неділя, серпня 14, 2011


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФРОНТ ПОД ВОДОЙ


Эти заметки начинаю с обращения к статье, опубликованной в 1994 году в газете «Бостон глоб».
«Через два года после распада Советского Союза американские и российские подводные лодки все еще таятся в глубинах Атлантического и Тихого океанов в ожидании приказа из своих столиц запустить баллистические ракеты, пишет Пол Куин-Дэкадж.В любой день, по словам аналитиков, ядерная подводная лодка класса «Дельта IV» российского Северного флота прячется где-то в Атлантике, готовая нанести удар по Соединенным Штатам. И в любой день четырепять подводных лодок США с ядерными ракетами, возможно, несут такую же вахту, цель которой  держать под прицелом Россию. И по крайней мере еще одна подлодка США нацелена на Китай откуда-то из Тихого океана... Атомные подводные лодки издавна являлись предпочтительным оружием Соединенных Штатов для уничтожения Советского Союза в случае ядерной войны.

«Какими бы теплыми ни стали наши отношения с новыми республиками, возникшими после распада СССР,  говорил генерал Колин Пауэл, находясь на посту председателя Комитета начальников штабов,  мы всегда будем полагаться на наши подлодки, а не на что-то другое». Теперь и Россия приходит к аналогичному образу мыслей, несмотря на катастрофическое состояние ее экономики...
1.
ФЕВРАЛЬ 1956 года. На имя первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Булганина поступает докладная записка. Ее автор, председатель Морского научно-технического комитета адмирал Лев Владимирский ставит вопрос о необходимости ускорения темпов строительства советского стратегического подводного флота. Советский лидер понял: неизвестный ему адмирал выражает точку зрения командования Военно-Морского Флота. Резолюция была благоприятной. Через несколько месяцев, а если быть точным, то в мае 1956-го, Совет обороны страны принял следующее постановление: «Приветствовать инициативную постановку вопроса о развитии Военно-Морского Флота СССР, изложенную в записке адмирала Владимирского Л.А. Товарищам Булганину и Хрущеву, министру обороны учесть предложения товарища Владимирского при подготовке перспективного плана военного судостроения».
Впрочем, иной реакции от советского лидера ждать не приходилось. Ибо несколькими месяцами ранее, в октябре 1955-го, на совещании членов правительства, руководящего состава Министерства обороны и Военно-Морского Флота, состоявшегося в Севастополе, Никита Хрущев окончательно определился с концептуальными взглядами развития флота на предстоящее десятилетие. Из доклада главы Советского государства:
«...При современных средствах обнаружения, связи, мощных ракетных средствах поражения могут ли выполнять свои задачи надводные корабли при своих крупных размерах? Надводные корабли станут обузой... Изменяется значение артиллерии при развитии ракетного оружия. Поэтому башенную и береговую артиллерию развивать нецелесообразно. Современная броня не защищает от ракетного оружия... Верю в подводные лодки. Подводный флот и морскую авиацию надо сделать главной силой для борьбы на море...»
SuARP001.jpgПервая в мире атомная подводная лодка «Наутилус»
На том совещании Никиту Хрущева поддержал и тогдашний министр обороны СССР Маршал Советского Союза Георгий Жуков, который также высказался за приоритетное развитие на флоте авиации и ракетного оружия. «Решающее значение в войне на море будут иметь действия флотской авиации и могучее ракетное оружие».
SuARP003.jpgSuARP004.jpg
Первая американская ПЛАРБ «Джордж Вашингтон»Советская ракетная подводная лодка 667А
Нет, ни февраль, ни май 1956-го не могут претендовать на дату начала строительства отечественного стратегического флота. Но однозначно одно — СССР в тот год самым серьезным образом вступил в морскую стратегическую гонку с Соединенными Штатами.
Она началась раньше, в конце 1947 года, когда капитану 2-го ранга военно-морских сил США (впоследствии адмиралу) Хаймэну Дж.Риковеру удалось добиться от Объединенного комитета начальников штабов заявки на строительство атомной субмарины. По оценкам исследователей, это был человек с неиссякаемым запасом энергии. В американском флоте не все были убеждены в пользе атомной энергии, к тому же некоторые адмиралы недолюбливали Риковера. И все же, несмотря на это, не жалея ни собственных сил, ни сил своей немногочисленной команды, состоявшей из опытных подводников со специальной подготовкой, Риковер настойчиво добивался осуществления широкой программы использования ядерной энергии на флоте.
«Наутилус» — название первой в мире атомной подводной лодки сегодня известно всем военно-морским специалистам. Строительство силовой установки для нее («Марк-2») атомная промышленность США начала в 1954 году и завершила к концу декабря. Опыт был наработан на стационарной установке «Марк-1», изготовленной и прошедшей испытания на станции в Арко, что в штате Айдахо.
В январе пятьдесят пятого двигатели стоявшей у причала субмарины уже работали на полную мощность. 17 января она выходит в море и в течение шести дней проходит сложные, продолжительные ходовые испытания на больших скоростях, во время которых погружается свыше 50 раз. За 84 часа лодка преодолевает в подводном положении расстояние около 13 тыс. миль (так  в тексте, прим. ВВС) от Нью-Лондона (штат Коннектикут) до Сан-Хуана (Пуэрто-Рико), превысив в 10 раз рекорд дальности плавания в подводном положении и показав рекордную среднюю скорость в 16 узлов.
Три года в гордом одиночестве «Наутилус» бороздил просторы мирового океана. Советский Союз спустил на воду атомную субмарину значительно позже. Советские конструкторы, ядерщики высказывали мысль заложить атомный корабль еще в конце сороковых. В этом они не отставали от предложений американца Хаймэна Дж. Риковера. Но курировавший советскую атомную промышленность Берия решил по-другому: сначала бомба, потом все остальное. Сталин поддержал его. Сил на две ядерные программы у страны не было.
2.
РЕШЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ атомной подводной лодки в СССР принимается лишь в сентябре 1952-го. Закладка опытной торпедной АПЛ (проекта 627) состоялась в Северодвинске 15 сентября 1955-го, когда «Наутилус» уже установил не один рекорд, а в Вашингтоне разрабатывалась программа создания атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Строилась советская субмарина — «Ленинский комсомол» — также дольше американской, она вступает в строй в 1958-м. В Северодвинске в 1958—1964 годах, кроме опытной АПЛ, было построено и передано флоту 12 серийных многоцелевых АПЛ проекта 627А («Кит» — классификация в НАТО — November).
Как свидетельствуют специалисты, первые советские атомные лодки, имея вдвое более мощную ядерную энергетическую установку и хорошие скоростные качества, чем у американских АПЛ, значительно уступали им в скрытности. Советские конструкторы, в отличие от американских, решили первые АПЛ строить с двумя энергетическими установками. Они имели два реактора и являлись двухвальными, так как их предполагалось использовать на севере. Так или иначе, а гонка подводных ядерных вооружений перешла в практическую плоскость. Военные специалисты супердержав поняли: атомный двигатель позволяет субмаринам неделями скрытно маневрировать в океане и доставлять свой потенциал разрушения к берегам противника в необходимый момент. И специалисты не ошибались. Когда американский подводный корабль «Наутилус», почти четверть века бороздивший морские и океанские просторы, сняли с вооружения, то оказалось, что он прошел в погруженном состоянии 900 тысяч километров, причем его реактор пришлось заправлять ядерным топливом всего четыре раза.
Здесь уместно и необходимо сделать одно отступление. В конечном счете строительство стратегического флота СССР и США свелось к следующей формуле — создание атомных подводных лодок (с ядерными двигателями) и установка на них баллистических и крылатых ракет. В Советском Союзе первоначально принимается решение устанавливать ракетные пусковые установки на дизельных субмаринах. В январе 1954 года Сергей Королев начинает работы по созданию баллистической ракеты, способной стартовать с качающегося основания, а Николай Исанин, возглавлявший к тому времени ЦКБ, — по созданию подводной лодки под ракету. К сентябрю 1955-го были готовы ракета Р-11ФМ и субмарина проекта В-611. Вскоре ПЛ под номером Б-67 (экипажем командовал капитан 2 ранга Федор Козлов) вступила в строй на Северном флоте. 17 сентября с нее в Белом море впервые в мире стартовала баллистическая ракета.
Интересный штрих. Технический руководитель испытаний Сергей Королев (на борту ПЛ также находились Николай Исанин, конструкторы, представители промышленности и ВМФ) вначале отменил выход в море из-за штилевой погоды, дескать, это не обеспечивало испытаний в реальных условиях, но к полудню 17 сентября поднялся сильный ветер, и старт ракеты состоялся. Затем — еще несколько успешных пусков. Ракеты уверенно поражали цели на удалении 150 километров.
(Продолжение следует)

Немає коментарів: