субота, червня 18, 2011

За сто пять лет своей истории подводный флот России познал успехи и неудачи, боевые победы и поражения, но неизменным оставалось мужество и героизм моряков-подводников, служивших в тяжелейших условиях замкнутого, ограниченного пространства отсеков. Грохочущие механизмы, пары масла и дизельного топлива, малопригодный для дыхания воздух.... Впервые спустившись в подводную лодку, известный писатель А.Фадеев заметил: «Логично носить часы на руке, но жить в часовом механизме проти воестественно».


 Наибольшие испытания выпали на долю наших моряков-подводников в Великую Отечественную войну. Четыре флота — Черноморский, Тихоокеанский, Балтийский и Северный — стойко противостояли опытному, хорошо вооруженному врагу. В составе всех четырех флотов действовали боевые соединения подводных лодок, однако наиболее тяжелые испытания выпали на долю героев-подводников Северного флота, единственно имевшего оперативный выход на основной театр военных действий — в Северную Атлантику.
Сотни подводников можно по праву причислить к героями, к сожалению, часто безвестным, так как гибли они, отнюдь не «на миру», а в тесноте отсеков, борясь за живучесть своих кораблей, которые и были для них в те дни Родиной. И тем ценнее дошедшие до нас свидетельства этого славного прошлого, воспоминания тех, кто дожил до Великой Победы, до наших дней.
Капитан 2-го ранга Григорий Иванович Щедрин прошел всю войну до дня Победы, не расставаясь со своим боевым кораблем, подводной лодкой С-56, командиром которой он являлся. Уже одно это - великий подвиг! А были и боевые победы, награды, слава... С-56 - единственный прошедший всю войну боевой подводный корабль, сохранившийся до наших дней.
Восстановить некоторые этапы славного боевого пути героической подлодки помогают воспоминания ветеранов, служивших на ней, редкие фотографии, дневники, записки и письма командира С-56 Григория Ивановича Щедрина, собранные и бережно обработанные неутомимыми активистами общества «Память Балтики».
Подводная лодка С-56 серии IX -бис была заложена в ноябре 1936 года в Ленинграде, на тех же верфях, с которых сходили и первые российские боевые корабли. Подлодки для Дальнего Востока строились в два этапа — сначала на верфях ленинградских заводов изготавливали отдельные транспортабельные секции, переправляемые затем по железной дороге во Владивосток. Так и С-56 по частям была доставлена на старейшее предприятие Владивостока — завод № 202 им. К.Е. Ворошилова, основанный еще в 1885 году. 25 декабря 1939 года лодка была спущена на воду. Дооснащение, достройка и ходовые испытания были завершены в октябре 1941 года. Акт о приемке С-56 был подписан 16 января 1942 года наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым.
Длина нового корабля составляла 77,7, ширина 6,4 м. Подводное водоизмещение 866 тонн, рабочая глубина 80 м, автономность 30 суток. Подводная скорость 9 узлов, надводная 19 узлов. Вооружение: 6 торпедных аппаратов (4 носовых и 2 кормовых), два орудия (100 мм и 45 мм) и пулемет. Экипаж 45 человек.
Пока шло строительство С-56, Григорий Иванович Щедрин передавал новому командиру «свою» лодку (Щ-110), которой командовал уже три года. Нелегко было уходить командиру от уже слаженной команды и с корабля, ставшего родным. С-56 стала пятой лодкой Григория Ивановича. Родился и вырос он рядом с морем — в Туапсе. В 1932 году Щедрин окончил Херсонское мореходное училище и начал служить на судах Черноморского пароходства: на пакетботе «Декабрист», а затем на танкерах «Моссовет» и «Москва». В 1935 году Г.И. Щедрин был призван в подводный флот. Малютка М-5, «щуки» (Щ-114, Щ-106, Щ-110) и, наконец, новейший по тем временам боевой корабль С-56 ожидали его.
Испытания С-56 пришлись на начальный период войны, проводились они быстро, но без ущерба для качества. Дифферентовка, кренование, мерная миля...
В первом погружении случился конфуз: после всплытия, командир вместо клапана, уравнивающего давление, открыл кремальеру рубочного люка. Раздался хлопок, шипение воздуха и резко открывшийся (из-за повышенного внутри лодки давления) люк выбросил Щедрина на свет божий. Если бы он не вцепился в ручку кремальеры, его бы выбросило за борт. «К счастью, — отмечал позднее Щедрин, — в отсеках никто ничего не понял, а огорчение было мимолетным, так как корабль с честью выполнил первое погружение».
В октябре 1941 года С-56 вступила в состав боевых кораблей Тихоокеанского флота, а через год, в течение которого велась интенсивная боевая подготовка с тренировочными стрельбами и «сдачей задач», корабль был готов к боевым действиям. И вот по решению Государственного Комитета Обороны С- 56 вместе с пятью другими подлодками была направлена на Северный флот. Пять месяцев занял переход через 8 морей и два океана. Были и потери — одна из лодок (Л-16) была атакована и потоплена неизвестной подводной лодкой. В марте 1943 года С-56 закончила переход и пришвартовалась у пирса базы «Полярный», а уже через несколько дней приступила к выполнению первого боевого задания.
После высадки разведгруппы на занятый немецкими войсками берег, подводная лодка вышла в заданный район и начала поиск противника. 10 апреля в районе мыса Слетнес был обнаружен конвой в составе десяти кораблей. Щедрин принял решение атаковать кормовыми торпедными аппаратами головной транспорт. В результате — первая победа! По отсекам пронеслось дружное: «Ура!».
На четвертый день боевого дежурства командир отделения акустиков старшина 2-й статьи Круглов снова обнаружил шум винтов. Три транспорта в сопровождении шести сторожевых кораблей и нескольких больших морских охотников шли полным ходом на восток. Преодолев строй кораблей боевого охранения, лодка вышла на рубеж атаки. Щедрин уже приготовился дать команду на пуск торпед по самому крупному транспорту, но в этот момент вокруг С-56 начали рваться глубинные бомбы. В отсеках погас свет. «Упустить такую возможность? Отказаться от залпа!? Нет!» Это не в характере настоящих подводников. Мгновенно созревает дерзкий план: пройти под транспортом и атаковать его с противоположной стороны кормовыми торпедными аппаратами. Погрузились, с минимальной дистанции выпустили торпеды и вскоре услышали два взрыва. Немецкий сторожевой корабль «Вестгеляйт» получил значительное повреждение. Снова лодка стремительно уходит на глубину. Снова сторожевики бросаются в атаку, но безрезультатно. Две атаки — две победы. Начало неплохое. 19 апреля над Екатерининской гаванью прозвучало два победных выстрела, возвестивших об открытии боевого счета подводной лодки.
В мае 1943 года С-56 вышла в свой второй боевой поход. Вошли в заданный квадрат, начали поиск. Вскоре услышали доносящиеся издалека раскаты глубинных бомб: это противник проводил контрольное бомбометание, рассчитывая таким образом отпугнуть советские подлодки с пути следования конвоя. На самом же деле все получилось совершенно иначе: как только до С-56 докатились глухие удары глубинных бомб, она устремилась навстречу врагу. Григорий Иванович Щедрин направил лодку прямо в район бомбометания. Вскоре, прильнув к перископу, он определил состав конвоя: крупный танкер, транспорт и восемь сторожевых кораблей. «Торпедная атака!» Пройдя под линией охранения, командир точно рассчитал удар и двумя торпедами, дуплетом атаковал противника. Танкер «Ойроштадт» медленно но верно пошел на дно, а транспорт «Фатерланд» водоизмещением в 5 тыс. тонн получил серьезные повреждения. По поверхности моря разлился горящий бензин... Сторожевые корабли бросились в атаку на лодку, но тут на выручку подводникам пришла авиация. Они атаковали незадачливых «сторожей», а тем временем С-56 благополучно удалилась из этого района.
В следующем походе, 17 июля, у знакомого мыса Слетнес двумя торпедами были атакованы сторожевой корабль и минный заградитель. А через два дня экипаж С-56 записал на свой счет еще две боевые единицы противника: тральщик и морской охотник.
После четырех боевых походов на счету С-56 было уже 9 потопленных и поврежденных кораблей противника, а капитан 3-го ранга Щедрин завоевал славу командира, не возвращающегося на базу без побед.
Свой очередной вклад в дело Победы экипаж внес 28 января 1944 года, пустив на дно немецкий транспорт «Хейнрих Шульте» водоизмещением в 5 тыс. тонн. В феврале снова вышли в море. У входа в Тана-фьорд С-56 была обнаружена противолодочными кораблями противника. Началась жестокая бомбежка и многочасовая погоня. Трижды Щедрин пытался всплыть под перископ, чтобы контратаковать, но это никак не получалось: как только лодка подвсплывала к поверхности, бомбометание становилось более интенсивным, вследствие чего приходилось срочно уходить на глубину. Оторваться от преследования путем изменения курса, скорости и глубины также не удавалось. Противник, вцепившись мертвой хваткой, не прерываясь, бомбил! Прошел час, второй, третий... Личный состав оставался на местах «по боевой тревоге». И в этой ситуации командир принимает решение: перейти на малошумный режим работы электродвигателей, сохраняя экономичный ход и выключив в отсеках систему регенерации воздуха. Лодка медленно уходит из опасного района. Проходит ночь. Силы подводников на исходе. В 8 часов 20 минут раздались последние разрывы глубинных бомб и совершенно обессиливший и полуоглохший акустик доложил, что, судя по шумам винтов, корабли удаляются: противник, видимо, решил, что с подлодкой покончено. Еще через час всплыли в надводное положение.
Как потом стало известно, лодку преследовали 2 эскадренных миноносца, 5 сторожевых кораблей и тральщик. За двадцать шесть часов непрерывной бомбежки противник сбросил 362 глубинные бомбы! В режиме боевой тревоги личный состав отстоял 28 часов! Корабль повреждений не получил. Продолжили поиск. Через пять дней встретили немецкий конвой — и еще один атакованный транспорт получил серьезные повреждения.
За мужество и героизм подводной лодке С-56 был присвоен орден Красного Знамени. Вся команда была награждена орденами и медалями. Приветствуя новый краснознаменный экипаж, флотская газета «Боевой курс» в статье «Высокая награда» писала: «Семья краснознаменных экипажей нашей бригады пополнилась еще одним славным коллективом. Щедринцы — наша гордость. Еще ни разу не приходили они с моря без победы. От похода к походу совершенствуют они свое воинское умение, учатся упорно, повседневно — в море и на берегу». А Григорий Иванович Щедрин записал в своем дневнике: «Война не вмещается в рамки уставов и наставлений, как бы хороши они ни были. В дополнение к ним нужна голова, сердце и нервы. Это я уже понял. И мастерство приходит не по наитию, а в результате точных наблюдений, глубоких раздумий, безжалостного анализа происходящего, вне зависимости от установившихся ранее взглядов. Готовых рецептов победы нет и, мало того, то, чем ты победил вчера, может погубить тебя самого, если ты применишь его сегодня. Победа — это бесконечный процесс творчества, и не одного человека на корабле, а всего экипажа. Командир должен уметь направить этот процесс, сам в нем участвовать и правильно его использовать». В этих словах содержится ответ на вопрос, почему именно С-56 и ее экипаж под командованием Щедрина прошли всю войну практически без потерь.
В октябрьском боевом походе 1944 года, накануне большого наступления Советской Армии на севере, щедринцы увеличили свой победный счет еще на два вражеских потопленных корабля. Указом Президиума ВС СССР капитан 2-го ранга Г.И. Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза. А в день Советской Армии, когда счет потопленных и поврежденных кораблей противника был доведен до четырнадцати, приказом Наркомфлота от 23 февраля 1945 года Краснознаменной подводной лодке С-56 было присвоено звание Гвардейской.
В мае пришла долгожданная Победа и боевые походы подводников закончились. С тех пор на рубке подлодки красуется цифра 10, обозначая число отправленных на дно вражеских кораблей и судов.
По-разному сложилась судьба подводников С-56. Командир — Гвардии капитан 2-го ранга Щедрин Григорий Иванович ушел с повышением на новую должность на Балтику. Затем учился, командовал Камчатской военной флотилией и, выполняя пожелания своих боевых товарищей, написал замечательную книгу — «На борту С-56». Последняя место службы вице-адмирала Григория Ивановича Щедрина — это должность главного редактора «Морского сборника», одного из старейших отечественных журналов.
До 1954 года Гвардейская Краснознаменная С-56 оставалась в составе Северного флота, а затем, пройдя Северным морским путем и завершив таким образом, свою малую кругосветку, вернулась на Тихоокеанский флот. В 1972 году Военный совет флота принял решение о придании С-56 статуса мемориала. И героическая подлодка снова в строю, на этот раз в вечном — 9 мая 1975 года она была установлена на Корабельной набережной Владивостока в знак памяти о ее победах, о славном экипаже и мудром командире, обо всех подводниках, отдавших с

Немає коментарів: