субота, серпня 27, 2011

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МИЧМАНА АТОМНОЙ СУБМАРИНЫ К-27 ПЕТРА ЩЕРБИНЫ(продолжение).


Заслуги первых и последующих экипажей первенцев атомного флота становились достоянием недавней истории Военно-Морского Флота .Уже другие командиры, офицеры, мичманы и моряки срочной службы выполняли боевые задачи и вписывали новые достижения в дела КСФ.
На одной из таких страниц, наверно, не последнее место занимала 17 дивизия АЛЛ Иоконгской ВМБ, затем к ней прибавилась и 41 дивизия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). Жители Островной называли ее «дикой дивизией».
Еще 17 мая 1966 г. Директивой начальника штаба КСФ бригада дизельных лодок базы была переформирована в дивизию подводных лодок. Командиром ВМБ в то время был контр-адмирал Певнев А., а затем контр­адмирал Кузнецов Ю.А. Первой ласточкой в формировании 17-й дивизии атомоходов была наша К-27, ставшая в то время известной на флоте.
На фотографии мичман Петр Щербина(слева) со своим другом и сослуживцем мичманом Василием Григоровым.Гремиха.1971год.


Первый командир подводной лодки капитан 1 ранга Гуляев И. И. был удостоен звания Героя Советского Союза.
Ветераны К-27,прошедшие с ним подготовку в первом учебном центре атомных установок, с честью несли бремя первопроходцев на уникальном корабле. Это были: командир БЧ-5 капитан 2 ранга Иванов А. А., мичманы Астанков В., Головко И., Голубков А. Они и остальной личный состав были награждены правительственными орденами и медалями. На их плечи была возложена миссия «научить ходить» корабль, как можно дальше и дольше, приобретая практический опыт в этих дальних походах.
Служили на лодке и участники длительных походов в южные широты Атлантики и Средиземноморья: командир БЧ-1 капитан 3 ранга Милованов В.Н., командир БЧ-4 РТС капитан 3 ранга Гужеленко, мичманы боевой части Григоров В.С., Хренов Н. Офицеры 1 дивизиона: командиры группы дистанционного управления и группы автоматики и телемеханики капитан-лейтенант Домбровский В.Г., Резник В.Г., Максимов, Корбут Н., Агафонов Г., Самарин И., Додзин; командир ТГ капитан-лейтенант Шеремет В.Г., мичман тур. группы Лысенко М.К.; командир 2 дивизиона капитан-лейтенант Спиридонов И., командир 3 дивизиона капитан 3 ранга Комов, мичманы дивизиона Фильшин И., Котляр, Ивченко И., интендант-мичман Бересневич Ю., помощник командира капитан 3 ранга Фитов, доктор экипажа майор медслужбы Ефремов Б. Т. Естественно в это число входили и командир подводной лодки капитан 1 ранга Леонов П.Ф. и его замполит капитан 2 ранга Алисов В.В.
За проявленную самоотверженность, мужество и героизм при выполнении боевых задач и успешное освоение новейшей техники партия и правительство наградили их и других членов экипажа орденами и медалями нашей страны.
Новое поколение моряков К-27 еще только набирало опыт и знания. Но уже можно было надеяться и быть уверенным, что это поколение моряков-подводников будет достойной сменой своих боевых товарищей. Своей учебой и воинским трудом на боевых постах, во время МПР и перегрузки активной зоны на подводной лодке они показали, что эта замена равноценна ушедшим и что они готовы самоотверженно выполнять задачи, которые поставит перед кораблем командование ВМФ.
Правда, обратного желания вспомнить о моральном и материальном долге перед своими защитниками Родина в лице правительства и коммунистической партии, как правило, не имела. Но это уже другой разговор.
В течение 1968 и 1969 годов в 17-ю дивизию влились еще 8 атомоходов. Одни пришли из Северодвинска после ремонта, другие из Западной Лицы. Образовавшаяся дивизия собрала под свое крыло лодки-первенцы 627 проекта:
К-3, К-5, К-8, К-11, К-181, К-52, К-159, К-21. Лодки, которые подняли наш флот на небывалую для того времени высоту. Лодки, которыми гордилась вся наша страна, лодки с более совершенной техникой, атомными двигателями и ядерным оружием на борту.
После первомайских праздников и Дня Победы в базу пришла К-3 «Ленинский комсомол», лодка-легенда, на которую равнялись и которая дала советскому атомному военно-морскому флоту немало высококлассных специалистов в области атомной энергетики, видных командиров лодок, дивизий, флотилий и флота. Они стали умелыми командирами и воспитателями новых поколений офицеров ВМФ СССР, руководителями высокого ранга и качества.
Командиром К-3 в то время был капитан 1 ранга Жуков А., а чуть позже капитан 1 ранга Базько А., а затем капитан 2 ранга Растворов А. А.
Немалый багаж в своей копилке боевых заслуг имели и другие прибывшие в дивизию атомоходы.
К-181, как и другие лодки, не раз бороздила дальние моря. В 1962 году она совершила     поход к Северному полюсу. Старшим в походе был командующий СФ адмирал В.А.Касатонов. По приходу в Островную командиром был капитан 1 ранга Дуб Э.
К-21 также не раз выполняла боевые задачи по патрулированию в морях Атлантики. В свое время на ней ходил командиром будущий главком ВМФ адмирал флота Чернавин В.Н., а в 70-х годах кораблем командовал капитан 1 ранга Тарасов А.Г.
Командиром К-159 был капитан 1 ранга Зайцев В.Ф., командиром К-52 -капитан 1 ранга Борисенко, затем капитан 1 ранга Гаврилов В.В. Командир К-11 - капитан 1 ранга Пименов В.А., командир К-8 - капитан 2 ранга Бессонов В., командир К-5 - капитан 1 ранга Гриценко А.И. Командиром резервного экипажа дивизии был капитан 1 ранга Лемешко В.М. Командиром второго экипажа К-27 капитан  2 ранга    Новицкий Г.Г.
Теперь уже эта волна командиров со своими экипажами «обкатывала» атомоходы первого поколения. Они успешно выполняли боевые задачи по укреплению боеготовности и боеспособности 17-ой дивизии и в целом Военно-Морского Флота.
К сожалению, уже в то время ряд атомных подводных лодок ВМФ имели и худую славу. Правда, об авариях, а тем более с гибелью личных составов не принято было говорить. Разговоры на эту тему могли быть чреваты последствиями. Особенно могли пострадать офицеры экипажей. Карьера для такого «разговорчивого» товарища, пусть даже с хорошим послужным списком, могла быть надолго испорчена. И все же информация о тех или иных авариях приходила в каждый экипаж, а тем более о лодках нашей дивизии.
Знали мы об аварии на К-8 в 1960 году, произошедшей в море с облучением личного состава. Подобная авария произошла на К-3 в 1963 году. Авария на К-19 в 1963 году, названная подводниками «Хиросимой»; авария при перегрузке активной зоны в Северодвинске в 1965 году на К-11; на К-74 в 1965 году в море - разнос турбины; в високосном 1968 году узнали о пожаре на К-3, который случился в сентябре 1967 года в Норвежском море с гибелью экипажа.
Прибыв на базу экипаж К-27 был расселен во вторую казарму дивизии. Семьи, прибывшие на «Аксае» чуть позже, расселяли по пустующим квартирам в пятиэтажных домах по улице Новая. Еще была только одна улица с девятью домами. Десятый дом достраивался.
Не предполагали жители Островной и подводники 17-й дивизии, что через два года улица Новая будет переименована в улицу капитана Соловья, героически погибшего   подводника в 1970 г., доктора атомохода К-8, выполнившего до конца свой воинский и профессиональный долг.
Улицу с новостройками других домов назовут улицей Бессонова, командира К-8, погибшего со своим кораблем в Бискайском заливе.
В стадии завершения находилось и строительство ДОФа в п. Островной. Шло ускоренное строительство городка. Ожидали прихода в 17-ю дивизию и других атомных подводных лодок, также шли разговоры о прибытии в Островную новой дивизии лодок.
По прибытию в Гремиху для личного состава К-27 начался новый этап совершенствования боевой выучки и подготовки материальной части лодки к сдаче курсовых задач морского варианта. Но командир дивизии и начпо видели в лице экипажа в меньшей степени подводников, а в большей - рабочую силу для обустройства территории, закрепленной за дивизией. Подчас в ущерб боевой подготовки экипажа контр-адмирал Проскунов М.Г., а затем контр­адмирал Рензаев привлекали личный состав лодки на завоз земли, дерна, укладку камней или уборку территории дивизии. Очень часто работали на стройплощадке ДОФа, помогая военным строителям.

Немає коментарів: