Более чем за вековую историю российских подводных сил подводники вписали не одну славную страницу как в отечественную, так и мировую летопись подводного флота. Первым российским командиром подводной лодки можно считать мичмана Шмелева, который во главе экипажа из 8 человек проводил испытания подводной лодки Шильдера. Подводной лодкой Александровского уже «командовал» капитан 1 ранга Эрдман. Но это был период экспериментов, а вот командиром первой боевой подводной лодки «Дельфин» стал М. Н. Беклемишев.
Первым командиром-подводником, предпринявшим атаку кораблей противника, был командир «Сома» лейтенант Трубецкой. 28 апреля 1905 г. в районе Владивостока он обнаружил два японских миноносца, но занять позицию залпа не смог —миноносцы обнаружили подлодку и, пользуясь преимуществом в скорости, ретировались. Первая мировая война принесла России еще несколько героических имен командиров-подводников. Так, самым результативным на Черном море стал командир «Тюленя» капитан 2 ранга М. А. Китицын, который уничтожил или захватил 4 парохода, 2 буксира и более 20 парусников. На Балтике лучших результатов добился командир «Волка» старший лейтенант Мессер, потопивший 4 парохода. Нельзя не упомянуть старшего лейтенанта И. И. Ризнича. Он принял в 1917 г. в Специи приобретенную Россией итальянскую подводную лодку «Святой Георгий» длиной 45 м и водоизмещением 260 т. Под его командованием она перешла из Италии в Архангельск через Северную Атлантику — для такой маленькой подлодки это само по себе подвиг, но она шла через театр военных действий.
Гражданская война принесла одну, но самую крупную победу отечественного флота над боевыми кораблями противника — подводная лодка «Пантера» под командованием А. Н. Бахтина 31 августа 1919 г. в Финском заливе потопила британский эскадренный миноносец «Виктория».
Великая Отечественная война открыла как одну из самых героических, так и трагических страниц в истории отечественных подводных сил. Это видно даже на таком примере: всего за годы войны на действующих флотах из 229 командиров подлодок, непосредственно принявших участие в боевых действиях, 99 — погибли (43 %). Наиболее результативным среди советских командиров-подводников по числу достоверно потопленных целей стали В. Я. Власов (6 побед), С. П. Лисин и В. Н. Котельников (по 5 побед). Правда, Власов только одну цель из шести потопил торпедами, а Котельников все пять — артиллерией. Торпедами наибольшее количество целей потопили Н. К. Мохов и Г. И. Щедрин (по 4 победы). Причем Н. К. Мохов уничтожил все суда и еще один транспорт повредил за один-единственный в своей жизни боевой поход в качестве командира. 10 июля 1942 г. он донес со своей позиции в Балтийском море об израсходовании всех торпед и потоплении пяти транспортов. В базу лодка не вернулась, и все победы Щ-317 подтвердились лишь после войны. Но все подтвердились! Единственная ошибка — транспорт «Орион» (2513 брт.(брутто тонн)) после попадания торпеды остался на плаву, то есть был поврежден, а не потоплен. Это самый выдающийся результат одного похода за всю Великую Отечественную войну. Г. И. Щедрин также, безусловно, относится к самым выдающимся подводникам отечественного флота. В частности, ему принадлежит уникальная атака, когда пораженными оказались сразу две цели. Вообще, на подобный «дубль» претендовали несколько командиров, однако фактически удалось это только командиру С-56. 17 мая 1943 г. в Тана-фьорде Щедрин обнаружил конвой в составе транспорта, танкера и 8 (!) кораблей охранения. Транспорты шли на небольшом расстоянии один от другого, поэтому командир решил атаковать их четырехторпедным залпом при малой циркуляции после выхода первой торпеды, искусственно создавая площадь поражения, в которой находились оба судна. Через 2 минуты после начала стрельбы Щедрин наблюдал попадание одной торпеды в головной транспорт и двух торпед во второй, который оказался крупным танкером. К великому сожалению, достигнув попадания сразу в две цели — танкер «Ойроштадт» (1118 брт) и транспорт «Вартеланд» (5096 брт), он утопил только танкер, торпеда, попавшая в транспорт, не взорвалась.
Среди командиров подводных минных заградителей пальма первенства принадлежит командиру «Лембита» А. М. Матиясевичу — восемь уничтоженных целей и одна повреждена торпедой. Есть предположение, что 14 декабря 1944 г. «Лембит» в подводном положении столкнулся с германской подводной лодкой U-479 и потопил ее. Если это так, то Матиясевич обладает абсолютным рекордом среди отечественных подводников. Восемь целей погибло на минах, выставленных К-1 под командованием М. П. Августиновича. Почетное третье место в рейтинге командиров советских подводных минных заградителей занимает С. С. Могилевский. На выставленных его Л-21 минах погиб транспорт и три боевых корабля. Кроме этого, Могилевский потопил торпедами транспорт или два и боевой корабль. Меньше всех повезло командиру Л-20 В. Ф. Тамману — похоже, на выставленных им 140 минах никто не погиб. Однако мины обычно ставили в районах, указанных штабом флота, зато там, где дело зависело исключительно от мастерства командира, Тамман добился успеха, потопив торпедами два судна.
Традиционно высшие позиции в рейтинге советских подводников занимает Н. А. Лунин. На его счету три достоверно потопленные цели, но, безусловно, знаменитым он стал после атаки германского линейного корабля «Тирпиц». Это произошло 5 июля 1942 г., когда линкор вышел на перехват конвоя PQ-17. Трагическая судьба этого конвоя общеизвестна, но если бы к вражеским подлодкам и самолетам присоединился еще и «Тирпиц»... Однако на выходе из шхер германский корабль бесстрашно атаковала советская подлодка К-21 (ох, как немного подводников в мире могут похвастаться атакой германского линкора!) и сразу же в 19.20 донесла командованию о его выходе. Немцы перехватили радиограмму, но пока ее разбирали, в 20.20 «Тирпиц» был обнаружен самолетом-разведчиком, который тоже доложил об этом. В 22.30 — третья радиограмма об обнаружении «Тирпица», на этот раз с британской подводной лодки «Аншейки». Нервы германских адмиралов не выдержали, и в 23.30 германская эскадра, находясь уже на долготе Варангер-фьорда, поворачивает назад и укрывается в норвежских шхерах. А ведь через каких-то 5 часов противник мог оказаться в самой гуще уходящих к Новой Земле транспортов конвоя.
Закончилась Великая Отечественная, но новая, теперь уже «Холодная война» потребовала своих героев. И ими становились, в первую очередь, именно подводники. Правда, теперь они получали высшие награды Родины не за уничтожение кораблей и судов противника, а, как правило, за освоение новой техники и совершение уникальных переходов. Здесь надо заметить, что походы подводных лодок из Баренцева моря через Северный полюс или вокруг мыса Горн на Тихий океан совершались не из спортивного интереса, это было освоение маршрутов развертывания советских подводных лодок в случае начала ядерной войны.
Ледовые плавания подводных лодок имели в России богатую историю. Первой в мире совершила поход под сплошными льдами 19 февраля 1908 г. подлодка «Кефаль», за полтора часа она прошла 4 мили, а затем, взломав лед, всплыла в надводное положение. В конце лета 1940 г. подводная лодка Щ-423 под командованием И. М. Зайдулина впервые в истории подводного плавания прошла с Европейского Севера России на Дальний Восток Северным морским путем. Освоение района Северного полюса началось российскими подводниками еще в 1959 г., но впервые над осью земли 17 июля 1962 г. прошел первенец советского ядерного флота К-3 под командованием Л. М. Жильцова. На следующий год подлодка К-181 проекта 627А под командованием Ю. А. Сысоева всплыла на Северном полюсе. В 1963 г. сразу две атомные подводные лодки под командованием И. Р. Дубяги и А. П. Михайловского перешли с Европейского Севера на Дальний Восток под льдами Арктики, причем затратили на это всего по 6 суток каждая. Всего этим маршрутом перешло более 30 отечественных подводных лодок. Плавание под льдами Арктики всегда таило в себе неопределенность, огромную зависимость от множества случайностей, высокую вероятность возникновения безвыходных ситуаций. Особенно сложным был выход в Тихий океан мелководным Чукотским морем. Сверху над лодкой — лед толщиной 11—15 м, между ним и лодкой — 3—4 м свободной воды, под килем — 4—5 м. И это притом, что данный район изобилует блуждающими отмелями с сидящими на них огромными айсбергами. В этих условиях управление кораблем осуществлялось в ручном режиме. Все это требовало от командира искусности, мужества, хладнокровия... Американцы впервые посетили Северный полюс еще в 1958 г., а к 1984 г. на их счету было 26 походов подо льдами Арктики. К этому же времени советские подводники совершили свыше 200 таких походов. Причем все они проходили со штатным ядерным оружием на борту и в условиях высокой степени готовности к его применению. Американцы прекрасно понимали: кто владеет Арктикой, тот держит под прицелом весь мир, но мало что могли тогда противопоставить Советскому Союзу.
С середины 1950-х гг. началось освоение южных широт. Уже в 1956 г. дизельные подводные лодки проекта 613 Тихоокеанского флота под командованием В. Н. Поникаровского и В. П. Милованова вплотную подошли к атоллу Мидуэй. В 1957 г. тихоокеанская подлодка проекта 611 под командованием Н. И. Царева, а на следующий год такая же подлодка Северного флота под командованием М. К. Малькова пересекли экватор. Далее последовал поход, длившийся 150 суток, вокруг Африки и Австралии с Севера на Тихий океан. Эти походы показали малую приспособленность российских дизельных лодок для плавания в экваториальной зоне. В отсеках температура не опускалась ниже 48—50 °С, а при остановке вентиляции и погружении достигала 55—60 °С. Под водой было не легче, так как на глубине 100 м температура за бортом составляла 35 °С. В окрашенных в несколько слоев отсеках с раскаленной аппаратурой и механизмами стояло марево из испарений, в том числе свинца и цинка. Все это попадало в дыхательные пути и оседало на коже людей. Перегрев организма, вдыхание вредных примесей приводили к снижению кровяного давления, отекам ног, тепловым ударам с судорогами и глубоким обморокам. Кондиционеров не было, холодильники выходили из строя, высокая влажность приводила к коротким замыканиям и воспламенениям аппаратуры.
С середины 1960-х гг. в освоение южного полушария включились атомные подводные лодки. Уже в 1966 г. подлодки проектов 675 и 627А под общим командованием А. И. Сорокина совершили групповой переход с Севера на Дальний Восток через пролив Дрейка. Позже аналогичным маршрутом прошли еще шесть подлодок, а две совершили переход на Дальний Восток через Индийский океан.
Все эти примеры показывают, что в то время советский подводный флот располагал не только современными кораблями, но и первоклассными командирами для них. После Великой Отечественной войны 74 подводника были удостоены звания Героя Советского Союза и Героев Российской Федерации, один — звания Героя Социалистического Труда, а всего награждено орденами более 3000 подводников.
По-видимому, Человечество уже никогда не сможет отказаться от подводных лодок. Всего за столетие они превратились из одной из разновидностей морских вооружений в универсальное средство, востребованное как в мирное время для поддержания мира, так и в военных конфликтах любой интенсивности.
В последние десятилетия стало очевидным, что совсем необязательно атаковать территорию своего противника сотнями ядерных ракет. Поражение даже всего нескольких отдельных густонаселенных районов страны будет иметь столь катастрофические последствия, что это государство уже более ничем заниматься не сможет, кроме как ликвидацией последствий этих ядерных ударов. По этой причине ядерные силы сдерживания во многом представляют из себя инструмент внешней политики. Именно такими инструментами должны стать строящиеся российские подводный ракетоносец — носитель баллистических ракет «Юрий Долгорукий» проекта 955 и многоцелевая подводная лодка «Северодвинск» проекта 885.
Одновременно в течение всего времени существования подводной лодки человек искал ей не только военное, но и мирное предназначение. Время от времени в различных странах появлялись научно-исследовательские подлодки, например, как советская «Северянка». Для таких целей в СССР и США создавались даже специальные глубоководные аппараты, научные программы которых в большинстве своем, конечно, носили военный характер, но были и чисто научные. По мере переноса добычи полезных ископаемых, особенно нефти и газа, на шельф Арктики, все более злободневной становится проблема их транспортировки. И транспортные атомные подводные лодки вполне могут стать альтернативой ледокольному флоту...
Немає коментарів:
Дописати коментар