Людей топят как хотят. Гибель «Булгарии» — не ЧП, а массовое убийство
Вчера 12 июля в России был день траура по погибшим при кораблекрушении теплохода «Булгария» на Волге. Жертв более ста — дети, женщины, мужчины, пенсионеры. Они долго готовились к этой поездке — оформляли отпуска, паковали чемоданы, закупались кремами от загара, настраивали фотоаппараты, чтобы потом выложить эффектные фотографии на своих страничках в соцсетях... Увы, этих фотографий не будет. Для них уже вообще ничего и никогда не будет. А нам останутся снимки поисковой операции (не спасательной — спасать уже вчера было некого) и страшные вопросы: почему это произошло?
Нелепица, глупость — утонуть на середине реки в летний день только из-за того, что не были соблюдены элементарнейшие нормы безопасности. Один дурак выпустил на маршрут неисправное судно, другой не проследил, чтобы сводка погоды попала на борт, третий на свой страх и риск перегрузил старую лоханку людьми, четвертый в шторм неловко повернул штурвал, пятый не захотел остановить свое корыто, чтобы помочь утопающим...
Слишком много дураков хотели утопить несчастную «Булгарию». Она не выдержала их веса. И пока такие люди будут хоть за что-то отвечать — неважно, на каком посту, номер один или номер триста тридцать три, — дни траура в нашей стране будут объявлять регулярно. Потому что таким людям плевать — не только на чужие жизни, но и на свои собственные.
фото: Reuters
«Мы смеялись: мол, воду убрать не могут»
В Республиканской клинической больнице Татарстана до сих пор остаются пятеро пассажиров «Булгарии». Почти у всех — ссадины, ушибы и шоковое состояние.
Мать 33-летней Натальи Ворониной ни на минуту не отходит от дочери — женщина неподвижно лежит на больничной койке, уткнувшись головой в подушку, и лишь повторяет: «Если бы я ее тогда схватила, удержала…» Трагедия разлучила ее с 10-летней дочерью Дашей.
— Наташа рассказывала, что они были на палубе, когда начался этот кошмар. Люди начали хватать жилеты, которые были сложены в определенном месте, — пересказывает слова дочери Людмила Анатольевна. — Наташа только успела надеть жилет на Дашеньку, как ее смыло волной. Последнее, что она помнит, — как девочку уносило по коридору. Сама Наташа выплыла последней — ее сразу подхватили и усадили на шлюпку. А внученьку нашу так и не нашли — до сих пор нет никаких известий…
Гульнара Зарипова в двухдневный круиз отправилась вместе с дочерью и еще шестью коллегами по работе. Зариповым удалось спастись, о судьбе друзей они ничего не знают.
— В час дня после обеда мы собрались на палубе, разговаривали, смеялись, обсуждали экскурсию на остров. Внезапно корабль начало качать довольно сильно, — вспоминает женщина. — Мы все спустились вниз, а там было полно воды. Мы, дураки, тогда еще начали смеяться: мол, воду убрать не могут…
В следующую минуту Гульнара увидела дочь, которая с криками «тонем!« бежала к матери со спасательным жилетом.
— Мы побежали обратно наверх, но меня все время отбрасывало от одной стены к другой. Дальнейшее я помню плохо: воды было настолько много, нас будто в водоворот затянуло. Я помню, как мои ноги оказались на потолке… Пришла в себя я уже в шлюпке.
Всего, как вспоминает женщина, спасательных лодок было три.
— Нас, женщин и детей, потом переправили в другую шлюпку, так как наша начала протекать. Сидели, как мне кажется, мы там часа полтора. Пока не подошло спасательное судно.
В один момент они поняли, что спасение близко: неподалеку пассажиры увидели теплоход (это был сухогруз «Волга-Нефть». — Авт.).
— Он шел прямо на нас. С другого плота начали запускать сигнальные ракеты, кричали. Но судно почему-то прошло мимо, — недоумевает женщина.
Также Гульнара утверждает, что никакой помощи от команды пассажирам оказано не было — все боролись за жизнь самостоятельно.
— Я помню парня, который вытаскивал всех из воды в шлюпку. Я потом у него хотела хотя бы имя узнать — ведь он был и моим спасителем. Но он не сказал, а потом я потеряла его из виду.
фото: РИА-Новости
Родственники сидят за столами в напряжении. У многих, в том числе мужчин, слезы на глазах. Чиновники что-то полушепотом уточняют, говорят негромко, в воздухе тревожная тишина. Слышен только звук работающего телевизора, который настроен на круглосуточные новости.
Все хотят помочь, но что тут можно сделать? На машине к штабу подвезли свежую выпечку в буфет, приготовили чай. К нему никто не притрагивается. По ТВ в это время говорят, что со дна подняли тело девятого пассажира.
В штабе среди ожидающих много молодых людей. Один из парней с красными глазами вдруг не выдерживает, начинает нервно кричать чиновникам: «Вы бы ж… рвали, когда ваши бы там были! А вы тут сидите! Со вчерашнего дня ничего не знаем!«
«Да он увидел, что пароход начал тонуть, и сам первый к выходу побежал! Никому ничего не сказал! «— одна из спасенных с теплохода начала громко рассказывать о ком-то из членов команды.
Кто-то пускает информацию, что в Камском Устье подняли уже больше двадцати человек. Проверить это невозможно. Зашел мужчина. Еле сдерживая себя, начал цедить сквозь зубы, что информации никакой, а ему уже позвонили, чуть ли не приглашают на опознание. Успокаивают: если официально тела нет — значит, надежда еще есть.
Матрос «Булгарии» говорит, что капитан заставил их выйти в рейс. фото: Анастасия Гнединская
«У меня друг, Руслан Касамов, невесту потерял, — рассказывает Владимир Ширыбыров. — Он был в каюте, смотрит — вода в иллюминатор начала захлестывать. Люди не успели выбежать на палубу, многие были в каютах, в душе, кто где. Руслан хорошо плавает. Нырял, ломал перегородки. Сестренку спас. А девушка побежала за вещами. Он сказал: да брось ты! Она все равно побежала».
«Капитан приказал, и мы вышли на маршрут»
Штаб развернули в прогулочном теплоходе, пришвартованном в Казанском речном порту. Со вчерашнего вечера сюда стекаются люди, потерявшие в том кошмаре родных и близких.
«Могли же люди доплыть до острова, ну скажите, что могли…» — женщина задает всем один и тот же вопрос. Ответ на него она и сама знает, но все же надеется.
На пирсе рядом со штабным теплоходом курит мужчина лет 50. Делает несколько глубоких затяжек, но сигарета выпадает из трясущихся рук. Александр (имя по его просьбе изменено) работал на «Булгарии» первый год — с начала навигации. Правда, свою должность он не называет, впрочем, как и многие из выживших членов команды: все они надеются вернуться на флот.
— Если бы не тот злосчастный движок, — в сердцах говорит мужчина, — все бы обошлось. Ведь мы же вышли из порта с одним движком. Если бы не это, то никакая волна нам была бы не страшна: вырулили бы…
— Но как же вы вышли в рейс с одним двигателем? — уточняем у мужчины.
— Мы — люди подневольные: нам приказали, мы и вышли.
Как говорит Александр, двигатель сломался еще перед рейсом. Была вызвана бригада мастеров, но на устранение неисправности ушло бы несколько дней. А билеты на рейс были уже проданы.
Естественно, о неисправности сразу было доложено капитану. Он знал об этом, но сказал идти так.
фото: Reuters
О том, что произошло на корабле, матрос говорит сбивчиво:
— Поднялся сильный ветер, корабль накренился. Машинное отделение затопило буквально за полторы минуты. Отключились связь и электричество — мы даже не смогли отправить сигналы SOS.
Из-за отказа электроприборов команда не смогла по громкой связи оповестить пассажиров о ЧП. «Мы кричали всем людям, чтобы они бежали на левый борт — тогда судно не дало бы такой крен. Но люди в панике ничего не слышали…»
В разговор вступает парень лет двадцати — тоже Александр. На «Булгарии» он работал вместе с отцом-боцманом. Сыну удалось выплыть, отцу, увы, нет.
— Я был в кубрике, когда все это произошло. Сразу побежал наверх, чтобы отсоединить спасательные шлюпки. Но я не успел сделать этого — меня смыло волной.
— Неужели на «Булгарию» не передавали метеосводки о погоде в той местности?
— Передавали, сводку о штормовом предупреждении незадолго до случившегося радист принимал, — говорит Александр. — Но мы ведь в такую погоду уже не раз выходили в рейс. И все было нормально.
Одной из наиболее вероятных версий крушения называют перегруз судна. Правда, члены команды, с кем нам удалось поговорить, это отрицают.
— Может, и было несколько человек без билетов, но ведь это никоим образом не может стать причиной перегруза, — в один голос говорят члены команды.
Опровергают они и информацию о том, что многим пассажирам просто не хватило спасжилетов.
— Жилеты находились в каюте у каждого пассажира. Но, поняв, что происходит неладное, люди бежали из комнат, забыв о спассредствах.
На утонувшем теплоходе Руслан, который сейчас находится в больнице с порезами обеих ног и руки, работал мотористом.
— После вахты я спал в своей каюте в трюме. Проснулся как обычно — к обеду. Посмотрел на открытый иллюминатор и ужаснулся — через него в каюту заливалась вода. Все мы, команда, прошли инструктаж на случай ЧП — как нас учили, я схватил спасжилет и побежал на верхнюю палубу. Там был настоящий кошмар — люди плакали и кричали.
По коридорам Руслан побежал еще выше, чтобы помочь другим матросам спустить на воду спасательные шлюпки. Но по пути его в буквальном смысле слова смыло потоком воды в одну из ближайших кают.
— Вода и помогла мне выжить — так как я был в спасжилете, меня вытолкнуло к иллюминатору. Я разбил стекло и сквозь это отверстие смог вырваться на поверхность.
Руслан называет свою, отличную от официальных, версию трагедии.
— Было очень душно, поэтому во всех каютах иллюминаторы были открыты. Сквозь них вода могла попасть сперва в каюты, а потом и в машинное отделение, — считает молодой человек.
О судьбе своих товарищей Руслан почти ничего не знает.
— Видел, что выжил старпом. Еще несколько членов экипажа. Капитан же вместе с женой погибли — это я точно знаю.
По словам Руслана, когда они уже находились в шлюпках, то увидели проплывавший мимо сухогруз «Арбат».
— Одна женщина сняла майку, мы навязали ее на весло и начали махать им. Но «Арбат» так и не оказал нам помощь. Хотя на том расстоянии, что они были, не разглядеть на воде шлюпку невозможно…
Авторы: Анастасия Гнединская, Владимир Казанцев, Тимур Латыпов, «Московский комсомолец»
***
«Булгария» уже тонула — на том же месте, в тот же час
Шокирующие подробности биографии утонувшей «Булгарии» стали известны «МК»
Как выяснилось, именно в Куйбышевском водохранилище утлое суденышко чуть было не утонуло — четыре года назад.
фото: Reuters
— Я ходил на «Булгарии» в 2007 году, — рассказывает «МК» бывший член экипажа штурман Михаил Иванов (фамилию он попросил изменить). — И первым же перегонным рейсом по иронии судьбы примерно в том же районе, где он сейчас затонул, мы попали в сильный шторм. Нижние кубрики залило водой через иллюминаторы — рассохлись резинки на них…
Задраив их крышками, мы продолжили рейс и, когда улучшились погодные условия, в авральном режиме заменили резинки. Возникает вопрос к тем, кто утверждает, что именно через иллюминаторы вода заполнила: а почему же мы не ушли на дно еще тогда? Так что я не верю в версию с затоплением через иллюминаторы.
Думаю, что теплоход пробил корпус на выходе из Булгар — там судовой ход шириной 50 метров, и теоретически ветром судно могло выбросить за него. И вообще дополнительный судовой ход (по аналогии с дорогой это второстепенная, примыкающая к главной трассе) опасен тем, что корабль идет по пойме, где множество различных препятствий — подводные камни, острова, затопленный лес… Коллеги-судоводители подтвердят, что в том районе много подводных сюрпризов. Предполагаю, что в неблагоприятных метеоусловиях судно порывом ветра снесло на подводные камни.
Получив пробоину, моряки решили вывернуться к берегу. Но течение не давало им этого сделать: оно давит в левый борт, а ветер в правый, получается такой тяни-толкай, и у теплохода не хватило мощностей вырулить. Вот он и начал тонуть. Но мне не дает покоя один вопрос. Ведь если они перекатили рули на правый борт, то по законам физики судно должно было накрениться на левый. И тогда с горем пополам можно теоретически оставить судно на плаву. Так что тут не обошлось еще и без человеческого фактора. И кстати, что касается переполненности — члены экипажа без билетов могут провести своих родных и друзей. Но это не всегда, и речь идет о паре-тройке лишних пассажиров.
По поводу ремонта скажу: его практически не было. Нас подняли на сушу, поставили гребные валы в дейдвудную трубу (водонепроницаемая металлическая труба). Говорят, что судну корпус меняли в 2006 году, — не знаю, утверждать не буду. Глухих переборок, кроме как в машинном отделении, я больше и не видал, хотя облазил теплоход, можно сказать, от кормы до носа.
Слова матроса подтверждают и другие эксперты. У 785-х двухпалубных теплоходов 2-й серии не предусмотрены «отсеки безопасности», то есть в нижнем отделении нет перегородок, которые препятствовали бы быстрому затоплению. Чтобы проверить эту информацию, мы связались с Управлением государственного морского и речного надзора:
— Действительно, у всех судов этой серии нет перегородок, — сообщил Игорь Игнатов, начальник отдела организации расследования транспортных происшествий. — Эта особенность привела к тому, что вода распределялась сразу по всему нижнему отсеку. Что касается эксплуатации второго аналогичного теплохода, «Композитор Глазунов», — я считаю, что необходима проверка всего речного транспорта.
Согласно международной конвенции по охране человеческой жизни на море, пассажирские суда обязаны иметь отсеки безопасности. Однако это правило утвердили в 1960 году, а «Булгария» появилась в 1955-м. В тексте конвенции прописано, что суда, построенные до ее принятия, могут быть модифицированы по усмотрению администрации. В данном случае никакой инициативы владельцы судна не проявили.
По словам другого члена экипажа, плававшего в том же, 2007 году, переборки (те, что не глухие) практически все сгнили.
— Мы с другом приехали на «Булгарию» одними из первых после его длительной стоянки, — рассказывает он. — И ужаснулись, когда заглянули под слани (настил в трюме судна): в пассажирском отсеке набор (система балок, к которым крепится наружный настил палубы) напрочь отсутствовал. Ремонтники сказали, что задрали теплоход на слипе (сооружении для подъема судов на берег. — Авт.), валы воткнули, в плохих местах (в середине корпуса) металл поменяли, и все… Но до этого судно вроде варили летом 2006-го, а в ноябре 2006-го корпус был загрунтован и покрашен.
Те, кто видел на прошлой неделе «Булгарию» в порту, уверяют, что она стояла с подозрительным креном на правый борт. Однако некоторые профессионалы говорят, что это нормальное явление, поскольку у судна по его техническому проекту с одного борта топливная цистерна, с другого — фекальная. Естественно, уровни не всегда совпадают… И кстати, фекальная цистерна рассчитана на 6 суток, после этого ее содержимое должны откачать. Возможно, она была открыта, шел дождь, и переполнилась. С другой стороны, поскольку она была старая, не исключено, что протекала…
— Крен на правый борт в данном случае ничего не решает, — возражает инженер-кораблестроитель Алексей Семин. — Это обычный эксплуатационный статический крен, который может возникать из-за разных уровней жидкостей в цистернах, и изначально сие учитывалось во время конструирования. В данном случае потеря плавучести произошла от потери устойчивости — а это, в свою очередь, из-за динамического крена, который возник по причине одновременного воздействия трех факторов: волны, ветра и выполнения маневра поворота. Из-за этого вода попала внутрь корпуса и судно перевернулось. Сам по себе статический крен 3–5 градусов не страшен, и не он привел к трагедии.
Эксперт Антон Тюрин сделал расчеты:
— «Булгария» ходила все же с креном не с 3–5 градусов, а гораздо больше — 7–9 градусов (это отлично видно на фотографиях). Судно выполняло оборот, это еще дает 4–5 градуса крена. Получается, что минимальный крен в момент оборота 12 градусов, а критичный крен для 785-х — 18 градусов. При хорошей погоде у него был бы запас остойчивости всего 6 градусов! Средняя волна его положила… Так что произошло сочетание нескольких факторов. Если бы откачали жидкость из фекальной цистерны или бункеровались до полных танков 7–9 градусов, то спаслись бы.
КАК ЕЩЕ ЛОМАЛАСЬ «БУЛГАРИЯ» (выдержки из блогов):
Несколько лет назад в МЧС обратились пассажиры «Булгарии», которые остались без питьевой воды, света и возможности пользоваться туалетами (санузлы были забиты). Он тогда с сотней человек на борту шел из Казани в Самару. Тогда власти связались с хозяевами теплохода и потребовали в кратчайшие сроки устранить неполадки.
Дизель-электроход «Украина», который на ладан дышал, «Водафлот» превратил в «Булгарию», не проведя мало-мальски достойного ремонта. Стал эксплуатировать, но, видимо, эта «игрушка» ему надоела или оказалась не по карману (достаточно посмотреть количество судебных исков в 2010 году, предъявленных «Водафлоту»).
Так что в эту навигацию бедная старушка «Булгария» «выползла» под руководством Светланы Имякиной (директор компании «Агроречтур»), которая заявляет, что перед навигацией был проведен весь ремонт! Какой же был проведен ремонт, если туристы говорят о том, что в предыдущем рейсе дизель постоянно глох, а этот рейс был задержан, так как не хватало денег и ждали, когда продадут путевки! Кроме того, не хватало даже денег на более или менее подобающее питание туристов. Госпожа Имякина уже давно известна речникам тем, что задерживает даже выплату заработной платы экипажу…
3 июля теплоход возвращался из круизного рейса по маршруту Казань — Пермь — Казань, — рассказывают пассажиры. — За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Отправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путевки, чтобы за счет них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было.
Пока теплоход стоял в шлюзе, матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зеленая стоянка.
При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры — люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, наверстывая опоздание. А за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить «Булгарию» к причальной стенке.
Я ходил на «Булгарии» 2 года назад до Ярославля, — говорит житель Набережных Челнов Вадим. — Уже тогда он был на последнем издыхании. Из-за поломки мы опоздали в Казань на 12 часов. Никогда не забуду, как нас через шлюзы в Новочебоксарске тащили на буксире…
Автор: Ева Меркачева, «Московский комсомолец»
*****
Тем временем
Количество жертв крушения «Булгарии» достигло 100
Как передает BBC, по состоянию на утро среды 13 июля количество подтвержденных жертв крушения теплохода «Булгария», затонувшего в воскресенье на волжском Куйбышевском водохранилище, достигло 100.
Как передает BBC, по состоянию на утро среды 13 июля количество подтвержденных жертв крушения теплохода «Булгария», затонувшего в воскресенье на волжском Куйбышевском водохранилище, достигло 100.
Министерство здравоохранения Татарстана сообщает, что к 07:00 по московскому времени родственники опознали 87 погибших, в том числе 18 детей.
Тем временем водолазы продолжают работать на затонувшем судне. Представители властей обещают, что вначале будут извлечены тела всех погибших, а затем «Булгарию» поднимут на поверхность.
Сотрудники спасательных служб сообщили журналистам, что водолазы уже обследовали от 90% до 95% площади судна.
Подъем тел несколько затягивается из-за плохой погоды и положения судна на дне водохранилища. «Булгария» лежит на боку, поэтому добраться до некоторых помещений невозможно без выполнения ряда работ по вырезанию отверстий в корпусе судна.
Пока точно неизвестно, какое именно количество людей находилось на борту теплохода: по разным данным, их было от 192 до 209 человек. Спастись удалось 79 пассажирам и членам экипажа.
Интерфакс передает со ссылкой на управление министерства по чрезвычайным ситуациям по Татарстану, что большинство погибших в результате крушения «Булгарии» – это женщины и дети.
Немає коментарів:
Дописати коментар