На первых подводных лодках об условиях обитания никто особенно не задумывался, все сводилось к тому, чтобы человек вообще физически мог находиться внутри подводной лодки, в том числе под водой на время ресурса аккумуляторных батарей. Поскольку речь шла о нескольких часах под водой и нескольких сутках в море, то все проблемы быта решались сравнительно просто, точнее — вообще никак не решались: ели сухой паек, а спать было просто некогда. Затем, уже в годы Русско-японской войны, когда подводные лодки стали уходить в море на четверо, а то и семеро суток, на них появились примитивные электрические самовар и плита.
http://submarine.itishistory.ru/1_lodka_9.php
Последняя предназначалась лишь для разогревания того, что взяли с собой с берега. Что касается каких-либо спальных мест, то тут нам показала пример Америка, там комфорт всегда был в почете. В 1904г. Россия приобрела в США шесть подводных лодок типа «Осетр». Эти небольшие, чуть больше отечественного «Дельфина», корабли отличались плохим качеством постройки, низкими тактико-техническими элементами. Но треть их объема занимал двухэтажный отсек, в верхней части которого размещалось жилое помещение с четырьмя шикарными стегаными кожаными диванами, где экипаж мог отдыхать. На первой российской боевой подводной лодке «Дельфин» также, правда уже в ходе ремонта, смонтировали рундуки и места крепления подвесных коек. http://submarine.itishistory.ru/1_lodka_9.php
Жилое помещение на подводной лодке «Осетр»
Первые «командные помещения» на российских подводных лодках стали проектироваться уже после Русско-японской войны и отчасти на основании ее опыта. На заложенной в 1907г. «Акуле» уже имелись три каюты офицеров и кают-компания. Каюты в последующие полвека мало в чем изменились и представляли из себя узкое помещение вдоль борта, отделенное от центрального коридора тоненькой фанерной или стальной переборкой. Длина каюты равнялась длине койки, а ее ширина — ширине койки с приставленной к ней тумбочкой. Поскольку все жилое помещение традиционно занимало верхний ярус аккумуляторного отсека, то оно имело сводчатый подволок, и стоять во весь рост рослому мужчине можно было только в центральном коридоре. Кают-компания напоминала железнодорожное купе, но каждая полка была рассчитана на два человека, а значит, прилечь на ней можно было только «калачиком». Что касается помещения рядового состава, то оно было оборудовано рундуками и складными столами.
Там же располагался камбуз и холодильная камера. С противоположного борта имелся умывальник. Подобное размещение личного состава сохранялось на всех дореволюционных подводных лодках российской постройки. Единственным новшеством, правда опять привнесенным в российский флот американцами, стало появление отдельного помещения для проживания кондукторов, то есть сверхсрочников. Такие каюты впервые появились на «Нарвале», заложенном в 1911г. При этом надо отметить, что спальными местами обеспечивалось менее половины рядового состава. Естественно, происходило это не от хорошей жизни — места не хватало, но и имело определенное обоснование: считалось, что в море почти половина экипажа находится на вахте и таким образом можно иметь одну койку на двоих. Правда, по возможности обитаемость пытались улучшить, например, за счет… балластных цистерн. Так на «Акуле» главные балластные цистерны располагались в оконечностях прочного корпуса и имели двери из отсеков и даже иллюминаторы. Предполагалось, что там будет размещаться часть личного состава при плавании в надводном положении. Фактически по такому назначению цистерны не использовались, и с повышением требований к времени погружения подводной лодки больше к такой идее не возвращались.
Немає коментарів:
Дописати коментар