пʼятницю, серпня 05, 2011

И все-таки море останется морем…Празднование дня ВМФ в Кировограде

   И все-таки море останется морем…Празднование дня ВМФ в Кировограде
Na_valah«Это не праздник, - такие слова не раз прозвучали в течение дня. - Сегодня в Украине - день национального траура. Но так совпало, что 31 июля - это еще и День Военно-Морского флота. А значит, мы, моряки, собрались вместе, чтобы отдать дань памяти как погибшим шахтерам, в профессии которых есть что-то общее с профессией подводника, так и морякам - и погибшим при исполнении воинского долга в военное или мирное время, и ушедшим уже после завершения службы. Но вместе с тем мы собрались, чтобы сказать добрые слова обо всех моряках - и тех, кого уже нет, и тех, кто и сегодня остается с нами...»Na_valah_2 И действительно - в этом строгом и мужественном ключе прошли в Кировограде все заранее запланированные на 31 июля 2011 года мероприятия: короткая церемония с возложением венков к подножию скорбящей Матери-Родины в Мемориале Славы на Валах, минута молчания в память о шахтерах, знамена, склоненные над могилой Григория Куропятникова и символической могилой Израиля Фисановича, Героев Советского Союза, уроженцев нашего города, и общее фотографирование у памятника Г. Куропятникову. Но было еще и нечто незримое, что объединило всех собравшихся - чувство морского братства, ощущение причастности к общему большому делу, которому кто-то отдал часть своей жизни. Кто-то - всю жизнь...

Наследники Героев
Этот день дал все основания повторить уже однажды сказанное: степная, «сухопутная» Кировоградщина тоже вписала свои славные страницы в историю ВМФ.
Давайте вспомним, в Кировограде (тогда еще Елисаветграде) родились прославленные моряки, имена которых навечно вошли в летопись Великой Отечественной войны, - Герои Советского Союза Григорий Куропятников (1921-1982) и Израиль Фисанович (1914-1944). О них изданы книги, опубликованы газетные и журнальные статьи. Их именами названы улицы. Легендарный подводник Израиль Фисанович был командиром орденоносной «малютки» - первой и единственной в этом классе подлодок получившей звание гвардейской. Его символическая могила находится в Кировограде, в Мемориале Славы на Валах (в одной аллее с могилой Григория Куропятникова), тогда как сам Герой, не доживший и до 30 лет, покоится на дне Норвежского моря вместе с экипажем, в составе которого служил еще один моряк, уроженец Кировоградщины - призванный из Знаменского района. В составе Военно-Морских Сил Украины несут службу корабль морской охраны «Григорий Куропятников» и средний десантный корабль «Кировоград», получивший это имя благодаря учрежденной в 1994-м практике шефства городов и регионов страны над военными судами. И все те, кто собрался в Кировограде 31 июля под военно-морскими знаменами, имеют право именоваться наследниками Героев.
Многие из них тоже не раз становились героями газетных и книжных публикаций.
Raina_GrebenykГригорий Раина служил в 1960-х на подлодке, оснащенной не имеющими аналогов ядерными реакторами с жидкометаллическим теплоносителем (АПЛ К-27 класса «Ноябрь», по натовской классификации - «Золотая рыбка»). Эта лодка первой, скрытно преодолев линию натовской противолодочной обороны, прошла от Баренцева моря до экватора, первой же через сверхохраняемый Гибралтар вошла в Средиземное море. А когда на пути к экватору произошла авария и в горячем реакторном отсеке потребовались ювелирной точности сварочные работы, выполнил их Григорий Раина, сварщик по гражданской профессии, в паре с другим спецтрюмным - Петром Вознюком (тоже призванным с Украины).
Василию Гребенюку в 1970-х довелось служить на АПЛ К-159 (через 30 лет после демобилизации, в августе 2003-го, он с болью узнал, что эта лодка затонула, унеся жизни девяти членов экипажа). Ныне Василий Петрович возглавляет Кировоградскую областную организацию ветеранов-подводников (на фото - В. Гребенюк у символической могилы И. Фисановича вручает медаль Григорию Раине).

Кстати, и Всеукраинская ассоциация ветеранов-подводников была учреждена в Кировограде же - в сентябре 2006-го.
Кировоградская областная организация ветеранов-подводников с недавних пор носит имя И. Фисановича, она сегодня служит центром, объединяющим вокруг себя моряков всех других профессий.Prolynenko

Станислав Пролуненко, о котором рассказал на своих страницах столичный еженедельник «2000» (http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/pamjat/74162), служил с 1993-го по 1995-й на Черноморском флоте машинистом газотурбинных установок - на большом противолодочном корабле «Красный Кавказ». С детства увлекался военной историей, а после службы его интерес сосредоточился на истории ВМФ. По приглашению организация ветеранов-подводников Пролуненко в 2008 г. побывал на II конгрессе Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников в Харькове, где посетил и Морской музей и загорелся идеей создать подобный в своем городе. Поддержала его почин и областная организация. Теперь Кировоградщина имеет свой музей ВМФ - его официальное открытие тоже вошло в число мероприятий, прошедших 31 июля.
А о скольких кировоградских моряках не рассказал еще никто и нигде! Но ведь и из их личных биографий складывается, словно мозаика, и история флота, и история страны, и даже история тех или иных геополитических изменений.
Сегодня мало кто знает, что, например, Албания во времена Энвера Ходжи обрела подводный флот благодаря СССР. Еще менее известно, насколько скандальной была эта история. Но, в частности, Валентин Морозов, который служил в подводном флоте с 1958 по 1962 годы, ходил в 1960-1961 гг. под албанским флагом и является живым очевидцем этих событий.
По его словам, в Албании, в Адриатическом море (порт Влера), была создана первая военно-морская база за пределами СССР. Однако все материально-техническое обеспечение осуществляла советская сторона - даже питьевую воду, и ту доставляли из Советского Союза. Албания в то время входила в состав Варшавского договора и активно разыгрывала эту карту. В СССР на дизель-электрических подлодках проекта 613 проходили подготовку албанские офицеры. По-видимому, и СССР пытался разыграть свою карту. Понимая, что внешняя политика Албании носит скорее прокитайский характер, советское руководство, у которого в тот период складывались недружественные отношения с Китаем, пытался тем самым привлечь Албанию на свою сторону и включить ее в сферу своего геополитического влияния. Однако чем дальше, чем чаще на суднах со смешанными советско-албанскими экипажами возникали конфликты. Например, в день 1 Мая, рассказывает В. Морозов, во время торжественного праздничного построения был первым поднят албанский флаг. Когда же начали поднимать флаг советский, албанцы просто перерезали фалы. В конце концов советские моряки подняли флаг Родины, но им пришлось для этого встать живой стеной перед албанцами... Кончилось же тем, что в один далеко не прекрасный день албанцы попросту захватили подлодки и суда (в том числе плавбазу «Немчинов»), на которых работали совместные экипажи, морякам, впрочем, дали вернуться на Родину (правда, под угрозой чуть не всей мощи Черноморского флота, приведенного в боевую готовность). А затем и разорвали отношения с Варшавским договором...
Немногие, наверно, знают, что СССР в тот период и позже стремился обеспечить свое постоянное военно-морское присутствие в Средиземном море. В том числе и силами подводного флота. Вот и В. Морозов вспоминает, что база в Адриатике не была самоцелью. Задача стояла шире - постоянное слежение за американским Шестым флотом; подлодка, на которой служил ветеран, оставаясь в подводном положении, постоянно следовала за американцами.
ShlyahovouНесколько лет назад, напоминает Александр Нероденко, в Одессе был возведен монумент - памятник военным морякам, сдерживавшим силы НАТО. А. Нероденко - старшина второй статьи, рулевой. Служил с 1975-го по 1977-й на плавбазе «Федор Видяев», в Средиземном море. В задачу плавбазы входило обеспечение жизнедеятельности советских подлодок,
Константин Шляховой (на фото - справа), главный старшина, командир отделения штурманских электриков, также в 1975-1978 гг. служил в Средиземноморской эскадре ВМФ СССР - на флагмане, большом противолодочном корабле «Керчь». В свое время закончил в Одессе мореходку, работал в пароходстве, был призван. И стало для него постоянным местом службы Средиземное море. Главная база находилась в Севастополе. Сюда возвращался корабль через каждые восемь месяцев - для ремонта и пополнения запасов. И вновь уходил в плавание, работая в группе слежения за американскими авианосцами. До 1976-го существовала еще одна база, не основная - в Александрии (Египет), но из-за ухудшения советско-египетских отношений от нее пришлось отказаться и перебазироваться в Сирию. В период службы довелось пересекать и Гринвичский меридиан - сопровождая построенный в Николаеве для Северного флота авианосец «Киев». Через Гибралтар прошли в боевой готовности номер 2, но без эксцессов. Это плавание, в отличие от боевых походов из Черного моря в Средиземное, было зачтено морякам как дальний поход. Но если суммировать число миль, пройденных Константином Шляховым во время всех боевых походов, то окажется, что он три с лишним раза обошел земной шар по экватору!

Вошедший в учебники тактики


GysА этот человек в погонах полковника авиации, перешагнувший за 90-летие, старейший из участников мероприятий 31 июля, заслуживает отдельной главы. Он не моряк, не служил в морской авиации, но День ВМФ - это и его праздник. Летчик-истребитель, он в годы войны, с 1942-го по 1945-й, прикрывал Мурманск, его военно-морские базы, советские корабли и транспорты союзников с воздуха.
Тимофей Гусинский начал войну в сержантском звании. Пилот в звании сержанта. Первое офицерское звание младшего лейтенанта получил только в 1942-м. Летать пришлось на английских Харрикейнах, которые в полтора раза уступали в скорости немецким Мессершмиттам. К тому же немцы имели 2-3-кратное преимущество в воздухе. Дважды был сбит, оба раза сажал подбитый самолет на брюхо. В одном случае смог дотянуть до аэродрома. После одного из самых тяжелых воздушных боев, когда была сбита вся четверка советских летчиков, находившихся в воздухе, - на вершину сопки. Самолет зарылся в глубокий снег, стал вертикально на нос... Пилот ждал, что сейчас машина завалится на фонарь и станет его могилой, но, качнувшись раз другой, она все же осталась в вертикальном положении. С трудом отбросив деформированный фонарь кабины, пилот вывалился на снег. Попытался идти - провалился по грудь в снег. Вернулся за лыжами. Ему повезло - вышел на оленеводов. Командир четверки в этом бою погиб. Выжили еще два пилота, но один из них был отчислен из авиации из-за полученных обморожений... Вернулись в строй только двое из четверых. И продолжали летать... И воевать...
- Только в 1943-м, - рассказывает Тимофей Демидович, - мы смогли по-настоящему отыграться на немцах - когда получили советские Як-7 и Як-9, преимущество в воздухе перешло к нам.
Один из воздушных боев 1944 года, как рассказывают сведущие люди (сам Т. Гусинский лишь скромно упоминает, что он был описан в литературе), вошел даже в учебники тактики воздушного боя: Гусинский в паре с другим пилотом вступили в поединок с четырьмя Мессершмиттами. Двое - против четырех. И победили: все четыре «мессера» были сбиты...

Есть чем гордиться и что показать

Podem_flagovДень ВМФ этого года Кировоградская областная организация подводников рассматривает как один из шагов к подготовке к 100-летию со дня рождения выдающегося подводника-земляка Израиля Фисановича. А потому 31 июля последним (по счету, но не по важности) мероприятием стало официальное открытие музея ВМФ в Большой Северинке.Y_vhoda_v_myz
Музей, созданный более года назад, обрел наконец свой официальный статус. Сегодня на нем есть вывеска, существенно расширена его экспозиция, он готов принимать экскурсии - и при этом ничего не просит у государства. Музей останется в ведении областной организации ветеранов-подводников. Главной его задачей представители ветеранской организации видят воспитание патриотизма у молодежи, а экскурсии для школьников, приезжающих из города и районов, будут проводить сами энтузиасты ветеранского движения.

V_myzeeСегодняшняя экспозиция - это два полноценных музейных зала с множеством стендов. Начиная с прошлого года, информация о музее из уст в уста передается по городу, Василию Гребенюку звонят дети и внуки моряков времен Великой Отечественной войны, предлагают новые экспонаты, хранящие память об отцах и дедах, и, конечно же, эти реликвии с благодарностью принимаются и занимают свое достойное место в экспозиции. Коллекция музея продолжает расти. Но и это еще не всё! В рамках запланированных мероприятий моряки Кировограда побывали и в городской станции юных техников. Здесь в дар музею был вручен макет подводной лодки. Был озвучен и договор о сотрудничестве: станция юных техников и в будущем планирует изготавливать те или иные макеты и модели специально для музея. Думается, и детям, юным техникам, будет приятно видеть, как изготовленные ими предметы пополняют экспозицию, а рядом с ними появляются таблички, указывающие, чьими руками они сделаны.
V_stroyjЗаодно стоит сказать, что столь обширную программу мероприятий одного дня нельзя было реализовать без помощи и поддержки городской власти. А потому моряки адресуют слова благодарности Василию Дзядуху, первому заместителю городского головы Кировограда, и Анатолию Голованову, руководителю АТП, выделившему автобус для передвижений по городу и поездки в Большую Северинку.
По словам Василия Петровича, в день празднования 100-летия Фисановича, 23 ноября 2014 года, в Кировоград обещал приехать его сын Тарас. А само это мероприятие уже включено в план Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников.
Dar_stancuuЧувство гордости за принадлежность к великому флоту великой морской державы - вот, пожалуй, то, что объединяет сегодня моряков-ветеранов сегодня. И, хотя Украина ныне довольна скромна, мягко говоря, в своих военно-морских амбициях, они верят - всё, что они делают сегодня, делается не напрасно. Они не хотят остаться последними представителями прекрасной и гордой профессии военных моряков - а сегодня их в Кировоградской области немало, почти 260 человек. Пусть, говорят они, начнется с малого - с того, что молодые люди, которые призываются в ВМС Украины из Кировоградской области, будут служить на кораблях «Кировоград» и «Григорий Куропятников». Пусть не рвется преемственность поколений. Не знаю, как кому, но даже мне, человеку сухопутному, эта идея кажется интересной. Два корабля с «кировоградскими» именами - и с преимущественно либо полностью кировоградскими экипажами. Разве это не замечательно?..
Анатолий Юрченко, журналист. Фото автора.

Немає коментарів: