неділя, липня 24, 2011

В конце 50-х годов прошлого столетия основной подлодкой ВМС СССР была средняя дизель-аккумуляторная ПЛ 613-й проект, которая существенно отличалась от подводных лодок времен ВОВ. Эта подводная лодка имела: устройство для работы дизеля под водой, была оборудована радиолокационной станцией, имела приборы, улучшающие результаты торпедной стрельбы, глубина погру¬жения ПЛ была увеличена до 200 метров. Подлодка имела ряд других устройств, улучшающих условия быта экипажа и возможности управления подлодкой в подводном положении.


В ПОХОД С АРАБСКИМ ЭКИПАЖЕМ. 

Несколько подлодок 613 проекта были проданы в Египет. 
Подлодки с российскими экипажами приходили с Балтики в порт Александрия и пере¬давались арабским экипажам. На каждой ПЛ оставляли несколько офицеров и мичманов для обучения арабских специалистов обслуживанию приборов и механизмов по заведываниям. 

В течение 2-х месяцев также отрабатывалась организация дежурно-вахте иной службы при стоянке подлодки у причала. На этом заканчивалась миссия наших специалистов, далее арабы учились самостоятельно. Для устранения различных поломок и неисправностей сложных механизмов существовала бригада специалистов, прибывшая из заводов, на которых были построены подлодки. 
В начале 1959 года я был направлен в Египет советником по боевой подготовке подводных лодок, к тому времени имел опыт - 13 лет служил на подводных лодках, из них 7 лет командовал подлодками: вначале типа «Щука», а затем ПЛ 613-го проекта. К весне 1959 г. в Египте было 6 единиц ПЛ 613 проекта, они составляли основную ударную силу ВМС Египта. Подводные лодки очень редко выходили в море, на короткое время в ближайшие районы боевой подготовки. Командовал соединением подлодок кап. 2 ранга Сьюфи, он не был опытным подводником, и в ближайшем будущем мечтал о дипломатической карьере; в море на подлодках не выходил. Служба в соединении подлодок была необременительной: к 9.00 собирались, а в 16.00 уже разъезжались по домам и штабные офицеры, и свободный от дежурств и вахт личный состав подлодок. Экипажи подлодок комплектовались на контрактной основе, поэтому состояли из специалистов разных возрастов, разных уровней технической грамотности. Большинству из них было очень трудно освоить сложную технику своего заведывания на подлодке 613 проекта. Основным стимулом для них была зарплата, поэтому «старались» только в присутствии начальника-офицера, остальное время буквально дремали, забившись в дальний закуток отсека. Все эти характерные особенности араб¬ского подводного флота были известны и в НАТО, и в Израиле. В газетах недоброжелателей неоднократно появлялись статьи, в которых утверждалось, что египтяне никогда не смогут плавать под водой, тем более, на российских подводных лодках. Будучи советникам по боевой подготовке, я стремился к тому, чтобы арабы не только освоили подводное плавание, но и научились исполь¬зовать оружие подлодок. На одной из ПЛ я вышел в море, чтобы, сколько будет возможно дольше быть в море и особо в подводном положении. В подлодке со мной находился опытный механик-подводник Плотников Иван Михайлович и военный переводчик с арабского языка - молодой человек, впервые попавший на корабль. Остальные - штатный арабский экипаж - 52 человека. С первых шагов была заметна низкая организация службы и неуверенные действия экипажа и офицеров, в том числе командира ПЛ. Чувствовалось отсутствие практических навыков при выполнении команд, в том числе и команд машинного телеграфа, поэтому все маневры выполнялись осторожно без спешки. Все же плавание началось с происшествия, которое могло привести к тяжелым последствиям, поэтому мне хорошо запомнилось. Под электромоторами вышли из порта Александрия в район с небольшими и ровными глубинами для пробного погружения и диффе-рентовки подводной лодки. Перед выходом в море ПЛ должна быть готова к погружению и хорошо удифферентована. Для этого существует диффе-рентовочный журнал, в котором учитываются все переменные грузы и производятся расчеты водя¬ного балласта, принимаемого в носовую и кормовую дифферентные цистерны и в уравнитель¬ную, находящуюся в средней части ПЛ. Балласт принимается с расчетом, чтобы крен и дифферент ПЛ в подводном положении были равны Оо. Дифферентовка рассчитывается старшим механиком и утверждается командиром ПЛ, а затем проверяется и корректируется на пробном погружении. Этим и занимались, выйдя из порта: остановили ход, приготовили ПЛ к погружению, приняли главный балласт - перешли в позиционное положение. Осмотревшись, я спустился с мостика в центральный пост, приказал командиру ПЛ задраить верхний рубочный люк, продолжать погружение и дифферентовку без хода. Задраивать верхний люк - святая обязанность командира. Надо захлопнуть тяжелую крышку люка на защелку, а затем развернуть кольцо с клиньями (кремальеру) для плотного и надежного закрытия, кремальеру для надежности подбивают специальным молотком. Командир ПЛ долго закрывал верхний люк, подбивал молотком, ему светил специальной переноской матрос, все как будто удалось, как положено, правильно. Спустившись в центральный отсек, он доложил: «Люк закрыт, все в порядке». Заполнили среднюю группу цистерн, подлодка начала медленно погружаться без крена и дифферента, что свидетельствовало о нормально при¬нятой расчетной дифферентовке. Командир наблюдал в перископ за обстановкой в районе, я по приборам смотрел за поведением ПЛ, все шло нормально. Когда вода подошла к крышке верхнего рубочного люка, из него хлынули потоки по всему периметру тубуса, вода заполняла рубку и переливалась через нижний рубочный люк в цен¬тральный отсек. В считанные секунды я поднялся под верхний рубочный люк, на ощупь обнаружил, что крышка не задраена, а прикрыта, в щель между крышкой и комингсом тубуса по всему кругу поступает вода. Попытался захлопнуть крышку люка на защелку, но это не получилось. Я понял, что кремальера развернута в обратную сторону, т, е. на открытие, быстро развернул ее, захлопнул крышку, а потом обжал кремальерой. Поступление воды прекратилось. В центральный отсек я спустился мокрым до нитки, отплевываясь от средиземноморской воды. По приборам увидел, что подлодка уже лежит на грунте на глубине 14 метров без крена и дифферента, все было нормально, только в трюме плескалась принятая через люк вода. В центральном отсеке находилось 14 человек, все, за исключением офицеров, стояли на коленях и отдавали поклоны Аллаху, что-то при этом причитая. Я отжал одежду, улыбнулся и приказал старшему механику откачать воду из трюма за борт. Команду стармеха выполнять никто не спешил, продолжали намаз. Стармех пинками поднял двух старшин, остальные вскочили и заняли свои места по расписанию. Осушили трюм, поддферентовали ПЛ, продули главный балласт, всплыли в надводное положение и, согласно плану, начали переход в Красное море. В спокойной обстановке объяснил командиру какую ошибку он допустил при задраивании люка. Он сообщил, что раньше никогда не задраивал верхний рубочный люк, командует подлодкой полгода, раньше был старпомом. А командир соединения, при планировании данного выхода в море, характеризовал командира ПЛ как опытного подводника. Объяснил командиру, что при подобном случае, конечно, лучше продуть среднюю группу цистерн и всплыть. Я задраил люк, не всплывая, т. к. вода поступала через щель медленно. К тому же не было уверенности, что удаст¬ся продуть среднюю цистерну быстро, а при появлении дифферента может открыться полностью крышка люка, и будет залито все электрооборудование отсека. Несмотря на неудачное начало - «погружение с приоткрытым верхним рубочным люком», плавание до Порт-Сайда, по Суэцкому каналу до Суэца и в Красном море прошло без происшествий в надводном положении. Основные трудности были при трехсуточном непрерывном плавании в подводном положении в Красном море: погрузились на безопасную глубину, на малых режимах хода отрабатывали управление ПЛ, тре¬нировали горизонтальщиков; отрабатывали организацию использования регенерации воздуха; наблюдение за обстановкой с помощью акустики. Плавание было простым без происшествий. Но само пребывание под водой трое суток давалось экипажу, не имеющему в этом никаких практических навыков, очень трудно. Достаточно вспомнить, что за этот короткий период в подлодке было десять случаев обмороков, девять раз командир просил разрешения всплыть. Главные причины: неподходящее питание - малокалорийное и одно¬образное, слабое физическое состояние боль¬шинства членов экипажа, низкий уровень санитарии и личной гигиены. Постоянная подавленность и сонливость большинства членов экипажа, при повышенном содержании углекислого газа в отсеках. Мусульмане в отсеках ПЛ не знали, в какую сторону обращаться лицом, совершая намаз, не имели возможность совершать полноценный обряд в сложных и необычных для них условиях, когда нужна помощь Аллаха. Преодолевая трудности, экипаж выполнил план - трое суток плавал под водой, об этом газеты напечатали еще до возвращения подлодки в Александрию. Это был недосягаемый ранее результат, первый успех. С приходом, я был приглашен в штаб флота, в присутствии адмиралов и офицеров штаба флота и Штаба соединения подлодок, ком. флота адмирал Ассад попросил, не стесняясь в оценках, доложить откровенно обо всех недостатках, и что необходимо сделать, чтобы подлодки начали более-менее нормально плавать без обмороков экипажа. Я выполнил просьбу - доложил, и затем около часа отвечал на вопросы. Ком. флота поблагодарил меня, затем пригласил всех морских офицеров (6 человек), работавших в Александрии, на прием. Была устроена хорошая пьянка по-русски. Это притом, что мы переживали период охлаждения в отношениях Хрущева и Насера. Нам рекомендовалось вне какой-либо политики, строго выполнять контракт. Выполняя обязанности советника, к концу 1959 года удалось на четырех подводных лодках выполнить торпедные стрельбы в простых условиях. Арабы научились и плавать, и использовать оружие на подлодках, построенных в СССР, В середине 60-х годов некоторые из этих подлодок приходили из Египта в Ригу. 
М.САРАНЧУК, 
командир ПЛ кап. 2 ранга в отставке 

Немає коментарів: