середу, червня 15, 2011

Это – скромный человек с необычной судьбой. И довоенной, и военной, и послевоенной. Этот рассказ – о командире черноморских «малюток» М-54 и М-55 Эдуарде Борисовиче Бродском.


 День 22 июня 1941 года капитан-лейтенант Эдуард Бродский встретил слушателем Высших офицерских классов в Ленинграде. До того он служил во флотской разведке. В военное временя состоялся ускоренный выпуск. Лейтенант Э. Бродский прибыл на Черноморский флот, где его назначили командиром на «малютку» VI серии – М-54.


В октябре 1941 года экипаж М-54 вместе с такой же М-51 был неожиданно послан... в Азовское море. Трудно вообразить, что могли сделать две подлодки в море, максимальная глубина которого 15 метров. Когда Бродский выводил свою М-54 в надводном положении в назначенный район, за кормой из-под винта тянулся длинный шлейф поднятого со дна ила, видимый даже ночью.
Тогда им с командиром М-51 Владимиром Прокофьевым повезло просто сказочно. В те дни была ненастная погода и вражеские самолеты над морем почти не летали.
Уже в начале ноября, когда немцы вышли на берег Керченского пролива и начали бить прямой наводкой по всему, что появлялось на воде, обе лодки имели стопроцентный шанс остаться в Азовском море навсегда... Но вскоре пришло приказание подводникам немедленно уходить из Керчи на свою базу. Прорывались лодки в Черное море под обстрелом немецкой артиллерии и минометов. Но все-таки вырвались из пролива и пришли в Новороссийск, где товарищи на них уже поставили крест, как на заведомых покойниках.
В очередной боевой поход капитан-лейтенант Бродский вывел М-54 вечером 10 декабря 1941 года. Через несколько часов лодка попала в самое пекло зимнего шторма редкой для Черного моря силы. «Малютка», мореходность которой была всего 5 баллов, стала игрушкой свирепого 12-балльного шторма. Утром 11 декабря огромными волнами штормового наката лодка была вышвырнута на пляж севернее Анапы. Командиру Бродскому и его до предела укачавшемуся экипажу тогда явно повезло. Случись это на несколько миль южнее, и лодку вдребезги разбило бы о скалистый берег. А здесь был мягкий песок.
Но «сели» на пляже так фундаментально, что в течение полугода сняться не удавалось никакими силами. Приезжал даже Главком ВМФ Н. Г. Кузнецов, чтобы на месте оценить ситуацию с М-54. К слову, действия командира Главком признал правильными.
Евгений Расточиль
«Малютку» удалось освободить из плена анапского песка лишь
1 июля 1942 года. Едва придя в Новороссийск, лодка попала под сильный налет немецкой авиации. Он тогда нанес нашим кораблям значительные потери. Но М-54 снова уцелела.
Судьба преподносила капитан-лейтенанту Эдуарду Бродскому случаи непредсказуемые и опасные.
Специализировался Э. Бродский, назначенный командиром М-55, на разведывательных и диверсионных рейдах. Его командирский «почерк» был хорошо известен на флоте. Все понимали, что «везение» Бродского – следствие прекрасной морской подготовки, хладнокровия и решительности.
Именно эти его командирские качества и подтвердил очередной уникальный «переплет», в который попала М-55 в январе 1943 года. Тогда лодка высаживала на Южном берегу Крыма, у мыса Кикинейз (ныне село Оползневое), флотскую диверсионную группу, которой командовал знаменитый черноморский ас-разведчик мичман Федор Волончук. Глухой и темной зимней ночью М-55 всплыла у самых скал мыса Кикинейз. В полной тишине рядом с берегом начали готовить группу Волончука к высадке. И вдруг берег ожил – повисли осветительные ракеты, по лодке был открыт бешеный ружейно-пулеметный огонь.
Реакция командира лодки была мгновенной: «Отставить высадку! Все вниз! Срочное погружение!». Ко всему привычные и натренированные ребята Волончука мгновенно сориентировались и слетели в центральный пост. И только представитель флотской разведки, который зачем-то вылез наверх, застрял в нижнем люке. Увидев его сапоги и приняв их за командирские, старшина трюмный начал принимать балласт, и лодка резко пошла вниз. В незакрытый верхний рубочный люк хлынул поток стылой январской воды. Командир, мгновенно оценив ситуацию, бросился к нижнему рубочному люку и, прыгнув в центральный пост, задраил его.
Приняв полную боевую рубку воды, М-55 рухнула на грунт на глубину 25 метров. Тут из-за короткого замыкания на лодке еще и пропало электропитание.
...Вражеские противолодочные катера из Ялты или Фороса по расчету нужно было ждать минут через 40. И в эти короткие минуты капитан-лейтенант Э. Бродский нашел выход из почти безвыходной ситуации.
Григорий Кукуй
...Каждый тогда сделал все, что мог. Лодка всплыла на последних запасах сжатого воздуха и тут же дала ход от берега под холодным дизелем. При этом поднявшееся за кормой облако пара и дыма, как настоящая дымовая завеса, прикрыло лодку со стороны берега. Командир управлял маневрами М­55 из кормового люка. Оторопевшие от неожиданности немцы почти не стреляли. Но прибыв на базу в Туапсе, подводники подсчитали «раны»– лодка получила свыше тридцати попаданий и повреждений различной степени тяжести.
В своей книге знаменитый разведчик Ф. Волончук рассказал о походе на М-55, но фамилию командира не назвал...
Потом были обычные походы и атаки. Однажды в ноябре 1943 года прямо на выходе из Ялтинской гавани М-55 практически в упор атаковала немецкую быстроходную десантную баржу. И удачно попала, но при этом – на «малютках» такое случалось сплошь и рядом – выскочила на поверхность... Но и на этот раз обошлось, и после двенадцатичасовой игры в «кошки-мышки» с немецкими противолодочными катерами М-55 вернулась на базу в Очамчири.
И вот пришла весна 1944 года. Подводная война завершилась победой черноморцев, но 25 подводных лодок погибло в море во время боевых походов. Оставшиеся «в живых» лодки продолжали свою боевую службу. Среди них была и заслуженная М-55, на которой капитан 3 ранга Эдуард Бродский совершил 14 боевых походов.
Но судьба готовила отважному командиру, теперь уже начальнику штаба дивизиона подводных лодок, еще один неожиданный поворот. В феврале 1945 года в Ялте проходила Крымская конференция союзников, и капитан 3 ранга Бродский был направлен туда переводчиком при командующем Черноморским флотом.
Лодка Д-4
Потом несколько лет успешной службы на флоте уже в мирное время. И вдруг в разгар печально известной кампании против «космополитов» – внезапный арест. Тогда объяснения по такому поводу не давали. А вскоре после смерти Сталина бывшего подводника Бродского вместе со многими такими же «преступниками» без особого шума и извинений выпустили на волю. Но вот служить дальше на флоте не позволили.
...Старый черноморский подводник Эдуард Борисович Бродский ни на минуту не отделял себя от флота, его горестей и радостей. На встречах ветеранов его фамилию всегда называют с уважением.
Борис Гельман

Немає коментарів: