А. Саксеев. Четыре грани... (к обобщенному портрету флотского офицера)
Итак, о флотских офицерах!Это яркая, самобытная общность представителей национальной элиты, особым отличием имеет то, что не лишена некоторого свойственного всем морякам мира пижонства, проистекающего из необъяснимой красоты любой флотской формы одьжды и окружающего любые морские профессии романтизма.
Основу военно-морского офицерства составляют специалисты “богатырского” склада, преданные своей флотской профессии и “любящие ее в себе” (воспользуемся логической схемой Станиславского, рассуждающего о профессиональных качествах актеров). Это люди, знающие дело, умеющие обучить ему подчиненных, как правило, бескорыстные, считающие высшей наградой для себя одобрение коллег по профессии. Все, сделанное ими, сделано на совесть. Если надо, и со старшим начальником схлестнется, а “на авось” дела делать не станет. “Неудобный” подчиненный! Корабль после ухода с него командира “богатырского” склада долгие годы продолжает не только числиться, но и быть среди лучших.
К подчиненным такой офицер требователен. Подчиненные подобных командиров любят, независимо от степени проявлявшейся ими строгости и взыскательности. К продвижению по служебной лестнице “богатыри” особых стараний не прилагают. Служба сама несет их. К сожалению, командных высот они достигают нечасто. Слишком они непритязательны, а конкурентов на служебной лестнице предостаточно. Чаще всего “богатырские” морские офицеры завершают карьеру преподаванием специальности. Но если уж “богатырь” достигает высшего руководящего уровня, он остается и в памяти потомков, и в истории флота (а подчас и в отечественной истории). Такими были адмиралы Ушаков, Нахимов, Бутаков, Макаров.
Довольно много среди флотских офицеров и “ухарей”. Они тоже неравнодушны к своей флотской профессии, но любят скорее не ее, а “себя в ней” (опять спасибо Станиславскому!). Им по сердцу своя причастность к престижному делу. Однако знания у них подчас не столько, сколько у “богатырей”. Соответствующих умений тоже обычно поменьше. Но славы “богатырской” им хочется! Да и могут они, как правило, немало, Эдакие Алеши Поповичи! Ну, совсем как богатыри, только хвастовство, да желание, скорее, казаться, чем быть, заедает. На подначку податливы в большей мере, чем “богатыри”. “На слабо” многое им удается, но бывают и промашки. Не все “на авось” получается! Однако это им зачастую с рук сходит. Уж очень они обаятельны, да и команда их часто любит и за них “расшибиться” готова. Только с уходом командира-“ухаря” корабль будто подменили. Был вроде неплохой, а стал никакой. Однако из таких “ухарей”, бывает, получаются и очень дельные командиры. Ведь процесс поумнения да накопления опыта никому не заказан!
К продвижению по службе “ухарь” неравнодушен. Так и рвется! И часто замечен бывает. Если до выхода на командные высоты не поумнеет, то возможна морока с ним. Уж больно он охоч “пыль в глаза пускать”. Камни вдоль дорог белой краской красить (для демонстрации своей ретивости), “потемкинские деревни” создавать, а порой и отчеты приукрашивать.
Помнят командиров-“ухарей” недолго. Запоминают в основном анекдоты об их “подвигах” - как один проверяющих вместо своего корабля на соседний направил, как другой на радость политотделу за месяц сделал корабль “отличным”, и прочие подобные истории. Внимания старших начальников такие офицеры требуют! Сравнительно безобидно “ухарство”, лишь пока такой офицер на низовых должностях. А стал “ухарь” командиром или попал штаб — возможна беда. Море беспощадно к “ухарству”! Из-за “на авось” принятых решений, из-за показной лихости маневра и люди гибли, и корабли.
А вот и третьего склада офицеры. Очень скверная разновидность. Мало их на флоте, но живучи они и пронырливы. В корабельных офицерах такие недолго задерживаются (там работать надо!), а с “неруководящей работой” такие справляться не любят! Это “халявщики” или “захребетники”. До профессии своей флотской им дела нет. Она сама по себе, он - сам по себе. Но умом такой специалист не слаб. И дело подчас знает неплохо, но не волнует оно его! Для него превыше всего его карьера! Заботит его лишь то, что за упущения по делу его вдруг да и наказать могут. А по этой причине он подчиненных замордовать готов: “Смотрите! Если из-за вас я „на ковре" у командира окажусь, три шкуры спущу!” Осторожен такой офицер и внимателен к действиям товарищей по морской профессии. Что у кого хорошо - примечает. У себя внедрит - за свое выдаст. Что у кого плохо, “всенародной критике” подвергнет! Своим профессиональным багажом не поделится. До любой “халявы” он большой охотник. Где “победа” - там и он! На командные высоты поднявшись, все чужими руками и головами делать норовит. Мастер он подчиненных на выполнение сложных задач “на слабо” подбивать! Получится успех от сделанного “на авось” - себя к ордену представит, не получится -подчиненный виноват! Формула: “Семь раз отмерь, и дай отрезать другому!” - такими “халявщиками” придумана! Ответственности такие боятся пуще огня! В штабе работают - придерживаются заповеди: “Дела в голову не бери! Взял — не записывай! Записал — не подписывай! Подписал — не отправляй!” На командные высоты “халявщик” идет “по головам”. Чьи головы - не важно! “Подставит” и товарища!
Исполнять (чужими руками) любое указание “сверху” руководящий “халявщик” бросается, “сломя голову” (чужую)!
Надо сократить бюджетные расходы на флот - пожалуйста! Идут под сокращение штаты береговых баз корабельных соединений и подразделений Тыла флота. В США на одного человека из личного состава кораблей приходится четыре в штате обслуживающих подразделений; у нас - меньше одного... В итоге погрузо-разгрузочные, дорожные работы, благоустройство территории, ремонт казарм - все выполняется руками корабельных экипажей. А корабли — боевые! Первой линии!
Надо доставить на корабли молодое пополнение из удаленного учебного отряда - в командировку отправляется молодой корабельный офицер! А топливо проще всего экономить, если сократить продолжительность отработки в море задач боевой подготовки! Как-нибудь на боевой службе опыта наберутся!
Или это все делается в расчете на то, что войны не будет?
Вот и получается, что “халявщик” флоту такой же враг, как и “вероятный противник”.
Жаль, но двигаются по службе такие фрукты уверенно! “Прогнуться” не боятся. “Флотские сувениры” (банку тарани да флягу спирта) старшим проверяющим ловко подсовывают. Поднимаются аж до самого служебного верха. Нет, не до самого! Там тоже работать надо, да и ответственности хватает! Задерживаются они на уровне предпоследних этажей карьерной лестницы. Свою шкуру берегут бдительно. Зато проданных и преданных ими предостаточно!
Почуяв безнаказанность, “захребетник” ведет себя разнузданно. Если он начальник политотдела военно-морской базы, то не погнушается на свою “малую родину”, в городок на Украине, несколько пятидесятилитровых бидонов с масляной краской разных “кольоров” отправить (за счет корабельных норм). Если в Техническом Управлении флота сидит, то при возможности цистерну технического спирта “налево” пустит! Но все с оглядкой! Чужими руками! Без своих подписей в бумагах! Вылезет в московские верха - с собой пачку чистых накладных с печатями и подписями подчиненных материально-ответственных должностных лиц прихватит. Пригодятся! Если и накроют, то отвечать они будут! Но постарается, чтобы не накрыли! Опасно!
Такого рода деятели и в нынешней обстановке не пропали. Кое-кто и в окружении “сильных мира сего” отирается. Нет на них хлорофоса!
А вот у четвертой разновидности флотских офицеров лица нет. Очень мало их на флот попадает. Можно только радоваться. Никакие они! Специальность свою не любят (оттого, что не знают!). Подчиненных опасаются. Только тем и заняты, что себя жалеют. Все ждут опеки да помощи. Толка от них нет. Одна обуза. Побьется, побьется с таким командир, да и спишет с корабля на береговую должность или на учебу отправит, лишь бы с глаз долой! О таких офицерах говорят: “Не состоялся!” И забывают о них. И мы о них рассуждать не станем.
Вот каким видится “четырехгранный” портрет военно-морских офицеров... Ну совсем такой же, как и в других профессиональных сообществах! Конечно, не все так четко. В каждом конкретном офицере усмотреть можно отблески каждой из граней. Но “богатырства” на Российском флоте все же больше всего! Чему и радуемся!
Немає коментарів:
Дописати коментар