пр.20120 - SAROV
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
пр.20120 "Калитка" - SAROV
Б-90 "Саров"
Опытовая большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработка эскизного проекта лодки-стенда "Сарган" начата в 1988 г. ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор А.В.Белов (завершена в марте 1988 г.). В марте 1989 г. утвержден технический проект и начата разработка рабочих чертежей.
http://sevmash.ru, 2009 г.
Есть предположение, что основой конструкции корпуса послужил проект ПЛ 877Б. Единственная ПЛ проекта "Сарган" - Б-90 (заводской №137) - заложена на заводе "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) 18 сентября 1988 г. и недостроена (срок сдачи ВМФ по плану - 1993 г.). Строительство прекращено в 1998 г. при готовности 40%. Решение о достройке на ПО "Севмаш" - октябрь 2001 г. Корпус ПЛ "Сарган" поступил для достройки по доработанному (июнь 2003 г.) пр.20120 (главный конструктор А.П.Праселин) на ПО "Севмаш" в г.Северодвинск в августе 2003 году. Переустановка закладной доски на ПЛ - 19 марта 2006 г. 26 мая 2007 г. приказом №025 Главкома ВМФ лодке присвоено имя "Саров". 14 декабря 2007 г. ПЛ выведена из сборочного цеха ПО "Севмаш" и 24 декабря 2007 г. спущена на воду (в Северодвинске). Швартовые испытания начаты 1 января 2008 г. В июле 2008 г. лодка прошла заводские ходовые и государственные испытания и принята ВМФ 7 августа 2008 г. Базируется на Северном флоте (2009 г. - г.Северодвинск).
Опытовая ПЛ пр.20120 Б-90 "Саров", вариант фото без ретуши (фото - http://sevmash.ru, 2008 г.)
Опытовая ПЛ пр.20120 Б-90 "Саров" (фото - http://sevmash.ru, 2008 г.)
Опытовая ПЛ пр.пр.20120 Б-90 "Саров". Северодвинск, июнь 2009 г. (фото С.Устинова, http://forums.airbase.ru)
Опытовая ПЛ пр.пр.20120 Б-90 "Саров" в Двинском заливе. Октябрь 2009 г. (фото Михаил Кравцов, снимки любезно предоставлены автором).
В некотрых источниках упоминается наименование шифра проекта "Калитка" в связи с ПЛ Б-90 / зав.№137. В то же время есть вероятность того, что шифр проекта "Калитка" имеет отношение к специальной ПЛА пр.10831.
Назначение ПЛ - опытовая подводная лодка для испытания и отработки применения различных систем вооружения, а так же, вероятно, для испытаний вспомогательной ядерной силовой установки и новых типов реакторов для атомных подводных лодок. В сети Интернет обсуждается так же несколько вариантов предназначения ПЛ, которые нам пока представляются крайне сомнительными:
- опытная ПЛ-носитель нового типа крупногабаритного ракетно-торпедного вооружения (1 гигантская ПУ);
- опытная ПЛ-носитель крупногабаритного автономного подводного аппарата с ядерной силовой установкой (если это так, то возможно речь об аппарате-аналоге АПА класса PALTUS, по западным данным применяемым с ПЛА типа YANKEE STRETCH и DELTA III STRETCH);
- опытная ПЛ-носитель 8 или нескольких автономных подводных аппаратов;
Конструкция ПЛ - двухкорпусная. По бокам в передней части корпуса ПЛ комфомные обтекаемые блоки - с большой вероятностью предназначены для размещения дополнительной компенсирующей балластной системы используемой при испытаниях опытных образцов торпед и других средств поражения. Есть так же мнение, что это атавизм первоначального проекта "Сарган" с неизвестным назначением, который пока (или вообще) не используется.
Двигатели и энергетика:
1 х дизель-генератор
1 х гребной электродвигатель
Дополнительная энергетическая установка «Кристалл-27» разработки ОАО СКБК на базе топливных элементов, позволяющая увеличить срок автономного подводного плавания до 60-90 суток. Установка отличается интерметаллидным и криогенным хранением водорода и кислорода, а также низкотемпературным электрохимическим генератором со щелочным матричным электролитом. Возможно установлена за ограждением рубки в секции ПЛ с надстройкой.
Возможно, в перспективе или изначально на ПЛ испытывается или будет испытываться вспомогательная ядерная силовая установка на базе реактора разработки ОКБМ им. И.Африкантова (изготовлен в 2006 г., данные СМИ). Так же в СМИ упоминается опытная паропроизводящая установка КТП-7И "Феникс" - упоминается в связи с проектом подлодки "Калитка".
Согласно информации с http://zakupki.gov.ru 14 мая 2009 г. состоялся открытый конкурс на проведение НИР "Рознь" (признан несостоявшимся) предусматривающую натурные испытания до ноября 2010 г. макета высокотемпературной паротурбинной установки с электрогенератором мощностью 100 кВт (состав макетного образца - турбина, электрогенератор, конденсатор, система маслоснабженя, вспомогательное оборудование, требования - номинальная температура пара - 850 град.С, мощность электрическая - 80-100 кВт, частота вращения - 24000 об/мин, номинальное давление - 3 МПа) с определением мощностных, газодинамических и виброшумовых характеристик в диапазоне до 3200 Гц. Темой НИР "Рознь" предусматривается создание малошумных малогабаритных перспективных источников энергии с использованием ядерно-водородных топлив для подводных лодок. Участник конкурса по состоянию на 14 мая 2009 г. - ЗАО «НПВП «Турбокон» (г.Калуга). Стоимость контракта на проведение НИР - 39 млн.руб.
Экипаж - 52 чел (офицеры и мичманы)
Длина - 72.6 м (98.5 м по данным http://maps.google.com)
Ширина - 9.9 м (12.5 м по данным http://maps.google.com)
Осадка - 7 м
Водоизмещение надводное - 2300 тонн
Водоизмещение подводное - 3950 тонн
Скорость надводного хода - 10 уз
Скорость подводного хода - 17 уз
Глубина погружения предельная - 300 м
Автономность штатная - 45 суток
Время пребывания под водой - до 20 суток
Вооружение: торпедные аппараты (2) и пусковая установка больших размеров в носовой части корпуса. Возможно, экспериментальная пусковая установка является съемным сменным модулем. Так же не исключено, что она является револьверной многозарядной.
Предположительная информация - ПЛ Б-90 "Саров" используется для испытаний изделий в рамках темы НИР "Скиф" ГРЦ "КБ им. Макеева" (бывш СКБ-385, г.Миасс). "Скиф" - разработка и создание ракетной или торпедной системы лодочного базирования с использованием снарядов, оснащенных ракетными двигателями. Первоначальные работы по теме НИР "Спилит" удачно проведены отделом №118 ГРЦ совместно с ленинградскими КБ подводного судостроения начиная с 1988 г. После проведения конкурса в начале 1990-х годов ГРЦ начинает полномасштабную разработку НИР "Скиф" по заказу МО России. В конце 1990-х годов ГРЦ по предложению ЦКБ МТ "Рубин" должен был стать головной организацией по созданию и изделия и комплекса "Скиф" (не утвердили). Производство опытных образцов по теме "Скиф" начато в первом квартале 2005 г. (предположительно). Первые успешные испытания по теме НИР "Скиф" проведены стартом изделия в октябре 2008 г. Испытания изделий обеспечивает специальное надводное судно "Звездочка", оснащенное оборудованием для подъема с морского дна крупногабаритных предметов..
Пуск изделия вероятней всего производится через специальную пусковую установку оригинальной конструкции, размещенную в носовой части ПЛ. Возможно пусковая установка является многозарядной револьверного типа. Работу пусковой установки обеспечивает дополнительный источник энергии. В 2009 г. изделие по теме НИР предположительно находилось либо в стадии доработки опытного образца(ов), либо в стадии натурных испытаний в гидробассейне ГРЦ "КБ им.Макеева", либо в стадии конструкторских испытаний на опытовой ПЛ Б-90 "Саров", либо в какой-то другой стадии работ. Предположительно назначение НИР - создание ударной системы подводного базирования. Данные основаны на анализе открытых источников и носят предположительный характер.
Фото погрузки некоего изделия на опытовую ПЛ Б-90 "Саров" (17.10.2009 г., http://forums.airbase.ru) и реконструкция внешнего вида агрегата. Вероятно это ракета ПЛРК аналогичная ПЛРК "Водопад" или "Ветер". Так считалось с 2009 г. В апреле 2011 г. появилась информация о том, что на фото момент погрузки сборной мачты для датчиков стенда СБР (http://www.klubsmi.ru/forum.html?func=view&id=549&catid=3&limit=6&start=6). Ни то ни другое не подтверждено.
На фото тот же самый момент (17 октября 2009 г., фото Dupree, http://forums.airbase.ru)
Оборудование - ГАК, РЛС, система обнаружения РЛ-сигналов, комплекс средств радиосвязи, навигационный комплекс, перископ(ы). ПЛ Б-90 "Саров" оборудована всплывающей спасательной камерой (подобные камеры до сих пор устанавливались только на атомные ПЛ).
Предполагаемый вид первоначального проекта "Сарган",
не подтверждено (http://forums.airbase.ru)
Опытовая ПЛ пр.пр.20120 Б-90 "Саров". Северодвинск, 2009 г. (http://forums.airbase.ru/, 2009 г.)
Опытовая ПЛ пр.пр.20120 Б-90 "Саров". Северодвинск, 2009 г. (http://forums.airbase.ru/, 2009 г.)
ПЛ пр.20120 Б-90 "Саров" (с) 02.12.2009 г. (рисунок устарел, см.ниже)
Проекции ПЛ Б-90 "Саров" проекта 20120 (с) DIMMI, 12.12.2009 г., 30.12.2009 г., 14.02.2010 г.
Проекции ПЛ Б-90 "Саров" проекта 20120 (с) DIMMI, 22.02.2010 г. масштаб изменен.
Статус: Россия
2008 г. - 1 шт в составе ВМФ, Северодвинск, Северный флот.
2009 г. - 1 шт в составе ВМФ, Северодвинск, Северный флот.
2009 г. - по состоянию на 30 июня (как минимум) ПЛ находилась на СРЗ "Звездочка", 01 июля лодка выведена со "Звездочки", и на 14 сентября - ПЛ Б-90 "Саров" по данным http://maps.google.com внось находится на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск).
ПЛ Б-90 "Саров" на СРЗ "Звездочка", 30.06.2009 г. (фото Кулешов О., http://fotki.yandex.ru, http://balancer.ru)
ПЛ Б-90 "Саров" на СРЗ "Звездочка", вероятно лето 2009 г. (фото Кулешов О., публикация 25.02.2011 г., http://www.klubsmi.ru/forum.html).
Вывод ПЛ Б-90 "Саров" с СРЗ "Звездочка", 01.07.2009 г. (фото возможно Кулешов О., http://fotki.yandex.ru, http://balancer.ru)
ПЛ Б-90 "Саров" на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск, http://maps.google.com, 14.09.2009 г.)
- 2010 г. февраль - ПЛ Б-90 "Саров" базируется в гавани Северодвинска.
ПЛ Б-90 "Саров" (ПЛ вторая слева) в Северодвинске, 06.02.2010 г. (фото Кулешов О., http://fotki.yandex.ru)
- 2010 г. 30 июля - по данным Google Earth ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 находится на СРЗ "Звездочка".
ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 на СРЗ "Звездочка", 30.07.2010 г. (http://maps.google.com).
- 2011 г. зима - ПЛ Б-90 "Саров" базируется в гавани Северодвинска около СРЗ "Звездочка" - там же где и в 2010 г.
ПЛ Б-90 "Саров" (ПЛ вторая слева) в Северодвинске, 01.02.2011 г. (фото userg, http://forums.airbase.ru)
ПЛ Б-90 "Саров" и ПЛ пр.877 "Владикавказ" на стоянке около СРЗ "Звездочка" (слева), 4 марта 2011 г. (фото - Олег Кулешов, http://www.klubsmi.ru/forum.html).
Подводные лодки Б-90 "Саров" пр.20120 и "Владикавказ" пр.877 у стенки СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, 23.05.2011 г. На "Сарове" поднят флаг начальника главного штаба ВМФ России (фото - Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com).
Подводные лодки Б-90 "Саров" пр.20120 (справа) и "Владикавказ" пр.877 (слева) у стенки СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, начало июля 2011 г. На "Сарове" открыт один из двух люков носовой пусковой установки (фото - varandej, http://varandej.livejournal.com).
Источники:
Википедия, свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2009 г.
В добрый путь, "Саров"! // Главное направление деятельности. Буклет ЦКБ "Рубин", 2008 г.
Конструктор (журнал ГРЦ "КБ им Макеева") №№4 и 11 / 2009 г.
Официальный сайт Администрации г.Саров, 2007 г.
Севмаш, официальный сайт. http://sevmash.ru, 2009 г.
Форумы "Авиабазы". Сайт http://forums.airbase.ru, 2009, 2010, 2011 г.г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2009 г.
Jane's Fighting Ships 2004-2005. http://jfs.janes.com, 2009 г.
NewsRu.com, сайт http://newsru.com, 2009 г.
Немає коментарів:
Дописати коментар