пʼятниця, серпня 12, 2011

Турция создает флот будущего для господства в Черноморском бассейне и проливах (Часть 1-2)


    
Турция все менее зависит от иностранного кораблестроения
и создает флот будущего для господства в Черноморском бассейне и проливах


1. За "боновыми воротами" Гёльджюка, Трабзона, Севастополя и Новороссийска2. 

Сегодня Турецкая Республика, извечно стремящаяся выгодно для себя использовать своегеополитическое положение транзитной страны поставок ресурсов из России, Ближнего Востока и Центральной Азии на Запад, предлагает прибрежным государствам-соседям по Черноморскому региону, не входящим в Североатлантический альянс, стратегическое партнерство. Проявление подобной военно-политической инициативы, прежде всего, позволяет Анкаре защитить собственные интересы на Черном море, не подвергаясь риску внешнего вмешательства. Примером тому служит инициированная в 2004 году Турцией операция "Черноморская Гармония" (Black Sea Harmony), предусматривающая постоянное патрулирование турецкими кораблями коммуникаций юго-западной части черноморской акватории. Существующая с 2001 года Черноморская военно-морская группа оперативного взаимодействия "Блэксифор" (BLACKSEAFOR), состоящая из болгарских, грузинских, российских, румынских, турецких и украинских кораблей, своему появлению также обязана Анкаре. 


Вместе с тем на обнародованное в августе 2010 года в Москве и Ереване политическое решение пролонгировать на 49 лет дислокацию в Гюмри (Армения) российской военной базы официальные Анкара и Баку ("два государства одной нации" (Гейдар Алиев)) отреагировали, хотя и по-восточному завуалированно, но молниеносно. Представители "одной нации" обсудили в кулуарах своих правительств возможность развертывания в Нахичевани (Азербайджан) турецкой военной базы как гаранта безопасности газо- и нефтепроводов двух государств, находящихся вблизи от театра недавних грузино-абхазских боевых действий. Наряду с Нахичеванью продолжается развертывание новой военно-морской базы (ВМБ) ВМС Турции в Трабзоне, что на восточной части черноморского побережья страны, где сможет базироваться бригада разнородных сил.

Не будем забывать события лета 1941 года, когда с согласия турецкой стороны через Босфор и Дарданеллы в Черное море устремились немецкие и итальянские боевые корабли. В 1945 году США и Великобритания восприняли в штыки советские предложения о необходимости внесения изменений в положения Конвенции в Монтре 1936 года, предоставляющие Турции права закрыть проливы в случае, "когда Турции покажется, что существует угроза войны, причем вопрос о том, когда эта угроза возникнет, решает сама Турция" (Иосиф Сталин). Создание в зоне Босфора и Дарданелл советской ВМБ было расценено союзниками по антигитлеровской коалиции как посягательство на суверенитет Турецкой Республики. В 1952 году Турция стала членом блока НАТО, и в этом же году на стамбульском рейде Мальтепе завел швартовы первый американский авианосец.

В Североатлантическом альянсе наряду с защитой проливов одной из главных задач турецкого флота с наступлением времени "Ч" является уничтожение кораблей потенциального неприятеля в местах их постоянного базирования. Поэтому командиры турецких кораблей и их штурманы хорошо знают средиземноморские, черноморские, азовские и каспийские лоции, а их, казалось бы, стареющие корабли и подводные лодки не ржавеют у пирсов, а постоянно выходят в море на отработку учебно-боевых задач.

В повседневной боевой подготовке и заключается сила турецкого военного флота, а пребывание страны в НАТО, как и прежде, дисциплинирует ее моряков.

Турция долгое время была вынуждена приобретать у союзников по блоку старые корабли, дабы иметь их в боевом строю ровно столько, сколько требовалось для выполнения задач Североатлантического альянса. Замена или модернизация этих кораблей при участии тех же союзников по НАТО осуществлялась по графикам с жестким регламентом, так как при ротации турецких военных кораблей, прежде всего, учитывались задачи альянса.

Сегодня же турецкие адмиралы, заключая долгосрочные контакты с иностранными судостроителями, не спешат огульно с "проамериканской" модернизацией кораблей, а проводят ее соизмеримо как с реальными экономическими возможностями своей страны, так и завтрашними потребностями ее флота. Семь раз отмеряя, они постепенно переносят тяжесть выполнения кораблестроительных контрактов на национальные верфи, чем создают дополнительные рабочие места соотечественникам, стандартизируют морское оружие и постепенно отдаляются от иностранной, прежде всего американской и немецкой, зависимости от военного кораблестроения. За счет своевременной и комплексной модернизации своих национальных военно-морских сил главная турецкая военно-морская база Гёльджюк достигла в наши дни оперативно-стратегического преимущества в Черном море над Севастополем и Новороссийском. Все это позволяет Анкаре не допускать в военно-политической и военно-технической области ухудшения нынешних отношений с Москвой, Брюсселем или Вашингтоном. Как, впрочем, и не следовать пророссийским или пронатовским политическим фарватером. Представляется, что Турция, опираясь на положения Конвенции 1936 года и свой крепнущий изо дня в день военный флот, будет и впредь расширять влияние на причерноморские страны, стараясь экономическими и политическими (дипломатическими) шагами оттеснить Россию в северных от Анкары регионах.

Командование ВМС и оборонная промышленность Турции, изыскивая средства, изо дня в день реализуют национальную программу 1996 года по созданию качественно нового военного флота. Причем видение турецкого военно-политического руководства на новые ВМС страны осуществляется через призму обновления (модернизации) уже существующих сил. Тогда, по мнению адмиралов из Гёльджюка, их флот обеспечит сдерживание внешних угроз посредством своего присутствия в морях, прилегающих к турецким берегам. В Анкаре считают, что выполнить эту задачу смогут лишь хорошо вооруженные маневренные корабли – фрегаты, корветы и небольшие подводные лодки.

Будущее глубин Черноморья и Средиземноморья - за турецкими подводными лодками 

Сегодня в составе ВМС Турции находятся 6 подводных лодок немецкого проекта 209/1200 типа "Атылай" (постройки Howaldtswerke-Deutsche Werft, HDW). Головная лодка "Атылай" с тактическим номером S347 сдана еще в 1975 году, а замыкающая серию S352 "Долынай" сошла со стапелей в 1989 году. Водоизмещение этих кораблей небольшое: 990 т - надводное и 1200 т - подводное соответственно. Длина - 56 м, ширина - 6 м и осадка - 5,5 м. Наибольшая надводная скорость - 10, подводная - 22 узла. Дальность плавания - до 5000 миль при скорости 8 уз. Одновальная энергетическая установка корабля состоит из четырех дизель-генераторов (ДГ) мощностью по 1000 л.с. каждый, и главного гребного электродвигателя (ГЭД) мощностью в 5000 л.с. Вооружение состоит из восьми 533-мм торпедных аппаратов с
боекомплектом до 20 торпед. Экипаж - 33 человека.

Согласно турецкой программе перевооружения флота до 2015 года, начиная с головной, более старой лодки этой серии, корабли поочередно пройдут на турецких верфях незначительную модернизацию в плане оснащения их ракетным оружием, выстреливающимся из торпедных аппаратов.


"Атылай" в Севастопольской бухте. 2009 г. sevastopol.info 

Перевооружение позволит подводным лодкам серии "Атылай" наносить удары не только торпедами SST4 и Mk37 немецкого и американского производства, но и ракетами класса "корабль-корабль" UGM-84L Harpoon.

В ближайшем будущем завершение американского проекта DCGS-N (Distributed Common Ground System-Navy) позволит военно-морским группировкам НАТО при стрельбе ПКР Harpoon располагать несколькими альтернативными центрами обработки полетных данных ракет при их боевом применении. В настоящее время данные в боевой обстановке, как правило, транслируются посредством палубного вертолета SH-60B системы LAMPS на корабль управления экспедиционной группировки, где звенья этой управленческой цепи, собственно, и замыкаются.
В черноморских условиях применять упомянутую двухзвеньевую цепь управления при стрельбе ПКР Harpoon по быстроходным катерам и другим маневренным целям неприятеля турецким морякам представляется нецелесообразным. Если для серьезного поражения ракетного катера двухсоттридцатикилограммовой боевой части одной ракеты UGM-84L вполне достаточно, то для потопления эсминца или существенного разрушения крейсера потребуется не менее 3-4 ракет Harpoon. Зачем создавать и подвергать риску в черноморском прибрежье ракетный крейсер, например, такой, как проекта 1164, если в акватории скрытную атаку успешно произведет подводная лодка, командир которой хорошо знает ранее упомянутые лоции?

В боевом строю турецкого флота находится сходная с типом "Атылай" серия (8 ед.) ДЭПЛ проекта 209/1400 типа "Превез", построенных уже на турецкой верфи Colcuk Naval Shipyard, но опять-таки по немецкому, хотя и усовершенствованному проекту. Головная лодка S353 "Превез" пополнила состав национальных ВМС в 1994 году накануне принятия национальной программы, а замыкающая серию ПЛ S360 "Инону" сошла со стапелей относительно недавно в 2007 году. Немецкие и британские конструкторы (HDW и MFI, Marine Force International) увеличили водоизмещение этих кораблей до 1464/1586 т. Не потеряв скорости своих предшественниц, подводные лодки типа "Превез" несколько выросли в габаритах (длина - 62 м, ширина - 6,2 м с неизменной осадкой в 5,5 м). Дальность плавания осталась прежней - 5000 миль - однако при вдвое меньшей скорости хода, т.е. всего в 4 уз. Энергетическая установка на подводных лодках типа "Превез" состоит из четырех ДГ MTU 12V396 SB83 по 900 л.с. и одного ГЭД мощностью в 4000 л.с. Экипаж - 35 человек.
S353 "Превез". dzkk.tsk.tr

На кораблях проекта 209/1400 по-прежнему восемь 533-мм ТА. Спрашивается, в чем состояло усовершенствование подводной лодки? Боекомплект торпед Mk37 на "Превез" снижен до 14 ед. ради размещения на борту лодки еще 6-8 ПРК Harpoon или полной замены ее торпедного боезапаса ракетным, позволяющим производить стрельбу из торпедных аппаратов. Оказалось, что незначительные конструктивные изменения в проекте лодок 209/1400 по сравнению с проектом 209/1200 позволили существенно повысить угрозу потенциальному противнику в черноморском и средиземноморском прибрежье. Работа над движительным комплексом лодок серии "Превез" сделала их еще менее шумными, а, с учетом небольших габаритов кораблей обоих типов подводные лодки проекта 209/1400 (1200) остаются все так же трудно обнаруживаемыми. Малая же автономность и небольшая подводная скорость турецких лодок компенсируются повышающейся боевой эффективностью из-за ввода в боекомплект противокорабельных ракет Harpoon.

Вместе с тем ракеты, контейнеры, испытательное и вспомогательное оборудование, запчасти, техническую документацию по ПКР Harpoon Анкара получает и будет получать из Вашингтона. Пентагон продолжит обучение турецкого флотского персонала, техническую поддержку ракет UGM-84L и выполнение другие задач по материальному обеспечению Harpoon.

По планам турецкого военно-морского командования, шесть лодок типа "Атылай" пробудут стражами Конвенции 1936 года до 2015-2025 годов, когда им на смену постепенно придут новые шесть неатомных подводных лодок с воздухонезависимыми энергетическими установками проекта 214/1500 немецко-британского консорциума HDW - MFI. По сравнению с ПЛ типа "Превез" размерения новых кораблей незначительно вырастут: длина - 63 м, ширина - 6,3 м, подводное водоизмещение 1700 т. Максимальная скорость в подводном положении будет составлять не более 20 уз. Численность экипажа уменьшится до 27 человек. Неизменным останется количество торпедных аппаратов – 8. Они будут использоваться как для стрельбы торпедами и ракетами подводного старта, так и для осуществления минных постановок. Конструкция двигателей и специальное покрытие корпуса подводной лодки снизят уровень ее шумов, улавливаемых гидроакустикой. Лодка способна нырять на глубину до 400 м. Модульный принцип ее конструкции и закладка кораблей на национальных верфях будут способствовать дальнейшей модернизации этой лодочной серии уже турецкими кораблестроителями.

Проект 214/1500 в немецких водах. defence.talk.com

Таким образом, принятие в состав флота подводных лодок проекта 214/1500 отвечает турецким амбициям всецело контролировать и влиять на обстановку в Черноморском бассейне и проливах - "исконно османских", по мнению Анкары, территориях.

Примечательно, что списание кораблей проекта 209/1200, модернизация подводных лодок проекта 209/1400 и ввод в боевой состав лодок проекта 214/1500 будут осуществляться турецкими военными моряками таким образом, чтобы в кампании постоянно находились не менее 13-14-ти единиц, способных выйти в море и нанести торпедный или ракетный удар по противнику. К завершению замены ПЛ "Атылай" кораблями с воздухонезависимыми энергетическими установками, модернизованные "Превез" смогут, как и новые НАПЛ проекта 214, скрытно ставить мины.

Упомянутые амбиции турецких подводников на господство в Черноморье, помноженные на расчеты отечественных корабелов, успешно материализуются в наши дни. Турецкие адмиралы ожидают первенца из четырех специальных судов серии MOSHIP (дословно – материнский корабль, матка), предназначенных для проведения поисково-спасательных операций спасения экипажей и вышедших из строя, поврежденных или затонувших на глубине до 600 м подводных лодок. По планам военных и расчетам корабелов, для проведения успешной спасательной операции новому судну-матке достаточно максимум 72 часа, чтобы поднять на поверхность команду потерпевшей кораблекрушение лодки или обеспечить живучесть лежащей на грунте (дрейфующей) субмарины на время, за которое экипаж со специалистами MOSHIP справится с неисправностями. Опубликованные данные свидетельствуют, что судно будет иметь дальность плавания до 4500 миль (14 уз.), а максимальную скорость хода - до 18 узлов, что позволит ему за двое суток достичь любой точки в двух зонах оперативной ответственности ВМС Турции в Черноморье или Средиземноморье. Длина спасательного первенца по ватерлинии - 82,5 м, ширина - 20,4, м, осадка - 5,0 м, водоизмещение -4500 т. Судно MOSHIP в избытке располагает средствами для декомпрессии и аварийной рекомпрессии. В частности, в его барокамере, рассчитанной на 32 человека, помещается практически вся команда подводных лодок проектов 209/1400 или 214. Кран с телескопической стрелой грузоподъемностью 35 т способен принимать грузы на кормовую палубу судна площадью 314 кв. м при волнении моря до 6 баллов.
Cудно серии MOSHIP. defence.talk.com

Когда судов типа MOSHIP станет четыре, что, как отмечалось, входит в планы турецких адмиралов, суда-спасатели будут поделены командованием ВМС между шестью военно-морскими районами: Черноморским, Босфорским, Дарданельским и Мраморным морем (Северная зона), Эгейским и Средиземноморским (Южная зона), что заметно сократит временные показатели прибытия спасательных команд к месту оказания помощи подводной лодки. Обстоятельство закладки турецким военно-политическим руководством на национальных стапелях судов типа MOSHIP одновременно с лодками проекта 214/1500 вызывает уважение. Невозможно оставаться равнодушным к трагедиям, связанным с гибелью подводников в море в мирное время, в том числе из-за так называемого человеческого фактора. Вспомним уроки спасательной операции подводной лодки "Курск" на Северном флоте. Комментарии здесь излишни.

Взяв курс на создание современных подводных лодок, командование военно-морских сил Турции на сегодняшний день не оставило в составе надводных кораблей боевых единиц класса эскадренный миноносец. Начиная с 1987 года, почти все турецкие эсминцы (12 кораблей), бороздившие моря по полста лет, были разделаны или, на флотском сленге, "пущены на иголки". Этой участи избежали лишь D 352 "Гайрет" (с 1995 г.) и D 345 "Юджетепе" (2000 г.), переоборудованные под корабли-музеи в США и Турции.

Большинство прежних названий эсминцев теперь носят турецкие фрегаты.

Немає коментарів: