Арихант выходит в море
Одно из направлений национальной ядерной политики индии — создание атомного подводного флота. Его строительство уже началось. Кроме того, индийцы полагаются и на сотрудничество в этой деликатной сфере с Россией, которое продолжается много лет.
К развёртыванию подводных сил Индия приступила ещё в 1968 году, получив от Советского Союза свою первую субмарину «Калвари». Всего в 1968–1970 году индусы приобрели четыре таких судна, построенных по проекту 641И («И» означает «индийская»). Они представляли собой специально модифицированные для условий использования в Индийском океане хорошо известные советские большие дизельные подводные лодки проекта 641, именуемые на Западе «класс Foxtrot». «Фокстроты» пришлись по вкусу индийским морякам, и Дели заказал ещё четыре лодки, но модернизированные по проекту И641К.
Эти субмарины вступили в строй в 1973–1974 году. С 1986 по 2000 год Индия получила от СССР и позже России десяток более совершенных океанских дизельных подводных лодок проектов 877Э и 877ЭКМ – знаменитых «Варшавянок» (известных за границей как Kilo). Стремясь к освоению и западных военно-морских технологий, индусы приобрели в Германии лицензию и соорудили на своих верфях четыре весьма неплохие дизельные подводные лодки немецкого проекта 209/1500, которые подняли флаги в 1986–1994 году. В текущем году ожидается принятие в состав флота трёх дизельных подводных лодок франко-испанского проекта 75 – первая из них построена во Франции, остальные – в Индии. Сообщалось также о заказе в России трёх новейших дизельных лодок проекта 1650 «Амур».Атомная подводная лодка «Арихант»
Беспрецедентной в международном военно-техническом сотрудничестве стала передача в 1988 году в аренду Индии советской атомной субмарины К-43 проекта 670, вооружённой восемью крылатыми ракетами «Аметист» класса «подводная лодка – корабль». Образцы этой серии, прозванные на Западе Charlie-1, в советском флоте предназначались для борьбы с авианосцами и другими крупными кораблями противника. Лодка К-43 получила в военно-морских силах Индии название «Чакра» (чакра, атрибут бога Солнца Вишну, изображена в виде колеса на государственном флаге). В течение трёх лет индийские моряки осваивали премудрости управления атомоходом и его обслуживания, приобретя воистину уникальный опыт. Около года «Чакра» провела в дальних автономках, патрулировала просторы Индийского океана, участвовала в учебных ракетных стрельбах. Службой на атомной подводной лодке «Чакра» отмечены карьеры нескольких индийских адмиралов. Они занимают высокие посты в министерстве обороны, в значительной мере определяя стратегию развития ВМС страны. Лодка настолько понравилась, что Индия просила продлить срок её аренды и была не прочь получить ещё одну такую же. Однако СССР ответил отказом, и в 1991 году «Чакру» вернули Тихоокеанскому флоту. Впрочем, ей, вновь обретшей прежнее совершенно неромантическое имя К-43, долго служить не пришлось: в 1992 году лодку исключили из списков кораблей ВМФ Российской Федерации и поставили на прикол в бухте Крашенинникова на Камчатке. Однако российско-индийскому сотрудничеству в области атомного подводного флота суждено продолжаться. В нынешнем году военно-морские силы Индии должны принять построенную в Комсомольске-на-Амуре многоцелевую атомную подводную лодку К-152 «Нерпа» проекта 971И, принадлежащую серии, именуемой на Западе Akula, а у нас – «Щука-Б». На сегодняшний день атомоходы типа «Щука-Б» в своём классе считаются наиболее совершенными из значащихся в строю российского флота, и к тому же это одни из самых малошумных атомных субмарин в мире. Так что Индию ожидает весьма ценное приобретение. Как сообщалось, срок лизинга лодки определён в 10 лет.
Первая индийская атомная подводная лодка «Чакра» (фото United News of India, 1988 год)
В наследство от прежней «советско-индийской» атомной субмарины «Нерпа» получит в новом пункте назначения название «Чакра». Имея опыт эксплуатации атомной лодки и располагая собственной солидной научной и производственной базой в области атомной энергетики и судостроения, Индия сама приступила к созданию субмарин с ядерными энергетическими установками. Причём субмарин не многоцелевых, а стратегического назначения – для нанесения ракетно-ядерных ударов по наземным объектам противника. О намерениях построить собственную атомную подводную лодку S-2 в рамках осуществления программы ATV (Advanced Technology Vessel – судно передовой технологии) министерство обороны Индии заявило ещё в 1988 году. Первоначально предполагалось, что речь идёт о многоцелевой атомной субмарине, но на самом деле было принято решение спроектировать лодку, вооружённую баллистическими ракетами. Так началось развитие морского компонента индийской ядерной триады. В настоящее время в соответствии с программой ATV на верфях в Вишакапатнаме строятся три атомные ракетные подводные лодки типа «Арихант». Присвоенное им название на санскрите означает «Истребитель врагов».
В июле прошлого года состоялась символическая церемония спуска «Ариханта» на воду – собственно, лодка при этом находилась в заводском доке. Официально же вряд ли она может быть принята в состав флота раньше 2011 года. Энергетическое «сердце» «Ариханта» – 85-мегаваттный водоводяной реактор, разработанный совместными усилиями учёных и инженеров Научно-исследовательского центра по атомной энергии имени Хоми Бабы в Тромбее и Научного центра атомных исследований имени Индиры Ганди в Калпаккаме. Степень обогащения по урану-235 используемого в реакторе ядерного топлива составляет 40%. Для отработки инженерных решений, в том числе в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в Калпаккаме был построен в 2006 году стендовый наземный вариант лодочного реактора. Турбоустановку мощностью 47 тыс. лошадиных сил для «Ариханта» сделала индийская фирма Walchandnagar Industries, системы управления принадлежат Tata Power SED (филиал индустриальной группы Tata Power). ЯЭУ позволяет «Ариханту» развивать подводную скорость 24 узла, то есть по- рядка 44 км в час. Ударный потенциал судна – 12 баллистических ракет средней дальности К-15 «Сагарика» («Океанская» в переводе с санскрита). «Сагарику» разработал Хайдарабадский центр ракетостроения многопрофильного государственного оборонного предприятия DRDO (Defence Research and Development Organization – Организация оборонных исследований и развития). Предполагается, что при полезной нагрузке в 1 тыс. кг дальность пуска составит 700 км, а 180-килограммовую боеголовку можно будет забросить на 1,9 тыс. км.
Конечно, в этой части «Сагарика» существенно уступает современным баллистическим ракетам морского базирования России, США, Великобритании, Франции и Китая. Но, надо полагать, для Индии, с учётом расстановки сил в Южной Азии и бассейне Индийского океана, это вполне приемлемо. Первый подводный пуск «Сагарики» с погружённого испытательного понтона произошёл в 2008 году. Не исключено, что атомоходы типа «Арихант» в будущем могут получить и более дальнобойные баллистические ракеты K-X, морской вариант сухопутной «Агни-III» («Огонь-III») с дальностью 3,5-5,5 тыс. км. В каждую из четырёх пусковых шахт «Ариханта» помещаются по три «Сагарики» или по одной K-X. Ожидается, что программа ATV не ограничится тремя лодками и будут построены ещё две. А это значит, что по численности стратегического атомного подводного флота Индия встанет в один ряд с Великобританией, Францией и Китаем. Ну, а сам факт строительства убедительно характеризует растущую научно-техническую и экономическую мощь страны.
Константин ЧУПРИН, «Страна РОСАТОМ»
Немає коментарів:
Дописати коментар