понеділок, липня 18, 2011

ПОДВОДНИК ВАСИЛИЙ ВОЛГА ОТВЕЧАЕТ ВИЦЕ-АДМИРАЛУ ВЛАДИМИРУ БЕЗКОРОВАЙНОМУ.


  Ведомственная газета Минобороны «Флот Украины» опубликовала огромное интервью вице-адмирала запаса, экс-командующего ВМС Украины Владимира Безкоровайного. Все оно, от первого до последнего слова посвящено… лидеру Союза Левых Сил Василию Волге. Опускаясь до совершенно неприемлемых выражений и открытой фамильярности, адмирал поставил под сомнение службу выпускника севастопольской «Голландии» лейтенанта Волги на Северном флоте.
Особый упор был сделан на концепцию внешней политики, предполагающую создание совместных с Россией и Европой вооруженных сил в рамках нового пространства безопасности и сотрудничества. По словам лидера СЛС, решение проблемы базирования ЧФ в Севастополе «может обойтись в сто гривен: снять табличку «Черноморский флот России» и на ее место повесить табличку «Черноморский флот Европейских сил безопасности». При этом, подчеркнул Волга, вопрос о выводе флота не должен рассматриваться как таковой, поскольку "геополитических центров силы, имеющих интересы на Крымском полуострове более чем достаточно, а потому оставить его без защиты нельзя". На эти слова адмирал, в недавнем прошлом активный сторонник НАТО, обрушился с яростной критикой. Выполнить нормы закона и напечатать опровержение издание отказалось, ссылаясь на нежелание «превращать газету в политическую трибуну». По сей день «Флот Украины» не предоставил письменного отказа, на основании которого можно обратиться в суд. Мы обратились к Василию Волге с просьбой дать оценку состояния ВМС Украины, перспектив Черноморского флота России и подробнее изложить идею участия флотов в процессах международного сотрудничества.  

- Василий Александрович, как Вы можете прокомментировать слова вице-адмирала запаса Безкоровайного относительно того, что Ваша служба на Северном флоте вызывает сомнения, и своих командиров Вы не знаете?

– Я прекрасно помню всех своих командиров. На тот момент, когда я служил на Северном флоте, флотилией командовал адмирал Агафонов, дивизией – капитан первого ранга Чирков. Моей лодкой командовал капитан первого ранга Лащенко Александр Николаевич. Непосредственный начальник, командир дивизиона движения – капитан-лейтенант Груша. Я был командиром турбинной группы.

Проживал я в поселке Гремиха по ул. Бессонова, 32. Так что вызывает удивление и качество проведенного журналистского расследования, и слова адмирала, который то говорит, что я не служил, то служил – но не там. И похвалиться тем, что Безкоровайный – мой «старый знакомый» не могу, поскольку его в период моей службы в Гремихе уже не было, и видеть меня он там просто не мог.

А вот на выборах 2004 года мы действительно встречались. Я баллотировался в Президенты Украины, адмирал со товарищи явились ко мне в штаб с некими предложениями о сотрудничестве. В ходе разговора мы зацепились за тему российско-украинских отношений, НАТО и Черноморского флота, ярым ненавистником которого является товарищ адмирал в отставке. Расстались мы не очень приятно. Не думал, однако, что Владимир Герасимович настолько злопамятен.

Что же касается моего списания на берег, оно действительно было, только по болезни: во время боевого похода пошли камни из почек, я рассказывал об этом случае в своей книге «Закулисье».



- В своем интервью Владимир Безкоровайный, как эксперт, подвергает резкой критике Ваши выступления относительно создания Объединенных сил безопасности в Европе, в частности, создания общего российско-украинского флота и говорит о том, что Украина способна самостоятельно стать морской державой. Действительно ли у нас есть такой потенциал?



– В книге «Сторінки історії флоту України» Безкоровайный рассказывает о древней истории украинских ВМС, отнеся к «первому украинскому флоту» даже воинов Олега, приколотивших щит к вратам Константинополя. Но фактические результаты деятельности тех, кто командовал Военно-морскими силами с первых лет независимости, символизирует подводная лодка «Запорожье», прикрученная болтами к пирсу, чтобы не утонула.

Если я не ошибаюсь, раздел Черноморского флота закончился переходом в состав ВМС Украины 175 кораблей: 43 боевых и 132 вспомогательных. Кроме того, Украине достались дюжина самолетов, три десятка вертолетов, больше двух сотен береговых объектов, а также немалое количество техники, боеприпасов, вооружения и другого имущества. И что в итоге?

Большинство кораблей списаны, проданы, либо пришли в негодность. В Николаеве до сих пор рассыпается недостроенный крейсер «Украина». Ушли на металлолом три из четырех фрегатов, пять корветов, один из трех БДК, все малые десантные корабли, в том числе и «Донецк», который введен в строй в июне 1993 года. Все они не являлись безнадежно устаревшими и после ремонта кораблей, отвечавшим всем основным требованиям современной боевой единицы, они бы ходили еще минимум 10-15 лет.

Подобная участь постигла и многие береговые объекты флота: они распроданы либо попросту растащены. И основная часть ВМС была угроблена как раз в 1992-1996 годах, как раз в те времена, когда адмирал Безкоровайный руководил нашей «морской мощью». Возможно, это звучит неприятно и резко, но правда чаще всего такова и есть.

Возможности развития украинского флота ярко иллюстрирует пример дивизиона подводных лодок 613-го проекта, стоявшего в Практической гавани в Одессе. С наступлением независимости дивизион расформировали, с лодок сняли все ценное, а корпуса разрезали на металлолом и продали за рубеж. В гавани осталась «Щука» времен Великой Отечественной войны и последняя нераспиленная лодка. В 1994-95 году, в уже неохраняемой гавани с них свинтили все, что можно и в итоге обе лодки затонули прямо у причала. Как раз тогда это безобразие получило название «Западная военно-морская база ВМС Украины».

Сегодня там из действующего хозяйства – несколько маленьких корабликов 80-х годов постройки, частные суда, арендующие стоянку и главное, бронзовый бюст гетмана Сагайдачного.

Украина действительно обладала большим потенциалом и могла бы обладать мощным флотом. Но только «могла бы».

- Как вы можете в целом оценить состояние ВМС Украины на сегодняшний день?

– Сегодня это даже не осколок былого могущества, а осколок осколка. По состоянию на конец 2009 г. Украина реально обладает не Военно-морскими силами, а флотилией, способной решать достаточно ограниченный круг задач, связанных с погранично-патрульной службой, эскортированием конвоев, небольшими десантными операциями, минными постановками и участием в совместных миротворческих операциях. Только занимаются ВМС не операциями, а редкими учениями по подготовке к ним. Причем эти задачи требуют напряжения сил всего флота. Смешно говорить о каких-то серьезных задачах, когда в достаточно долгое автономное плавание способен выходить только «Гетьман Сагайдачный». Два наиболее «ходовых» корвета дойдут максимум до Средиземноморья. Так что про участие, скажем, в борьбе с морским пиратством в районе Африканского Рога, где в число заложников чуть ли не каждый месяц попадают десятки украинских граждан, можно только мечтать.

2_02.jpgПока Владимир Герасимович писал книжки про князя Олега и агитировал за вступление в НАТО, ВМС Румынии по количеству личного состава, и по числу кораблей превысили наши, хотя эта страна имеет несравненно меньшую протяженность побережья. Про Турцию и говорить не приходится – ее флот по всем параметрам значительно превышает не только украинский, но и Черноморский флот России, и против двух российских подводных лодок турки имеют аж семнадцать. С украинской стороны подводная компонента отсутствует напрочь. Только четыре корабля из состава нашего флота являются ударными. Основу их залпа составляют системы, разработанные в середине 50-х годов прошлого века и уступающие современным противокорабельным ракетным системам в дальности стрельбы.

Проще говоря, еще немного – и никаких ВМС Украины просто не будет. Поэтому, приятно это признавать или неприятно, но единственным гарантом стабильности в таком непростом регионе, как Крым (являющийся объектом геополитического интереса нескольких стран, местом, где существует фактор исламского фундаментализма), остается только ЧФ РФ. И когда я говорил о договорах, действующих пока они выгодны, я имел в виду гарантии безопасности и территориальной целостности, предоставленные нам извне. А каково их качество – показывает пример той же Румынии, оттяпавшей кусок нашей территории с молчаливого согласия действующей власти. Между тем, достаточно было апеллировать к России, как правопреемнице всех заключенных СССР договоров, в том числе, о делимитации и демаркации границы, чтобы было сделано согласно действовавших международным нормам.

И вопрос о территориальных претензиях с повестки дня не снят – на очереди Северная Буковина, Южная Бессарабия, Закарпатье, тот же Крымский полуостров, где ситуация накалена до предела. Пока противопоставить мы ничего этому не можем – ни политически, ни в военном плане.

- И поэтому Вы предлагаете создание объединенного флота на Черном море?

– Мы не предлагаем, как пишет Бескоровайный «толкнуть Черноморский флот за сто гривень». Мы предлагаем целостную концепцию внешней политики, предусматривающую участие Украины в создании нового пространства безопасности и сотрудничества между странами Старой Европы и Россией. Причем этот проект мы не выдумали просто так: о создании нового формата безопасности в Европе говорит сама Европа.

Суть вопроса вот в чем. На протяжении ряда лет республиканская администрация США во главе с Президентом Бушем создавала в Восточной Европе «Балто-Черноморскую дугу конфронтации» или «Новый восточный вал». Он должен была состоять из стран, в которых не без помощи американцев, были приведены к власти режимы, опирающиеся на идеологию агрессивного национализма, имеющего четкую антироссийскую направленность.

Смысл существования «Нового Восточного вала» прост: встать на пути интеграционных процессов между странами ЕС и Россией, «санитарным кордоном». Если этому не помешать, то новое геополитическое образование становится мощнейшим конкурентом для США и по своему экономическому и военно-техническому потенциалу, объединяя европейские технологии с российскими ресурсами. Очень характерно, что именно ярые поклонники вступления Украины в НАТО, видя, что эта идея не проходит, вдруг мгновенно стали поборниками идеи укрепления «Балто-Черноморского союза».

О том, что интеграционные процессы между странами ЕС и Россией (вплоть до создания общих сил безопасности) крайне желательны и рассматриваются как стратегический вектор внешней политики, заявляли практически все лидеры ведущих европейских стран: Германии, Франции, Италии, Испании. А также, что особенно важно для темы нашей заочной дискуссии с адмиралом Безкоровайным -  Российской Федерации. Проверить это очень легко в открытых источниках.

Россия демонстрирует динамичное развитие, и объединила вокруг себя большинство республик бывшего СССР, что подтверждает создание Евро-Азиатского экономического сообщества и Организация договора о коллективной безопасности, куда, кроме России, входят Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Армения.

Стабильно развивается Европейский Союз, демонстрируя устойчивость и в кризис, в то время как США, испытывая огромные трудности в политике, экономике, военной политике, стремительно теряют статус единственной сверхдержавы мира. На Евро-Азиатском континенте абсолютно реально возникло два могучих геополитических полюса – центра силы: Европейский и Российский, которые тяготеют к взаимовыгодному сотрудничеству. Наиболее значимые проекты между Россией и странами ЕС, включают, в частности, строительство Североевропейского газопровода, освоение Штокмановского месторождения, объединение магистралей «Ямал» и «Европа», интеграция электросетей и т.п.

Наше предложение, озвученное на международной конференции 28 октября 2008 года в германском Аахене и получившее одобрение ведущих экспертов Германии и России, – ввести Украину связующим звеном в европейско-российский интеграционный процесс. Украина должна стать главным транзитером и  коммуникатором между Россией и Европой, мостом, по которому пойдут не только ресурсы, но и технологии. Эти коммуникации должны быть надежно защищены. Кроме того, включаясь в глобальные процессы, мы должны быть готовы и к коллективному противодействию терроризму. Теперь, ввиду сказанного, можете еще раз задуматься над определением «объединенный флот на Черном море».

- Но ведь действительно можно сказать, что пока Европа минимизирует свое участие в проблемах Черноморского региона, что показал и российско-грузинский конфликт, почему это должно измениться?

– Делать вывод о том, что ЕС – бестолковая и практически бесполезная для Украины структура только потому, что в августе 2008 года он не встал на защиту агрессора Саакашвили, не ощетинился, условно говоря, ракетами против России, по меньшей мере, неразумно. Как неразумно и Украине вести такую политику, следствием которой становится строительство газопроводов в обход нашей территории. Давайте превратим Украину из блокпоста на границе враждебных миров в мост сотрудничества и безопасности в Евразии. И вот тогда все встанет на свои места. В том числе, и наше нереализованное желание стать могучей морской державой.


Пресс-служба СЛС

Немає коментарів: