четвер, серпня 18, 2011

ВСПОМИНАЕТ МИЧМАН АТОМНОЙ СУБМАРИНЫ К-27 ПЕТР ЩЕРБИНА.


В октябре-ноябре 1989 года, а затем в ноябре-декабре 1990 года я находился на лечении в спецотделении первого Военно-морского ордена Ленина госпиталя города Ленинграда. К этому времени мне было известно, что в этом городе с 1968 г. проживает и находится под постоянным медицинским наблюдением мой бывший сослуживец по АПЛ-27 Логунов Н. В 1989 г. мы несколько раз разговаривали по телефону, но встретиться так и не получилось.
В 1990 г. мы договорились о встрече. В день моей выписки из госпиталя Коля Логунов подъехал к спецотделению на своем стареньком «Запорожце». К моему удивлению и радости с ним были еще два наших бывших сослуживца:
Петр Андреевич Щербина с дочерью Наташей.Запорожье.2007г.

командир второго экипажа, а затем и командир К-27 капитан 1 ранга Новицкий Г.Г. с женой и мичман Радченко А.
Геннадий Гелиодорович Новицкий предложил взять адреса личного состава К-27, проходившего лечение в госпитале, в книге учета спецотделения, и навести справки по этим адресам, а затем скоординировать встречу хоть части экипажа в Ленинграде.
Получив выписку от лечащего врача, мы продолжили встречу на квартире Логунова Н. Маша, Колина жена, встретила нас уже накрытым столом. Говорили о многом. Были, конечно, воспоминания о наших живых товарищах и умерших, а также строились планы на следующую встречу. Благие наши намерения так и остались намерениями. События последующих лет поставили крест на нормальных взаимоотношениях друзей и товарищей, родных и близких.
К большому моему сожалению, это была последняя наша встреча. В начале 1995 г. Коля умер. Умер еще один из тех, кто, рискуя своим здоровьем и жизнью, спасал своих боевых товарищей и тех, кто обрек его на эту нелепую скоропостижную смерть. Я сомневался, что можно будет найти кого-нибудь по старым данным. Ведь прошло уже более 20 лет.
На мое письмо откликнулись мои ближние земляки и бывшие сослуживцы по
К-27 Пыдорашко И. из Кременчуга и Мазуренко В.Н. из Днепропетровска.
С ними меня свела судьба еще до службы в экипаже. Это было в Северодвинске в воинской части 59075, называемой учебным отрядом подводного плавания Беломорской военно-морской базы. Там происходили встречи со многими подводниками Северного флота, которые продолжали потом нести свою нелегкую службу на самых разных подводных атомоходах.
Большая часть курсантов учебного отряда оставалась на атомоходах Северного флота. Многие уходили и на Тихоокеанский флот. Известные тогда героические переходы на Тихий океан в 1963 г. атомоходов под командованием капитана 1 ранга Михайловского А.П., капитана 2 ранга Дубяги И.Р., а также групповой переход через два океана атомных лодок под командованием контр-адмирала Сорокина А. И. в 1966 г.
Мой путь в город Северодвинск, а вернее на Северный флот, похож на путь многих тысяч молодых парней того времени.

В 1962 г. командование отряда составляли: командир в/ч 59075 капитан 1 ранга Жук Н.Н. (а с 1965 г. контр-адмирал Юдин), начальник политотдела капитан 2 ранга Булыгин, офицеры отряда: капитан 1 ранга Иссаковский, капитан 2 ранга Москаленко, начальник 1-й школы капитан 2 ранга Крумштейн, капитан 3 ранга Постников В.Н., капитан 3 ранга Черненко, капитан-лейтенант Кветный, замполит школы майор Яковлев Е.К., капитан 3 ранга Татаринов А.В., капитан 3 ранга Александров, капитан-лейтенант Романчук, капитан 3 ранга Насонов, капитан 3 ранга Ушков В.И., капитан 3 ранга Манзанов, капитан 3 ранга Лунегов, капитан-лейтенант Антонов, капитан-лейтенант Земсков, капитан 3 ранга Глущенко, майор Коньков и многие другие офицеры, судьба которых на многие годы связала их с этим беспокойным, но очень важным делом в их трудной воинской карьере. Наряду с офицерским корпусом служила и другая категория воинского коллектива. Это мичманы, а также старшины срочной службы. Могу сказать без преувеличения, что они поистине являлись центральными фигурами учебного отряда. Не всех уже помню, но на памяти все еще есть некоторые фамилии: мичманы Кривенцов, Бизяев, Заболотный, Заяц, Костиков, Юдинских, Усенко; старшины срочной службы: Лепницкий В., Плахута В., Широков Г., Гуров В., Жидов Н., Шкапов В., Лебедев А., Сотников, Долганов, Ужевко Е. и другие. Вместе с мичманами и моряками центра подготовки г.Обнинска выпускники отряда из Северодвинска с честью несли эстафету боевого знамени на атомных подводных лодках Советского Союза. Они служили не только на атомоходах Северного флота. В процессе службы они оказывались и на военно-морских базах тихоокеанских морей советской страны.
Выпуск курсантов производился через полгода, В 1963 г. пришел черед и нашему потоку уходить на действующие и строящиеся атомоходы г. Северодвинска. Тяжело было расставаться со своими земляками. С Боровиком Николаем мы учились в училище в Запорожье. Работали в одном цехе на заводе «Запорожсталь» и призывались одновременно. Судьба свела нас служить и в учебном отряде. Прикроватная тумбочка была одна на двоих. Часто делились новостями с родины. Писали письма и получали ответы от подруг из Запорожья, с которыми познакомились до службы. Не скрою, что письма от Тамары, а Николаю от Любы, всегда оказывали добрую моральную поддержку в трудные первые дни службы.
За время службы в учебном отряде сдружились со многими моими сослуживцами: Гундаров В., Козуто П., Кравчук, Лазебник П., Шинкарук В., Иванов А., Кашин Ю., Цимбал А., Михайленко Н., Караченцев В., Назаренко, Нагибин А., Завизион В. В июне 1963 г. разошлись дороги курсантов 1962 г. призыва, теперь уже ставших моряками-подводниками.
Не скрою, многие моряки уходили с учебки с облегчением. Прекращался ежеминутный и ежедневный «пресс» воинской службы на молодого человека. Обучение всему тому, что необходимо военнослужащему срочной службы, а именно, знаниям и умениям жить, вернее, служить, строго по уставу Внутренней службы. Корабельному уставу. Строевому уставу, ДУ. Не менее важны и знания караульной службы. Необходимо в совершенстве знать и владеть стрелковым оружием. Особенный упор был на спецподготовку и на все то, что необходимо знать в отсеках подводной лодки. Такие нагрузки были не каждому под силу, но основная масса курсантов с честью выдерживала их и с пониманием и благодарностью уходили на атомоходы КСФ. После прохождения положенного курса подготовки командование учебного отряда провело отбор курсантов для службы в этой же войсковой части. Отбор проходил очень скрупулезно, учитывались   многие   стороны   кандидата.    Это,   конечно,   и дисциплинированность, и исполнительность, строевая выучка, физическая подготовка, высокие теоретические знания устройства подводных лодок и коммуникабельность кандидата. Особенно уделялось внимание морально-политическим и нравственным устоям будущих воспитателей и командиров.
В 1963 г. выбор пал на курсантов Завизиона В.Ф., Котляревского Л., Юдинских Н., Носова С., Шевелева А., Чехира Э., Машетакова А., Пшеницына А., Перепелова, Шевчука, Тукьянова В. В следующем потоке на смену демобилизующимся старшинам были оставлены курсанты Копылов А., Красный А., Миловидов А., Титов А., Шендарук Г., Голиков С., Баранов М., Васильев А. и другие, кто, по мнению командования отряда, был достоин вести учебную и воспитательную работу с поступающими призывниками.

Немає коментарів: