Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
пʼятниця, червня 17, 2011
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА.ЭНВЕРА АБРАМЕНКО,КОНТР-АДМИРАЛА
ЗАПУСК С ПОДЛОДКИ К–142
Звание контр–адмирала Энверу Александровичу присвоили в 1981 году, когда он был заместителем начальника штаба Тихоокеанского флота по боевому управлению.
Энвер Абраменко с командного пункта флота участвовал в управлении всеми военно–морскими силами, находившимися в зоне Тихого и Индийского океанов!
Постоянно в этой морской зоне было множество субмарин, надводных судов, флотской авиации и морской пехоты на десантных кораблях.
Но чаще всего Энвер Александрович вспоминает события, произошедшие десятью годами ранее, когда он служил на Северном флоте и в Баренцевом море близ острова Кильдин участвовал в выполнении пуска стратегических ракет из–под воды.
В то время он был старшим помощником командира на субмарине К–142, с которой ракета впервые стартовала из «подводного положения»!
— Советский Союз все время активно участвовал в гонке вооружений с США. Например, в создании атомных подводных лодок Америка нас опередила, а по ракетному оружию — мы.
Зато в Штатах создали подлодку «Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами, которые могли стартовать из–под воды незаметно.
А ведь для подводного флота очень важно, когда все делается незаметно, поскольку самое главное преимущество субмарины — ее скрытность.
Ранее в СССР старты ракет проводились лишь в надводном положении, но это опасно, поскольку лодки, всплыв на поверхность, моментально обнаруживалась…
Но вот в СССР, постепенно догоняя и перегоняя США, усовершенствовали и атомные подлодки, и ракетное оружие.
И вот на субмарине К–142 в 1962 году мы должны были осуществить первый запуск аккурат к 23 февраля.
Правда, из–за погодных условий это пришлось делать на день позже… У нас на борту тогда был заместитель знаменитого Королева — главный конс- труктор ракетного оружия Макеев, ведь, думаю, не стоит объяснять, насколько важной была операция!
Макеев всем — и голосом, и поведением — очень подбадривал нашу команду, которая довольно сильно волновалась. Почему волновалась? Судите сами. Раньше, когда мы запускали ракеты из надводного положения, все было иначе, и риска немного. При отказе старта или аварии ракета могла быть сброшена за борт. Зато теперь ракета находилась в шахте, заполненной водой, и в случае аварии от нее невозможно было бы избавиться. То есть ракета должна была непременно стартовать!
Но все прошло нормально. Командир нашей субмарины капитан 2–го ранга Бочкин и весь экипаж за выполнение ответственного задания были награж- дены орденами и меда- лями…
А потом в течение года на Северном флоте мы осуществили тридцать ракетных запусков!
Это очень много. Обычно с лодки запускали ракету раз в год, а то и раз в два года, поскольку все очень дорого…
ИЛИ ПОБЕЖДАЮТ ВСЕ, ИЛИ ПОГИБАЮТ…
— Что мне еще запомнилось, кроме шести походов на боевую службу в океан… Конечно, переход через Северный Ледовитый океан в Тихий, когда я уже командовал подлодкой К–36!
Мы тогда шли на дизельной субмарине в надводном положении — за ледоколами.
Ледовая обстановка временами была очень сложной…
Приходилось форсировать большие и плотные паковые льды, чтобы не повредить корпус подводной лодки и винты. А вообще была масса впечатлений!
Я смотрел с лодки на белых медведей, которые вдали шли по льду. Лично убедился и в том, что Земля действительно круглая: линия горизонта была совершенно открыта от края до края! Вернее, когда я стоял и смотрел кругом, казалось, что за бесконечными льдами край света! А кругом — тишина и слышно лишь, как лед трещит, — вспоминает Энвер Александрович.
Сейчас в Латвии ветеранов–подводников около 250 человек, служивших в советские годы по всему СССР — на Балтийском и Черном морях, на Северном и Тихоокеанском флотах — на дизельных и атомных субмаринах.
Состоят в организации, например, контр–адмирал Акатов, капитан 1–го ранга Сергинко, командиры атомных субмарин — капитан 1–го ранга Эрастов, Куликов и Ростовцев.
Есть и люди, прошедшие Великую Отечественную войну. Самым молодым из них 80 лет, а есть и человек, которому уже за 90, — это мичман Георгий Петрович Карасев.
Он участвовал в знаменитом переходе подлодок из Тихого океана на Север через Панамский канал со всплытиями в английских и канадских портах. В то время на Северном флоте не хватало субмарин и переход был особенно важен. Правда, из четырех подводных судов до пункта назначения дошли три, а одно — Л–16 — потопила японская лодка…
— Те, кто служил в подводном флоте, в ВМС всегда были на особом счету, — замечает Энвер Александрович. — Ведь подводник должен был обладать исключительно большими знаниями устройства боевого судна, особенно командир, старпом и механик. Хотя и каждый матрос обязан знать практически то же самое, что и командир: всю субмарину от носа и до кормы.
И не случайно говорили: «На подлодке или все побеждают, или все погибают».
Поскольку ошибка даже одного человека стоит жизни всей команде! В этом было отличие нашего флота от надводного. Командир придавал огромное значение работе каждого члена экипажа.
Когда молодой офицер приходил на субмарину, ему давали толстую тетрадь и говорили: «Надевай комбинезон, пролезай от носа до кормы, зарисовывай каждую систему в отдельности и записывай все ее данные!» Потом он все должен был выучить, сдать зачет и практическую проверку по устройству подводной лодки, и только после этого он допускался к исполнению своих непосредственных обязанностей.
ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ БОГА
В разговоре с Энвером Александровичем, конечно, зашла речь и о капитане Маринеско. Рубка с его субмарины С–13 в прошлом была установлена в Лиепае у входа в дивизию подводных лодок — в честь подвигов моряков под командованием Александра Маринеско, а рядом возвышался памятник герою. Правда, теперь все это перевезено и установлено в Питере, где есть и музей имени Маринеско, и клуб подводников, названный в честь героя Великой Отечественной.
Энвер Абраменко бывал в этом клубе, знаком с его руководителем Игорем Курдиным — подводником и писателем. — Я о Маринеско знаю много, хотя лично ни с кем из его команды знаком не был. Да, он был героем, что и говорить! — восклицает Энвер Александрович.
— Хотя всю жизнь числился в штрафниках, звание Героя Советского Союза ему присвоили лишь после смерти, а действительно чтить стали только после распада СССР…
Но его главный подвиг действительно великий!
30 января 1945–го в районе Данцигской бухты подводная лодка С–13 трехторпедным залпом (четвертая торпеда не вышла из аппарата по техни-ческим причинам) отправила на дно фашистский суперлайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 484 тонны. Это был самый крупный военный транспорт, потопленный в годы Второй мировой нашими подводниками!
На борту лайнера, построенного по личному заказу Гитлера, вместе с военными находилось более 10 тысяч человек, но сколько точно, по сей день не знает никто…
Гитлер вывозил немцев из Курляндского котла, в том числе 70 экипажей субмарин и 3600 танкистов.
В Германии эти танкисты должны были пересесть в свои боевые машины, которые ушли ранее на транспортных судах, и участвовать в обороне Берлина…
И не случайно Гитлер после атаки Маринеско объявил его «личным врагом номер один».
–А у нас в Риге на Г а р н и з о н н о м кладбище похоронен другой Герой Советского Союза — капитан 1–го ранга Самуил Нахманович Богорад, — говорит Энвер Александрович.
— Раньше там был очень скромненький памятник, но нашими усилиями сделали его достойным героя… Самуил Нахманович отличился тем, что со своей субмариной C–11 потопил в районе Лиепаи с 1944–1945–го восемь судов и кораблей противника!
А однажды он обна- ружил транспортник, вывозивший немецкие войска и гражданских людей из Курляндского котла.
Богорад поступил благородно: приказал всем высадиться в шлюпки, а потом пустил торпеду и потопил судно.
Капитана судна он взял себе на борт, где тот ему подарил свой цейсовский бинокль…
После войны Богорад работал в Латвийском пароходстве капитаном торгового судна. Как–то раз он взял на борт лоцмана для прохождения проливной зоны.
Этим человеком оказался… командир того самого транспортника, которого Самуил Нахманович взял на борт!
И Богорад вернул ему бинокль…
Но подводники могут много чего рассказать — и из своей жизни, и исторические факты, о которых даже теперь мало известно. Всегда, когда мы встречаемся 19 марта — отметить День подводника, то находим о чем поговорить.
При этом на жизнь не жа- луемся… Мы все время держим связь и с Международной ассоциацией ветеранов–подводников в Питере.
Как, впрочем, вообще контактируем со всеми международными организациями подводников.
Ежегодно проходят съезды в разных странах, например последний был во Франции, в Шербуре, ранее — в Одессе, Буэнос–Айресе, Москве, Питере, а в мае 2008–го мы поедем в Польшу, в Гдыню, — делится планами Энвер Александрович.
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар