пʼятницю, серпня 12, 2011

НИКТО НЕ ЗАБЫТ,НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.

Гибель подводной лодки «С-7»

Таламанов П.Н.
Всем погибшим подводникам посвящается.
Недавно в прессе появились сообщения о нашей подводной лодке «С-7», погибшей 21 октября 1942 года в Балтийском море. Статья в газете «Красная Звезда» (17.03.99г.). Эта статья задела меня, как говорится «за живое». Пришлось перешерстить всю имеющуюся у меня литературу по подводной войне на Балтийском море и в частности о подводной лодке С-7. Рассмотрев в комплексе все аспекты (ТТХ подводной лодки, боевую подготовку и т.д) получилась на мой взгляд интересная вещь. В своей статье я хочу высказать свое видение атаки в ту роковую ночь. Начну по - порядку.
Подводная лодка типа «С» (серия IX-бис)
Подводная лодка «С-7» относилась к лодкам серии IX-бис и имела следующие тактико - технические характеристики:
- Завод - изготовитель: Горьковский завод №112 «Красное Сормово»
- Дата закладки на стапеле: 14.12.1936г.
- Заводской номер: 237
- Дата спуска на воду: 05.04.1937г.
- Литерное обозначение: до 20.10.1937г - «Н-8» с 20.10.1937г-«С-7»
- Дата подписания приемочного акта: 30.06.1940г.
- Дата вступления в строй -23.07.1940г. (КБФ)
-Длина наибольшая, м........................ 77,8
-Ширина наибольшая, м..................... 6,4
- Диаметр прочного корпуса, м
наибольший ........................................ 4,6
в средней части .................................4,28
- Средняя осадка, м .......................... 4,06
- Водоизмещение нормальное, т
надводное .......................................... 866,1
подводное ..........................................1107,8
- Запас плавучести, % .....................28
Метацентрическая высота, м 
в подводном положении ................. 0,2
в надводном положении ................. 0,57
Глубина погружения, м 
рабочая ............................................. 80
предельная ...................................... 100
Скорость полного хода, уз.
надводная ....................................... 19,5
подводная ........................................ 8,8
Дальность плавания, мили 
надводная:
полным ходом ................................. 2700
экономичным ходом ...................... 9500
подводная:
полным ходом ................................ 8,8
экономичным ходом ..................... 135
- Мощность, л.с.
главных дизелей…………….......... 2000х2 (n=470 об/мин)
Марка: ………………………..……...4Д с механическим наддувом
(Коломенский завод)
главных электродвигателей ....... 550х2 (n=275 об/мин)
Марка: ………………………………. ПГ72/35 с муфтой типа «Бамаг»
(Ленинградский завод «Электросила») 
Аккумуляторные батареи:
Количество …………………………124 элемента типа «С»
Прибор сжигания водорода ….…...К-5
- Запас соляра, т ........................... 120
- Время погружения, сек ............... 40
- Число винтов ………………..…… 2
-Экипаж, чел. ................................. 44
офицеры ......................................... 7
старшины ........................................16
матросы ......................................... 21
- Вооружение:
торпедное (553 мм. с системой БПС).. 4 НТА, 2 КТА
длина аппарата……………………...7700 мм 
запас торпед .................................. 12
артиллерийское ..............................100х1 (Б-24-ПЛ), 45х1 (21-К)
ночной прицел торпедной стрельбы ……. типа «ЛН»
- Навигационное вооружение:
перископ атаки ......................... ПА-7,5
устройство изменения степени увеличения изображения .... х1,5; х6
перископ зенитный ................... ПЗ -7,5
гироскопический компас............ ГУ-3
электромеханический лаг.......... ГО
компас магнитный ..................... ГОН-23
эхолот.......................................... НЭЛ
ШПС ............................................. Марс-12
Оптический нактоуз ...................ГОН
Радиопередатчик …………....… «Окунь» «Щука»
Радиоприемник ……………....… «Дозор» «Метель»
Командир подводной лодки «С-7»  капитан 3 ранга Лисин С.П.
«С-7» представляла собой полуторакорпусную, двухвальную подводную лодку. Прочный корпус разделен шестью водонепроницаемыми переборками на семь отсеков и имел толщину -18мм. По всей длине лодки над прочным корпусом возвышалась проницаемая надстройка, перекрытая верхней палубой. В средней части (около прочной рубки) установлено ограждение обтекаемой формы. В верхней части ограждения - ходовой мостик, закрытый со стороны форштевня и огражденный леером с кормы. Такая конструкция мостика оказалась не удачной. На малом ходу в позиционном положении («горлышко») при небольшой волне его заливало, и через рубочный люк вода попадала в трюм третьего отсека. Из теории известно, что у подводных лодок в позиционном положении остойчивость минимальная.
Организационно на момент гибели подводная лодка С-7 входила в состав 1-го дивизиона бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота, базировалась на плавбазу подводных лодок «Смольный». Командовал подводной лодкой капитан 3 ранга Лисин С.П.
Боевые показатели подводной лодки С-7
Срок боевой службы ......................16 мес.
Количество боевых походов ........ 5
Количество проведенных атак ..... 9
кол-во попаданий ............................ 3
кол-во промахов ............................. 6
из них:
из подводного положения .............. 4
из надводного положения .............. 2
Всего выпущено торпед ................ 12
Коэффициент Кбн............................ 0,19 (коэффициент боевого напряжения)
В кампанию 1942 года подводные лодки Балтийского флота тремя эшелонами прорывали все более усиливаемую противником блокаду Финского залива. Подводная лодка С-7 входила в состав третьего эшелона. В указанное время в различных районах произошли боевые столкновения советских подводных лодок с финскими силами ПЛО, которые явились следствием потери скрытности действий наших ПЛ, плохого наблюдения за обстановкой и промахов при стрельбе торпедами. В складывающихся из-за этого неблагоприятных ситуациях командиры принимали решения на всплытие и применения артиллерии. Результат - в Северной Балтике мы потеряли 5 из 13 действовавших там подводных лодок. Одной из них была С-7. (командир - капитан третьего ранга Лисин С.П.) Хронологически трагедия разворачивалась следующим образом:
В cвой последний боевой поход, длинною в вечность, подводная лодка С-7 вышла из Купеческой гавани Кронштадта к передовой маневровой базе на о. Лавенсаари в 20час 05мин 17.10.1942 г. в сопровождении БТЩ-205, БТЩ-207, БТЩ-210, БТЩ-215, БТЩ-218 и 3 СКА.
БТЩ-210
В 04 час 25мин 18.10.1942г. лодка прибыла в передовую маневровую базу на острове Лавенсаари (ныне остров Мощный). Получив последние напутствия и указания, в 01час 00мин 19.10.1942г. прозвучала команда: «Отдать швартовые». Лодка медленно развернулась, и в сопровождении кораблей охранения двинулась к точке погружения,курсом 28105, плавно растворившись в ночи. В 03ч.10 мин, подав условный сигнал, лодка начала погружение за границей пятидесяти метровой изобаты, в заданной точке между островами Гогланд и Лавенсаари, и легла на курс 241°. Само зрелище погружения подводной лодки величественно завораживающее.
Подводная лодка С-7 в Купеческой гавани (Кронштадт)
Лодка направлялась на позицию №8. Но никто тогда из членов экипажей кораблей охранения не знал, что экипаж и сама лодка «С-7» уходят в поход длинною в вечность. Больше их никто и никогда не увидит. Для истории экипаж подводной лодки С-7 уже стал: «экипаж – фантом». Впереди были форсирование линий минных заграждений, зарядка аккумуляторов в пустынном районе, вдали от рекомендованных путей, недалеко от острова Осмусаар. Их путь пролегал над еще неизвестными местами гибели других подводных лодок. По левому борту во мгле проплыл остров Вайндлоо, где вскоре героически примет свой последний бой и смерть, не спустив перед врагом флага, экипаж подводной лодки Щ-408. Они все были молоды и о смерти тогда не думали. Используя свои скромные познания в штурманском деле, попытаюсь восстановить тот роковой маршрут.
Всплыв на траверзе маяка о. Гогланд – южный, в точке с координатами Шс=5905911 Дв=2700016, лодка ложится на курс 2600.
Подводная лодка… эти два слова всегда навевают какую-то таинственность, особенно если она всплывала в секретном, пустынном районе моря, вдали от посторонних глаз… Часто в детстве, читая книги о подводных лодках, я представлял себя на мостике такой подводной лодки... Это лирическое отступление.
маяк Гогланд-южный             маяк Мохни
Пройдя двадцать три мили и определившись по пеленгу на остров Мохни, легли на курс 100. Дойдя до двадцатиметровой изобаты и определившись по маяку Сёдершер, легли на курс 2300. На траверзе мыса Нинамоо лодка погрузилась. Их путь лежал в секретный район с координатами Шс=5901310211 Дв=2300510111. Этот район использовался нашими подводниками для зарядки аккумуляторных батарей. Это был пустынный район моря. Он лежал вдали от рекомендованных путей и любопытных глаз. Произведя зарядку аккумуляторов и баллонов ВВД, двинулись курсом 3090 со скоростью 10 узлов. Пройдя 74 каб. лодка легла на ГКК2700. В 04 часа 00 мин Лисин С.П. после пересечения 22 меридиана передел в штаб роковую радиограмму РД №0400. Именно её перехватили и расшифровали финские ВМС. Подводная лодка С-7 вышла в точку с координатами Шс=59°38' Дв=19°50' вечером 21.10.1942г. пройдя 192 каб. с момента подачи радиограммы. Часы обратного рокового отсчета времени для экипажа подводной лодки С-7 запущены.
Судовое время 18 час 50 мин. Здесь командир принимает решение всплыть, произвести зарядку АБ и провентилировать отсеки лодки перед последним броском - форсированием пролива Южный Кваркен. Позади минные поля, противолодочные дозоры, сети. Командир подает команду: - "По местам стоять, к всплытию готовиться". На глубине 12м следует команда: " Ход — малый. Поднять перископ". Командир в перископ осматривает горизонт. Гидроакустик внимательно прослушивает горизонт в режиме шумопеленгования. Следует доклад акустика: "Горизонт чист". Командир БЧ-5 готовит один дизель для продувания главного балласта.
Командир: - "Пузырь в нос. Продуть среднюю". В 19 час 00 мин подводная лодка С-7 всплыла в позиционное положение. Курс 320° - поступает команда командира. Лодка ложится на свой гибельный курс. Проходит несколько минут, пока давление в лодке выровняется с внешним. Верхний рубочный люк еще задраен. Наблюдение за горизонтом ведется через поднятый зенитный перископ вахтенным офицером из центрального поста. Командир: - "Рубочный люк отдраить. Начать заполнение цистерн быстрого погружения. От мест по всплытию отойти!"
Лисин С.П. поднялся по вертикальному трапу на мостик своей лодки С-7 в последний раз…Подводная лодка движется к месту своей неминуемой гибели девяти узловым ходом. Лодка вышла на финишную прямую.
скала Бугшермаяк Сёдерарм
В статье от 17.03.99г. ("Красная Звезда") высказывается версия, что оставшийся в лодке члены экипажа выпустили перископ. Но кто знаком с практикой плавания на дизельных подводных лодках тот знает, что помимо наблюдения за горизонтом сигнальщиками с мостика, также ведется наблюдение из центрального поста через перископ, вахтенным офицером, т.е. подводная лодка в условиях боевых действий движется в надводном положении с поднятым перископом. Это практикуется на "дизелях" и в настоящее время. Открыв рубочный люк, на мостик выходит первым командир, осмотревшись, принимает решение вызвать на мостик вахту сигнальщиков. Лодка, остановив электромоторы, продолжает движение под дизелями. Инженер-механик начинает переводить лодку из позиционного положения в крейсерское. Дизеля работают в режиме "продувание цистерн главного балласта отработанными газами". Вся эта процедура занимает 15-20 минут. В лодке в это время отдраиваются и ставятся на фиксаторы переборочные двери («переборки на крючки» команда на лодках времен второй мировой войны, тогда еще не было кремальер и двери завинчивались "барашками"). Вентиляция отсеков и аккумуляторных ям производится за счет разряжения, создающегося в дизельном отсеке при работе дизелей. Подводники говорят: двери отдраены "на просос". Аккумуляторы за время движения под водой окончательно "подсели". Ведется подготовка к началу зарядки аккумуляторных батарей. Штурман Хрусталёв (он погибнет) на мостике расчехлив "ГОН" снимает пеленги на маяки Сёдерерм и скалы Бугшер для точного определения своего места перед началом форсирования пролива Южный Кваркен. В 19 час 20 мин на С-7 начали форсированную зарядку аккумуляторных батарей с 1-ой ступени, В этот момент лодка движется средним ходом т.е 8-9,5 узлов. Большую скорость лодка развить не сможет, т.к. один дизель работает чисто "на зарядку" АБ с 1-ой ступени, а второй "на винт" и лодка движется средним ходом (п=310 об/мин). На мостике находились командир корабля С.П. Лисин, штурман М.Т. Хрусталёв, рулевой-сигнальщик А.К. Оленин, комендор B.C. Субботин, выставленный для усиления наблюдения за морем, и трюмный В.И. Куница, вышедший наверх с разрешения командира как заядлый курильщик. Всего пять человек. К четверым из них судьба отнесется более благосклонно. Им предстоит пройти через ад фашистских концлагерей, ужасы госповерки и унижение недоверием у своих, после войны. Они останутся верными Долгу перед Родиной и Присяге, как истинные патриоты своего Отечества. Это не пустые и красивые слова. Они доказали это своей стойкостью и самой своей жизнью. Штурман М.Т. Хрусталёв утонул.
Подводная лодка «Весихииси»
В 19 час 26 мин. "С-7" была засечена на дистанции 43 кбт. на пеленге 190° гидроакустиком подводной лодки "Весихииси". Она осуществляла поиск нашей подводной лодки. Командир финской подводной лодки капитан 3 ранга О. Айтолла точно знал, где надо осуществлять поиск лодки противника. Во избежании быть обнаруженной первой, финская лодка двигалась в надводном положении под электромоторами экономичным ходом т.е. 3,5-4 уз. Она находилась в более выгодном положении...
Запись из штурманского журнала:
Восход Солнца - 06ч 57 мин. Заход Солнца -16 ч 31 мин. Конец навигационных сумерек - 18 ч 02 мин. Восход Луны - 15 ч 44 мин Заход Луны - 00 ч 42 мин. Ветер - 2 балла, волнение слабое. Видимость в сторону Луны с 0st на S - хорошая 10000м, ухудшаясь к N и W, будучи на NW видимость сравнительно плохая до 3000м.
Тактико-техничекие элементы подводной лодки «Весихииси»
Код Министерства обороны .................. SV-2
Строительный номер ..............................CV-703
Номер проекта ........................................ Ри-89
Разработчик::.,......................................... «Ingenieurs-KantoorvoorScheepsbouw» (Голландия)
Дата заключения контракта ................. 04.04.1927
Дата спуска на воду ............................. 01.08.1930
Дата вступления встрой ......................02.12.1930
Водоизмещение, т
надводное ..............................................495
подводное.............................................. 716
Длина, м ................................................ 63,5
Ширина, м.............................................. 6,2
Осадка, м.............................................. 3,6
Запас плавучести, %.......................... 44,6
Двигатели:
дизель марки «Атлас» ....................... 2х580 л.с.
электромоторы....................................2х360
Скорость, уз.
надводная ...........................................12,6
подводная .......................................... 8,5
Глубина погружения, м ......................75
Продолжительность хода под электромоторами, час
экономичным ходом ..........................65
полным ходом ....................................11
Время погружения, сек .....................40
Запас торпед, шт................................6
Вооружение:
торпедное...,....................................... 2 НТА
артиллерийское .................................1х76мм, 1х20мм.
Экипаж, чел........................................40
В это время на подводной лодке «Весихииси» хронология событий разворачивались приблизительно следующим образом:
19 час 25 мин (судовое время) подводная лодка «Весихииси» движется в надводном положении (крейсерское). Курс-190° скорость —4 уз. (под электромоторами, экономичным ходом). Лодка в срочном порядке покинула базу Марианнахамина в 18 час 00 мин 21 октября 1942г. после получения боевой задачи: выдвинуться в район узкости Флетьян -Червен, произвести поиск и уничтожение подводной лодки противника. По данным радиоперехвата, расшифровки телеграммы и анализа обстановки на ТВД стало ясно, что советская подводная лодка удачно форсировав минные поля, сетевые заграждения и дозоры сил ПЛО в Финском заливе, вышла на просторы Северной Балтики и направляется в район Ботнического залива на «свободную охоту». В настоящее время она находится на подходах к узкости Флетьян - Червен.
На подводной лодке «Весихииси» рубка гидроакустика находилась во втором отсеке по правому борту, напротив каюты командира. Гидроакустик внимательно прослушивает «горизонт». В наушниках акустика привычные всплески моря. монотонное жужжание собственных механизмов. „Усиление" доведено до максимума. Круг за кругом обегает циферблат стрелка компенсатора. Но вот в привычную какофонию помех вползает новый шум... Тихое ритмичное чавканье низкооборотистых винтов. Акустик напрягает слух и инстинктивно прижимает ладонями рук валики резиновых накладок телефонов к ушам. В 19 час 26 мин следует доклад: «гидроакустик - центральный пост: - слышу шум винтов. Акустический пеленг -195°. Цель надводная. Курс ориентировочно 310° скорость 8-9 уз.». Командир: «Боевая тревога. Торпедная атака. Цель - надводная Сигнальщики усилить наблюдение. Поднять перископ. Штурман: классифицировать цель, определить ЭДЦ (элементы движения цели). Режим замера - одна минута. По акустическому пеленгу с учетом поправок определить местоположение». Между мостиком и центральным постом поддерживается постоянная связь. Старший офицер у перископа, каждую минуту сообщает пеленг и дистанция на цель. 19 час 27 мин - замер «товсь» - «ноль».
- старпом;«пеленг -192°»
19 час 28 мин - командир: «замер товсь» - «ноль».
- старпом: «пеленг-194°
- гидроакустик: «курс цели 320°». 
19 час 29 мин – командир; «замер товсь» - «ноль».
- старпом:«пеленг- 196°».
- гидроакустик: курс 320°».
Штурман, согнувшись над прокладочным столом, ведет прокладку с помощью транспортира и штурманского треугольника, за «себя» и противника, на миллиметровой бумаге, по углам прижатой «грузиками» и освещаемую светом от настольной лампы. Его лица не видно, видны лишь руки. В лодке повисла зловещая тишина. Идет охота…
Штурманский стол подводной лодки «Весихииси» (тип II)
19 час 29 мин -штурман: «ЭДЦ -курс 320° скорость 9,5 уз. КУ50°. Рекомендую курс 270°». Теперь на «Весихииси» знают генеральный курс лодки противника. Командир: «Право на борт. Курс 270°». Начинается выполнение маневра опережения по направлению генерального курса «С-7». Штурман сделал запись в вахтенном журнале: «19 час 26 мин. Перешел на ведение журнала маневренных карточек (ЖМК)». 19час З0 мин.- командир: «уточнить ЭДЦ методом фиктивного пеленга. Режим замера 30 секунд. Замер «Товсь... Ноль».
19 час 31 мин - старпом: «пеленг 204°».
19 час 31,5 мин - Замер «товсь» - «ноль». старпом:«пеленг 206°».
19 час 32 мин - штурман: «курс цели- 320° скорость - 9,5 уз. Рекомендую курс 240° скорость 7,5 уз. дистанция залпа 16 кбт. Угол упреждения 160. Время прихода в точку залпа 19 час 44 мин».
19 час ЗЗмин - Командир:«курс 240° скорость 7,5уз. Прицеливание корпусом. Гироскопический угол торпеды -0°. Глубина хода торпеды – 3 метра. Скорость торпеды 30 узлов».
Остов подводной лодки на дне (1998г.)
Офицер - торпедист еще раз проверяет торпеды. Собственно говоря, в этом нет необходимости. Но уверенность есть уверенность. Лодка движется по боевой локсодромии. От гидроакустика постоянно поступают данные об изменении гидроакустического пеленга цели. На мостике напряжение достигает апогее. Если сейчас лодка противника изменит свой курс, то можно считать, что атака сорвалась в последний момент и они потеряют лодку противника. На мостике разговоры не ведутся, в общем - то и говорить не о чем. Наверху все ведут наблюдения в бинокли, а из центрального поста в перископ. Торпедисты в носовом отсеке готовят к стрельбе торпедные аппараты. Передние крышки еще закрыты. Они откроются в последний момент, непосредственно перед залпом. Лодка находится в наиболее выгодном положении, т.к. спереди силуэт лодки значительно уменьшается, обнаружить ее становиться гораздо труднее. Луна у противника «за спиной». Но на войне бывает всякое. Определенно, нужно обладать определенным опытом, чтобы занять выгодную позицию стрельбы, с учетом всех этих факторов. Поэтому всеми маневрами лодки управляет сам командир. Командир лодки Олави Айттола охвачен лихорадкой охоты. Его приказы коротки и уверенны. Все это незримо передается экипажу. Сейчас экипаж и боевой корабль единое целое - монолит. 19 час 35 мин «Первый, третий аппараты для стрельбы из надводного положения -товсь. Стрельба методом последовательных выпусков торпед. Наведение торпед в упрежденную точку - корпусом». По этой команде заполняются водой трубы торпедных аппаратов и открываются передние крышки. Инженер-механик рассчитывает количество воды замещения, которое необходимо принять в цистерны после выпуска торпед для удержания дифферента и восстановления «вывески» подводной лодки. Торпедные аппараты к стрельбе из надводного положения готовы! Командир: «Производство стрельбы с мостика». 19 час 44 мин - Штурман: «в точке залпа» 19 час 44,5 мин - Командир: «Первый, третий аппараты - Пли!». Торпедист оттягивает боевые рукоятки двух торпедных аппаратов. Дважды вздрагивает лодка. Автоматика не подвела. Толчки сопровождаются короткими глухими шипящими звуками. Их производит сжатый воздух. Интервал времени между последовательными выстрелами секунды, для того, чтобы торпеды не создавали друг другу помех. Торпеды с леденящим мозг воем движутся к цели, под управлением гироскопического прибора Обри.
Командир: «Самый полный!»
Секундомеры включены. Начался последний, самый трагический акт трагедии. Взрыв торпеды должен произойти через двести секунд. Командир на мостике, бинокль буквально прилип к его глазам. Старпом у перископа. Он видит на лунной дорожке двигающуюся на север, уже обреченную, вражескую подводную лодку с поднятым перископом. На фоне лунной дорожки командир классифицирует обнаруженную подводную лодку. Это «Щука» проекта Х-бис. Прошла минута, вторая, третья. Пошла четвертая... Промах... Лодка уйдет. Нет...и тогда командир подает команду: «орудие-огонь!». Лодка дважды вздрогнула от выстрелов. В наушниках гидроакустика слышится глухой удар и треск ломающегося металла. Море озарилось яркой вспышкой от взрыва в кормовой части подводной лодки. Акустик возбужденно кричит: «Есть попадание!».
Война — это массовый психоз. Если посмотреть на каждого из воюющих в отдельности, это добрые, милые, любящие, порою сентиментальные люди. Но, собравшись вместе в единый экипаж или другое воинское формирование, убивают друг друга, изощренно, изобретательно, применяя весь свой интеллект, опыт и знания. Война калечит людей, калечит их психику. Это страшно. Я не верю тем, кто говорит, что на войне не страшно. Еще как страшно. «Мама» кричат, когда страшно, не только дети малые...
Сильный гидравлический удар расколол прочный корпус подводной лодки в районе водонепроницаемой переборки между шестым и седьмым отсеками. Аппаратура, закрепленная на правом борту в районе взрыва, была сорвана со штатных мест и брошена внутрь отсека. Повсюду погас свет. Вода с неимоверной силой устремилась вовнутрь отсеков. Все люди в отсеках номер семь (жилой) шесть и пять погибли почти мгновенно, так и не осознав происшедшего. Ни стонов, ни криков, ни ужаса в глазах. Все было кончено в считанные секунды.
Место гибели подводной лодки С-7
Лодка стала резко оседать кормой и через полминуты, задрав к черному небу красивый форштевень, скрылась в воде. Но в отсеках номер один и два остались живые члены экипажа, успевшие закрыть переборочные двери, тем самым, обрекая себя на мучительную смерть от удушья и холода… в темноте. Это страшная смерть. Некоторые члены экипажа, находившиеся в центральном посту, инстинктивно бросились к вертикальному трапу, ведущему через прочную рубку на мостик. Но они не успели… Ворвавшийся мощный поток холодной балтийской воды всех смыл со своего пути, разметая тела подводников по закоулкам отсека. Они погибли мгновенно. На поверхность моря из открытого люка с шумом вырвался воздушный пузырь. В отсеке номер три все было кончено. Вода медленно прибывала в носовые отсеки. В отсеках была темно, холодно и жутко. Капли, падающие с подволока, молотом отдавались в тишине отсека… В древности это был один из изощренных видов пытки - падающая капля. Человек медленно сходил с ума. В такой ситуации человеческий организм долго не может сопротивляться. Люди умирали тихо и поодиночке…в полной темноте и тишине.
Лодка упала на дно, подняв со дна клубы взвеси и ила, распугав мирных рыб и обитателей дна. Тихо улеглась на дно взвесь, и остов погибшей лодки, ставший стальным саркофагом экипажа С-7, остался лежать навечно братской могилой. А там, на поверхности моря, мирно, как ни в чем небывало, продолжал светить маяк острова Сёдеррарм. Подойдя через десять минут к месту трагедии, на борт подводной лодки было поднято 4 человека. Точно определив свое место по пеленгам на маяки Седеррарм и Бугшер, штурман сделал запись в вахтенном журнале: «21.10,1942г. 19час 48 мин: Шс=59°38' Дв=19°50'. Потоплена советская подводная лодка типа "С". На месте потопления из воды поднято 4 человека».
Мысленно перенесемся на борт подводной лодки С-7. Всплыв в надводное положение, инженер-механик доложил командиру о плотности электролита (р=1,06) и необходимости произвести полную (четырехступенчатую) зарядку аккумуляторных батарей. Ведь еще предстояло форсировать пролив Южный Кваркен. На лодке началась подготовка к зарядке АБ. По подводной лодке объявлена «готовность №1». После всплытия лодка находилась в позиционном положение («горлышко») и для перехода в крейсерское положение необходимо откачать (продуть) часть балласта. В целях экономии ВВД эту операцию проделывают при помощи отработанных газов от дизелей. По времени эта операция занимает минут 20-25. Так как лодка весь день находилась под водой, естественно необходимо было экстренно провентилировать отсеки, в любой момент мог появиться противник. Отдраиваются и ставятся на стопора (крючки) переборочные двери, рубочный люк открыт. Создалось положение, как говорят подводники «вентиляция на просос». Так как лодка находилась в боевом походе, то по всей вероятности командир принял решение «бить форсированную зарядку». На мостике: командир, штурман, вахта сигнальщиков, комендор. Остальные члены экипажа в лодке. Когда подводная лодка, времен Второй Мировой войны, шла в надводном положение под дизелями она была почти «глухой» и естественно гидроакустик не мог услышать лодку противника за 43 кбт, идущую под электромоторами экономичным ходом. Его глушила работа собственных дизелей. Секторное наблюдение за горизонтом велось с мостика сигнальщиками и из центрального поста через поднятый зенитный перископ вахтенным офицером или старпомом. Как показал анализ боевой подготовки командиров подводных лодок, и всего офицерского состава в начальный период войны являлось: не изученность театра военных действий, а точнее полное не знание ТВД и очень примитивное знание противника и его постоянно меняющейся тактики. Оказалось: наиболее слабо подготовлены сигнальщики. Высокий уровень шумов подводной лодки был «больным местом». Все это и сыграло свою роковую роль с экипажем С-7.
Динамика гибели подводной лодки С-7
В результате попадания и взрыва торпеды, через образовавшуюся пробоину вода мгновенно затопила седьмой отсек. После взрыва торпеды часть экипажа, находившаяся в шестом и седьмом отсеках, погибла мгновенно. Ворвавшаяся в отсеки вода сметала все на своем пути. Моряки, находившиеся в пятом отсеке, успели выскочить и загерметизировать четвертый отсек со стороны дизельного отсека. Вода не сразу заполнила шестой и пятый отсеки т.к. переборочная дверь была задраена, и в пятом отсеке образовался воздушный пузырь. Сжатый до определенных пределов воздушный пузырь, с учетом нарастающего дифферента на корму, выдавил большую часть воды из затопленных отсеков, вырвался «на свободу», увлекая за собой все: тела погибших, вещи, обломки и т.д. Поэтому никого из экипажа в этих отсеках не нашли шведские аквалангисты. Часть экипажа просто обязана была там находиться. Ведь шла зарядка аккумуляторов, и согласно боевого расписания, на случай экстренного погружения, кто-то должен же был остановить дизеля, прекратить зарядку и дать ход электромоторами. Я ни когда не поверю, что в пятом и шестом отсеках, в условиях боевого времени, во время зарядки АБ ни кого не было. Это нонсенс, этого просто не могло быть. Приняв в три отсека воды больше 241м3, лодка, потеряв продольную остойчивость, с дифферентом на корму затонула. Внутренний объем 7; 6 и 5-го отсеков в процентном отношении больше чем запас плавучести (запас плавучести - разность между надводным и подводным водоизмещением) подводной лодки серии IX-бис. Остальные отсеки (третий и быть может второй) были затоплены через рубочный люк. Как показало водолазное обследование подводной лодки на грунте, рубочный люк открыт, перископ поднят, боевая рубка занесена илом.
Список погибших членов экипажа подводной лодки С-7
1 Антифеев А.А. 1914 Главный старшина
2 Баранцев Б.А. 1915 Инженер-капитан-лейтенант
3 Баскаков А.И. 1922 Краснофлотец
4 Брянский О.Г. 1910 Инженер-капитан-лейтенант
5 Булев В.А. 1921 Краснофлотец
6 Бурый Г.В. 1920 Краснофлотец
7 Винокуров А.Ф. 1913 Главный старшина
8 Воробьев И.Б. 1913 Старшина 1 статьи
9 Воронежцев А.Н. 1920 Краснофлотец
10 Гавриков М.И. 1917 Старший краснофлотец
11 Гаран А.Г. 1918 Старший лейтенант
12 Гусев В.С. 1916 Старший политрук
13 Думоровский А.И. 1913 Капитан – лейтенант, помощник командира
14 Егоров М.М. 1919 Старшина 2 статьи
15 Журавлев С.А. 1920 Краснофлотец
16 Иванов П.И. 1918 Старшина 2 статьи
17 Игнатьев М.И. 1918 Старшина 2 статьи
18 Клушин А.И. 1921 Старший краснофлотец
19 Кулочкин Н.И. 1914 Краснофлотец
20 Лебедев А.М. 1915 Старшина 2 статьи
21 Лимарь А.И. 1918 Краснофлотец
22 Лукаш Г.Р. 1919 Краснофлотец
23 Лямин М.Ф. 1914 Старшина 2 статьи
24 Лященко П.И. 1911 Главный старшина
25 Михайлов П.М. 1915 Главный старшина
26 Назин И.Ф. 1914 Старшина 1 статьи
27 Нахимчук В.И. 1912 Главный старшина
28 Пустовойт В.Д. 1916 Краснофлотец
29 Пятибратов П.В. 1914 Главный старшина
30 Самонов С.М. 1915 Старшина 1 статьи
31 Сенокос П.А. 1915 Старшина 2 статьи
32 Скачко П.А. 1915 Старшина 1 статьи
33 Смирнов Б.Н. 1919 Старший лейтенант
34 Сорокин Н.Д. 1918 Краснофлотец
35 Стрельцов Н.К. 1916 Старший краснофлотец
36 Сухарев В.Н. 1919 Краснофлотец
37 Тищенко А.А. 1918 Краснофлотец
38 Хомутов Б.П. 1921 Краснофлотец
39 Хрусталев М.Т. 1918 Старший лейтенант, командир БЧ-1
40 Шинкаренко И.Т. 1918 Старшина 2 статьи
41 Шкурко Ф.М. 1918 Военфельдшер
42 Ямпольский Е.А. 1921 Краснофлотец
В статье немецкого исследователя и историка флота Ю. Клод «Действия советских подводных лодок в Балтийском море в 1942г.» приводится описание маршрута движения подводной лодки С-7 в том роковом походе, с указанием курсов, пеленгов и. т.д. Я в корне не согласен с этим: На мой взгляд, Лисин на допросах указал не те курсы, какими он выбирался из Финского залива. Он отлично понимал, что противник обязательно начнет караулить наши лодки именно на этих курсах, а это дополнительные потери. По моему глубокому убеждению, Лисин С.П. на допросах указал ложный маршрут, он только кажется правдоподобным, но не являлся таковым.
ЭДЦ, дистанция и тип подводной лодки были определены не точно, и этим определяется попадание только одной торпеды в корму. Прицеливание по подводной лодке производилось по ограждению рубки. По всей вероятности командир финской лодки классифицировал С-7 как «Щуку» проекта Х-бис. Силуэты ограждения рубок очень схожи. Только высота и длинна лодок разная. Эта неточность послужила причиной неточного определения дистанции. Попадание торпеды пришлось в корму, приблизительно в 27-30м за ограждением рубки. Вероятнее всего первая торпеда прошла за кормой, а вторая торпеда попала в корму лодки приблизительно в 19 м от оконечности легкого корпуса в сторону ограждения рубки. Следовательно, был произведен двухторпедный залп «по площади с временным интервалом» (интервал приблизительно 4,0÷4,3сек, ΔS=25÷30м). Угол рассогласования - 3° 201. Подводная лодка «Весихииси» выполняла чисто противолодочную задачу, и поэтому был произведен именно двух торпедный залп, а не одно торпедный, как пишется в прессе. Ни один командир лодки в аналогичной ситуации судьбу испытывать не станет. Будь у подводной лодки С-7 скорость чуть больше, обе торпеды прошли бы за кормой. Командир лодки «Весихииси» инстинктивно понял, что торпедами он «смазал», поэтому дал команду открыть артиллерийский огонь. В расчетах не использовались такие факторы как:
- различное время активации аккумуляторных батарей торпед.
- различная глубина «торпедного мешка» у выпущенных торпед.
- сопротивление движению торпед от волнения на поверхности моря.
- временной фактор: задержка по времени (секунды) от момента подачи команды «пли» до момента выхода торпеды из аппарата.
Немецкая торпеда G7a образца1940г.
Во всех публикациях говорится, что командир «Весихииси» после получения доклада об обнаружении нашей лодки, сразу дал полный ход. Каким же методом командир собирался определять ЭДЦ? В таких случаях лодка или корабль продолжает двигаться прежним курсом и скоростью как минимум минуты три. Снимаются как минимум три пеленга с интервалом одна минута, после чего можно определить генеральный курс и скорость цели. Но есть единственный не известный фактор: дистанция. Не зная точно дистанцию, командир не сможет выполнить точный маневр опережения и выйти в точку залпа. Для этого, после определения генерального курса и скорости командир резко меняет свой курс но 600-800, чтобы двигаться приблизительно параллельно или в одном направлении с курсом цели, с прежней скоростью. Производится съемка двух-трех пеленгов. Этот метод называется - метод фиктивного пеленга. Этот метод служит для выработки точных ЭДЦ при неизвестной дистанции. Только после этого, командир начинает производить маневрирование с изменением курсов, скорости и дистанции. По моим расчетам, командир подводной лодки «Весихииси» приказал лечь на курс сближения приблизительно в 19 час 33 мин. Он продолжал двигаться под электромоторами, только уже на полном ходу. Это приблизительно 7-7,5 узлов. Запускать дизеля командир «Весихииси» не решался, так как мог демаскировать лодку, и С-7 немедленно погрузилась бы и атака сорвалась, что командир финской подводной лодки допустить не имел права. По всей вероятности разбор атаки не производился. Логика подсказывает – зачем, ведь мы победили? Победителей не судят. Наверняка и командир и командование находилось в состоянии эйфории, как ни как, а в плен попал командир подводной лодки. Все вышеизложенное можно определить одной фразой – На войне как на войне, просто одним повезло больше чем другим.
Литература:
1.С.С.Бережной «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг» издательство «Военное издательство, М. 1988.
2.Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». М. 2003.
3.Лоция Балтийского моря, ч.1 №1202 1976. ГУНИО МО СССР

Немає коментарів: