"Полномасштабную реформу МВД еще три года назад никто проводить не собирался. Новое старое руководство страны было уверено, что всё пойдет по накатанной колее: к очередным выборам со скандалом проводят на пенсию одного-двух милицейских генералов и на парочку «оборотней» среднего звена заведут показательные уголовные дела. Но тут случился расстрел в супермаркете, устроенный начальником ОВД «Царицыно» Евсюковым. Плюс к тому «неожиданно обнаружилось», что практически в каждом громком преступлении, будь то заказные убийства, нападения на инкассаторов, вымогательства или похищения людей, оказались замешаны милиционеры.
И, судя по всему, власть сама почувствовала опасность, исходящую от «отмороженного» МВД, и решилась-таки на реформы. Вот только насколько глубокими они будут? И не выльются ли в обычную «зачистку» в интересах одного конкретного чекистского клана?
Генеральская комиссия
Судьбу руководителей департаментов МВД, их замов, республиканских министров, начальников ГУВД и УВД решает президентская аттестационная комиссия, созданная специальным указом от 1 марта 2011 года. Первоначально в нее входили 13 высших чиновников и силовиков. Однако, когда правозащитная организация «АГОРА» посчитала, что представители гражданского общества отстранены от реформы МВД и подала жалобу в Верховный суд, в комиссию спешно ввели адвоката Анатолия Кучерену (член общественного совета при ФСБ) и поэта-песенника Илью Резника — председателя общественного совета при МВД и бессменного участника официальных милицейских корпоративов. На том гражданский контроль решили ограничить.
Возглавляет аттестационную комиссию руководитель администрации президента Сергей Нарышкин — старый сослуживец Путина по КГБ и комитету по внешнеэкономическим связям мэрии Санкт-Петербурга (КВС).
Далее идет еще один питерец — помощник президента Олег Марков, в 90-е годы занимавший должность заместителя председателя комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, а затем перешедший на работу в Северо-Западное таможенное управление.
Другие члены комиссии. Глава МВД Рашид Нургалиев до перехода в МВД занимал должность начальника инспекторского управления ФСБ РФ. Замглавы МВД Сергей Герасимов работал в Министерстве торговли СССР, с 2001 года — в администрации президента: советник, затем руководитель отдела в управлении кадров, с 2004 года — заместитель начальника управления по обеспечению конституционных прав граждан. Прокурорское око в комиссии представляет заместитель генпрокурора Виктор Гринь, который начал трудовую деятельность разнорабочим на Омском заводе керамзитожелезобетонных изделий, а затем дослужился до прокурора Читинской области и Красноярского края. Начальник управления президента по вопросам госслужбы и кадров Сергей Дубик трудиться начал электромонтером в Орехове-Зуеве, затем служил в органах прокуратуры и преподавал в Военном университете. Глава фельдъегерской службы Геннадий Корниенко в КГБ с 1981 года, с 2001 по 2002 год занимал должность заместителя директора Федеральной службы охраны. Замглавы Следственного комитета генерал-полковник юстиции Юрий Нырков ранее возглавлял управление кадров ФСБ, в 1996-м защитил кандидатскую диссертацию на тему «Система допуска государственных служащих к государственной тайне как социальный институт».
Еще один член комиссии — директор ФМС Константин Ромодановский до прихода в органы МВД занимал должность первого заместителя начальника управления собственной безопасности ФСБ, затем возглавил милицейскую собственную безопасность, один из идеологов нашумевшей кампании борьбы с оборотнями в погонах в 2003 году. Непосредственно Лубянку в комиссии представляет первый заместитель директора ФСБ Сергей Смирнов, в 2001—2003 гг. возглавлял УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин с 1978 года тоже служил в КГБ, а затем в ФСБ, в 2007—2008 гг. — руководитель секретариата председателя правительства.
Начальник Контрольного управления президента Константин Чуйченко учился с Дмитрием Медведевым в одной группе на юридическом факультете ЛГУ, затем служил в КГБ и занимал должность начальника юридического департамента «Газпрома». Одна-единственная женщина в комиссии — помощник президента и начальник главного государственно-правового управления Лариса Брычева — во времена СССР работала замом главного редактора журнала «Советское государство и право».
Если подытожить, то реформу МВД проводят: 8 чекистов, один прокурор, бывший работник торговли, таможенник, военный преподаватель, адвокат, поэт-песенник и правовед.
Как проходит переаттестация
Заседания комиссии проходят в здании администрации президента на Старой площади. Вопросы кандидатам задаются на основании компрометирующих материалов из ФСБ, прокуратуры и ДСБ МВД. И уже по результатам принимаются решения.
Как на самом деле выглядит эта процедура, мы можем только догадываться. Адвокат Кучерена, участвовавший в работе комиссии, где решалась дальнейшая судьба девяносто одного генерала, недавно заявил: «Заседание длилось более трех часов. Каждая кандидатура обсуждалась детально, включая семейное положение и поведение в быту. Основное внимание уделялось таким критериям, как состояние преступности на подведомственной территории и работы с населением, наличие жалоб на руководителя и негативной информации о нем. Я увидел, что утаить какую-либо информацию просто невозможно».
Однако давайте прикинем: три с половиной часа (210 минут) поделить на 91 генерала, и выходит, что на каждого полицейского начальника в среднем уходило 2,5 минуты. Можно ли за столь короткое время внимательно прочитать текст аттестационного листа, задать вопросы, ознакомиться с компрометирующими материалами и проголосовать?
Следовательно, заседания комиссии — чистая формальность, и судьбу генералов решают заранее в тиши высоких кабинетов на Старой площади или Лубянке.
К примеру, имя начальника департамента по вопросам противодействия коррупции управделами президента Антона Тронина ничего не говорит широкой публике (Тронин — выходец из Генпрокуратуры), а между тем все «объективки» на генералов МВД проходят через его ведомство.
Кого уже убрали
Немалый интерес вызывают громкие отставки в руководстве МВД. Например, почему понизили в должности и отправили в Питер первого заместителя главы МВД Михаила Суходольского, которого прочили на место Нургалиева? Или: чем проштрафились старые знакомые премьера Путина — руководитель оперативного блока МВД Евгений Школов и начальник следственного департамента МВД Алексей Аничин? Ведь этим персонажам Нургалиев дал весьма высокую оценку. Цитирую: «Должен сказать, что мои заместители — и Михаил Суходольский, и Евгений Школов, и Алексей Аничин — 3 июня прошли переаттестацию, зарекомендовали себя с положительной стороны. Это очень ответственные руководители, которые имеют большой опыт работы».
О причинах отставки замов Нургалиева можно гадать сколько угодно. Скорее всего, оказался прав наш источник на Житной: «Замы Нургалиева перегрызлись между собой и дезорганизуют работу министерства».
О других отставках тоже ходит немало слухов. Тот же источник сообщил, что якобы еще год назад некоторым милицейским руководителям было сделано предложение: «Освобождайте места по-хорошему, иначе начнем увольнять со скандалом или сажать. А компромата, как вы понимаете, скопилось».
Одним из первых «всё понял» замглавы МВД генерал-полковник Аркадий Еделев, которого за глаза называли «генеральным тамадой» во время застолий у Рамзана Кадырова. Еделев приземлился в аппарате полпреда Северо-Кавказского федерального округа, откуда Хлопонин быстренько отправил его в отставку. Другим «понятливым» оказался Алексей Поздняков — руководитель группы помощников Нургалиева.
Свои кресла оставили всесильный начальник организационно-инспекторского департамента (ОИД) Владислав Волынский, чье имя упоминалось в крупных коррупционных скандалах, и его заместитель Леонид Хейло. Хотя есть другая версия отставки Волынского: давняя вражда с начальником ДСБ Драгунцовым.
Будто бы в 2009 году Волынский намеревался провести полномасштабную инспекторскую проверку в могущественном ДСБ, что могло привести к отставкам высокопоставленных особистов. Реакция последовала незамедлительно: в СМИ появились статьи о личной жизни Волынского и о его чрезмерном увлечении бильярдом. Затем при получении взятки 850 тыс. долларов был задержан главный инспектор ОИД полковник Жарков. На первом допросе под видеозапись задержанный рассказал, что выполнял функцию курьера и деньги предназначались руководству. Однако стараниями покровителей уголовное дело переквалифицировали в мошенничество, и Жарков получил всего 4 года тюрьмы.
А Волынский завалил переаттестацию в начале марта, и 1 мая был уволен, хотя его фото до сих пор красуется на официальном сайте МВД.
Другие отставки
Вслед за Волынским кабинеты на Житной покинули: главный ревизор МВД — Леонид Рогачев и два главных инспектора МВД — Хуршед Нуманов и Михаил Слизков, назначенные на эту должность в 2006 году. Душанбинца Нуманова «ушли» по возрасту, а Слизкову, видимо, припомнили «пикантную» историю с его братом-полицейским.
Не усидели в своих креслах несколько руководителей оперативного блока: начальник Центра обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму Владимир Булатов, начальник БСТМ Борис Мирошников и заместитель начальника СК при МВД Александр Матвеев (последний значится в «списке Магнитского»).
А вот на тех, кто упорно отказывался покинуть насиженные места и пытался договориться наверху, тут же завели уголовные дела. Так сказать, в назидание другим. Например, бывшему шефу Волынского — начальнику БКБОП СНГ генералу Александру Бокову припомнили вымогательство 46 млн долларов пятилетней давности у самарского предпринимателя. А другого «упрямца» — начальника ЦУМТС МВД Владимира Чеишвили — посадили под домашний арест за махинации при проведении тендеров в интересах владельца ресторана «Хванчкара» Тедо Сванидзе (в розыске). Причем аресты обоих широко освещались в прессе, и на обозрение публике предъявили особняки и ценные презенты, которыми их одаривали подчиненные. На прошлой неделе репортеры «Новой газеты» побывали в подмосковном поселке Останкино, где расположен особняк Бокова и огромный земельный участок с прудом. Местные жители по секрету сообщили, что к дому недавно приезжали какие-то солидные люди и обсуждали между собой стоимость участка.
По слухам, еще одними «упрямцами» оказались начальник оперативно-поискового бюро МВД (ОПБ) Иван Балбашов и его замы — Барадастов, Хуснуллин и Федюшкин. Неожиданно нашелся повод, чтобы поскорее отправить их на пенсию: управление «М» ФСБ задержало 8 оперативников ОПБ, которые по заказу коммерсанта следили за его супругой (за 200 долларов в час). Во время служебного расследования выяснилось, что задержанные офицеры уже две недели числились на больничном. При этом «больным» якобы были выданы спецтехника, документы прикрытия и даже казенные деньги на оперативные расходы. Балбашова, Барадастова, Хуснуллина проводили на пенсию, а вот Федюшкин «отбодался» — ему присвоили очередное звание и назначили новым начальником ОПБ.
Недавно главный «топтун» дал довольно забавное интервью, особенно запомнились слова про «жесткий контроль оперативников ОПБ, что практически не оставляет места коррупционным проявлениям…»
Всего же, как заявил глава МВД Нургалиев, через сито переаттестации не прошли 143 сотрудника, «занимавшие должности высшего начальствующего состава».
Новые назначения
Самое, пожалуй, неожиданное — это назначение бывшего начальника ГУВД Ставропольского края Александра Горового первым заместителем главы МВД (вместо Суходольского). СМИ уже окрестили Горового выдвиженцем полпреда по Северо-Кавказскому федеральному округу Александра Хлопонина и заметным усилением аппаратного влияния последнего.
Справка «Новой»
Службу в МВД Горовой начинал постовым милиционером, а затем инспектором ГАИ в Красноярском крае. С февраля 2005 года — начальник ГУВД по Красноярскому краю. После назначения в 2010 году губернатора Красноярского края Хлопонина полпредом президента на Северный Кавказ (в ранге заместителя председателя Правительства РФ) Горовой последовал за ним и стал начальником ГУВД по Ставропольскому краю.
Из Красноярка Горового провожали с большой помпой. На прощание новый губернатор Лев Кузнецов сделал Горовому поистине царский подарок: вручил набор золотых охранительных икон. В ответном слове «золотоиконник» скромно заметил: «Я обещаю с честью нести звание сибиряка, в каком бы месте ни служил».
На сайте «Госзакупки» упоминание о приобретении администрацией Красноярского края золотых икон не обнаружилось. В этой связи хотелось бы выяснить у господина Кузнецова реальную стоимость золотых икон и кто оплатил столь дорогой подарок?
Другим замом Нургалиева назначили генерал-лейтенанта Игоря Алешина, до этого возглавлявшего милиционеров в Карелии и Башкирии. Алешина называют креатурой замглавы МВД и разработчика реформ Александра Смирного (оба родились и начинали свою карьеру в Омске). Алешин теперь будет курировать весь оперативный блок в МВД (вместо Школова).
Этим же указом президента Валерий Кожокарь стал заместителем министра и начальником следственного департамента (вместо Аничина). Кожокарь был однокурсником Медведева по ЛГУ.
Кто остался
Из старых кадров на своих должностях остались: статс-секретарь Сергей Булавин (окончил Ленинградское высшее политическое училище МВД СССР), заместители министра Сергей Герасимов, Александр Смирный, директор ФМС Константин Ромодановский, начальник ДСБ Юрий Драгунцов (бывший чекист), начальник административного департамента Валерий Майданов (бывший чекист), начальник департамента информационных технологий Михаил Тюркин (президент хоккейного клуба «Динамо), начальник департамента охраны общественного порядка Юрий Демидов (близкий друг Нургалиева), начальник департамента по противодействию экстремизму Юрий Коков, начальник правового департамента Валерий Черников и начальник ДепУра Михаил Никитин.
Правда, до самого последнего времени судьба начальника ДепУра Никитина висела на волоске: некоторые его подчиненные жили явно не по средствам и якобы получали вторые зарплаты у уголовных авторитетов.
Пока остаются неясными дальнейшие перспективы начальника департамента государственной защиты имущества Вадима Савичева, главного кадровика МВД Владимира Кубышко, начальника ДЭБа Юрия Шалакова, главного финансиста Светланы Перовой, начальника ГИАЦ Евгения Мартынова, начальника ЭКЦ МВД Владимира Мартынова, начальника правового департамента Валерия Черникова и начальника управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Виталия Белинского.
Кстати, на прошлой неделе по поводу господина Белинского разгорелся большой скандал. Депутат Госдумы Михаил Бабич обвинил Белинского в незаконном получении статуса ветерана боевых действий. По информации депутата, 31 июля 2008 года Белинский был направлен в однодневную служебную командировку в Чечню и в тот же день вернулся в столицу. Однако приказом № 1242 Белинский был награжден нагрудным знаком «Участник боевых действий» и теперь получает надбавки к зарплате.
Не исключено, что свой пост может оставить главный тыловик МВД Владимир Лукьянов: уж больно много за последнее время в его ведомстве произошло коррупционных скандалов. По информации из ДСБ, в департаменте тыла скоро начнутся масштабные проверки по заключенным госконтрактам с фирмами-однодневками. Видимо, узнаем много чего интересного…
А то, окажется ли реформа МВД системным явлением или всего лишь очередным этапом в борьбе чекистских кланов, станет понятно достаточно скоро. Первый ответ будет считаться в том случае, если вслед за милицией/полицией глобальной чистке подвергнутся другие правоохранительные структуры и спецслужбы: ФСБ, СВР, ФСО, Наркоконтроль и прокуратура. Коррупция в этих ведомствах давно стала запредельной и требует срочного хирургического вмешательства." |
Немає коментарів:
Дописати коментар