пʼятниця, липня 22, 2011

О БЫВШЕМ МИНИСТРЕ ОБОРОНЫ УКРАИНЫ....


Феномен «непотопляемости», или какой министр не любит быстрой езды?
Вообще-то, Вооруженные Силы – сфера как минимум специфическая, и, как правило, по крайней мере, в нашей стране, проблемная. Не так, чтобы совсем, но денег здесь явно не хватает. Причем хронически. Причем много, очень много. Собственно по причине стабильного недофинансирования и убыточности ни один из предшественников нынешнего министра обороны Украины (на сегодня – и.о.)Александра Кузьмука и не задерживался в данном заведении надолго. Кроме одного – самого Александра Ивановича, которому уже однажды удалось занять кресло министра в далеком 1996 г. Воистину, войти дважды в одну и ту же реку трудновато, но вот зато преодолеть её, а точнее “перелететь”, – вполне. А с авиацией, особенно военно-транспортной, у министра Кузьмука отношения не только давние и хорошо отлаженные, но и очень насущные.
 
О последнем свидетельствует хотя бы острый конфликт между министерством, старым\новым “руководством” ГП МОУ “Украинская Авиационная Транспортная Компания” и людьми, которые действительно что-то пытаются сделать не только для себя, но и предприятия, авиации в целом, страны в конце концов.
СТОЙКИЙ ОЛОВЯНЫЙ СОЛДАТИК
Но начнем сначала, а именно с 1996 г., когда самый молодой в истории Украины министр обороны впервые занял соответствующую должность. В то время лишь ленивый не писал о том, что наконец-то у армии появился командир, которому эта армия действительно необходима. В первый же год было обещано столько, что становилось понятно – даже исполнение половины задуманного произведет революцию в Вооруженных силах Украины. Время шло, мировая общественность требовала гражданского министра, а армии становилось все хуже. И постепенно многие начинают приходить к мысли, что король-то в принципе голый. И пора, наверно, уже кричать “да здравствует новый!”, но…
Самое интересное, что при всей своей невезучести (абсолютно все громкие скандалы украинской армии, во-первых, связаны с именем Кузьмука, а во-вторых, происходят сразу же после клятвенных заверений последнего в том, что все хорошо) министр демонстрирует потрясающую стойкость, маневренность и поддержку пока ещё действующего Президента. Обвальное сокращение численности вооруженных сил? Квартирный вопрос? Распродажа земли? Лоббирование льгот? Кумовство? Семейный подряд при необходимости проведения аукциона относительно бизнес операций, проводимых за счет натовских денег? Кровавый запуск ракеты “Точка-У” с Гончаровского полигона? Авиакомпания “Сибирь”? Скнылив? Нелепые смерти солдат в Ираке? Любой из этих вопросов означал бы немедленную отставку для любого, кроме бывшего руководителя Нацгвардии, в свое время в бытность крымским генералом сделавшим верный и эффектный шаг для устранения татарской угрозы. А уж отсутствие политических амбиций (например во время проведения президентских выборов) министру-силовику такого уровня и вовсе должно предоставлять практически неограниченный карт-бланш. Собственно, не только должно, но и ведь предоставляло-таки. И даже помогло повторно взобраться на министерский Олимп. Да еще и с помпой, мол, никуда, дескать, не годится гражданский министр обороны. Впрочем и первое появление министра в своей должности было эффектным и знаменательным.
Во-первых, Александр Кузьмук сразу же выдал “на-гора” Концепцию экономической деятельности ВСУ и Государственную программу строительства и развития ВСУ до 2005 г. (впрочем заслугой было лишь то, что министр поставил подпись под тем, что долго и нудно обхаживали два его предшественника). Во-вторых, активно взялся за решение социальных вопросов. Впрочем, запомнились лишь скандалы с “Турецким городком” и квартирами от “Киевгорстроя”. В-третьих, благодаря Кузьмуку (хотя 99% работы вытянул “Укрспецэкспорт”) были сделаны основательные наработки касательно поставки вооружений, в том числе харьковских танков Т-80 в Пакистан (наверное, крупнейшая сделка, подобной которой ближайшее время и не предвидится). И, наконец, была предпринята серьёзная попытка упорядочить бардак, который творился в военной (особенно транспортной) авиации, что привело к созданию в 1997 г. беспрецедентного по своим функциональным возможностям государственного предприятия при МО Украины – “УАТК”. В принципе, это все относится (должно относиться) к позитивным факторам, среди которых лишь один относится к авиации. Парадоксально, но он же, т.е. фактор “УАТК”, является и самым грязным и жирным пятном на репутации министра. Ибо ни попадание учебно-боевой ракеты в жилой дом в Броварах, ни сбитый российский самолет (хотя оба эти случая – следствие жуткой халатности и некомпетентности) не имели столько негативных последствий, откровенно наглых и циничных по своей сути.
ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ КУКИНА: “МАЯК ВИЖУ. НАПРАВЛЕНИЕ – “НАЛЕВО”.
В принципе цель, с какой это было все задумано, достойна лишь восхищения и подражания, поскольку одним махом решалась и проблема поддержания в надлежащем состоянии авиапарка, выучки летного состава, и проблема наполнения оборонного бюджета, и проблема контроля за сохранностью военного имущества. Контроль действительно соблюдался – чтобы “чужие” не разворовали раньше “своих”… А еще лучше – успеть “прихватизировать” так, чтобы “чужие” об этом и не догадались. Взялись за это пикантное поручение люди самые что ни на есть подходящие, а именно: отцы-основатели данного предприятия Николай Маяк и Андрей Кукин.
Не секрет, что при всей своей бедности потенциал у армии всегда находился на приличном уровне. И заставить её кормить саму себя (скажем честно, крайне полезная функция) – при желании можно. Ведь и авиационный ремонт, и авиаперевозки являются производствами не только не убыточными, но и достаточно рентабельными. Например, себестоимость аренды одного ИЛ-76 составляет около $600\час, а средняя стоимость аренды по Украине и за рубежом – от $900\час. Или скажем, только ремонтных авиапредприятий в подчинении МО Украины насчитывается 17 штук. В действительности все происходит несколько по иному, т.е. деньги армией все-таки зарабатываются, а вот пользуются ими лишь определенный круг лиц.
 По подсчетам военных, чтобы аренда самолета (ИЛ-76) была выгодной, “крылатые грузовички” должны иметь налет не менее 40 часов в месяц. Этого требует приказ №25 министра обороны, т.е. арендатор (по хорошему) должен заплатить государству хотя бы сорокочасовой минимум, притом независимо от имеющегося действительного налета часов компании-арендатора. Однако, в отношении наиболее крупных коммерческих авиакомпаний, использующих военные “ильюшины” (“АТІ” и “ВОЛАРЕ”), министерство ведет себя как минимум странно, поскольку (наверно, в силу особой экономической целесообразности) предпочло установить фиксированную(!) 5-процентную арендную плату от стоимостипроизвольно оцененной техники. Учитывая, что договорами аренды пункт о расторжении договора в одностороннем порядке даже не предусмотрен, можно смело предполагать, что президенты данных компаний кому-то очень благодарны. Самое печальное то, что и в государственной компании, где просто обязан был быть строжайший контроль, на протяжении почти 7 лет дела обстояли намного хуже.
Удивляться, кстати, этому совершенно не надо. Поскольку вплоть до последнего дня нахождения Кузьмука при своей должности (а такжеего руководства “УАТК” соответственно) все шло к тому, чтобы крупнейшее авиатранспортное предприятие страны… поставить на колени, а потом за бесценок приватизировать. Исходя из текста служебной записки о ходе выполнения предприватизационной подготовки на имя первого вице-президента Николая Маяка можно предположить, что дельцам от авиации просто не хватило несколько месяцев, поскольку новое руководство новым министром было принято на работу приказом от 19 июля 2003 г., а предприватизационный процесс должен был закончиться в первом квартале 2003г. (т.е. до 1 апреля). Знатная бы “шутка” получилась для государства, особенно учитывая тот факт, что и с МОУ, и с ФГИУ процесс этот был согласован. Впрочем, и уже содеянного на тот момент хватило сполна.
Так, бывшим руководством предприятия не выполнялись уставные обязательства и требования контракта относительно обеспечения прибыльной деятельности (за пять лет деятельности прибыль была получена лишь в 1999 г.), а, соответственно, и не уплачивалось 50% прибыли в государственный бюджет на оборонительные потребности. Заключались откровенно убыточные для компании договора, предусматривающие в конечном итоге получение предприятием аж 1 (одного) процента средств от общей суммы контракта. А анализ динамики доходов и затрат ГП МОУ “УАТК” по видам деятельности вообще свидетельствует о том, что на протяжении 2000 – 2003 гг. от основного(!) вида деятельности (авиаперевозка) компания получала только убытки (в 2000 году валовые убытки от авиаперевозок составили 9 млн. 470 тыс. грн), а большая часть прибыли компании поступала от … утилизации авиапарка.
На протяжении долгого периода не обеспечивалось ни эффективное использование, ни сохранение закрепленного за предприятием государственного имущества, а органы управления имуществом полностью устранились от выполнения своих обязанностей. Так, с полученных 105 зданий и сооружений, в настоящее время 10 зданий сдаётся аренду, 4 – списано при передаче, 4 -–передано другим структурам, 10 – не используются, а сооружения военного городка по ул. Щорса, 44 в г. Киеве… проданы коммерческим структурам. Впрочем сама схема продажи заслуживает отдельного внимания. Вначале, по данным Главного контрольно-ревизионного управления Украины, на основании приказа Министра обороны Украины от 29 января 2001 г. №032 “Про дополнительное наделение основными фондами ГП МО Украины “Украинская авиационная транспортная компания”, на баланс предприятия от Спортивного комитета Министерством Украины было передано военный городок №9 по адресу г. Киев, ул. Щорса, 44. А потом, министр Кузьмук, ничтоже сумняшеся, спокойно, в этом же году подписывает письмо от 18 октября 2001 г. №148\967, адресованное Председателю ФГИУ, в котором министерство дает согласие на реализацию на протяжении 2001 – 2002 гг. зданий указанного военного городка. Вот так, несмотря на то, что существует общепринятая процедура реализации недвижимого воинского имущества, которая предусматривает поступление средств исключительно в государственный бюджет с последующим использованием на оборонительные потребности, в соответствии с утвержденной сметой Министерства обороны Украины, указанное воинское имущество бесплатно искусственно переведено было в основные фонды предприятия, а в дальнейшем реализовано на чьи-то потребности. Не берусь утверждать, что на потребности предприятия, кстати. Но даже если так, то лишь по одному этому случаю, государственный бюджет не получил около 7,5 млн. гривен на потребности армии.
Ну и наконец, завершающий аккорд: с полученных 116 единиц специальной техники не используются 32 единицы, а из всего авиапарка (передавалось 165 машин) 37 единиц авиатехники было реализовано на момент прихода нового руководства, 16 – списано, 82 – неисправно.
Следует признать, что компания попалась Кузьмуку не фартовая – на колени становиться упорно не хотела, выживала из последних сил и мечтала о новом руководстве. А уж то для своего покровителя делало все возможное. Так, при хроническом недостатке финансовых ресурсов для восстановления парка самолетов, их модернизации и обеспечения безопасности полетов, средства расходовались на европейские ремонты офисных помещений, закупку импортных автомобилей, мебели. На ремонт центрального офиса, например, было израсходовано больше 10 млн. гривен. Были изъяты из основной деятельности предприятия и размещенные на депозитном счете коммерческого банка средства на общую сумму больше 15 млн. гривен (сделано было как раз в тот критический период, когда общие затраты на 29 млн. гривен превышали доходы). Компания платила штрафы и пени за счет выполнения свои обязательств перед кредиторами, налоговых обязательств и обязательными платежами перед госбюджетом и социальными фондами.
Такие действия приводили не только к потере потенциала, а также к сокращению рабочих мест для высококвалифицированных работников, но и, что немаловажно, уничтожению основного мобилизационного ресурса Вооруженных Сил Украины.
КОГДА МИНИСТРУ СУД – НЕ УКАЗ
Если честно, то новое руководство (Виктор Шевчук и Валентин Сыроватка) принципиально нового ничего не изобретало – просто стало добросовестно заниматься основным видом деятельности и не воровать. Однако результат для Кузьмука оказался просто убийственным: предприятие (менее чем за год) становится лауреатом конкурса Золотые торговые марки Украины, увеличивает объем предоставленных услуг в 4,3 раза (в том числе и для нужд министерства), уменьшает себестоимость до “ – 94,7%”, при этом создавая дополнительные рабочие места и не неся убытков. Реакция в принципе оказалась довольно прогнозируемой – попытаться сменить шальное новое руководство, показывающее стабильные результаты, и вернуть проверенное старое. Однако предсказать весь дальнейший ход событий не смог бы наверно никто.
Едва вернувшись в министерское кресло, Кузьмук в принципе понял, что о приватизации речь уже не идет, а времени до инаугурации новоизбранного Президента (и нового состава правительства) остается катастрофически мало. Поэтому быстренько проводится проверка КРУ, и Приказом №622 с генеральным директором 20 декабря 2004 г. разрываются трудовые отношения. При этом юристы при министерстве заняты предновогодними хлопотами, а потому не замечают ни грубого нарушения ни трудового законодательства (Шевчук был временно не трудоспособен ), ни Устава компании (касательно назначения и увольнения иных, кроме гендиректора, сотрудников). Примечательно, но даже формальные причины увольнения не только не совсем, мягко говоря, не соответствовали действительности (объяснения компании никем не брались во внимание), но даже корнями своими уходили во времена бурной деятельности предыдущего руководства, которое и … назначалось вновь. Наверное, покаявшись и решив исправить допущенные ошибки.
К сожалению для Кузьмука, компания и в новом 2005 г. таки подтвердила свой статус нефартовой. Коллектив предприятия воспротивился приходу старых “знакомых”, а уволенные незаконно решили отстаивать свои права в суде (Шевченковский райсуд своим постановлением запретил до полного рассмотрения дела вмешиваться кому-либо в выполнение Шевчуком и Сыроваткой своих обязанностей). Кузьмук, понимая, что взлетел очень высоко, а потому падать будет очень низко, идет ва-банк и привлекает для разрешения ситуации воинскую службу правопорядка. Т.е. вначале министр пытается все решить мягко (даже добивается соответствующего постановления райсуда, правда на этот раз Подольского), но затем, не добившись желаемого, постепенно начинает закручивать гайки. Не обращая никакого внимания на постановления суда (вынесенного Именем Украины, кстати), министр отдаёт уже распоряжения, выполнение которых нельзя оценить адекватно. Так, суетливые действия Николая Маяка приводят к тому, что работа предприятия блокируется, объекты недвижимости компании захватываются людьми в масках и камуфляже, отдельным сотрудникам запрещается проход на территорию предприятия, взламываются ворота с целью несанкционированного (на момент взлома Подольский суд уже успел отменить свое постановление!!) проникновения на территорию компании, а печать просто похищается из бухгалтерии. Следует однако заметить, что даже в таких условиях компания продолжает работать, в настоящий момент проводя подготовку к ротации своих сотрудников, находящихся за рубежом, тестируя свои возможности относительно готовности в ближайшем будущем переброски на Родину контингента из Ирака. Не смотря ни на что, компания не хочет умирать, чтобы стать легкой добычей чьих-то жадных амбиций. Не смотря ни на кого, люди не хотят подчиняться министру и его приспешникам, чтобы безропотно наблюдать за разворовыванием государственного имущества. И вопреки всему, все мы до последнего верим, что торжество справедливости – это лишь результат законности, а не закономерный итог чьей-то, пусть даже министерской или президентской воли.

Немає коментарів: