неділю, липня 31, 2011

Кто видит море изнутри
Есть на Северном флоте дивизия многоцелевых атомных подводных лодок проекта 971. Главная задача таких кораблей - «охота» за субмаринами потенциального противника. Эти, одни из самых малошумных подводных атомоходов, носят имена «Гепард», «Пантера», «Тигр», «Волк», «Леопард», «Вепрь», а потому дивизия получила в обиходе громкое название - «звериная».



Подводник - это судьба
Путь от выпускника училища до командира атомохода капитан 2-го ранга Евгений Петров прошел за десять лет. Уже в 32 он принял под свое командование второй экипаж многоцелевой АПЛ «Тигр». В прошлом году мастерство подводников Петрова высоко оценил начальник главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ Герой России генерал-лейтенант Владимир Шаманов, который выходил с экипажем в море на выполнение торпедных стрельб.
С гарнизоном Гаджиево и подводным флотом связана почти вся его жизнь. Двухлетним мальчишкой он вместе с отцом-подводником приехал сюда, жил и учился в школе вплоть до поступления в Нахимовское училище. Через семь лет вернулся в родной городок уже в лейтенантских погонах.
За время службы в подплаве Евгений Петров освоил все корабли соединения. Начинал инженером электронавигационной группы штурманской боевой части на АПЛ «Пантера», командовал группой на «Леопарде», был старпомом гвардейской АПЛ «Гепард». А еще штурманом и помощником командира участвовал в выходах «Вепря» и «Волка».
Его коллега, командир группы боевой части связи АПЛ «Тигр» старший лейтенант Виктор Богомолов служит на подводных лодках относительно недавно, начинал на надводных кораблях.
В середине девяностых его призвали на Северный флот и направили в экипаж эсминца «Бесстрашный». Там еще матросом он принял участие в дальнем походе в Средиземное море. Эсминец «Бесстрашный» обеспечивал боевую устойчивость группы кораблей во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов».
В том походе Виктор Богомолов так проникся военно-морской романтикой, что после окончания службы по призыву подписал контракт. Служил на крейсере «Петр Великий», на «Кузнецове». А окончив Балтийский военно-морской институт, попросился на подводный корабль.
- Почему выбрал подводные лодки? Не знаю, - говорит старший лейтенант Богомолов, - наверное, хотелось перемен, испытать что-то новое. Ведь надводником уже был.
Работа старшего лейтенанта Богомолова на подводной лодке чрезвычайно ответственная. В море он обеспечивает командира связью с берегом, и если пропадает связь, командование флота теряет управление подлодкой. Но подобных случаев на своем веку Виктор Богомолов, к счастью, не знает. У него все содержится в образцовом порядке - и материальная часть, и личный состав. Поэтому командование корабля и соединения представило его кандидатуру на награждение денежной премией Минобороны.
- Выплату по приказу министра обороны России я уже получил, - поделился радостью Виктор. - Хочу сказать большое спасибо командованию, которое так высоко оценило мою службу.

Тяжело в учении - легко на боевой
Но не материальные, или, как еще говорят, меркантильные интересы движут подводниками. На первое место они всегда ставят теплые человеческие отношения, спаянность и слаженность экипажа, что рождаются и крепнут не только в критической обстановке, но и в обыкновенной жизни, полной повседневных проблем, забот, в ходе учебных занятий.
Большую часть времени подводники проводят в подготовке к выходу в море. Изучают матчасть, слаживают экипажи, осваивают новую технику, отрабатывают действия на тренажерах, тренировочных комплексах, в учебных центрах и, конечно же, на корабле.
А к кораблю у подводников отношение несколько иное, чем у их коллег из надводного флота. С одной стороны, те, кто служит на атомных субмаринах, в автономном плавании успевают «породниться» со своим кораблем, а с другой - с легкостью сдают его по приходу в базу другому экипажу. Так заведено: люди должны отдыхать, а техника - работать, быть всегда на «товсь».
Борьба за живучесть только со стороны выглядит очень эффектно. В действительности - это тяжелейшее испытание для моряков, а потому и готовятся к нему они очень тщательно и ответственно. Приобретение навыков первичных мероприятий по борьбе за живучесть корабля входит в обязательную программу каждого подводника. Все члены экипажа - от командира подводной лодки до матроса - обязаны знать назубок устройство средств спасения и борьбы с водой и огнем, должны уметь ими пользоваться буквально с закрытыми глазами, ведь в реальной обстановке действовать приходится при аварийном освещении, а то и в темноте.
Кроме умения тушить пожар и заделывать пробоины, подводники получают навыки аварийного выхода из подводной лодки через торпедный аппарат, знают, как подняться на поверхность воды, соблюдая режим декомпрессии, умеют забираться в надувной спасательный плот.

В руках - ядерный щит
Из 28 военнослужащих Северного флота, удостоенных звания Героя России, 12 звезд - у подводников. Двое стали героями посмертно - это командир АПРК «Курск» капитан 1-го ранга Геннадий Лячин и спецтрюмный АПЛ «К-219» матрос Сергей Преминин, вручную заглушивший реактор аварийной субмарины.
Командир соединения атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения капитан 1-го ранга Александр Моисеев звания Героя не имеет. Надеемся - пока не имеет. Но зато он один из немногих на Северном флоте, кто дважды награжден орденом Мужества. Сначала - за первый в современной истории России поход к Северному полюсу в 1994 году, он тогда был старпомом на АПЛ «Карелия». Второй раз - за руководство переходом АПЛ «Рязань» с Северного на Тихоокенский флот. Поход подо льдами Арктики состоялся в прошлом году, а орден Александру Алексеевичу был вручен в канун Дня защитника Отечества.
Как вспоминает Александр Моисеев, подледное плавание «Рязани» было связано со значительным риском. Это только баллистическая ракета из Баренцева моря на Камчатку долетает за считаные минуты, а их переход под водой продолжался ровно месяц. Тридцать суток североморцы не видели солнечного света, не вдыхали свежий морской воздух, но усердно работали и, не допустив ни одного происшествия, успешно покорили Ледовитый океан.
Самого Моисеева можно смело назвать первооткрывателем. Нет, он не совершил великих географических открытий, но в 1998 году, командуя АПЛ «Новомосковск», вошел в историю… космонавтики! Вверенный ему подводный крейсер тогда впервые успешно запустил на околоземную орбиту космический спутник. Подобный эксперимент пока не получил продолжения, но в освоения космоса лепту внес серьезную.
Дивизия, которой сейчас командует капитан 1-го ранга Александр Моисеев, уверенно держит пальму первенства как лучшее соединение ВМФ. В 2007 году она была признана лучшей в Вооруженных силах Российской Федерации. Ее подводные крейсеры составляют основу морских стратегических ядерных сил страны - ядерный щит, как гордо говорят подводники. Корабли соединения активно принимали участие в стратегических командно-штабных учениях «Стабильность-2008» и получили высокую оценку Верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ, Президента России Дмитрия Медведева. А крейсер «Екатеринбург» завоевал приз Главнокомандующего ВМФ за отлично выполненное упражнение по нанесению ударов по условным береговым объектам с выполнением ракетных стрельб…
Сегодня у подводников профессиональный праздник. А праздники они стараются отмечать вместе. Это традиция, которая свято соблюдается, как, собственно, и другие: встречать жареным поросенком вернувшийся из похода экипаж подлодки, желать, чтобы число погружений всегда равнялось количеству всплытий. И пусть такие традиции всегда приносят подводникам удачу.

Публикации по этой теме:
Заслужил Звезду в морских глубинах "Мурманский вестник" от 22.02.2011

http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=20090319591

Немає коментарів: