Китайско-пакистанский дальний поход
Пекин с Исламабадом выстраивает стратегическое партнерство на море
Две атомные ПЛ проекта 093 уже эксплуатируются китайским флотом.
Фото c сайта www.sinodefence.com
Сегодня любая страна, стремящаяся к завоеванию статуса хотя бы региональной сверхдержавы, не может обойтись без создания мощных военно-морских сил, призванных обеспечить государству выход к морю и «проекцию силы» на морской или океанской акватории
. А главными составляющими современных военно-морских сил являются значительные авианосные силы, подводный флот и авиация. Причем «настоящая сверхдержава» должна разрабатывать и серийно строить образцы вооружения, военной и специальной техники для этих составляющих полностью самостоятельно, максимум – с минимально возможным заимствованием зарубежных технологий, но при условии обязательной их «посадки» на национальной почве.
Китай, решив в большей или меньшей степени вопросы с морской авиацией и авианосцами и крупными надводными кораблями, длительное время не мог реализовать принцип «полной национализации» технологий подводного кораблестроения. Приходилось законно закупать подводные лодки, вооружение и оборудование для них в России и «цельнокопировать» отдельные образцы, имеющиеся у тех стран, которые не осуществляют военно-технического сотрудничества с Поднебесной. Однако в последнее время китайским корабелам удалось практически решить задачу создания национального подводного флота, вооруженного субмаринами опять-таки национальной разработки и постройки. Более того, недавно в открытых специализированных СМИ появилась информация о заключении китайско-пакистанского соглашения о совместной разработке и постройке для нужд пакистанских военно-морских сил неатомной подводной лодки нового типа, да еще и оснащенной воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). Последней, кстати, у нас, в России, на сегодня так и не создано хотя бы в прототипе.
ГРОМ СРЕДИ ЯСНОГО НЕБА
Западные военно-морские эксперты, отслеживая состояние современного китайского кораблестроения и программы военно-морского строительства Военно-морских сил НОАК, практически в один голос признают: если информация о том, что для ВМС Пакистана руками китайских корабелов будет создаваться неатомная подводная лодка фактически нового поколения, оснащенная воздухонезависимой энергоустановкой, не является специально запущенной «дезой», она говорит о кардинально новом технологическом уровне, достигнутом китайским военно-промышленным комплексом. Более того, западные эксперты оказались просто шокированы данной информацией – сведения о возможности постройки для пакистанских ВМС неатомных подводных лодок поступали давно, но все предполагали, что это будет незначительно доработанный вариант существующего типа китайской подлодки аналогичного класса, например типа «Юань» (тип 041). Что еще более поразило экспертов – новая субмарина будет оснащаться воздухонезависимой установкой, которую сегодня могут производить весьма ограниченное число стран.
Однако предварительное соглашение, достигнутое командованием ВМС Пакистана и руководством китайской корпорации «Чайна Шипбилдинг энд Оффшор Интернешнл», говорит именно о том, что показалось столь фантастичным для военно-морских экспертов – совместная разработка и постройка для пакистанских подводных сил шести неатомных подлодок с воздухонезависимыми энергоустановками в качестве стандартного элемента главной энергетической установки корабля. В общем, все примерно как с китайскими противокорабельными баллистическими ракетами или истребителем нового поколения – пока все обсуждали, сможет ли Поднебесная создать такие образцы и кто ей в этом помогает (или у кого это оружие «цельнотянется»), китайские инженеры и конструкторы взяли и создали их, пусть даже в далеких от серийного производства прототипах.
Согласно просочившейся в прессу информации, китайская сторона взяла на себя обязательство осуществить проектирование новой подводной лодки – согласно тактико-техническому заданию, разработанному специалистами пакистанских Военно-морских сил, а затем построить первые четыре субмарины на своих верфях и провести дооснащение пакистанской судоверфи в Карачи и обучение пакистанского инженерно-технического персонала для последующей постройки в Карачи еще двух субмарин данного типа.
ИСЛАМАБАД УСТРЕМИЛСЯ В ОКЕАН
Пакистанское военно-политическое руководство в последнее десятилетие стало уделять пристальное внимание реализации весьма амбициозных планов военно-морского строительства. Строятся новые боевые корабли основных классов, активно обновляются корабельный состав и парк морской авиации ВМС Пакистана, совершенствуется и расширяется соответствующая инфраструктура, развивается военный сектор судостроительной промышленности государства. И все это делается в последние годы при активнейшем содействии со стороны Китая, который стал, по сути, для Пакистана стратегическим союзником, в том числе и на почве наличия «проблем» с их общим соседом – Индией. Более того, китайский флот получил практически неограниченный доступ к военно-морской инфраструктуре Пакистана и даже сооружает вместе с последним на его территории совместные пункты базирования флота.
Впрочем, ранее пакистанский флот активно впитывал вооружение и технологии западного, в частности европейского, происхождения. Так, например, 21 сентября 1994 года ВМС Пакистана подписали с французской кораблестроительной компанией «ДиСиЭн» контракт на доработку под требования пакистанского флота и постройку серии из трех неатомных подводных лодок типа «Агоста-90Б», стоимость которого составила 950 млн. долл. Причем если головная подлодка серии «Халид» строилась на верфи во французском Шербуре (заложена на стапеле в мае 1995 года, в 1999 году вошла в боевой состав ВМС Пакистана), то остальные две субмарины строились уже на верфи в Карачи – столице пакистанского гражданского и военного судостроения.
Проект НАПЛ типа «Агоста-90Б», ставший дальнейшим развитием достаточно популярной в последней трети ХХ века дизельэлектрической подводной лодки типа «Агоста», принятой на вооружение в целом ряде стран мира, предусматривал не только улучшение гидродинамики корпуса, повышение уровня автоматизации (за счет этого экипаж удалось сократить с 54 до 36 человек), установку аккумуляторных батарей нового типа – это позволило увеличить дальность подводного хода подлодки, увеличение предельной глубины погружения за счет применения новых конструкционных материалов, снижение уровня собственных шумов субмарины, а также повышение маневренных и боевых возможностей корабля, но и оснащение подводной лодки принципиально новой системой – воздухонезависимой энергетической установкой, созданной французскими инженерами и получившей наименование MESMA – от французского Module d’Energie Sous-Marine Autonome (в переводе «Автономная двигательная установка подводной лодки»).
Данная установка представляет собой паротурбинную энергоустановку замкнутого цикла – для получения пара в ней используется тепловая энергия от сжигания в специальной камере топлива и кислорода, который хранится в жидком виде под низким давлением в специальной криогенной цистерне, производимой заводом компании «Эр ликуид», и подается в камеру сгорания в автоматическом режиме уже в газообразном виде. При этом кислородная цистерна была разработана на основе аналога, используемого в ракете-носителе «Ариан», являя собой наглядный пример успешного сочетания космических и морских кораблестроительных технологий. Выходную же мощность данной ВНЭУ можно регулировать путем контроля уровня подачи компонентов газовой смеси в камеру. Продуктами же, если можно так сказать, «жизнедеятельности» камеры сгорания данной установки являются обычные вода и углекислый газ, который может быть без использования какого-либо дополнительного компрессора удален за борт, в воду на глубинах не менее 600 метров.
Именно такую ВНЭУ французы установили на третьей подводной лодке типа «Агоста-90Б» уже на стапеле, а на остальных двух данная возможность была предусмотрена, согласно контракту, уже в процессе модернизации и капитального ремонта кораблей. Применение данной ВНЭУ позволило увеличить длительность непрерывного подводного хода подводной лодки не менее чем в три раза – оснащенная MESMA субмарина может находиться под водой не менее 18 суток, за которые сможет пройти не менее 1500 миль. Причем отличительной особенностью французского варианта ВНЭУ, выгодно отличающей ее от применяемых на немецких подводных лодках ВНЭУ на топливных элементах, является возможность дозаправки ВНЭУ практически в любом порту или военно-морской базе – найти жидкий кислород намного проще чем установку для подачи чистого водорода, необходимого для топливных водородных элементов, что является высокопожароопасной и времязатратной процедурой.
СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ
Однако главной проблемой в пакистано-французском проекте было то, что отсек с воздухонезависимой энергоустановкой поставлялся целиком, единым целым, из Франции и просто «вваривался» в корпус подлодки типа «Агоста-90Б». Пакистанские инженеры не имели «права посмотреть», что там внутри у этой ВНЭУ, тем более – разобрать и изучить ее. Французские специалисты прекрасно понимали, что если строить подлодки сегодня в принципе можно научиться, то технология разработки и сборки корабельной воздухонезависимой энергоустановки – это тот «конек», на котором можно выезжать еще не раз, главное – не передать или «продать задешево» данную весьма чувствительную технологию.
Следует также отметить, что до объявления информации по сенсационному соглашению между ВМС Пакистана и китайской кораблестроительной компанией Исламабад живо интересовался возможностью приобретения партии неатомных подводных лодок немецкой разработки – проекта 214, который также имеет вариант с воздухонезависимой установкой – на водородных топливных элементах. Утверждается, что главным камнем преткновения стала «слишком высокая» стоимость предложенного немецкими корабелами пакета продукции и услуг, после чего пакистанские адмиралы решительным образом развернулись в сторону Поднебесной. Тем более что они уже имеют успешный опыт двустороннего сотрудничества в области разработки и поставки ВМС Пакистана современных образцов военно-морских вооружений и техники – в стадии завершения сегодня находится программа доработки под нужды ВМС Пакистана и совместной постройки серии фрегатов УРО проекта F22P. Напомним, что по заключенному соглашению китайские специалисты осуществили доработку имеющегося уже проекта под специфические требования пакистанских Военно-морских сил и построили на судоверфи в Шанхае первые три корабля в серии, а затем помогли наладить постройку последнего, четвертого, корабля данного типа на пакистанской судоверфи компании «Карачи Шипярд энд Инжиниринг Уоркс», расположенной, как явствует из названия, в городе Карачи. Да и намерение в будущем обратиться к китайской современной подводной лодке типа «Юань» командование пакистанских Военно-морских сил выражало уже давно – минимум с 2009 года.
Вполне вероятно, что новая китайско-пакистанская неатомная подводная лодка будет базироваться на проекте новейшей китайской неатомной подлодки проекта 041 (иногда ей присваивается проектный номер 039А), которая воплотила в себе самые последние достижения российской и западной судостроительной науки и технологий и вооружена новейшими образцами китайского ракетного и торпедного вооружения, в том числе противокорабельными ракетами с подводным стартом. Главной же отличительной особенностью НАПЛ данного типа является воздухонезависимая энергоустановка, которая, по данным китайской газеты «Сайнс энд Текнолоджи Дейли» – официального печатного органа Министерства науки и технологий Китая, была разработана в 1980–1990-х годах специалистами 711-го научно-исследовательского института, входящего организационно в структуру промышленной группы «Чайна Шипбилдинг Хеви Индастриз Груп Корпорейшн». Сборка ВНЭУ осуществляется, по ее же данным, на подконтрольном 711-м НИИ предприятия в Шанхае. Подробная информация по данной ВНЭУ в открытых источниках отсутствует, а вот относительно НАПЛ проекта 041 известно, что с 2005 года в боевой состав ВМС НОАК вошло не менее пяти таких субмарин.
Первая подлодка семейства «Сонг» (проект 039) вошла в боевой состав китайских ВМС.
Фото c сайта www.sinodefence.com
Главный вопрос, который можно сегодня обсуждать, заключается в том, сможет ли пакистанская судостроительная промышленность реализовать свою часть контракта в случае его одобрения правительствами двух стран? Ведь неатомная подводная лодка нового поколения, да еще и с высокотехнологичной воздухонезависимой энергоустановкой, потребует квалифицированных кадров и современнейшего оборудования на верфях. В этом вопросе зарубежные эксперты расходятся в мнениях, но, как представляется, бояться за пакистанский судпром в данном вопросе не стоит – ведь только в рамках пакистано-французской программы по подводным лодкам типа «Агоста-90Б» французская сторона осуществила подготовку 300 пакистанских инженеров и технических специалистов во Франции и еще 600 специалистов – уже в самом Пакистане. Кроме того, согласно обнародованной в открытых специализированных СМИ информации, в рамках данного проекта французы передали своим партнерам более 20 тыс. листов документов, затрагивающих различные вопросы в технической и технологической областях подводного кораблестроения. Французские специалисты также провели тщательную оценку возможностей судоверфи и помогли модернизировать ее оборудование. Вероятно, осуществлять какую-либо дополнительную модернизацию в рамках пакистано-китайской программы пакистанской судоверфи не потребуется – все же новая «совместная» подводная лодка не будет слишком уж революционной. Вероятнее всего, даже совсем не будет революционной – вся революционность будет заключаться в наличии незападной воздухонезависимой энергоустановки, но ее, скорее всего, будут собирать все же на каком-либо из китайских предприятий, поскольку пакистанские компании вряд ли смогут самостоятельно реализовать такую весьма не простую в техническом и технологическом плане задачу.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В ПЕКИНЕ
Как видим, военный сектор китайской судостроительной промышленности сегодня уже вышел из стадии слепого копирования и адаптации под национальные требования зарубежных образцов военно-морской техники и вооружения. Китайские корабелы становятся полноправным игроком на мировом рынке военно-морских вооружений, а на национальной площадке они таковым игроком стали уже давно. Следствием последнего стало снижение объема поставок военно-морской техники и вооружений российской разработки и производства в Китай, а следствием первого станет усиление конкуренции на мировом рынке военно-морской техники и вооружений и неизбежное – в случае продолжения российской политики «почивания на лаврах былых побед и достижений» – сокращение объемов реализуемой Россией в мире продукции в сфере военно-морских вооружений. Объем последних и так невелик, а уж с появлением нового агрессивного конкурента еще больше сократится.
Следует также отметить, что Пекин одновременно реализует не только программу неатомного подводного кораблестроения (кроме новейшей НАПЛ проекта 041 в боевом составе ВМС НОАК имеется 13 «менее новых» неатомных ПЛ семейства «Сонг»/ проект 039 – первая такая субмарина вошла в боевой состав флота в 1999 году), но и достаточно успешно проектирует и уже строит атомные подводные лодки двух классов – стратегический атомный подводный ракетоносец и многоцелевую атомную подводную лодку.
В первом случае это атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 094, которая имеет подводное водоизмещение около 9 тыс. тонн и вооружена 12 баллистическими ракетами комплекса JL-2 (в последующем намечается увеличить количество ракет на борту до 16 и, как утверждается, даже 20 БРПЛ). По имеющейся информации, головной ракетоносец нового проекта был заложен на китайской судоверфи в 2001 году, на сегодня, исходя из опубликованных спутниковых фотографий и иных материалов, можно говорить о том, что на воду были спущены не менее двух подводных лодок данного типа. Всего же к постройке запланировано пять атомных подводных ракетоносцев. Причем в рамках данного проекта специалистами Шеньянского исследовательского института литейного дела была создана новая марка высокопрочной судовой стали, за которую разработчики уже дважды удостаивались престижных наград – дипломов 1-й степени города Шеньян за научные достижения в 2000 году и Академии по вопросам исследований в области механики за научные достижения в 2001 году. Данная сталь была использована как раз для изготовления корпусных конструкций атомной подводной лодки с баллистическими ракетами проекта 094 и атомной многоцелевой подводной лодки проекта 093.
Атомоход проекта 093, тип «Шань» – новейший представитель данного класса, данная подводная лодка намного превосходит по тактико-техническим элементам и боевым возможностям первую китайскую многоцелевую АПЛ проекта 091 «Хань», первая из которых вошла в боевой состав ВМС НОАК еще в 1974 году (было построено пять таких АПЛ, из которых одна на сегодня уже выведена в резерв – то же постепенно ожидает и остальные корабли по мере постройки АПЛ проекта 093). Постройка головной атомной субмарины типа «Шань» была начата в 1997 году, корпус атомохода с большей частью систем был сформирован уже к 2002 году, но затем «определенные обстоятельства» вызвали задержки в реализации программы, что, впрочем, не помешало китайцам заложить на стапеле вторую АПЛ этого типа и к настоящему времени уже построены и переданы ВМС НОАК две атомные многоцелевые подводные лодки данного типа, в планах – постройка еще четырех–шести атомоходов проекта 093.
НА ПУТИ К «ТРЕМ ЛИНИЯМ ОСТРОВОВ»
Активное развитие подводных сил командование ВМС НОАК ведет в рамках более амбициозной программы военно-морского строительства, основные направления и задачи которой разработаны и реализуются в соответствии с принятой еще в конце 1990-х годов стратегии, получившей условное название «стратегии трех линий (цепочек) островов». В случае, если китайские адмиралы дойдут до третьей линии (это подразумевает способность ВМС НОАК проводить любые операции на акватории Тихого океана вплоть до Гавайских островов), Пекин сможет составить реальную конкуренцию доминирующим в настоящее время на просторах Тихого океана Военно-морским силам США и эффективно решать весь комплекс возлагаемых китайским военно-политическим руководством на свой флот задач: обеспечивать защиту национальных интересов Китая в различных регионах мира, защиту своих граждан за пределами Китая и их эвакуацию в случае возникновения опасности, поддерживать порядок на море и обеспечивать защиту линий морских коммуникаций, проводить мероприятия в рамках миротворческих операций ООН и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также выполнять роль «демонстратора флага» в наиболее важных для Китая районах планеты. Не последнюю роль в этом будут играть мощные и современные подводные силы – в общем, предложенная в свое время Сергеем Горшковым идея завоевания превосходства на океанских просторах путем создания многочисленного подводного флота сегодня приобретет свою реинкарнацию в Китае. Что из этого выйдет, мы узнаем к 2050 году, когда флотоводцы Поднебесной намерены стать «полностью океанской силой».
материалы: Независимое военное обозрение © 1999-2011
Опубликовано в НГ-НВО от 22.04.2011
Оригинал: http://nvo.ng.ru/armament/2011-04-22/8_china_pakistan.html
Немає коментарів:
Дописати коментар