вівторок, серпня 02, 2011

ЗАБЫТЫЕ ТАЙНЫ КОРЕЙСКОЙ ВОЙНЫ
Часть 2

ТАЙНА ПЯТАЯ. "МОРСКОЙ УЗЕЛ" КОРЕЙСКОЙ ВОЙНЫ
Неискушенному читателю может показаться, что основными направлениями корейской войны были воздушные бои. Но это дадеко не так. Просто, касательно участия советских "добровольцев", основной упор был направлен, как раз, на участие наших асов и зенитчиков в борьбе за корейское небо. Фактически же, основную нагрузку "ратной работы" взяли на себя сухопутные части, как с одной, так и с другой стороны. В той войне получило свое дальнейшее развитие доктрина "стальных кулаков", с применением новых видов вооружений: вертолетов, мотоманевренных групп, активного применения всех ввидов стрелкового оружия, а также и неядерных средств массового поражения, что нашло свое продолжение во время вьтнамской кампании.
http://www.vspm.com.ua/ru/main/publikacii/zabytaya-tragediya-chast-2

Но был еще один ТВД (театр военных действий) - морской, ведь как известно из геогрфии (достаточно посмотреть на карту) Корея представляет собой массивный полуостров, отличающийся от Италии, разве что "долготой восточной". И морская тема той войны также была всецело использвана, особенно частями группировки ООН, как во время проведения десантных операций, так и как основной маршрут снабжения и эвакуации войск. С учетом того, что собственных ВМС у Северной Кореи, как таковых, не было, морская часть всей корейской операции, по замыслу командования группировки ООН, должна была проходить "без сучка и задоринки". Так-то оно и было, до тех пока на минах, выставленных в районе северокорейского побережья не стали подрываться один за другим корабли и суда альянса.
После того, как подошли первые минно-тральные силы и начался поиск и траление мин, силам альянса сразу стало понятно, что ни китайский флот, ни северокорейский, выставить морские якорные и донные мины в таких количествах, не мог и взгляды противоборствующей стороны сразу же упали на Тихоокеанский флот СССР.
Несмотря на то, что Советский Союз и не отрицал факт постановки минных заграждений в своих водах (о чем было заявлено в "Извещениях мореплавания") силы ООН считали СССР одним из главных виновников необъявленной минной войны в корейских водах, т.е. северокорейских. Историки флота именно с этими "подозрениями" связывают трагедию, которая произошла 30 октября 1950-го, в самый разгар корейской войны, во Владивостоке.


Подрыв южнокорейского тральщика на мине… Зрелище не для слабонервных.
Среди немалого числа трагедий, постигших за многовековую историю отечественный Военно-Морской Флот, одной из самых малоизученных является трагическая судьба минного заградителя "Ворошиловск", чья гибель стала своеобразным прологом к последовавшей ровно через пять лет, трагедии линкора "Новороссийск".
Бывший пароход Добрфлота "Ставрополь" (а до этого "Котик"), как и те, что остались в строю после японо-американской интервенции, стал основой возрожденного ТОФа - Тихоокеанского флота.


Минный заградитель "Ворошиловск"
"Ставрополь" был переименован в минный заградитель и 11 января 1935 года вошел в состав создаваемого Тихоокеанского флота. Просторные грузовые трюмы вмещали 389 мин, а экипаж "Ворошиловска" насчитывал 155 человек. Сам корабль в годы Великой Отечественной войны активности не проявлял, но его экипаж, точнее часть, проявила себя в битве под Москвой, Сталинградом, некоторые дошли до заветного логова… Зато в период разгрома японских милитаристов старику-разбойнику довелось вспомнить все, к чему его готовили все эти годы. Уж и расстарался минзаг, выставив сотни оборонительных мин, ведь именно они были его главным оружием, от него же он и погиб. С окончанием войны и в дальневосточных водах стал старик-разбойник (а именно так его называл экипаж в августе-сентябре 1945-го) ждать своей участи по уходу на заслуженный отдых, да, видно не судьба, ведь в который раз, в его судьбу вмешалась коварная "политика-женщина". Грянула очередная война на дальнем Востоке, теперь уже - корейская. Совсем рядом находился мощнейший флот бывшего союзника, т.е. США, а как поведут себя вчерашние "братья по оружию", а сегодня реальные противники - было неизвестно. И вот "старику-разбойнику" нашлась работа "по душе, но не по возрасту".
Из современной рассекреченной истории уже известно, что советские летчики в корейском небе, да и над водами Японского и Желтого морей, сбивали американские самолеты. Но практически неизвестно то, что на морских минах в корейских водах подрывались и американские боевые корабли, и это притом, что, ни Китай, ни Северная Корея флотов не имели… Сегодня, точнее до сих пор, мы не имеем точных данных (хотя косвенные есть), что одной из "китайских джонок", ставивших такие минные заграждения был и "Ворошиловск". Следует отметить, что корабль, даже в таком "зрелом возрасте" был в очень хорошем состоянии, с точки зрения боеготовности, да и экипаж был на высоте. Судите сами - команда "Ворошиловска", в подавляющем большинстве своем, состояла из старослужащих матросов, имевших за плечами по пять-семь лет службы, а также опыт боев с японцами.
В период с 14 по 20 октября "Ворошиловск" выставил минное заграждение в Амурском заливе, омывающем Владивосток, что свидетельствует о постановке оборонительного минного заграждения. Но, на борту оставалось еще 107 якорных и донных мин, а также 20 минных защитников. Они еще ждали своей участи, но, 30 октября в 14-55 на борту минзага раздался мощнейший взрыв, от последствий которого, "Ворошиловск" сразу же затонул. А на пирсе свидетели той катастрофы наблюдали страшную картину: стонали раненые, а рядом лежали изувеченные трупы молодых ребят, опознать которых, было невозможно. Погибло и умерло от ран 29 молодых ребят с России, Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана…
Таких акустических тралов так не хватало ВМС США для борьбы с новейшими советскими морскими минами АМД-1000.

Основными причинами взрыва мин, согласно заключения комиссии Военно-Морского министерства Союза ССР, были названы:
1. Нарушение личным составом корабля правил выгрузки боезапаса;
2. Техническая несовершенность минно-подъемных средств ЗМ "Ворошиловск" требующих особой осторожности при погрузках и выгрузках мин и минных защитников;
3. Допуск новой мины "АМД-1000" на вооружение всех классов кораблей без отработки ее для корабельных условий;
4. Некачественное снаряжение мин "АМД-1000" на заводе;
5. Не исключена возможность диверсионных проявлений, связанных с особыми задачами, поставленными перед кораблем….
Вот в этом-то, последнем пункте и следует искать ответ на вопрос - кто заинтересован был в том, чтобы новейшая и мощная мина АМД-1000 (акустическая мина донная - тысячекилограммовая в эквиваленте взрывчатого вещества) в количестве более ста штук не была выставлена в прибрежной мелководной зоне северокорейских заливов, куда планировалась высадка морского десанта сил ООН…
Что-то очень напоминает историю с гибелью атомного подводного крейсера "Курск", когда вроде бы все ясно, но ответа так и не прозвучало: - а кто ж виноват?
А ведь, по всем правилам воинской памяти, все погибшие и пострадавшие на "Ворошиловске" это также участники той, корейской войны, как и весь экипаж (57 человек) подводной лодки С-117, погибшей в водах Японского моря 15 декабря 1952-го. Тайна гибели целого экипажа не выяснена до сих пор, а погибшие так и не получили статуса участника боевых действий, хотя они тоже были, на той, на корейской войне…
А итогом войны было решение XIX-го съезда партии, воплощением внешней политики которого было:

Немає коментарів: