неділю, травня 01, 2011

 

Витязи морских глубин
 

   Они не боятся ни огня, ни воды, поскольку живут внутри этих стихий и постоянно готовы к борьбе с ними. Им незнакома клаустрофобия и привычна спартанская обстановка помещения, равного половине вагонного купе с глухой стеной вместо окна. Их воле послушна грозная сила, способная изменить ход мировой истории, при этом они не властны над своей собственной судьбой, она одна для тех, кто вместе находится в подводной лодке на многометровой морской глубине. 

   
- Я всегда так объяснял своим подчиненным уникальность профессии подводника, - говорит начальник штаба подводных сил Северного флота контр-адмирал Виктор Кочемазов. - В масштабах страны с населением в сто сорок миллионов процент покорителей мор-ских глубин ничтожно мал, а важность возложенных на них задач так высока, что вы должны испытывать гордость за принадлежность к нашей профессии и, переполненные этой гордостью, трудиться не покладая рук, чтобы действительно соответствовать высокому званию подводника-североморца.
Учиться и трудиться подводникам нужно действительно немало. Понимание того, что море ошибок не прощает, приходит очень быстро. Ведь вся их жизнь - словно хождение по канату: чуть правее или левее наклон - и уже не спасти. Задача - держать равновесие! В этом им помогают специальные знания и навыки, которые подводники получают в учебных центрах, где готовят экипажи к выполнению целого комплекса задач. Базовые же умения, входящие в джентльменский набор каждого моряка, избравшего подводную стезю, приобретаются на тренажерах учебно-тренировочного комплекса.
Навыки борьбы со стихией за живучесть своего корабля должны быть отработаны, как условные рефлексы: раздались короткие звонки аварийной тревоги, загорелась красная лампочка, и подводник, облаченный в средства индивидуальной защиты, обязан занять свой боевой пост согласно расписанию и умело заделывать пробоину, тушить пожар, либо покинуть аварийный отсек и готовиться к выходу из подводной лодки через торпедный аппарат, а затем подняться на поверхность, соблюдая режим декомпрессии, забраться в спасательный плотик. Все это - азбука, ее подводники знают, как «Отче наш», и повторяют регулярно, каждые два месяца. Поэтому и учебно-тренировочный комплекс занят постоянно на протяжении всего года. Подводники идут туда, как прихожане в церковь, ведь они считают свою деятельность не просто профессией... «Подводник - это религия!» - с гордостью говорят они. В справедливости этого утверждения трудно усомниться, когда знакомишься с их образом жизни поближе. Люди, избравшие этот путь, действительно в определенной степени сродни монахам. Даже по внешним признакам. Их форма похожа на монашеское одеяние, а каюты на подводной лодке иначе как кельями и не назовешь. Они соблюдают свой пост - непрестанный. Это служба, которую несут с мужеством и гордостью. Грех в их подводницкой религии - безволие, малодушие и трусость, лень и непрофессионализм, словом, все то, что может привести к срыву боевой задачи, к гибели товарищей.
Еще одно расхожее выражение «экипаж - семья» - истина, которая известна каждому, кто хоть раз многие месяцы находился в одном прочном корпусе с товарищами. В автономном плавании, когда постоянное общение друг с другом уже порядком надоедает, очень важна психологическая совместимость и, конечно, дружеские, да что там дружеские - братские отношения. Специальный подбор личного состава не ведется. Хотя моряки проходят психологические тестирования, позволяющие выявить их определенные личностные качества, но они носят рекомендательный характер и зачастую не очень-то и учитываются. Совместимость приходит в плавании, в живой, непростой и опасной подчас работе. И здесь, если кто-то чувствует себя некомфортно, уходит в другой экипаж. А иначе как решишь боевую задачу сродни тем, за которые в прошлом году североморцы были удостоены четырех призов главнокомандующего ВМФ России.

Немає коментарів: