 92,5 метра, максимальная глубина погружения - 400 метров, и 320 метров - рабочая. Скорость полного подводного хода превысила 33 узла, что была на 4-5 узлов больше, чем у американских \"одноклассников\". Лодки этого типа находились в строю до начала-середины 90-х годов и прожили богатую событиями жизнь, совершив множество выходов на боевую службу в самые отдаленные районы океана. По сравнению с ранними советскими АПЛ лодки проекта 671 обладали гораздо большими возможностями гидроакустики и пониженной шумностью, но все же уступали по этим показателям своим заокеанским соперникам.
     Работы над модернизированным проектом 671 начались еще до того, как головной \"Ёрш\" был заложен на Адмиралтейской верфи. Флот потребовал усилить торпедное вооружение лодки в связи с появлением в составе ВМС США \"суперавианосцев\" - для гигантов типа \"Фоорестол\" водоизмещением под 80 тысяч тонн и ядерного \"Энтерпрайза\", шагнувшего за 90 тысяч, залпа 533-миллиметровых торпед могло не хватить. В результате было принято решение заменить два из шести 533-миллиметровых аппаратов на 650-миллиметровые. \"Большие торпеды\", проходящие 50 километров со скоростью 50 узлов (свыше 90 километров в час) и оснащенные мощной боевой частью, были способны вывести из строя авианосец или линейный корабль одним попаданием. Для надежного поражения целей часть торпед оснащалась ядерной боевой частью. Кроме 650-миллиметровых торпед модернизированные лодки получили на вооружение противолодочный ракетный комплекс \"Вьюга\".
     
     Кроме того, лодка получила усовершенствованный гидроакустический комплекс и была менее шумной, чем ее предшественник. Головная лодка проекта 671РТ \"Семга\" - К-387 была заложена на заводе \"Красное Сормово\" в Нижнем Новгороде 2 апреля 1971 года и сдана флоту 30 декабря 1972. Всего до конца 1978 года флот принял 7 подлодок проекта 671РТ, служивших на Северном флоте до середины 90-х годов. За счет удлиннения на один отсек новая лодка была крупнее головных \"Ершей\". Полное водоизмещение превысило 7000 тонн, а длина - 100 метров. Скорость хода в результате несколько снизилась и составила 32 узла.
     В конце 60-х - начале 70-х годов в СССР развернулось проектирование многоцелевых атомных подлодок третьего поколения. Титановые лодки проекта 945 \"Барракуда\" должны были стать \"главным козырем\" советского ядерного подводного флота 80-90-х годов. Но чрезмерная стоимость и трудоемкость постройки ПЛ из титана заставили командование ВМФ СССР начать работы по двум \"резервным\" проектам на случай, если \"Барракуда\" (получившая на Западе обозначение S - Sierra), окажется слишком дорогой. \"Запасными игроками\" стали проекты 671РТМ \"Щука\" и 971 \"Щука-Б\", также известный как \"Барс\". Решение было верным - именно лодки этих двух типов определили лицо советского и постсоветского ядерного подводного флота.
     
     671РТМ, размноженный в 26 экземплярах, стал самой массовой советской торпедной субмариной. Victor III, как его назвали в НАТО, оказался достойным соперником новейшим американским многоцелевым АПЛ типа Los Angeles. Начатый как усовершенствованный атомоход 2-го поколения, проект 671РТМ по возможностям оборудования и ТТХ плавно перешел в третье. Новые \"Викторы\" обладали рекордно низкой среди советских АПЛ-ровесников шумностью, приблизившись по этому показателю к подлодкам ВМС США, и мощной гидроакустикой, которая позволяла уже более-менее на равных играть в \"подводные кошки-мышки\". 671РТМ стал самым крупным среди \"Викторов\" - длина лодки достигла 107 метров, а водоизмещение - 7250 тонн. Полная скорость подводного хода составила 31 узел - меньше, чем на ранних лодках, но примерно столько же, сколько у основного оппонента - АПЛ типа Los Angeles. Предельная глубина погружения для лодок проекта 671РТМ составляет 600 метров.
     Головная лодка проекта 671РТМ была заложена в Ленинграде 7 июня 1976 года и сдана флоту 28 декабря 1977. Всего до сентября 1992 года в Ленинграде построили 13 АПЛ этого типа. Еще 13 лодок было построено в Комсомольске-на-Амуре. Часть лодок была достроена по проекту 671РТМК - они получили на вооружение стратегические крылатые ракеты \"Гранат\", запускаемые из торпедных аппаратов. Эти ракеты, с максимальной дальностью стрельбы до 3000 километров и оснащенные высокоточной системой наведения, стали аналогом американских КР \"Томагавк\".
     
     Victor-III отличились во многих эпизодах. На счету этих лодок скрытный прорыв через рубежи подводной системы слежения SOSUS, доказавший НАТО что даже огромные затраты на усеивание дна Северной Атлантики шумопеленгаторами не гарантируют обнаружение новейших советских АПЛ. \"Щуки\" стали первыми из советских лодок, кто сумел обнаружить, и установить слежение за сверхтихими американскими ракетоносцами типа Ohio. АПЛ К-324 в декабре 1983 года подкравшись вплотную к американскому фрегату McCloy, случайно оборвала винтом буксируемую антенну новейшего гидроакустического комплекса, подарив ВМФ СССР ценнейший трофей. Лодке, намотавший на винт длинный трос с датчиками, пришлось всплыть, но отнять у К-324 добычу американцы не сумели. Вскоре лодка была отбуксирована в Гавану, а антенна доставлена самолетом в СССР.
     \"Щуки\" являются единственными представителями 671-го проекта, остающимися в строю. На Северном флоте проходят службу пять лодок этого типа. Большая часть остальных находится на консервации.
     Все \"Викторы\" - от \"Ерша до \"Щуки\" - помимо своих выдающихся боевых свойств, были ценны еще одним качеством. С 5 ноября 1967 до 7 сентября 2006 года ни на одной из 47 лодок этого проекта, служивших в составе ВМФ СССР и России не было ни одной аварии со смертельным исходом, чем печально известны лодки многих других проектов. Два человека, погибшие 7-го сентября 2006 года на борту \"Даниила Московского\" стали первыми жертвами, которые море сумело взять у Черного Принца.
     
     

Немає коментарів: