четвер, червня 16, 2011

"Каждый человек, выбранный на службу на лодках, должен быть высоко нравственный, не пьющий, бравый смелый, отважный, не подверженный действию морской болезни, находчивый, спокойный, хладнокровный и отлично знающий дело".

ПЕРВЫЕ ПОДВОДНИКИ РОССИИ
В  конце  1907г. капитан-лейтенант Колчак  сделал  в  санкт-петербургском  морском  кружке  весьма  нашумевший  доклад:  "Какой  нужен России  флот?". Колчак  доказывал,  что  подводным  лодкам  нет,  и  не  может  быть  места  в  составе  флота  морской  державы. Он  писал :"Идея  замены  современного  линейного  флота  подводным  может  увлечь  только  дилетантов  военного  дела… Специально  минный  или  подводный  флот - фиктивная  сила"…
Чтобы  нейтрализовать  вредное  воздействие  колчаковской  агитации, выступил  в  той  же  аудитории  офицер  подводного  плавания  лейтенант И.И.Ризнич с  лекцией "Подводное  плавание  и  его  значение  для России". А  через  неделю  лейтенант Власьев  доказывая  значимость  подводных  сил,  прочитал  свой  "Отчет  командира  подводной  лодки "Пескарь" о  плаваниях  и  маневрах", который  произвел  благоприятное  впечатление  на  слушателей, весьма  влиятельных  в  правительственных  кругах. Кроме  того,  на  защиту  подводного  флота  выступили  молодые  офицеры - подводники  лейтенанты М.М.Тьедер, Н.Л.Кржижановский, Подгорный. М.М.Тьедер  заявил : "Подводники - это  моряки  будущего", С.Н.Власьев  вторил  ему: "Морское  могущество  России  неизбежно  сопряжено  с  развитием  подводного  флота".
                     Царские  чиновники  не  терпели  свободомыслия  и  решили  дискуссию  просто: Ризнич, Тьедер, Кржижановский  были  уволены  с  флота, а  остальные,  в  том  числе  и  Власьев,  получили  "высочайший"  выговор  от  Николая II за  то,  что "вмешивался  в  прерогативы, ему  не  принадлежащие". Тем  не  менее,  это  не  остудило  его, помогло  и  заступничество  крупнейшего  русского  кораблестроителя, академика А.Н.Крылова. Еще в ходе дискуссии Власьев вместе с двумя командирами подводных лодок - Волковым-2 и Кржижановским обобщил опыт плавания подводных лодок и обосновал необходимость строительства более крупных подводных лодок с увеличенной дальностью плавания и усиленным торпедным вооружением. В дальнейшем эти обоснования нашли свое отражение в разработке проектов ПЛ типа «Барс» и «Морж».  Для воплощения его идей в  1907г. его  назначили  командиром  строящейся  ПЛ «Акула». Самой крупной и современной по тем временам субмарины Российского флота. В 1908-1911 гг. руководил строительством «Акулы», в  ноябре 1908гыл командирован в Париж для приёмки электромеханизмов для своей лодки. При этом  он  продолжал  оставаться  страстным  пропагандистом  развития  подводного  флота. Принимая участие в работе ряда комиссий и совещаний, организуемых главным морским штабом и морским министром, в заседаниях технического совета главного управления кораблестроения по вопросам обучения подводному плаванию, формирования бригад подводных лодок на Балтике, а также выбора типов подводных лодок для Чёрного моря и модернизации существующих. Активно участвовал в работе Петербургского военно-морского кружка, так 16 февраля 1909г. выступил с докладом на тему «Современное  состояние подводного плавания в России»босновывая строительство  больших  подводных  лодок в которых условия обитаемости экипажа должны быть улучшены он в 1909г. писал: «Под районом плавания подводной лодки вовсе не следует принимать, как принято для надводных судов, запас топлива. На лодке не он будет израсходован первым, раньше его иссякнет энергия экипажа; а поэтому при желании придать большой район лодке, необходимо обратить самое серьезное внимание на развитие обитаемости лодки…». 
                     Участвуя в строительстве лодки Власьев  составил  подробное  описание  «Акулы»  с  атласом, изданное  Балтийским  заводом. Именно  на  его «Акуле»  планировалось  испытать  устройство  для  установки  морских  мин  из  подводного  положения. Под  влиянием  изобретения М.Н.Налетова  лейтенант С.Н.Власьев  совместно  с корабельным  инженером И.Г.Бубновым  и специалистом  по  минному  делу Н.Н.Шрейбером  стали  разрабатывать  мины  для  подводного  минного  заградителя. 29 сентября 1909г. в рапорте  на  имя  председателя Морского  технического  комитета  капитан 2-го  ранга Шрейбер  писал: «Предпринятая  на  Ижорском  заводе… разработка  мин  заграждения  для  постановки  их  с подводных  лодок  в  настоящее  время  увенчалась  успехом…  В основу  устройства  мин  для  подводных  лодок  положен  принцип, выработанный  совместно  с  лейтенантом Власьевым, корабельным  инженером Бубновым  и  мною, а  именно, что  мина  с  якорем  на  лодке  имеет  плавучесть, близкую  к  нулю».  Ему  принадлежит  ценная  инициатива  группового  использования  ПЛ  в  боевых  операциях.  За усилия в развитии подводного плавания в 1910г. был награжден орденом Станислава 2 степени.
                     Но главным детищем для него оставалась его «Акула», спущенная на воду 22 августа 1909г. в присутствии государя императора и при стечении допущенных лиц различных сословий. Испытания шли очень сложно, лодка неоднократно становилась в док  для устранения неисправностей. В Кронштадте ходила обидная, но отчасти справедливая поговорка: «Подводная лодка «Акула» - год плавала, три тонула». В октябре 1909г. ПЛ ушла в Бьерке-Зунд для предварительных заводских испытаний. При испытаниях выяснилась необходимость увеличения мощности гребного электромотора с 225 л.с. до 300 л.с., установки волнорезных щитов на подводные минные (торпедные) аппараты, а также замены гребных винтов. 20 мая 1910г. «Акула» была введена в док в Кронштадте, где и были выполнены эти переделки. В конце июля 1910г. лодка  вновь ходила в Бьерке на испытания, где выяснилась полная непригодность новых гребных винтов, изготовленных фирмой Цейзе. В августе «Акула» снова стала в док, где новые винты были заменены на старые, с которыми и завершили подготовительные испытания, за исключением стрельбы минами, которых в наличии не было. 20 октября ПЛ вышла из Петербурга в Ревель. В Морском канале перескочили через затонувшую баржу, причем сёрьезно повредили правый винт, погнули ограждение среднего винта и сожгли мотылевый подшипник левого дизеля, вследствие чего дошли до Ревеля под одним средним дизель-мотором, где и встала на длительный ремонт. Поэтому испытания пришлось перенести на 1911 год. В марте 1911г. на «Акуле» в Ревельском плавучем доке был установлен третий комплект винтов, после чего приступили к сдаточным испытаниям. Для замены лопнувшей  фундаментной рамы у дизеля левого борта подлодка возвращалась в Петербург и в начале августа снова пришла в Ревель, где в сентябре закончила испытания. Скорости ПЛ  не достигли предполагаемых проектных величин:
-   надводная скорость вместо 16 узлов была 11,5 узлов;
-   подводная скорость вместо 7 узлов составила 6,5 узлов.
Ввиду невозможности увеличения скоростей подводная лодка «Акула» была принята в казну и зачислена в состав действующего флота 6 ноября 1911г. При этом нельзя не отметить стойкость командира, мужественно преодолевавшего все невзгоды и в итоге осилившего все. 
                     В декабре 1911г. Власьев, обобщив свой опыт плавания на подводных лодках «Макрель», «Пескарь» и «Акула» выработал самые первые рекомендации по выполнению торпедных стрельб с различных подводных лодок. Субмарина много плавала по тем временам, в 1912г. она совершила 45 погружений, ПЛ прошла 1400 миль над водой и 166 миль под водой, было выпущено 16 торпед по движущейся цели и 56 по неподвижной. 6 декабря 1912г. за отличие по службе ему присвоено звание капитана 2 ранга. В 1914г. он награжден  нагрудным знаком защитника крепости Порт-Артур.
                     Власьев, являясь командиром ПЛ «Акула» и одновременно командиром 1-го дивизиона ПЛ старался внедрить самые новые методы подводного боя. Перед самой войной, в июне 1914 года, к Бригаде подводных лодок Балтийского моря для практики командиров в стрельбе минами были прикомандированы крейсера «Паллада» и «Баян». Тогда впервые «Акула» под командой капитана 2 ранга Власьева произвела полный торпедный залп из пяти мин с трех кабельтовых, из них три попали в крейсер  «Паллада». Это произвело такое сильное впечатление на С. Р. Магнуса командира крейсера, что он страшно побледнел, сильно расстроился и, видимо, исполнился предчувствием грядущей гибели от мины, выпущенной с подводной лодки.                   
                     К началу  Мировой  войны из 11 подводных лодок, которыми располагал Балтийский флот  только  одна его  «Акула» - по-настоящему  считалась  боеспособной. Остальные  относились  к  конструкциям  периода  русско-японской  войны  и  могли  выходить  в  походы  далее  Финского  залива  и  его  окрестностей. По этому первоначально подводные лодки использовались на дозорных позициях в устье Финского залива, утром они их занимали, а на ночь возвращались в порт. Подводников тяготила эта бессмысленная деятельность. Уже в начале августа, после того как выяснилось движение неприятельских разведчиков, на бригаде подлодок вырабатываются два плана использования наших старых, изношенных подводных лодок. Первый, предлагаемый 2-м дивизионом, состоял  в том, чтобы выдвинуть подводные лодки вперед на линию банок Олег-Глотова и здесь, стоя, как раньше, поперек Финского залива в две линии в шахматном порядке, поджидать появления противника. Второй, предложенный Власьевым, заключается в том, чтобы «Акула» как наиболее мореходная, быстроходная и обитаемая лодка была послана в сопровождении миноносцев в Балтийское море на поиски неприятеля. Предполагается, что миноносцы сумеют заманить немцев, проведут их через позицию «Акулы», которая тогда и атакует... Но командование флота  придерживалось своей стратегии.
                     Настойчивость командира и вера экипажа в свой корабль сделали свое дело. И 25 августа (7 сентября) в 10.30 «Акула», стоя на позиции, приняла радио начальника бригады с приказанием идти на разведку в Балтийское море к  Дагерорту и действовать по усмотрению. В этом походе произошла первая атака русской подводной лодки в мировой войне. 26 августа (8 сентября) у Готска-Скандэ  встретила  немецкий  крейсер «Амазоне» в  сопровождении  миноносцев  и  в  4.05  выстрелила  одной  торпедой  по  приближающимся  миноносцам с расстояния 1-1,5 кабельтова, что заставило немецкие миноносцы отойти и временно отказаться от таранного удара. Это  была  первая  атака  русской  лодки. Поход явился проверкой подготовки личного состава подводного плавания, оказавшейся выше всякой похвалы.
                     Но поход «Акулы» доказал малую пригодность имеющихся мин Уайтхеда. При вынужденном погружении «Акулы» на 90 футов зарядные отделения мин, как находившихся в наружных аппаратах Джевецкого-Подгорного, так и внутренних, трубчатых, у которых были открыты наружные крышки, оказались смятыми - в капсюли попала вода, и они не могли взорваться, а значит, сами мины стали безопасными для неприятеля. Еще в мирное время говорилось и доносилось по начальству, что для подводных лодок необходимо иметь специальные мины Уайтхеда, рассчитанные на давление воды на больших глубинах, так как подводной лодке перед стрельбой минами по противнику, мало ли по каким причинам, придется взять большую глубину (на глубинах до 50 футов мины не пропускали воды, и зарядные отделения не деформировались), и тогда она может лишиться своего единственного оружия. Минный отдел не соглашался с требованием бригады, указывая, что таких особо прочных самодвижущихся мин нет во всем мире, сделать их более прочными трудно, вес мин сильно увеличится и прочее. Дальше разговоров, тянувшихся из года в год, дело не шло, и подводные лодки вышли на войну с такими же минами Уайтхеда, как на любом корабле русского флота. По приходе в Моонзунд «Акула» в присутствии специально назначенной комиссии попробовала выстрелить одной из деформированных мин. Результат получился самый печальный. Выйдя из аппарата, мина немедленно направилась на дно, и тогда всем стало ясно, почему выпущенная в атакующий германский миноносец мина в него не попала, хотя расстояние было всего 100-150 саженей. По инициативе минного офицера 2-го дивизиона лейтенанта А. П. Левицкого пустоты в зарядных отделениях заполнили кусками дерева, вырезанными по лекалу, а капсюли залили толстым слоем мастики, которую игла ударника должна была проколоть раньше, чем добраться до гремучей ртути, отчего надежность мин значительно повысилась. С этого момента бригада взяла в свои руки приспособление самодвижущихся мин к повышенным требованиям, которые предъявляются особенностями их использования на подводных лодках.
                     До конца года экипаж «Акулы» совершил несколько походов в Балтийское море, в ходе которых выполнил еще две торпедные атаки. 9 (22) ноября в Данцигской  бухте  атаковала  торпедой и  обратила  в  бегство  немецкий  транспорт. Мина, выпущенная из носового аппарата, прошла под носом парохода, который, заметив ее пенистый след, бросился к берегу. А 4 (17) декабря  у  острова Готланд  осуществляя прикрытие отряда кораблей осуществлявших минно-заградительную операцию, атаковала  немецкий  крейсер «Аусбург», выпустив  вдогонку ему 6 торпед, но они прошли мимо. (Более подробно о боевой службе ПЛ «Акула» в Приложении  2 в конце)
                     В  1914 году  Акула» была   единственной ПЛ  Балтийского  моря, которая  атаковала  противника  с  выпуском  торпед, в ходе 3 атак. Однако  все  они  прошли  мимо  цели. Это  объясняется  отсутствием  методов  маневрирования, стрельбой  одиночными  торпедами  и  часто  без  прицеливания  на  глазок. К  тому  же,  позднее  вскрылся  недостаток  самих  торпед, о котором говорилось ранее. К слову сказать, две  британские ПЛ «Е-1» и «Е-9» за  два  месяца  проведенных  в  Балтийском  море  4 раза  атаковали  неприятельские  корабли, выпустили 6 торпед, и  тоже  неудачно. 
                     20 февраля 1915 г. он сдал командование подводной лодкой «Акула» капитану 2 ранга Гудиму. И в начале 1915г. был назначен  командиром 5-го  дивизиона ПЛ БФ которым руководил до мая,  29 мая стал командиром заградителя «Нарова». В марте 1915г. командующий  БФ  представил Власьева  к награждению "за  отличное  несение  дозорной  службы  в  районе  боевых  действий", 29 июня 1915 г. он был награждён мечами к ордену Св. Станислава 2 степени. Потом случилась драма едва не приведшая к долгому тюремному заключению.
                     28 сентября 1915г. был  объявлен  приказ  по  флоту  за  № 1479, в  котором  говорилось: «По  конфирмации  главнокомандующего  армиями Северного  фронта  приговором  крепостного  суда  Морской  крепости  императора Петра Великого  определено: капитана 2 ранга Сергея Власьева, взамен  определенного  ему  судом  наказания  за  преступное  деяние, предусмотренное 9 и 1455 статьями Уложения  о  наказаниях  уголовных  и  исправительных, подвергнуть  заключению  в  крепости  на  один  год  и  четыре  месяца  с  ограничением  некоторых  прав  и  преимуществ  по  службе». Долгое время лично для меня было неизвестно, что  же   совершил Власьев? Высказывалась версия, что виной всему  растрата, так по  свидетельству  известного  специалиста  подводника Д.А.Быховского, старые  моряки - подводники В.Кузаев и А.Лебедев  рассказывали  ему, что  при  сдаче «Акулы» новому  командиру  оказалась  недостача  рублей 200-300 судовых  денег. С.Н.Власьев  чистосердечно  заявил, что  истратил  их  на  свои  изобретения, а  восполнить  не  успел. Но статья 1455 по которой осудили Сергея Николаевича уголовная и она гласит: «За  убийство  умышленное, но  без  обдуманного  заранее  намерения, виновные  подвергаются: лишению  всех  прав  состояния  и  ссылке  в  каторжные  работы  на  время  от  12  до  15 лет…» Как оказалось, всему виной была любовь.
                     В 1902 г. Сергей Николаевич женился на Иоанне Александровне Ян, дочери отставного генерал-майора артиллерии Александра Францевича Яна.  У них родились трое детей: Николай, Тамара и Ростислав. Но в 1914 г. отношения между супругами разладились. Иоанна Александровна полюбила другого - старшего механика ПЛ «Акула» мичмана Константина Филипповича Терлецкого. Другую женщину полюбил и Сергей Николаевич. Ею была Мария Васильевна Чижова, жена врача отдельной флотской роты крепости Императора Петра Великого, коллежского ассесора Василия Васильевича Чижова. Именно из-за неё и произошла ссора между Сергеем Николаевичем и В.В.Чижовым, круто изменившая дальнейшую его судьбу. По рассказам сына Сергея Николаевича, Ростислава Сергеевича (а он, по-видимому, слышал о них из рассказов К.Ф.Терлецкого и других современников этого происшествия), муж Марии Васильевны в присутствии общества оскорбительно отозвался о ней. Сергей Николаевич за неё вступился и 8 августа во время ссоры он выстрелом из револьвера ранил Чижова. На следующий день за ранение выстрелом «из револьвера системы “Браунинг» во время ссоры «в гевель, объявленном на военном положении по случаю войны,» врача Ревельской отдельной флотской роты В.В.Чижова капитан 2 ранга Власьев был отстранён от командования минным транспортом «Нарова» и предан суду. Приговор суда 12 сентября 1915г. с учётом законов военного времени был суров: «ссылка в каторжные работы сроком на 12 лет с лишением воинского звания, дворянства, орденов, медалей и прочих имеемых у него отличий…». Однако, по конфирмации главнокомандующего армиями северного фронта генерал-адъютанта Рузского этот приговор был утверждён «с заменою определённого судом наказания заключением в крепости на один год четыре месяца с ограничением некоторых прав и преимуществ по службе, с отбытием наказания по окончании войны».
                     И хотя в приказе по морскому ведомству от 28.09.1915. №1479, объявлявшем приговор суда, об отсрочке исполнения наказания ничего не говорится, в крепость С.Н.Власьев заключён не был. Приказом командующего Балтийским флотом от 08.10.1915. №1074 капитан 2 ранга Власьев направлен в распоряжение начальника минной обороны флота. Затем он был, по-видимому, откомандирован в транспортную флотилию Чёрного моря, оставаясь числящимся в Балтийском флоте. Уже в конце октября 1915г. капитан 2 ранга Власьев, прибывший с Балтийского флота, - комендант транспорта «Хиос», а к 1 декабря - комендант 1-й базы высадки транспортной флотилии Чёрного моря, затем - начальник 2-й базы высадки, начальник отряда средств высадки. В кампанию 1916г. руководимые им подразделения участвовали в трех крупных высадках десанта: в Ризе, Кавате и Трапезунде, оборудовали трапезундский порт и обслуживали боевые и тыловые потребности правого фланга и центра Кавказской армии. Окончательно же его перевод с Балтийского моря на Чёрное был оформлен приказом по морскому ведомству от 20.02.1917. №126. В октябре 1917г. на основании постановления Временного правительства от 17.03.1917. и согласно определению Ревельского временного военно-морского суда от 21.09.1917. капитан 2 ранга С.Н.Власьев освобождён от наказания и восстановлен во всех правах.
                     На Черное море к Сергею Николаевичу приехала Мария Васильевна с дочерью Ириной. Вместе они прожили до самой смерти Сергея Николаевича в 1955 году. Мария Васильевна Власьева умерла в Париже в 1972 г., похоронена рядом с Сергеем Николаевичем на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Детей у них не было. Судьба Иоанны Александровны сложилась трагически. Ещё в начале 1915 г. она ушла к К.Ф.Терлецкому. Известно, что в 1916 г. предпринимались шаги по оформлению развода Сергея Николаевича и Иоанны Александровны (неизвестно, по чьей инициативе было начато дело о разводе, но в журнале исходящих и входящих документов Главного морского штаба упоминаются письма по этому делу). Однако, развод, по-видимому, так и не был оформлен. 1 декабря 1916 года, возвращаясь на транспорте «Шифтет» с Аланских островов, где базировалась недавно полученная К.Ф.Терлецким в командование ПЛ «Окунь», Иоанна Александровна погибла при взрыве транспорта на мине.
                     Во время Гражданской войны Власьев находился на Юге России в Добровольческой армии и Вооруженных Силах Юга России. В ноябре 1918г. он начальник морской обороны Отдельной Одесской добровольческой бригады. В январе 1919г. в Одессе по приказу Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России начинается формирование 2-го отряда судов для действий на реках, в  феврале начальником отряда назначается капитан 2 ранга С. Н. Власьев как автор идеи формирования отряда судов.  В феврале-июне он  занимался комплектованием, дооборудованием и ремонтом судов для этого отряда. После расформирования отряда для действия на реках с созданием взамен его дивизиона речных катеров находился в резерве командующего Черноморским флотом в Севастополе, в августе принимал от французов миноносцы «Беспокойный» и «Капитан Сакен», затем служил на линейном корабле «Генерал Алексеев». В апреле-июле 1920г. командовал учебно-посыльным судном «Березань», остальное время был в резерве штаба командующего Черноморским флотом. В июле 1920г. произведён в капитаны 1 ранга.
                     В ноябре 1920г. эвакуировался из Крыма в Константинополь на корабле «Дооб», где состоял членом Союза (русских) морских офицеров. В ноябре 1922г. капитан 1 ранга С. Н. Власьев возглавлял переход русских тральщиков и буксиров, реквизированных французским правительством в счет погашения долга, из Константинополя в Марсель. В своей повести «Без страха и сомнения» о походе отряда русских буксиров в Марсель В. А. Меркушов командовавший на переходе буксиром, говоря о начальнике отряда С. Н. Власьеве, называет его «старым сослуживцем, с которым прожили душа в душу в течение долгих семнадцати лет». В 1923г. он обосновался в Париже, некоторое время работал в конторе автомобильной фирмы (“Рено” или “Ситроен”), затем - шофёром такси. С 1928г. член Военно-морского исторического кружка в Париже, в 1932г. вышел из Кают-компании в Париже в Морское Собрание. После окончания Второй Мировой войны в Париже получил советский паспорт. Скончался 3 сентября 1955 г. и погребен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Литература:
·         Материалы предоставленные Игорем Ростиславовичем Власьевым.
·         Алебастров Игорь Сергеевич "Тайна  изобретателя  миномета". Газета "Северный  рабочий" 15.08.1963г. стр4.
·         Алебастров И.С. "Тайна  изобретателя  миномета". Журнал "Изобретатель  и  рационализатор" № 9 1982г. стр34-35.
·         Божаткин М.И. «"Краб" уходит в море». К. Днiпро. 1985г. стр91-93, 242.
·         Власьев И.Р., Пожарский А.М. «На батареях Порт-Артура». Журнал «Бомбардир» №12 (2000г.)
·         Журнал "Подводный флот" № 1 (1998) стр43 биографическая  справка, стр44 список  первых  русских  подводников.
·         Залесский Н.А. «"Краб" - первый  в  мире  подводный  заградитель». Ленинград. «Судостроение» 1967г. стр29,47,127,132.
·         Ковалев Э.А. «Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава» м. ЗАО «Центрполиграф» 2005г.
·         "Мартиролог  русской  военно-морской  эмиграции". Москва-Феодосия. 2001г. стр46. 
·         Меркушов В. А. «Записки подводника 1905-1915.» М. Согласие, 2004. стр11,12, 183,185, 242, 266, 300, 354,456, 513. Книга на сайте militera.lib.ru/db/merkushov_va2/index.html
·         Черкашин Николай Андреевич "Судеб  морских таинственная  вязь". Москва. "Воениздат" 1990г., стр31,48.

Немає коментарів: