ДО ТРЕТЬЕЙ ЗВЕЗДЫ
Штрихи к портрету офицера из «дизельного» подплава
.
В прошлогоднем сентябре в первый день визита подводной лодки «Ярославль» в норвежскую военно-морскую базу Хоконсверн руководство похода в соответствии с дипломатическим протоколом посещало должностных лиц города Берген и ВМБ. Следующим после мэра Фриеле, к кому направились североморцы, был командир базы кэптен Осмунд Андерсен.
На входе в здание у турникета нас встретил бравого вида норвежец лет двадцати, весь такой подтянутый и стремительно предупредительный, облаченный в форму цвета хаки. И все было бы ладно в военном, если б не одно но: его огненно-рыжая шевелюра, видимо, давно не встречавшаяся с ножницами, торчала ежовыми иголками, сдобренными для «остроты» то ли лаком для волос, то ли сахарным сиропом.
- А почему он такой нестриженый? - ответив на воинское приветствие вахтенного, с улыбкой поинтересовался старший на борту «Ярославля» Александр Горбунов, в то время еще капитан 2 ранга и начальник штаба Краснознаменной, ордена Ушакова бригады дизельных подводных лодок Северного флота. - У нас в соединении его быстро привели бы в божеский вид...
Выслушав перевод, парень непроизвольно прикрыл волосы ладонью. Прояснить же ситуацию решил сопровождавший делегацию командир норвежской подлодки «Утстейн» капитан 3 ранга Томас Андерсен: мол, Норвегия - это свободная страна, здесь демократия, соблюдаются права человека. Словом, такой «ежик» в их вооруженных силах не возбраняется.
- Ну-ну, - покачал головой Александр Владимирович...
Когда же шли обратно, взъерошенный вахтенный был по-прежнему бравым и предупредительным, однако держался на расстоянии.
- Да не бойся! - добродушно заметил Горбунов. - Это у нас все по уставу, а у вас ведь главное - права человека.
Открыв дверь на выход, Александр Владимирович приостановился, обернулся к вахтенному и, подмигнув ему, пошутил:
- Вот служил бы у меня, я б тебя постриг!
Парень, не дожидаясь даже перевода, по интонации понял смысл фразы, улыбнулся и в знак согласия закивал головой. Мы, переглянувшись, дружно рассмеялись...
...Пройдя в прочном корпусе «Ярославля» вместе с теперь уже капитаном 1 ранга Горбуновым, командиром легендарного соединения дизельных подлодок - родоначальника подплава Северного флота, более двух с половиной тысяч миль, я убедился: с таким офицером, как Александр Владимирович, можно уверенно бороздить штормовой океан и погружаться на многометровую глубину.
Высокий профессионализм, десятилетия службы на «дизелях» в сплаве с твердым характером, жесткой требовательностью и юморным нравом, умением ценить хорошую шутку, готовностью поддержать и приободрить в трудную минуту - вот, на мой взгляд, слагаемые авторитета, который имеет у подчиненных комбриг. А главное, в море с ним было не страшно!
Кто ходил с Горбуновым, тот поймет, о чем речь...
Жизнь - «дизельный» подплав
Когда Александр Владимирович оканчивал Тихоокеанское высшее военно-морское училище, многие его однокурсники грезили исключительно атомоходами, необоснованно считая дизельный подводный флот вчерашним днем. Да и сам он стажировался в Обнинске на атомной подлодке проекта 671. И, в общем-то, должен был служить на атомоходе: уйти на «новостройке» на Камчатку. Но, будучи третьим по успеваемости на факультете и имея право выбора места службы, махнул на Север, который ближе к дому, на новую дизельную подводную лодку проекта 877 - третий корпус «Варшавянки» в отечественном ВМФ.- Как стал подводником? - вспоминает Горбунов. - Родился в семье рабочего под Нижним Новгородом. Детство - на берегу Волги. Поэтому будущую жизнь в принципе связывал с водой. После восьмого класса поступал в речное училище, однако - увы. А уже после десятого решил... попутешествовать: отправился во Владивосток. Поездка закончилась ТОВВМУ.
С тех пор более двадцати лет Александр Владимирович отдал «Варшавянкам», ни на йоту об этом не жалеет и считает, что рано еще «дизельному» флоту на покой. Он по-прежнему способен успешно выполнять достаточно много узкоспециализированных задач. Таких, как, например, минирование акватории у побережья противника, что затруднительно в исполнении атомоходов, высадка разведывательных групп, заходы в фиорды и узкости для занятия позиции во время начала боевых действий. Да и охранение больших атомных подводных лодок тоже по плечу «дизелям».
В 1988 году после окончания ТОВВМУ лейтенант Горбунов принят на должность инженера электронно-вычислительной группы подлодки «Вологда». И по ступеням прошел все подплавовские должности: полгода - инженером ЭВГ, год - командиром гидроакустической группы, полтора года - командиром совмещенной на «дизелях» радиотехнической и боевой части связи; год - помощником командира, потом семь лет (!) - старпомом. Затем - командир «Новосибирска», в течение пяти лет - начальник штаба соединения и вот - комбриг.
А вообще в свое время он был хорошим акустиком. Тогда подлодки очень часто и надолго уходили на боевые службы. В 1989 году стал участником дальнего плавания, когда «Варшавянки» испытывали на полную автономность: сорок пять суток в море, трое суток в базе - пополнение запасов и еще сорок пять суток...
Предчувствие контакта
На личном счету Горбунова пять акустических контактов с иностранными подводными лодками: один - с норвежской дизельной «Кобен», остальные - с американскими атомоходами типа «Лос-Анджелес». А первый контакт с новоявленной «Улой» ВМС Норвегии в 1990 году взяла «Вологда», на которой Александр Владимирович служил командиром БЧ-4,7. Контакт «взял» командир группы ГАГ. Честно говоря, случайно. Всплеск на индикаторе станции, незнакомый «голос» из глубины. Потом уже в базе эксперты подтвердили, что это контакт... с новейшей дизельной подводной лодкой. Такого еще не было. Поэтому запись почерка «Улы» стала первой, привезенной с моря полярнинскими подводниками.Вообще-то, по мнению специалистов, акустика - не самое совершенное «оружие». И для того чтобы оно стало обоюдоострым, также мало одного лишь технического оснащения. Акустика, как природное явление, своего рода индикатор подводных звуков, наверное, все же должна вплетаться в единое целое с человеческими усилиями, желанием и волей. А если спокойно сидеть в посту и гадать: будет контакт или нет, да и скорее вахта закончилась бы, тогда ни о каком контакте речи быть не может. Залог успеха в желании, настрое специалиста-акустика на встречу с подводным противником. Говорят, опытный акустик, зная море как пять пальцев, с определенной долей уверенности может сказать: есть здесь кто-либо или нет.
- Да, - соглашается Александр Владимирович. - Это, на мой взгляд, должно быть наитие, профессиональное предчувствие, когда погружаешься с ощущением, что обязательно будет контакт.
Между двух корпусов
Это произошло во время третьей боевой службы Александра Владимировича в 1990 году, когда он был уже командиром БЧ-4,7. В центральном посту подлодки есть прибор, который показывает уровень воды в капсуле гидроакустического комплекса с самой главной для акустиков антенной: от нее зависит, слышит лодка в подводном положении или нет. Прибор запрограммирован на фиксирование двух уровней воды в капсуле: нижнего и верхнего, что, естественно, одинаково плохо. Но во втором случае - очень плохо: если «семафорит» контрольная лампочка верхнего уровня, существует угроза полного затопления оборудования, расположенного в капсуле. Оно выйдет из строя, лодка станет «слепа-глуха», в результате чего сорвет выполнение боевой задачи.Так вот в тот день вначале загорелась «сигнализация» нижнего уровня, а затем и верхнего.
- Мы находились в подводном положении, форсировали рубеж Нордкап-Медвежий, ближе к Медвежьему, - вспоминает Горбунов. - Море штормило, было порядка семи баллов. Но командир подлодки решил всплыть в ночное время и осмотреть капсулу.
При семибалльном море Александр Владимирович и старшина команды гидроакустиков полезли под легким корпусом в первый отсек, вскрыли люк посмотреть, что там творится?
- Страшно, наверное, между двумя-то корпусами? - спросил я.
- Страшнее было не выполнить задачу, - усмехнувшись, отвечает Александр Владимирович.
Их страховал командир гидроакустической группы. Подводники спустились в капсулу, в свете фонарей увидели, что воды в ней много. После чего пошел процесс «откачки» ее, родимой, ведрами. И так на протяжении двенадцати часов.
А проблема приключилась из-за того, что перед выходом в море негерметично задраили крышку люка, ведущего в капсулу. Со временем от тряски-болтанки на волне крышку потихонечку и начало раскрывать. В итоге воду «откачали», капсулу загерметизировали, выполнение боевой задачи продолжили. Но... намаялись! И это еще - увидел по смешинкам в глазах Горбунова - мягко сказано...
«Карьерист»
Семь лет Александр Владимирович пробыл старпомом. Другой на его месте, возможно, уже взвыл бы от такого служебного роста, свалил бы на берег либо вообще «забил болт» на все и вся. Но Горбунов упорно торил командирскую стезю: сроднился с «железом», дело любимое, бросить жаль!А стезя эта, помимо всего прочего, связана и с повышением, скажем так, профессиональной квалификации. Однако как только Александр Владимирович собирался на «классы», пресловутые 6-е ВСОК ВМФ, приходило распоряжение свыше срочно убыть в Санкт-Петербург для приема от промышленности очередной подводной лодки. Офицеру же в очередной раз обещали, что уж на следующий год точно отправят на учебу. И так из года в год. А вся его «вина» заключалась в том, что был он одним из немногих старпомов, кто имел допуск на самостоятельное управление подлодкой. Поэтому за время службы в дизельном подплаве «карьерист» Горбунов и находился в командировках по передаче подлодок иностранным заказчикам целых пять раз, от восьми до четырнадцати месяцев.
За пять сантиметров до... взрыва
В 2004 году капитан 2 ранга Горбунов вышел в море старшим на борту подводной лодки «Новосибирск». Они были на сорокаметровой глубине, когда вахтенный матрос обнаружил, что аккумуляторную яму затопила морская вода, которая во взаимодействии с электролитом выделяет большое количество хлора. Парень закрыл крышку ямы, бросился в центральный пост и доложил о случившемся. Горбунов бросился в отсек, открыл крышку буквально на пять-десять секунд, чтобы оценить обстановку, но их хватило, чтобы нечаянно вдохнуть хлор. Потом полтора года не мог избавиться от тошнотворного ощущения в горле.Включили главные осушительные насосы. Аварийное всплытие! Успели...
Но если б вода поднялась еще сантиметров на пять, она залила бы находившееся в яме под напряжением электрооборудование. В итоге произошел бы взрыв аккумуляторной ямы...
- Вот тогда, - вспоминает Александр Владимирович, - наверное, впервые по-настоящему стало не по себе. Хотя я считаю, страх - все же ощущение непрофессиональное. Страшно, когда ты не знаешь, что делать. А мы знали, как действовать...
От разрыва трубы главной осушительной магистрали, которая проходит через аккумуляторную яму в третьем отсеке, забортная вода затопила ее. И только грамотные действия экипажа под руководством Горбунова не допустили катастрофы.
Хороша страна Норвегия, но...
В сентябре прошлого года Александр Владимирович, капитан 2 ранга и начальник штаба бригады, впервые стал старшим на борту российской подлодки, прибывшей с неофициальным визитом в иностранную военно-морскую базу, тем паче подплав вообще визитами особо не балуют.Естественно, переживал за подготовку самой подводной лодки, чтобы не посрамили в Хоконсверне чести-достоинства России, ее подводного флота. Поэтому подготовку корабля и личного состава к визиту начали загодя и вели планомерно. В результате, по мнению Горбунова, достойно продемонстрировали норвежским коллегам на примере «Ярославля», что дизельный подводный флот России существовал, существует и еще долго будет существовать.
- Наверное, мы могли бы быть друзьями, - рассуждал Александр Владимирович. - Хотя все же была настороженность в их вопросах и ответах. Выходило, что каждая из сторон неспешно делала шаги навстречу друг другу, эта дистанция сокращалась, но не на столько, чтобы утверждать, что мы преодолели приличествующую моменту дружественность и стали друзьями.
Чувствовалось, что тот же представитель норвежских ВМС коммодор Хокон Трондстад, рассказывая, что перед «Ярославлем» приходили английская и американская подлодки, как-то живее говорил об этом, нежели о недавнем визите в Хоконсверн большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко».
- Все равно, анализируя смысл и тематику бесед, у нас с норвежцами больше интересов в арктическом регионе, чем у них самих с партнерами по блоку НАТО, - рассказывал Горбунов. - Было очевидно, что они как бы тянутся к нам. И это хорошо.
Как хорошо и то, что просто встретились и поговорили два профессиональных подводника: российский Александр Горбунов и норвежский Хокон Трондстад...
Романтик дизельного флота
На мой взгляд, все же Александр Владимирович в душе романтик. Не раз во время всплытий «Ярославля» наблюдал, как Горбунов, поднявшись на мостик, может долго находиться на нем, оглядывая бескрайние морские просторы, любуясь ими. Сам признался, что, когда долго лодки не выходят из базы, то сильно скучает по морю, испытывает тоску. Поэтому, наверное, соглашается со мной Александр Владимирович, он действительно романтик.Понятно, что в хорошем смысле военная карьера - это неотъемлемый атрибут службы каждого нормального мужчины, который считает себя личностью. Но очевидно и другое. Еще начальником штаба соединения у него столько было всяческой канители - бумажной писанины, нескончаемой череды проверок и прочего, откровенно мешающего боевой подготовке, что борьба с ним - не для слабонервных. Словом, Дон Кихот отдыхает!
Сейчас стал комбригом, поднялся на ступеньку выше. Вот я и поинтересовался у Горбунова: «А вам это надо?»
- Сам знаешь, что незаменимых людей нет, - рассудил Александр Владимирович. - Но мне и терять нечего. Звездную болезнь я уже перерос. Семь лет отстарпомил, три срока отходил «кап-два». Поэтому за свою бригаду буду бороться изо всех сил. Ведь кто-то должен доказывать, что дизельный флот еще жив и его не победить: он будет жить. У меня были отличные наставники. Мне будет стыдно перед ними, если дам слабину, изменю делу, которому они посвятили жизнь, не подготовлю себе достойную замену, такую же верную и преданную дизельному подводному флоту, какими сделали в свое время нас, какими были наши предшественники.
А так уже столько сил и энергии вложил в службу, в нынешних командиров подлодок: некоторые из них пришли на соединение еще лейтенантами. Например, капитан 2 ранга Андрей Ковалев, командир «Липецка». Многие питомцы уже стали старпомами. Значит, не зря трудился. Постарался вложить в них свой характер, волю к победе. И обязательно - любовь к морю. Кстати, в 2006 году Александр Владимирович шестьдесят четыре дня и ночи провел в море. В 2007-м - за 115 суток перевалило. Вот вам и «береговая» должность начальника штаба!
А семья привыкла уже. Тем более что сейчас перерывы в плавании большие. Выходы в море максимум на пятнадцать-семнадцать суток. Боевые службы - редкость в последнее время. Воспринимают все нормально. Жена знала, за кого замуж выходит. Дети с самого рождения знали, что папа у них - подводник. Жена - одноклассница, вместе с седьмого класса. Правда, за одной партой не получалось сидеть. Дружили. Ждала четыре года, когда Александр Владимирович в училище учился. Поженились после четвертого курса, год во Владивостоке прожили. Потом вместе приехали на Север, в Полярный. Прошло два десятилетия. И вот сыну уже девятнадцать лет, учится на втором курсе Таможенной академии в Санкт-Петербурге. Дочь - семиклассница, отличница, спортсменка, занимается пением и танцами. Словом, оба - папины гордость. И по-человечески счастлив Александр Владимирович!
Заканчивая рассказ о нем, я не ставлю точку. Все, о чем рассказал, произошло до того, как на погоны Александра Владимировича легла третья звезда, произведя его в капитаны 1 ранга, командира бригады. Уверен, что пройдет не так много времени, когда этот материал смогу дополнить новыми событиями, на которые, без сомнения, окажется богата дальнейшая судьба полярнинского комбрига.
Так сказать, уже после третьей звезды...
Источник:
Немає коментарів:
Дописати коментар