понеділок, травня 30, 2011

Помни войну!

Возвращаясь на "поля сражений" "холодной войны на море" стоит согласиться с теми, кто считает, что особенно опасной в этой войне была, т.н. "серая" зона, где океанские флоты сверхдержав методично бросали вызов друг другу в обстановке редкой концентрации военно-морской мощи, щедро приправленной как обычным, так и ядерным оружием. Опасность заключалась и в обманчивости "нейтрального" характера этих вод, отличных от четко обозначенных зон национального суверенитета. Обе сверхдержавы разделяли ответственность за создание этой опасности, постоянно совершенствуя ядерное оснащение своих флотов. Учитывая господствовавшую тогда иллюзию об эффективности ядерного сдерживания, остается признать это весьма прискорбным явлением.



Адмирал Вильям Студеман (в прошлом - начальник военно-морской разведки и глава Совета национальной безопасности США, а в 1992-1995 гг. - заместитель директора ЦРУ) в завершение майской конференции заявил: "Мы коснулись лишь малой толики проблем, и о многом еще ничего не сказано...Мы всегда воспринимали Россию очень серьезно, у нас к вам огромное уважение, которое мы испытываем и сейчас... Мы никогда не считали русских врагами, очень уважали советских подводников, и внимательно следили за развитием Советского флота. Помню нас здорово потрясло, когда мы узнали, что советские подлодки обрели возможность подводного старта ракет... Было здорово, когда вы были в море. Мы славно играли друг с другом, и нам сейчас очень вас не хватает..."

А уж как мы соскучились! Остается надеяться, что наше вынужденное отсутствие на океанских просторах не вечно. Однако сегодняшнее положение ВМФ, совершенно не отвечающее требованиям гарантированной защиты наших границ с морских направлений, попросту плачевно! Неопределенность политического, экономического и социального положения России не позволяет предаваться даже грубым прогнозам на ближайшую перспективу. Ясно лишь одно - России флот нужен. История убедительно показывает, что государства, имевшие значительный морской флот, намного быстрее других развивались в экономическом отношении. 70-80 годы прошлого столетия были поистине пиком могущества нашего Военно-Морского Флота. И не случайно это время совпало с пиком авторитета советского государства на международной арене.

В средствах массовой информации нередко можно услышать заявления ряда политических деятелей, в том числе на государственном уровне, о том, что угрозы со стороны морских направлений для нас уже не существует. Так ли это? Руководство ведущих стран мира, прекрасно понимая роль ВМС в будущих войнах, повседневно заботится об их развитии. К примеру, суммарный боевой потенциал ВМС США за прошедшее десятилетие возрос почти в два раза. При этом около 90 процентов боевых кораблей - корабли океанской зоны, способные длительное время вести активные боевые действия на больших удалениях от постоянных мест базирования в любых районах Мирового океана.

Продолжают укреплять и совершенствовать военно-морские компоненты своих вооруженных сил и другие страны НАТО, не говоря уже о Японии и Китае, боевой потенциал которых угрожающе растет, наряду с сохраняющимися территориальными претензиями.

Не могут оставить безучастными и последовательные шаги США и их союзников в деле приближения передовых рубежей НАТО к российским границам. За этим стоит очевидное стремление поскорее закрепить в свою пользу геостратегические и геополитические изменения в мире, вытеснив Россию из исторически сложившихся сфер ее влияния. В то же время любое действие, связанное с интеграцией стран - бывших союзных республик, вызывает истерию западных СМИ по поводу "возрождения империи". Весьма логичным со стороны нашего руководства стали бы действия, исходящие, прежде всего, из долговременных национальных интересов, подкрепленных солидной экономической базой. Экономика нашей страны традиционно имела и имеет сильную морскую составляющую, которая определяется богатейшими ресурсами прибрежных морей, морскими и океанскими коммуникациями.

Рано или поздно предстоит решать вопрос с Норвегией о так называемой "серой зоне" Баренцева моря. Не вполне ясна и позиция российского руководства по поводу "подаренного" Соединенным Штатам в 1990 г. тогдашним руководителем МИД СССР - Э. Шеварднадзе спорного участка континентального шельфа Берингова моря. Если у России не будет сильного ВМФ, защищать оставшиеся богатства будет некому. Это чувствуется уже сейчас, когда норвежские корабли береговой охраны, постоянно ужесточая режим контроля, создают угрозу российскому рыболовству на Севере. После того как в 1995 г. Норвегия сняла добровольные ограничения на заходы иностранных военных кораблей в свои порты, а также на участие в маневрах вооруженных сил иностранных государств, включая полеты авиации стран НАТО восточнее 24 меридиана, в регионе сохраняется неадекватно высокий уровень военной активности. Ежегодными стали крупномасштабные учения ВМС НАТО в непосредственной близости от границ России. По словам начальника штаба сухопутных войск генерала Р.Хаугена "содействие проведению учений на Севере Норвегии с участием иностранных войск уже стало национальной политикой". Сценарий учений, как правило, стандартен: две страны вступают в вооруженный конфликт за обладание нефтеносными участками на шельфе Баренцева моря (!) ВМС НАТО осуществляют миротворческие функции для прекращения военного конфликта...

Что же говорить тогда о старших партнерах по НАТО? С приходом к власти администрации Буша-младшего США вообще отвергают ставку на многосторонние действия. С точки зрения республиканцев, для обеспечения американского лидерства не требуется опоры на международный консенсус. Отныне США предпочитают действовать самостоятельно. Союзники требуются главным образом для создания видимости коалиции, тем более, что американские союзники не имеют альтернативы - они вынуждены поддерживать Соединенные Штаты, поскольку не в состоянии действовать самостоятельно, а тем более - вопреки Вашингтону. Если перед проведением операции в Афганистане США заручились соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН, то в случае с Ираком этим демонстративно пренебрегли, ограничившись декларациями о мифических запасах химического оружия. Таким же образом Соединенными Штатами были приняты решения о направлении своих сил на Филиппины, в Йемен и Грузию. Так что, если потребуется начать интервенцию, обосновать ее можно будет и позже, если понадобиться, конечно.

Как тут не вспомнить бессмертные крыловские строки - "У сильного всегда бессильный виноват...". Весь ход происходящего в мире сегодня это лишний раз подтверждает. Стоит ли об этом забывать? Невольно напрашивается и другой вопрос - кто, вообще, сказал, что "холодная война" кончилась?



Источник: "Защитники Отечества", Архангельский областной краеведческий музей, 2005.

Немає коментарів: