В 1952 году было принято решение о строительстве советской подводной лодки с атомной энергетической установкой. Так появился первый атомоход - подводная лодка проекта 627, тактический номер «К-3». Затем были другие, среди них - «К-27»... Не все было так просто, как в парадных сводках и докладах. На самом деле, на этом пути были и вели кие победы, и не менее большие неудачи, и страшные трагедии - как, например, на подлодке «К-27», где в результате аварии погибли люди, многие получили немалую долю радиации... Одного этого эпизода, выпавшего на период службы М.Г. Проскунова в качестве командира дивизии, было достаточно, чтобы всю оставшуюся жизнь мучить себя вопросом: а все ли сделал я, чтобы этой аварии не было, чтобы не было этих страшных жертв?!
Разработка технического проекта атомной лодки «К-27» завершилась в 1956г. Она не уступала американской лодке «Сивульф», а по скорости хода и глубине погружения превосходила ее. В 1964г. «К-27» совершила первый испытательный поход и прибыла в Гремиху, а потом в Северодвинск. В целом командование считало первый испытательный поход в Атлантический океан удачным, хотя командиру корабля и экипажу пришлось пережить немало тревожных ситуаций. После второго испытательного похода «К-27» снова была отправлена в Северодвинск для ремонта и перезарядки реакторов, а в октябре 1967 года - в Гремиху.
И тут началась цель неудач, впоследствии приведших к трагедии. 13 октября, когда АПЛ находилась в море, произошел заброс сплава в газовую систему первого контура реактора правого борта лодки. В результате два насоса оказались залитыми застывшим сплавом. Пришлось прервать поход и вернуться на базу. Причины течи остались неизвестны, как и то, кто конкретно был в этом виноват.
Первого мая после торжественного подъема Военно-морского флага, гюйса и флагов расцвечивания командир подлодки перед строем поздравил с праздником весь экипаж, ознакомил с текущими задачами. Главной задачей была подготовка первого дивизиона к выходу в море и, в частности, уборка застывшего сплава в четвертом отсеке. Чтобы ускорить работы, нужны были добровольцы. Моряки и сверхсрочники турбинной группы более четырех раз спускались в трюм четвертого отсека. К сожалению, надежных средств защиты тела и органов дыхания в то время не было. Только респираторы. Да и что можно было надеть для работы в трюме среди трубопроводов и механизмов?
Для командира дивизии и начальника политотдела, а тем более командира лодки, наверное, было очевидно то, что при работе с «грязным» сплавом происходит существенное внешнее и внутреннее облучение и загрязнение людей. Однако мало кто из них мог знать, в какой степени это происходило. Принималось все это, видимо, как должное. Тем более, что и наука не боялась этой «грязи»: ученые и конструкторы также не раз посещали 4-й отсек. Если бы хоть кто-либо из них забил тогда тревогу по поводу опасности облучения!
Но нет! Несмотря на возникшие неприятности, все шло в нормальном русле. На полученные дозы облучения перестали обращать внимание. Лодка готовилась к выходу в море. Командир БЧ-5 еще раз напомнил командиру лодки о необходимости срочной высокотемпературной регенерации сплава. Регенерацию провели, но вместо трёх недель она продолжалась всего одну. Этого было явно недостаточно, тем более,что после краткосрочного выхода в море перед кругосветкой повторную регенерацию никто проводить не собирался.
21 мая 1968 года «К-27» вышла в море для отработки задач боевой подготовки и испытаний атомной электроустановки. 24 мая около 12 часов дня во время вывода установок на режим полного хода случилась авария реактора левого борта. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов. Это привело к выносу радиоактивных продуктов в контур сплава и газовый контур, выбросу радиоактивного газа в реакторный отсек. Авария сопровождалась резким ростом гамма-активности. В 12 ч. 15 мин. лодка всплыла в надводное положение. За шесть часов перехода на базу при работе реактора правого борта на обе турбины большинство участников похода получило значительные дозы облучения и было госпитализировано. Жизнь 5-ти человек спасти не удалось.
25 мая штаб по ликвидации последствий аварии принял решение локализовать радиацию и радиоактивное загрязнение ППУ, и снова добровольцы лодки, резервный экипаж, прикомандированный с других лодок, а также прибывшие по случаю аварии ученые и конструкторы ценой своего здоровья спасали то, что еще можно было сохранить для флота страны.
В начале июня 1968 года корабль обследовала специальная комиссия, которая решила провести расхолаживание реакторов и замораживание сплава в реакторах обоих бортов. По существу, это был смертный приговор «К-27».
Какое-то время конструкторы и моряки еще рассматривали различные варианты возвращения подводной лодки в строй. Изучалась возможность использования «К-27» с одним восстановленным реактором правого борта и другие варианты, но в тот период на флот уже начали поступать более современные атомные лодки II поколения, и дорогостоящая операция восстановления «К-27» была признана нецелесообразной.
Выведенная из состава флота «К-27» пс чти 13 лет находилась в отстое, ожидая своей участи. Проблема заключалась том, что не было берегового могильника способного принять для захоронения такой крупногабаритный объект, как реакторный отсек лодки. Кроме того, работа; по утилизации препятствовали сложная радиационная обстановка в реакторном отсеке и значительное количество радиоактивных элементов, вынесенных из реактора. «К-27» была отбуксирована в Карское море и осенью 1982 года затоплена у Новой Земли на глубине около 75 м. Таков судьба подводной лодки «К-27», единственного корабля проекта «645», корабля, открывшего нашему флоту дорогу использованиюпаропроизводящих установок с жидкометаллическим теплоносителем.
...Трагедия с «К-27» лежала тяжелой не шей на сердце Михаила Григорьевича Проскунова, ведь он тоже принимал решение на выход «К-27» в море, и лично со свои штабом проверял готовность корабля, но он никак не мог предположить, что произойдет с «К-27» буквально через несколько часов после выхода в море. Гораздо позже прольется свет на причины этой трагедии.
В частности, есть мнение, что вероятность аварии закладывалась еще на стадии проектирования из-за отставания в таких областях науки как информатика, системы обнаружения, из-за отсутствия высоких качественных показателей используемых металлов и материалов. Из-за нарушения судостроительными заводами установленных технологических стандартов и требований конструкторов, что в конечном итоге приводило к сдаче недоделанного корабля.
Но разве от этого было легче вице-адмиралу?! И его сердце в конце концов не выдержало напряжения. Врачи констатировали: лопнула сердечная мышца...
Немає коментарів:
Дописати коментар