Тяжелые аварии и катастрофы преследовали подводный флот с момента его зарождения, а первые подводные лодки были форменными "плавучими гробами". 20 июня 1774 года англичанин Джон Дей открыл список жертв подплава, погибнув при погружении "подводного шлюпа" Maria. Два экипажа вместе со своим изобретателем Горацио Ханли унесла в 1863 году Hunley, а первый боевой успех подводных сил (17 февраля 1864 года Hunley взорвала корвет северян) стал последним и для третьего экипажа этой субмарины.
Начало широкого освоения подлодок военными флотами на рубеже XIX и XX веков сопровождалось валом аварий – тогдашние крохотные подводные суденышки горели, взрывались, отравляли и удушали свои команды, тонули от течей или простого захлестывания волной через люки. И сейчас, более чем столетие спустя, когда человечество научилось создавать небывалые по своей мощи и размерам подводные корабли, служба на них остается одной из наиболее опасных профессий. Люди, плавающие на самых передовых в техническом отношении подлодках, по-прежнему находятся внутри тонких металлических скорлупок, подвергающихся колоссальному давлению морской воды. Несмотря на развитие современных средств акустики и навигации, под водой субмарины все равно остаются в значительной мере "слепыми". Вооружения, средства регенерации воздуха, мощнейшая электроэнергетика с массой кабелей высокого напряжения и распределительных щитов - все это остро ставит проблемы взрыво- и пожароопасности на подлодках. Внедрение в подводном флоте ядерной энергетики добавило еще один комплекс рисков. Необычайная сложность современной техники резко повысила требования к уровню подготовки личного состава, при этом сохраняется ситуация, когда даже небольшая ошибка одного может привести к тяжелейшим последствиям и стать роковой для всего экипажа. В то же время средства спасения по объективным технологическим причинам по-прежнему остаются на достаточно невысоком уровне, не гарантируя ничего и никому и делая саму возможность спасения людей, как и раньше, в значительной мере случайной.
Как видно из справочника, Россия и СССР лидируют по числу подводных аварий и катастроф. Но здесь следует учитывать ряд обстоятельств. Советский подводный флот с середины 1950-х (а до этого и короткий период предвоенного времени) был самым многочисленным в мире, что само по себе неизбежно давало большее количество чрезвычайных происшествий по сравнению с другими странами. При этом по многим техническим аспектам советские подлодки долго отставали от аналогичных кораблей более развитых западных государств.
Статистику аварийности советского атомного подводного флота сильно портит значительное количество тяжелых происшествий, связанных с энергетическими установками отечественных атомоходов первого поколения в первые 10-15 лет их эксплуатации (до начала - середины 1970-х). ВМ-А и ряд других корабельных систем не отличались надежностью. И если ВМС США достаточно осторожно внедряли атомную энергетику и строили небольшое количество своих атомных субмарин первого поколения (всего 15) мелкими сериями или вообще разнотипными, с применением разных образцов ядерных энергетических установок, то в СССР, руководствуясь, очевидно, пресловутым лозунгом "догнать и перегнать", с конца 1950-х развернули крупносерийное строительство атомоходов первого поколения сразу по нескольким проектам (всего было построено 56 лодок). И это при том, что еще не было окончательных результатов испытаний первой отечественной атомной подлодки К-3 ("Ленинский комсомол") и ее энергетической установки. Результатом массового внедрения неотработанной техники стали многочисленные аварии на ПЛА, в том числе и с человеческими жертвами. Низкая надежность энергетических установок привела к тому, что первые советские атомные субмарины, несмотря на значительное число ПЛА, номинально введенных в состав военно-морского флота, в первые годы своей службы были практически небоеспособны. Впрочем, в дальнейшем их ядерные энергетические установки были доведены до требований нормальной эксплуатации.
Ключевым фактором аварийности советских атомных подлодок в последующий период (вплоть до наших дней) стали, насколько можно судить, трудности в обеспечении их хорошо подготовленным личным составом и организации службы. С увеличением количества атомных субмарин в строю ситуация только ухудшалась. В результате в 1980-е годы ВМФ СССР безвозвратно потерял три ПЛА (К-429, К-219 и "Комсомолец"), случались тяжелые аварии. В то же время ВМС США, потеряв две атомные подлодки в начальный период освоения ядерной энергетики (Thresher и Scorpion), с 1968 года не имели ни одной катастрофы атомных субмарин. И это при том, что американцы всегда использовали подводные силы значительно интенсивнее, чем СССР и Россия. Заслуживает также внимания тот факт, что в последние три десятилетия причины большинства известных происшествий с американскими подлодками были не техническими, а навигационными. То есть ВМС США удалось создать весьма эффективную систему подготовки личного состава ПЛА и их относительно безаварийной эксплуатации. Советский, а ныне российский флот такой системы явно не создал. За последние полтора десятилетия вообще можно говорить только о существенной деградации, даже по отношению к советскому уровню. Более того, кризисное состояние системы подготовки кадров ВМФ и обеспечения боеготовности подводных сил, похоже, даже не осознается должным образом современным военным руководством. В этом смысле гибель "Курска" в 2000 году нельзя назвать случайной - она в очередной раз высветила серьезнейшие проблемы отечественного флота, отнюдь не сводящиеся к пресловутому недофинансированию.
Материал, собранный в справочнике "Власти", дает обширную пищу для сравнений, выводов и анализа тяжелых происшествий на мировом подводном флоте. Так, известно, что официальной причиной катастрофы "Курска" был признан взрыв торпедного боезапаса в результате самопроизвольного воспламенения торпеды с двигателем на перекиси водорода. Критики официальной версии часто говорят о том, что взрыв торпеды без внешнего воздействия невозможен. Между тем только в период Великой Отечественной войны советский флот безвозвратно потерял три подлодки из-за взрыва торпедного боезапаса в базах, а взрыв торпед на субмарине Б-37 в Полярном в 1962 году вообще стал одной из самых страшных катастроф в истории подводного плавания. Известно также по меньшей мере два случая крупных аварий на подводных лодках из-за самопроизвольного воспламенения перекисных торпед - на английской Sidon в 1955 году и на советской С-384 в 1966-м. Таким образом, гибель "Курска" при всей драматичности, к сожалению, вовсе не является чем-то из ряда вон выходящим и имеет достаточно длительную мрачную предысторию. То же самое можно сказать и о ряде других аварий и катастроф подводных лодок, что становится ясным после изучения справочника, предлагаемого "Властью".
Немає коментарів:
Дописати коментар