Александр Иванов: Нельзя забывать людей, отдавших жизнь ради страны
Александр Владимирович в 1977 - 1979 годах проходил обучение в школе техников Краснознаменного Северного Флота в городе Северодвинске, служил в должности техника боевых информационно-управляющих систем подводной лодки в воинском звании мичман.В канун дня памяти погибших подводников, редакция сайта обратилась к заместителю председателя регионального отделения партии «Правое дело» в Камчатском крае Александру Иванову, отдавшему службе на подводном флоте 15 лет жизни.
http://pravoedelo.ru/node/7418
http://pravoedelo.ru/node/7418
- Каково отношение на флоте ко дню памяти – это формальная дата, или повод вспомнить своих ушедших товарищей по оружию?
- В среде подводников это далеко не формальная дата. Для тех, кто не имеет отношения к подводному флоту, из-за отсутствия информации о гибели подводников и самого корабля это может ничего и не значить. Для тех, кто служил, особенно в 80-е годы, это является частью собственной жизни. Я отслужил во флоте15 лет, и потому что у нас были очень хорошие командиры - у нас не было серьезных аварий. Мы не горели и не тонули, серьезных происшествий с нами не случилось. Объяснение этому есть только одно, оно было написано в каждой книжке боевого номера подводника: "Нет аварийности оправданной и неизбежной. Аварийность и условия её возникновения создают люди своей не организованностью и безграмотностью." Автором этого высказывания в наше время считался адмирал флота СССР Горшков С.Г. Но нельзя было в то время и не учитывать фактора удачи, есть профессии в которых он имеет существенное значение. А то, что произошло на «Комсомольце» явилось отражением того, что происходило на флоте в 80-х годах. Ведь служба на подводной лодке – очень тяжелая работа. Как в моральном, физическом так и в психологическом плане. Настоящий подводник должен жить жизнью корабля и фактически жить на корабле. Постоянно изучать морское дело, устройство корабля и его механизмов, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, отрабатывать до автоматизма руководство по борьбе за живучесть ПЛ, сдавать зачеты по специальности – это отбирает практически все время, личной жизни очень мало. В ВМС США в плавсоставе служат «до упора» - это столько, сколько позволяют объективные факторы - возраст, здоровье. Ведь чем дольше служит человек на корабле, тем большим профессионалом он становится и поэтому командование уделяет особое внимание профессиональному росту и удержанию кадров в плавсоставе. На подводной лодке с ядерной энергетической установкой и таким же ядерным оружием на борту нужен особый уровень подготовки специалистов. То, что у нас на подводных лодках служили и продолжают служить моряки срочной службы - это большая ошибка. Здесь нужны добровольцы, ведь за время прохождения срочной службы ничему толковому научить просто не возможно. На это уходят многие годы.
- Как изменился флот за последнее время?
- Сегодняшний флот трудно сравнивать с флотом Советского Союза. В то время мы присутствовали на всей акватории мирового океана и были флотом сверхдержавы способным решать любые поставленные задачи. Мы были силой которую боялся весь остальной мир. С сегодняшней точки зрения это плохо, и наверное это правильно. Сейчас ситуация изменились – Россия сотрудничает с НАТО, нам надо интегрироваться в Евросоюз и в мировую систему хозяйственных отношений - глобализация. В такой ситуации сверхмощный флот и не нужен – против кого воевать с применением тысяч ядерных боезарядов? В настоящее время США являются нашими партнерами как в мировой политике так и в экономике. Когда стратегические силы, получая боевые задания, нацеливают ракеты по объектам на территории партнеров – это, на мой взгляд, дикость. Большая удача, что мы не начали войну, страшно представить, что могло произойти в этом случае.
Я служил на корабле, который нес 16 ракет, на каждой ракете была не одна боевая часть – один залп и государства нет. И такой же ответ мог последовать со стороны противника. Мне приходилось участвовать в ракетных стрельбах – представьте как ракета весом около 40 тонн, стартует из-под воды в акватории Тихого Океана, поднимается в космическое пространство и за 27 минут долетает до полигона на Новой Земле, где должна попасть в точку прицеливания с отклонением не более сотни метров. Нам есть, чем гордиться: флот, который создал наш народ, превосходил все флоты наших противников. Но у каждого времени свои задачи – меняется политика государства, меняется и подводный флот.
- Надо ли в день памяти подводников широко говорить о патриотизме, о стране, или подобные даты должны отмечаться в узком кругу военных?
- Разумеется, вспоминать о людях, отдавших жизнь ради своей страны, необходимо. Надо понимать, что такое подводная лодка. Самые сложные сооружения, созданные человечеством, это космическая орбитальная станция, авианосцы и подводные лодки. Ничего сложнее в мире нет. Хотя я бы, конечно, поставил подводную ложку на первое место: ведь это не только сложнейшее инженерное сооружение, но для его эксплуатации нужна высочайшая выучка экипажа, а условия работы зачастую экстремальны. Оттого на флоте служили самые высокообразованные люди – патриоты своей страны, готовые к тяготам и лишениям. Офицеры ВМФ всегда были элитой – культурной, научной, технической. Не надо стесняться поднимать патриотическую тему. Человек, прошедший службу на подводном флоте, по сути, оканчивает «университет жизни» – закаляет волю, формирует характер, приобретает технические знания, каких не получить в гражданском ВУЗе. Представьте космодром, запускающий ракеты – это одна из функций подводной лодки. Вторая функция – атомная электростанция с двумя реакторами. И вся эта сложнейшая инженерная конструкция находится на плаву, погружается под воду, готова выдвинуться в любое место мирового океана, чтобы нанести ядерный удар по противнику.
Служба на подводном флоте была тяжелой, но, несмотря ни на что, я бы не отказался вновь пройти через все эти трудности. Это были лучшие годы моей жизни, мне встречались замечательные люди, я работал в дружном, спаянном коллективе и до сих пор поддерживаю отношения со своими сослуживцами. Ведь если люди настоящие, то трудности их только сближают и делают сильнее. Хотелось бы, чтобы мы чаще вспоминали тех, кто пожертвовал жизнью ради страны, чтобы такие понятия как долг и честь не превратились в пустые, ничего не значащие слова.
Немає коментарів:
Дописати коментар