РОССИЙСКОМУ АТОМНОМУ ПОДВОДНОМУ ФЛОТУ БЫТЬ!
5 декабря 1959 г. в Ленинграде на Адмиралтейском заводе произошло вступление в строй атомного ледокола «Ленин». Эта дата и считается рождением советского атомного флота. Атомоход имел следующие характеристики: водоизмещение 15 300 тонн, мощность энергетической установки 44 000 л/с (лошадиных сил), скорость по чистой воде 18 узлов. Во время строительства корабля его посетил тогдашний вице-президент США Никсон. В состав американской делегации входил адмирал Риновер - инициатор строительства в США атомных кораблей, который пришел к выводу, что советский корабль не вступит в строй в установленные сроки. Однако ледокол не только был сдан точно по графику, но и успешно отработал в Арктике 30 лет, в отличие от зарубежных гражданских атомоходов первого поколения, которые были быстро выведены из эксплуатации из-за частых поломок. Хотя «Ленин» трудился в гораздо более тяжелых условиях, чем его зарубежные собратья, оснащенные ядерными установками. Придя на север, атомоход опрокинул все привычные представления о ледовых плаваниях и полярной навигации. Со времени открытия Северного морского пути навигация открывалась в июне-июле и закрывалась в сентябре, а при особо благоприятных условиях в октябре. Теперь стало возможным открывать навигацию на месяц-полтора раньше и закрывать на месяц позже. Ледокольные качества «Ленина» позволили изменить географию полярных плаваний: недоступные ранее участки морей стали судоходными, появилась возможность сокращать протяженность трасс, поскольку уже не надо было обходить участки с непреодолимыми ранее ледовыми условиями. Скорость проводки судов увеличилась в три раза! После первой навигации капитан ледокола Пономарев сказал: «Рейсы показали, что на трассе Северного морского пути для атомохода нет непреодолимых препятствий».
В том же году вступила в строй первая советская АПЛ «Ленинский комсомол». Она открыла серию из 13 АПЛ, имевших следующие характеристики: водоизмещение 5 000 тонн, мощность 2 реакторов 22 тыс. кВт, 2 винта, глубина погружения около 300 метров, подводная скорость более 20 узлов, дальность плавания не ограничена, вооружение более 20 самонаводящихся торпед. На западе этот тип получил название «Ноябрь». Потом последовали корабли проекта 668 - 8 лодок, которые за океаном величали «Отель». Затем 29 лодок проекта 675 - каждая с 8 крылатыми ракетами на борту, запускаемыми из надводного положения. Эти лодки несли и сверхмалые субмарины-диверсанты. Данный тип был полностью выведен из эксплуатации только в 1992 году.
В 1962 г. «Ленинский комсомол» в подводном положении достиг Северного полюса и всплыл на нем. Ранее там уже побывали американские АПЛ «Наутилус» и «Скейт». Арктическую стратегию, предусматривающую нанесение ударов по СССР через районы Крайнего Севера, Пентагон начал разрабатывать еще в 1950-х годах. Американцы упорно лезли в Северный Ледовитый океан. Сталин предусмотрительно объявил русской территорией огромный полярный клин, острие которого упиралось в Северный полюс, а основание покоилось на северных рубежах Советского Союза. Надо было защитить этот клин от чужих вторжений, и данная задача пала на молодой атомный флот.
Мы не дали американцам господствовать в нашем Заполярье. Освоили походы над бездной холодных и мрачных глубин, над пиками подводных хребтов. Вблизи от полюса «сходят с ума» магнитные компасы и гирокомпасы начинают врать. Здесь штурманам приходится переходить на систему квазикоординат, переворачивающую с ног на голову привычную географию. Переворачивается вся сетка меридианов и параллелей. В 1966 г. состоялся первый кругосветный поход двух советских АПЛ, которые обошли земной шар под водой. В 1967 г. у нас появились первые подводные крейсеры-ракетоносцы проекта 667А, которые могли стрелять из-под воды баллистическими ракетами с дальностью действия в 2500 км. Каждая такая атомарина несла в себе ядерный заряд, равный одной мегатонне в тротиловом эквиваленте. (Мегатонна - это миллион тонн!) В 1967-1972 гг. в Северодвинске спустили 25 таких лодок. В США их прозвали «Янки». Во второй половине 1980-х годов несколько из них оснастят стратегическими дозвуковыми крылатыми ракетами «Гром», которыми те стреляли прямо из торпедных аппаратов.
В 1965 г. советские корабелы закладывают целую серию скоростных подводных лодок - охотников за военными кораблями и субмаринами. Типы 671, 671В, 671К («Ерши»); 671 РТ и 671 РТМ («Щука»). Всего спустили 48 кораблей подобного типа. Запад прозвал их «Викторами». Семь 671 РТ, обладая скоростью в 30 узлов, были вооружены 650-мм торпедными аппаратами и противолодочными ракетами. Были также построены 26 АПЛ 667 РТМ. С середины 1980-х годов их оснащают дозвуковыми крылатыми ракетами. Если появление у Советского Союза в 1950-х годах межконтинентальных ракет заставило руководство США отказаться от холодной войны, то появление в 1960-х у нас атомного подводного флота вынудило американцев пойти на сотрудничество с нами. Ситуация изменилась в начале 1980-х, когда пришедший к власти президент Рейган начал политику конфронтации. Объяснялось это тем, что тогдашнее советское руководство боялось даже самого ограниченного ядерного конфликта, а наша обычная армия оказалась непригодной для современной войны из-за слишком большой численности и разбросанности войск на огромной территории.
С 1972 г. на воду спускают подводные корабли серии 667Б, которые у нас называли «Муренами», а на Западе - «Дельтами». Имевшие в длину 139 метров, они двигались на глубине 550 м со скоростью 26 узлов. С корпусом из маломагнитной стали, эти лодки второго поколения обладали высокой скрытностью для того времени. «Мурена» несла 12 баллистических ракет РСМ-40 (мощность 1,5 мегатонны) с дальностью стрельбы 9100 км. Десять таких атомарин находились на Северном флоте и восемь - на Тихоокеанском. Им приходилось проскальзывать сквозь рубежи натовской системы обнаружения «СОУС» - через цепи датчиков, установленных на дне. И мы, и США старались приставить к чужим субмаринам-ракетоносцам свою быстроходную лодку, чтобы не дать им в случае войны выпустить свои ракеты. В 1970-х русские подводники научились уходить от преследователей. От берегов Норвегии брали курс на Исландию, откуда на юго-запад тянется горная подводная цепь. Не снижая скорости, советские лодки начинали петлять среди подводных вершин и склонов. Противник отставал, боясь врезаться в гору. Американцы прозвали этот маршрут «железной дорогой имени маршала Гречко» (Гречко тогда был министром обороны СССР). На наших подлодках находились чувствительные гравиметры, определявшие приближавшиеся горы прямо по курсу. У США тогда таких приборов еще не было.
В 1973-75 гг. построили четыре корабля проекта 667БД - «Мурена-М». Базируясь под Мурманском, они несли по 16 ракет. В 1976-81 гг. Северный флот получил четырнадцать АПЛ типа «Кальмар» (667БДР), имевших по 16 ракет с разделяющимися боеголовками РСМ-50. За период 1981-91 гг. на базе в Оленьей губе появились семь «Дельфинов» (667БРДМ) с высокоточными ракетами РСМ-54, стрелявшими на 8300 км.
Длительная эксплуатация «Ленина» позволила начать строить атомные ледоколы нового типа. 25 апреля 1975 г. входит в эксплуатацию «Арктика», имеющая следующие характеристики: водоизмещение 23 460 тонн, мощность 75 000 л/с, скорость 21 узел. Автор статьи проходил на этом атомоходе по Северному морскому пути. С 9 по 23 августа 1977 г. «Арктика» совершила поход на Северный полюс и обратно. В числе пришедших поздравительных телеграмм было и послание от 92-летнего генерала Умберто Нобиле, который возглавил полет к Северному полюсу на дирижабле «Италия» в 1928 г. Он писал: «Я никогда не сомневался, что именно советские люди первыми достигнут Северного полюса на надводном корабле». Всего было построено четыре ледокола этой серии. Их эксплуатация позволяет в отдельные сезоны проводить караваны судов из Мурманска на Чукотку не вдоль берега, а более коротким путем через высокие широты.
С середины 1970-х Советский Союз строит АПЛ третьего поколения. Появляются атомоходы проекта 949, вооруженные 24 противокорабельными ракетами «Гранит». Данные ракеты имеют дальность полета 550 км и скорость в 2,5 М (М-это скорость звука). Поэтому проект 949 может бить вражеские эскадры, не входя в зону действия их противолодочной обороны. Лодки могут пробиваться через самые разветвленные ее рубежи. Выпущенные из них ракеты «Гранит» в полете обмениваются информацией, сами распределяют между собой цели, запутывают зенитную оборону противника. Дальнейшим развитием этого типа стал проект 949А, или «Антей», по которому лодки имели следующие характеристики: надводное водоизмещение 14 700, подводное 24 тыс. тонн, длина 154 м, скорость 30 узлов, глубина погружения 600 м. В 1986-95 гг. на Тихоокеанский флот поступило четыре таких подлодки, а на Северный флот семь. «Антеи» входят в состав разведывательно-ударного комплекса, объединяющего АПЛ, искусственные спутники Земли и самолеты разведки.
Погибший в 2000 г. «Курск» был лодкой именно этого проекта. Он был потоплен торпедами с американской подводной лодки «Мемфис». «Курск» стал героем еще до гибели, во время агрессии НАТО против Югосла-вии летом 1999. Он прошел Гибралтарским проливом, где его обнаружили, однако попытки преследования провалились - натовцы потеряли нашу подлодку. В 1982 г. на заводе «Красное Сормово» заложили первую титановую лодку проекта 945 («Марс»). Успели построить шесть таких кораблей. Враг назвал их «Сиеррами». С изящными самолетными корпусами 112-метровой длины они достигают 800-метровой глубины и мчатся со скоростью 35 узлов. Вооружены крылатыми ракетами для ударов по береговым целям. 11 февраля 1992 г. корабль этого типа «Барракуда» таранил американскую АПЛ «Батон Руж», которая залезла в наши территориальные воды. Поврежденная субмарина из США ушла за пределы наших территориальных вод.
В том же 1982 г. на стапелях Комсомоль-ска-на-Амуре и Северодвинска начинают строить одиннадцать лодок-истребителей типа «Щука-Б», дальнейшее развитие проекта 971. Конструкторы не гнались за рекордами ни глубины, ни скорости хода, зато эта лодка очень малошумная. Корпус не из дорогого титана, а из маломагнитной стали. Подводное водоизмещение 7900 тонн, длина 108 м. Корабль вооружен многоцелевыми ракетами РК-55 с ядерными зарядами и восемью торпедными аппаратами. Весной 1995 корабли США попробовали преследовать одну из этих лодок у побережья Америки. Она снизила ход, и за чертой скорости в 6-9 узлов ее потеряли. Из АПЛ третьего поколения противника больше всего напугал проект 941, который почему-то у нас называют на заокеанский манер «Тайфун». Боевые машины, имеющие надводное водоизмещение 24 500 и подводное 48 000 тонн, длиной 175 метров, они по величине приближаются к линейным крейсерам Первой мировой войны! Погружаются на глубину 400 м и идут под водой на скорости 25 узлов. Автономность подводного плавания - 180 суток. Конструкция лодки уникальна. Туловище очень широкое - 23,2 м. Пусковые шахты помещены между двумя прочными корпусами. Оружие самообороны - ракето-торпеды и пост управления также заключены в отдельные прочные корпуса. Корабль данного типа очень живучий, его делали для тяжелых боев, где придется выдерживать удары вражеских ракет и глубинных бомб, может всплывать в Арктике и из подводного положения ломать лед толщиной до 2-2,5 м. Он несет 10 твердотопливных ракет РСМ-52 каждая, из которых имеет 10 боеголовок мощностью 200 Кт. Было построено шесть «Тайфунов». Даже если американцам удалось полностью уничтожить наши наземные и воздушные носители ядерных зарядов, то «Тайфуны» все равно своими ударами выведут Америку из войны. В начале 2000-х годов началось выведение «Тайфунов» из боевого состава. Планировалось к 2010 г. полностью заменить новыми подводными ракетоносцами, вооруженными ракетой «Булава».
Когда американцы создали сверхчувствительную аппаратуру обнаружения - магнитометрическую и акустическую, нам понадобились малозаметные и малошумные АПЛ с рекордными глубинами погружения и очень быстрым ходом. Для достижения этой цели использовали две технологии - маломагнитные легкие и прочные титановые корпуса и жидкометаллические реакторы (ЖМР) и создали проект 705, американцы нарекли его «Альфой». Эти лодки стали настоящими гидросамолетами. ЖМР обеспечил им мощность в 40 тыс. л/с и скорость в 42 узла, прекрасную маневренность. Имеющая надводное водоизмещение 2900 тонн и 3800 в подводном положении, 80-метровая «Альфа» создавалась как истребитель американских АПЛ-носителей баллистических ракет. В носовой части корабля сделали новинку - всплывающую спасательную капсулу. Это герметическая камера, в которой стоят простые сиденья. При тяжелых повреждениях в капсулу перемещается весь экипаж, после всплытия дожидается в ней спасателей. Экипаж всего 30 человек, ибо системы управления автоматизированы. Чтобы определить координаты, «Альфе» достаточно поднять на поверхность навигационный перископ и поймать Солнце, Луну или нужные звезды для компьютера, который просчитывает координаты и наносит их на карту. Данный тип оснастили эхоледомерами, позволяющими замерить толщину полярных льдов и отыскать полыньи. Всего построено шесть подобных атомоходов.
В 1984 г. была построена сильнейшая лодка-истребитель проекта 685. Имевшая 117 м в длину и скорость в 30 узлов, она погружалась на глубину более километра. Любая глубинная бомба будет расплющена на такой глубине. Погибший от пожара в 1989 г. «Комсомолец» являлся кораблем этого типа. ЖМР действительно обладает повышенной аварийностью, но является перспективным для эксплуатации в будущем.
В 1987 г. была проведена операция «Антрина». С баз Северного флота вышли сразу пять АПЛ. Противник привык, что наши подлодки идут в Северную Атлантику двумя путями: либо огибая Исландию с запада, либо проскакивают между Фарерскими и Шетландскими островами. На этот раз было по-другому: все корабли резко развернулись и нырнули в воды Атлантики. Им удалось оторваться от наблюдения и скрыться. В Америке началась паника. На поиски эскадры были брошены десятки поисковых самолетов, три корабельных авианосных группы, из Норвегии срочно вышли шесть АПЛ, не считая тех, которые уже были на патрулировании. Однако наши атомарины, будучи незамеченными, благополучно дошли до Бермудских островов.
6 августа 1991 г. Военно-Морской Флот провёл уникальную операцию. Подводный ракетоносец «Новомосковск», проект 667БРДМ, успешно произвел залп всеми своими шестнадцатью баллистическими ракетами. С глубины в 50 м АПЛ выпустила все ракеты по очереди в течение двух с небольшим минут. Ни одна страна в мире до сих пор не смогла повторить ничего подобного. В условиях войны такой залп одним ударом мог накрыть и вывести из войны крупное государство! В 1993 г. американская атомарина «Грейлинг» таранила «Новомос-ковск» в Баренцевом море. Российская подлодка получила повреждения корпуса, но вскоре была отремонтирована. Похоже, что американцы хотели потопить наш ракетоносец, который добился столь высоких результатов. Из опубликованных в литературе материалов следует, что наши АПЛ более 20 раз сталкивались с чужими подлодками.
Выпускались глубоководные подводные аппараты с ядерной установкой, которые не имели вооружения. Проект 831: водоизмещение 1100 тонн, глубина погружения 1000 м, скорость 30 узлов, экипаж 20 человек. Построен 1 экземпляр. Проект 851: водоизмещение 1000 тонн, глубина погружения 1000 м, имеет барокамеру для работы водолазов на больших глубинах. Построен 1 экземпляр. Проект 910: водоизмещение 2000 тонн, глубина погружения 1000 м, скорость 10 узлов, экипаж 36 человек. Построено 2 экземпляра.
Параллельно с подводными силами строился и надводный атомный флот. В 1980 г. вошёл в строй тяжёлый ракетный крейсер «Киров», имевщий следующие характеристики. Водоизмещение 24 300 тонн, скорость 32 узла. Вооружение: 20 крылатых противокорабельных ракет «Гранит» с ядерными зарядами, 12 зенитно-ракетных управляемых комплексов «Форт» (96 ракет), 1 ракетно-противолодочный комплекс «Метель» или «Водопад» (10 ракет), 2 двойных 130-мм артиллерийских установок, 8 шестиствольных 30-мм орудий, 2 шестиствольные (72 реактивно-глубиных бомб) и 1 двенадцатиствольная (100 реактивно-глубиных бомбы) реактивная бомбометная установка противолодочной обороны, 10 533-мм торпедных аппарата, 2 вертолёта Ка-25 или Ка-27 противолодочной обороны. Всего построено четыре корабля подобного типа. На данный момент это самые мощные крейсера в мире. В 1988 г. в Николаеве начал строиться атомный авианосный крейсер «Ульяновск». Водоизмещение 65 000 тонн, скорость 30 узлов. Вооружение: 16 крылатых противокорабельных ракет «Гранит» с ядерным зарядом, 24 зенитно-ракетных комплекса СМ-9, 8 пусковых установок «Кортик», 8 шестиствольных 30-мм орудий, 60 самолётов и вертолётов. В 1992 г. строительство было прекращено из-за отсутствия средств, корабль так и не вошёл в строй.
Развивался и ледокольный флот. В 1989 г. вступил в эксплуатацию атомный ледокол «Таймыр», специально созданный для продления навигации в прибрежных районах арктических морей и устьях сибирских рек. Водоизмещение 19 000 тонн, скорость 18,5 узлов, мощность энергетической установки 36,8 МВт, способность ломать лед толщиной до 1,8 м. Ледокол может работать при глубине под днищем 0,8 м. В 1990 был построен однотипный «Вайгач». Были разработаны более совершенные проекты атомных ледоколов и транспортных атомоходов для работы в Арктике, но приход к власти Ельцина заставил отказаться от создания этих судов. С дальнейшим развитием атомного подводного флота ситуация обстоит немного лучше, чем со строительством надводного. В Советском Союзе была создана АПЛ четвёртого поколения - проект 885. Постройка первой началась 28 декабря 1993 г. Исследователи приводят следующие характеристики данного корабля: надводное водоизмещение 5800, подводное - 8200 тонн, длина 111 м, подводная скорость 31 узел, вооружение: 24 противокорабельных ракеты «Оникс». По малошумности она превосходит остальные подлодки. 2 ноября 1996 был заложен подводный ракетоносец нового типа «Дмитрий Донской». Он имеет следующие характеристики: надводное водоизмещение 14 700, подводное - 19 400 тонн, длина 170 м, подводная скорость 29 узлов, глубина погружения 540 м, автономность подводного плавания 100 суток. Корабль несет 12 ракет «Булава - 30», против которых неэффективна нынешняя американская система противоракетной обороны. Планируется построить пять таких ракетоносцев и заменить ими «Тайфуны». Хотя, по моему мнению, тратить в наше время столь огромные деньги на строительство кораблей данного типа совершенно не рационально. Гораздо разумнее модернизировать «Тайфуны».
Рассмотрим количество построенных в мире АПЛ за период 1955-1993 гг.
Советский Союз - 243, США - 179, Англия - 24, Франция - 12, Китай - 6.
Более половины подводных атомоходов в мире спущено на воду в нашей стране. С конца 1980-х годов идут споры: нужно нам такое количество АПЛ или нет? Безусловно - строительство военного атомного флота продвинуло вперёд многие технологии, и он до сих пор защищает нас от агрессии. Однако долгая эксплуатация устаревших АПЛ была явно неоправданна. Их необходимо гораздо раньше выводить из состава ВМФ и использовать в гражданских целях. Самое простое применение устаревших АПЛ - это превращение в плавучие электростанции для районов Севера и Дальнего Востока. Подводные атомоходы можно использовать для освоения шельфа наших морей. В 1960-70-х годах в мире шло интенсивное создание подводных домов, в которых жили водолазы для работы под водой. Переоборудованные атомарины подойдут в качестве домов для подводных поселков. Еще в 1930-х годах писатель-фантаст Беляев в романе «Пахари моря» предсказал существование подводных поселений в дальневосточных морях. Другим приложением атомного флота является арктическая навигация. Для использования надводных грузовых судов в Арктике необходимо держать крупный ледокольный флот и полярную авиацию. Льды давят и ломают суда. В отличие от надводного флота, работающего в Арктике только в течение теплого сезона, подлодки с ядерными реакторами могут круглый год плавать под ледовым панцирем океана. Им не страшны штормы и ледовые торосы. Скорость подводного атомохода в среднем в пять раз выше, чем у пробивающегося сквозь льды каравана надводных судов! Автор данной статьи работал на полярных станциях в Арктике и Антарктике и поэтому на практике знает, с какими проблемами там сталкиваются надводные корабли.
В 1992 г. в ЦКБ «Рубин» разработали план переоборудования АПЛ типа «Мурена-М» и «Кальмар» в полярные грузовые и научно-исследовательские суда. Можно снабдить эти лодки подводными роботами и буровыми установками, торпеды использовать для взрыва льда, делая полыньи для всплытия. В КБ «Малахит» разработали проект арктического подводного транспортного судна вместимостью 29 400 тонн, обладающего 20-узловым ходом и способного заходить в тяжелые ледовые условия. Есть проект подводного атомного танкера грузоподъемностью 30 000 тонн для будущих разработок нефти и газа на шельфе ледовых морей, куда не пробьются обычные танкеры. XXI век станет «золотым веком» добычи полезных ископаемых в морях Арктики и Антарктики.
По утверждению бывшего президента США Клинтона, несмотря на все попытки - уничтожить наше атомное машиностроение так и не удалось. Русские атомоходы продолжают походы в Мировом океане. Корабли ждут новых молодых моряков.
Немає коментарів:
Дописати коментар