17 июля 1962г. в 6 часов 50 минут 10 секунд первая Советская атомная лодка «К-3» прошла Северный полюс.
В октябре 1955 года Совет Министров СССР принял Постановление о разработке опытной атомной лодки проекта «645» с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) - «К-27».
Коренной батайчанин Григорий Ма-лафеевич Проскунов, отец будущего вице-адмирала Северного Флота Михаила Григорьевича, работал наливщиком на Наливной, это район Сальской железнодорожной ветки, был передовиком производства, стахановцем. Его дочь работала там же телефонисткой, а супруга Варвара Николаевна занималась домашним хозяйством, растила детей, четырех красавцев сыновей и дочь.
Родители с утра до ночи работали, а дети учились в школе (ныне школа №7), помогали родителям по дому, ну и. как водится у молодежи, гуляли. Особенно любили братья Проскуновыозера в районе поселка Наливная, на которых организовывали игры, сражения на плотах. Соседи про них говорили: моряками будут. И действительно, все четверо стали моряками! Но это было уже после. А сначала им всем пришлось пере жить большую беду.
...На этом фото, сделанном примерно в середине 30-х годов, запечатлена бригада наливщиков. Среди них - Г.М. Проскунов, его увидеть легко - он самый высокий (третий слева). Не так уж много в то время люди фотографировались, вот и эта фотография оказалось последней в жизни Григория Малафеевича Проскунова.
Перед войной, об этом факте известно многим батайчанам, часть железнодорожников была оставлена в городе «в резерве», так как железная дорога и станция Наливная были объекты стратегической важности, и их нельзя было «оголять». Однажды, в начале немецкой оккупации, наши защитники и рабочие Наливной по приказу взорвали емкости с нефтепродуктами. Во время перестрелки был убит немецкий офицер. И тогда каратели решили наказать население, для острастки. Из толпы были выдернуты четверо батайчан и расстреляны на месте. Вот эти люди: Проскунов, Моргунов, Молчанов и Проскурин. Все это случилось на глазах маленького сына Г.М. Проскунова Володи и его сестры.
Эта трагедия затронула сердца многих батайчан. В районе Наливной погибшим был установлен памятник. Затем, когда в конце 80-х годов прошлого века в городе задумали строить мемориал в честь всех погибших в Великую Отечественную войну, - решили памятник троимбатайчанам снести, а останки расстрелянных перезахоронить в общей братской могиле, которая была в центральном городском парке. Имена жепавших должны были увековечить на мемориальной доске. Но этого не произошло. По какой-то причине среди высеченных имен погибших в войну батайчан нет имен Проскунова, Проскурина и Моргунова, Молчанова.
По словам Анатолия Николаевича Орлова, родного племянника М.Г. Проскунова, раньше при школе №9 работала группа следопытов, под руководством учительницы Клеопатры Васильевны, фамилию ее он, к сожалению, не помнит. Ребята собрали большой материал о погибших. Но где он в настоящее время, не известно, как неизвестно и то, было перезахоронение останков или нет. Сестра Г.М. Проскунова и мама А.Н. Орлова говорили ему, что, вроде бы, перезахоронение состоялось, но когда, где и как? Почему-то родственникам об этом сообщено не было. И получилось, что родным и близким негде преклонить колени перед их погибшим предком, так и с этим им трудно смириться. Они уверены, что надо восстановить справедливость и вписать в летопись города эти три имени.
- Я нашел родных Моргунова, - рассказывает А.Н. Орлов. - Интересно, что его потомки, внуки, как и родственники Проскунова, и сейчас живут в Батайске. Родных Проскурина мне, к сожалению, найти не удалось. Этим делом занимался в свое время Александр ИвановичЛогвинов, первый заместитель главы администрации нашего города. Я собираюсь к нему на прием, возможно, у него есть какая-либо информация по этому поводу.
Каждый из братьев Проскуновых прошел свой жизненный путь.
Брат Георгий служил электриком на корабле, служил заграницей, в том числе и в Польше. Брат Иван ушел на фронт добровольцем-моряком, «захватил» на Дальнем Востоке конец войны. Брат Володя стал гидротехником. Брат Михаил стал подводником.
Прожили они свои жизни пламенно, в служении Родине, а теперь остались от них только память и потомки - дети и внуки...
...Как меняется жизнь! Вот на этом послевоенном фото они запечатлены молодыми, улыбающимися и здоровыми. Ребята и их знакомые девушки расположились отдохнуть прямо на траве, им весело, жизнь только начинается. За ними на фото чуть видно здание школы №7. Это самый центр города. Сейчас на этом месте городской парк, дорожки выложены плиткой, рядом со школой прекрасное здание администрации... Не узнать! Все изменилось. Да и из братьев уже нет никого в живых.
...Вице-адмирал Северного Флота Михаил Григорьевич Проскунов умер первым, еще в начале 90-х... Он умер, внезапно. Был дома, помог жене по хозяйству, присел отдохнуть и - не встал, как сейчас говорят, - заснул навеки. Вскрытие показало: лопнула сердечная мышца. Знающие люди говорят: так случается почти со всеми подводниками. А он прослужил на подводном флоте всю жизнь...
Ему были отданы все воинские почести, подобающие такому высокому званию. Проводить его в последний путь прибыло много военачальников со всех флотов и подразделений...
Гроб опустили в могилу, звучал гимн СССР, перед гробом прошли военные со спущенным флагом... Было много живых цветов, венков и - надпись на траурной ленте: «Вице-адмирал Михаил Григорьевич Проскунов»...
...Михаил Проскунов родился в 1924 году в селе Ильинка, в Батайске семья стала жить с конца тридцатых годов. Как только началась война, он пошел в военкомат записаться на фронт. Но в военкомате решили, что он слишком молод для фронта, и направили его и товарища по фамилии Иванченко в военно-морское училище в Баку. После училища они служили на корабле. Затем — служба на Дальнем Востоке. Потом судьба бросала его по всем морям и океанам: после Дальнего Востока он служил на Черноморском Флоте в Николаеве, Одессе, Поти... Затем его назначили адмиралом Северного Флота, еще через некоторое время Михаил Григорьевич стал вице-адмиралом Северного флота. До высшего звания морского офицера - звания контр-адмирала - он не дослужил...
Особая секретность службы не позволяла родным и близким быть в курсе его дел. Они могли только догадываться о том, какие вопросы приходится решать адмиралу, с какими проблемами сталкиваться. Но их догадки были весьма далеки от истинного положения дел.
Его служба на флоте совпала с началом новой, атомной эры: вторая половина XX века вошла в историю как «золотой период» в развитии атомного кораблестроения. Это было трудное время становления атомного флота, когда еще мало кто представлял, как может повести себя «мирный атом», какой вред способна нанести здоровью человека радиация… Атомные подлодки были перспективнее и мощнее дизельных. Но это был «джин», выпустив которого на поверхность, надо было быть готовым к самым необратимым последствиям.
В 1952 году было принято решение о строительстве советской подводной лодки с атомной энергетической установкой. Так появился первый атомоход - подводная лодка проекта 627, тактический номер «К-3». Затем были другие, среди них - «К-27»... Не все было так просто, как в парадных сводках и докладах. На самом деле, на этом пути были и вели кие победы, и не менее большие неудачи, и страшные трагедии - как, например, на подлодке «К-27», где в результате аварии погибли люди, многие получили немалую долю радиации... Одного этого эпизода, выпавшего на период службы М.Г. Проскунова в качестве командира дивизии, было достаточно, чтобы всю оставшуюся жизнь мучить себя вопросом: а все ли сделал я, чтобы этой аварии не было, чтобы не было этих страшных жертв?!
Разработка технического проекта атомной лодки «К-27» завершилась в 1956г. Она не уступала американской лодке «Сивульф», а по скорости хода и глубине погружения превосходила ее. В 1964г. «К-27» совершила первый испытательный поход и прибыла в Гремиху, а потом в Северодвинск. В целом командование считало первый испытательный поход в Атлантический океан удачным, хотя командиру корабля и экипажу пришлось пережить немало тревожных ситуаций. После второго испытательного похода «К-27» снова была отправлена в Северодвинск для ремонта и перезарядки реакторов, а в октябре 1967 года - в Гремиху.
И тут началась цель неудач, впоследствии приведших к трагедии. 13 октября, когда АПЛ находилась в море, произошел заброс сплава в газовую систему первого контура реактора правого борта лодки. В результате два насоса оказались залитыми застывшим сплавом. Пришлось прервать поход и вернуться на базу. Причины течи остались неизвестны, как и то, кто конкретно был в этом виноват.
Первого мая после торжественного подъема Военно-морского флага, гюйса и флагов расцвечивания командир подлодки перед строем поздравил с праздником весь экипаж, ознакомил с текущими задачами. Главной задачей была подготовка первого дивизиона к выходу в море и, в частности, уборка застывшего сплава в четвертом отсеке. Чтобы ускорить работы, нужны были добровольцы. Моряки и сверхсрочники турбинной группы более четырех раз спускались в трюм четвертого отсека. К сожалению, надежных средств защиты тела и органов дыхания в то время не было. Только респираторы. Да и что можно было надеть для работы в трюме среди трубопроводов и механизмов?
Для командира дивизии и начальника политотдела, а тем более командира лодки, наверное, было очевидно то, что при работе с «грязным» сплавом происходит существенное внешнее и внутреннее облучение и загрязнение людей. Однако мало кто из них мог знать, в какой степени это происходило. Принималось все это, видимо, как должное. Тем более, что и наука не боялась этой «грязи»: ученые и конструкторы также не раз посещали 4-й отсек. Если бы хоть кто-либо из них забил тогда тревогу по поводу опасности облучения!
Но нет! Несмотря на возникшие неприятности, все шло в нормальном русле. На полученные дозы облучения перестали обращать внимание. Лодка готовилась к выходу в море. Командир БЧ-5 еще раз напомнил командиру лодки о необходимости срочной высокотемпературной регенерации сплава. Регенерацию провели, но вместо трёх недель она продолжалась всего одну. Этого было явно недостаточно, тем более,что после краткосрочного выхода в море перед кругосветкой повторную регенерацию никто проводить не собирался.
21 мая 1968 года «К-27» вышла в море для отработки задач боевой подготовки и испытаний атомной электроустановки. 24 мая около 12 часов дня во время вывода установок на режим полного хода случилась авария реактора левого борта. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов. Это привело к выносу радиоактивных продуктов в контур сплава и газовый контур, выбросу радиоактивного газа в реакторный отсек. Авария сопровождалась резким ростом гамма-активности. В 12 ч. 15 мин. лодка всплыла в надводное положение. За шесть часов перехода на базу при работе реактора правого борта на обе турбины большинство участников похода получило значительные дозы облучения и было госпитализировано. Жизнь 5-ти человек спасти не удалось.
25 мая штаб по ликвидации последствий аварии принял решение локализовать радиацию и радиоактивное загрязнение ППУ, и снова добровольцы лодки, резервный экипаж, прикомандированный с других лодок, а также прибывшие по случаю аварии ученые и конструкторы ценой своего здоровья спасали то, что еще можно было сохранить для флота страны.
В начале июня 1968 года корабль обследовала специальная комиссия, которая решила провести расхолаживание реакторов и замораживание сплава в реакторах обоих бортов. По существу, это был смертный приговор «К-27».
Какое-то время конструкторы и моряки еще рассматривали различные варианты возвращения подводной лодки в строй. Изучалась возможность использования «К-27» с одним восстановленным реактором правого борта и другие варианты, но в тот период на флот уже начали поступать более современные атомные лодки II поколения, и дорогостоящая операция восстановления «К-27» была признана нецелесообразной.
Выведенная из состава флота «К-27» пс чти 13 лет находилась в отстое, ожидая своей участи. Проблема заключалась том, что не было берегового могильника способного принять для захоронения такой крупногабаритный объект, как реакторный отсек лодки. Кроме того, работа; по утилизации препятствовали сложная радиационная обстановка в реакторном отсеке и значительное количество радиоактивных элементов, вынесенных из реактора. «К-27» была отбуксирована в Карское море и осенью 1982 года затоплена у Новой Земли на глубине около 75 м. Таков судьба подводной лодки «К-27», единственного корабля проекта «645», корабля, открывшего нашему флоту дорогу использованиюпаропроизводящих установок с жидкометаллическим теплоносителем.
...Трагедия с «К-27» лежала тяжелой не шей на сердце Михаила Григорьевича Проскунова, ведь он тоже принимал решение на выход «К-27» в море, и лично со свои штабом проверял готовность корабля, но он никак не мог предположить, что произойдет с «К-27» буквально через несколько часов после выхода в море. Гораздо позже прольется свет на причины этой трагедии.
В частности, есть мнение, что вероятность аварии закладывалась еще на стадии проектирования из-за отставания в таких областях науки как информатика, системы обнаружения, из-за отсутствия высоких качественных показателей используемых металлов и материалов. Из-за нарушения судостроительными заводами установленных технологических стандартов и требований конструкторов, что в конечном итоге приводило к сдаче недоделанного корабля.
Но разве от этого было легче вице-адмиралу?! И его сердце в конце концов не выдержало напряжения. Врачи констатировали: лопнула сердечная мышца...
...Флот, а особенно подводный, не безмятежная и спокойная служба. Это громадной силы напряжение, это высокая ответственность, независимо от занимаемой должности и звания. Это тяжелый и опасный ратный труд. И никто здесь не застрахован от трагедий. Достаточно вспомнить, сколько потерь понес наш флот только за последние 7 лет! И кто вправе бросать упрек командирам погибших экипажей? Воинская служба - это ежедневный подвиг, это ежедневное испытание. Не каждому такое под силу. Поэтому служили и служат на подводном флоте лучшие сыны Родины. И мы должны гордиться, что в числе таких людей был и наш земляк Михаил Проскунов... И пусть погиб он не в морской пучине и не в морском сражении - он погиб смертью воина, который всю жизнь верно служил своей стране...http://www.cbs-bataysk.donpac.ru/ppb_bataysk/Bataysk/Batayzane/Kaverda%202.htm
Немає коментарів:
Дописати коментар