РАДИОАКТИВНАЯ ЭСКАДРА
СИТУАЦИЯ с утилизацией подлодок давно сложилась тяжелая. Только на Северном флоте из 120 атомоходов, числившихся в боевом составе в конце 80-х годов, в строю осталось не более трети. А где остальные? Вот аналитический документ Госатомнадзора, оказавшийся в распоряжении редакции: "На сегодняшний день из боевого состава Военно-Морского флота России выведено около 190 атомных подводных лодок... 30 процентов находящихся в отстое лодок пребывали в строю более 30 лет. До 40 процентов списанных АПЛ более 20 лет не ремонтировались. Столь длительное пребывание на плаву привело к нарушению герметичности цистерн главного балласта и дефектам в корпусных конструкциях. Два случая затопления прямо у пирса выведенных из боевого состава АПЛ уже имели место на Тихоокеанском флоте. При этом большая часть выведенных в отстой атомных подлодок имеют невыгруженное отработанное ядерное топливо и являются источником постоянной опасности для населения и окружающей среды.
О реальных масштабах потенциальной ядерной и радиационной опасности в России свидетельствуют тревожные данные. На объектах ВМФ хранится более 300 активных зон ядерных реакторов (или более 70 тысяч тепловыделяющих сборок отработанного ядерного топлива), более 14 тысяч кубометров жидких и более 26 тысяч твердых радиоактивных отходов. Общая радиоактивность отработанного ядерного топлива АПЛ составляет около 500 миллионов кюри, причем половина этого ядерного топлива еще не выгружена из списанных АПЛ. Для сравнения: при аварии на Чернобыльской АЭС в окружающую среду было выброшено порядка 250 миллионов кюри".
К этому следует добавить, что вблизи многих российских военно-морских баз на Севере и на Дальнем Востоке нет нормальных железных и автодорог, там специально оборудованные суда вспомогательного флота - единственное средство доставки опасных отходов к местам переработки. Но из числящихся ныне в строю 72 судов атомно-технологического обслуживания 28 в аварийном и полузатопленном состоянии. Как с ними быть? В советское время эта проблема решалась дешево и чудовищно: примерно 60 таких судов, загруженных "фонящим" грузом "под завязку", попросту затопили в океане. А кое-что утонуло само. К примеру, судно "Никель" с радиоактивными отходами с предприятия "Звездочка" в Северодвинске при буксировке получило течь и легло на грунт недалеко от мыса Колгуев, где активно промышляют мурманские рыбаки.
Не лучше дела с береговыми хранилищами. Создавали их военные строители. То, что они сделали, часто трещало по швам на другой день после подписания акта приемки. В том числе и береговые технические базы для приемки отработанного топлива. Так, на подобном хранилище в губе Андреева, в 45 километрах от норвежско-российской границы, незадолго до Чернобыля случилась крупная радиационная авария, о которой мало кто слышал у нас в России. Тогда произошла утечка 30 тонн радиоактивной воды, которая использовалась для снятия остаточного тепла со списанных реакторов. В ходе ликвидации аварии 10 человек персонала получили дозы облучения, вдвое превышающие предельно допустимые. Руководитель аварийных работ тогда стал Героем Советского Союза.
В 1998 году правительство РФ приняло постановление о мерах по ускорению утилизации АПЛ. Заказчиком работ в нем был определен Минатом, и все списанные атомоходы флот передал туда. На утилизацию кораблей государством выделены немалые деньги. За их расходованием, а также за безопасностью, естественно, необходим независимый контроль - слишком дорого может обойтись спешка или халатность. Было бы, очевидно, логичным поручить это Госком-атомнадзору, специально и созданному для таких функций. Но Министерство обороны отказывается считать отправленные "на гражданку" субмарины отрезанным ломтем и продолжает числить их объектами военного назначения. А значит, и контролерам туда вход запрещен.
По этому поводу группа известных ученых и экологов написала письмо президенту страны. В их послании, в частности, говорится: "Мы обращаемся к Вам с просьбой остановить опасную тенденцию, ведущую к увеличению риска возникновения ядерных аварий и катастроф на объектах атомно-энергетического комплекса. В 1995 году Госатомнадзор был лишен полномочий в части контроля за безопасностью атомно-энергетических установок военного назначения. Это привело как к затруднению утилизации выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок, так и к усложнению международного сотрудничества в этой области, а также к раздуванию штатов, в том числе генеральских, в Министерстве обороны РФ".
190 списанных с флота атомных подлодок ждут ответа.
О реальных масштабах потенциальной ядерной и радиационной опасности в России свидетельствуют тревожные данные. На объектах ВМФ хранится более 300 активных зон ядерных реакторов (или более 70 тысяч тепловыделяющих сборок отработанного ядерного топлива), более 14 тысяч кубометров жидких и более 26 тысяч твердых радиоактивных отходов. Общая радиоактивность отработанного ядерного топлива АПЛ составляет около 500 миллионов кюри, причем половина этого ядерного топлива еще не выгружена из списанных АПЛ. Для сравнения: при аварии на Чернобыльской АЭС в окружающую среду было выброшено порядка 250 миллионов кюри".
К этому следует добавить, что вблизи многих российских военно-морских баз на Севере и на Дальнем Востоке нет нормальных железных и автодорог, там специально оборудованные суда вспомогательного флота - единственное средство доставки опасных отходов к местам переработки. Но из числящихся ныне в строю 72 судов атомно-технологического обслуживания 28 в аварийном и полузатопленном состоянии. Как с ними быть? В советское время эта проблема решалась дешево и чудовищно: примерно 60 таких судов, загруженных "фонящим" грузом "под завязку", попросту затопили в океане. А кое-что утонуло само. К примеру, судно "Никель" с радиоактивными отходами с предприятия "Звездочка" в Северодвинске при буксировке получило течь и легло на грунт недалеко от мыса Колгуев, где активно промышляют мурманские рыбаки.
Не лучше дела с береговыми хранилищами. Создавали их военные строители. То, что они сделали, часто трещало по швам на другой день после подписания акта приемки. В том числе и береговые технические базы для приемки отработанного топлива. Так, на подобном хранилище в губе Андреева, в 45 километрах от норвежско-российской границы, незадолго до Чернобыля случилась крупная радиационная авария, о которой мало кто слышал у нас в России. Тогда произошла утечка 30 тонн радиоактивной воды, которая использовалась для снятия остаточного тепла со списанных реакторов. В ходе ликвидации аварии 10 человек персонала получили дозы облучения, вдвое превышающие предельно допустимые. Руководитель аварийных работ тогда стал Героем Советского Союза.
В 1998 году правительство РФ приняло постановление о мерах по ускорению утилизации АПЛ. Заказчиком работ в нем был определен Минатом, и все списанные атомоходы флот передал туда. На утилизацию кораблей государством выделены немалые деньги. За их расходованием, а также за безопасностью, естественно, необходим независимый контроль - слишком дорого может обойтись спешка или халатность. Было бы, очевидно, логичным поручить это Госком-атомнадзору, специально и созданному для таких функций. Но Министерство обороны отказывается считать отправленные "на гражданку" субмарины отрезанным ломтем и продолжает числить их объектами военного назначения. А значит, и контролерам туда вход запрещен.
По этому поводу группа известных ученых и экологов написала письмо президенту страны. В их послании, в частности, говорится: "Мы обращаемся к Вам с просьбой остановить опасную тенденцию, ведущую к увеличению риска возникновения ядерных аварий и катастроф на объектах атомно-энергетического комплекса. В 1995 году Госатомнадзор был лишен полномочий в части контроля за безопасностью атомно-энергетических установок военного назначения. Это привело как к затруднению утилизации выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок, так и к усложнению международного сотрудничества в этой области, а также к раздуванию штатов, в том числе генеральских, в Министерстве обороны РФ".
190 списанных с флота атомных подлодок ждут ответа.
Немає коментарів:
Дописати коментар