Малоизвестная война сверхдержав за господство в Мировом океанеПолвека назад началась цепная реакция «разогрева» холодной войны между двумя политическими системами двух сверхдержав. Спусковым механизмом стало размещение в 1961 году американских ракет средней дальности «Юпитер» в Турции. В пределах досягаемости их ядерных боеголовок оказались Москва и основные промышленные центры СССР. Годом ранее 30 таких ракет были поставлены на боевое дежурство в Италии. А еще раньше восточное побережье Англии освоили 60 ракет «Тор», нацеленные на европейскую часть СССР. Стратегические бомбардировщики Б-52, способные достичь любой точки Союза, и авианосцы с ядерным оружием на борту и средствами его доставки готовы были усилить ракетный удар. И даже три сотни целей для удара «большой дубиной» уже нанесены на секретные карты Пентагона. Неведомо, был ли среди тех целей Кустанай, но регулярно его крыши с грохотом «брили» истребители-бомбардировщики Ил-28, способные нести ядерное оружие, город оглашался воем сирен, и нас, школьников, перепуганные учителя учили спасаться от светового излучения и ударной волны атомного взрыва, укрываться в бомбоубежище. http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=5300&bsb_midx=-1 Догнать и перегнать! После Второй мировой Советы вынуждены были догонять США во всем: в ядерном оружии, ракетостроении, дальней авиации, атомных подлодках, а флот прибрежных морей выводить в океаны. Последнее давалось непросто: отсутствовал элементарный опыт, который можно было только нарабатывать. Считается, что первое автономное плавание совершила дизельная лодка Черноморского флота С-70 под командованием капитана II ранга Леонида Рыбалко. Осенью 1954 года она 30 суток не всплывала на поверхность. Подзарядка батарей, пополнение воздуха шли через специальную шахту, когда субмарина находилась на перископной глубине. Спустя год североморец Тимофей Лозовский скрытно довел свой «потаенный корабль» до 0 градуса по Гринвичу (на этой долготе находится Лондон). Его маршрут продолжили летом 1958 года С-346 и С-347, которыми командовали капитаны III ранга Василий Зверев и Владимир Чернавин. Субмарины скрытно вышли из Баренцева моря в Атлантику, обогнули с запада Британские острова и «запечатали» пролив Ла-Манш – провели в нем учения по блокированию судоходства. НАТО стояло «на ушах»: никто не знал, откуда в стратегически важном проливе появились русские лодки. Тем более что это были лодки среднего класса, плохо приспособленные для океанских походов. Между тем строительство больших дизельных субмарин шло быстрыми темпами. В октябре 1959 года две из них – Б-88 и Б-90 – вместе с теплоходом «Михаил Калинин» и танкером «Вилюйск» вышли из Кольского залива. За пять месяцев автономного плавания пройдены Атлантический, Индийский и Тихий океаны. В марте 1960 года лодки вошли в порт Петропавловска-Камчатского. За 15 послевоенных лет ВМФ СССР получил почти 350 субмарин океанского класса. Своевременно получил. Многократно осмеянный лозунг Никиты Хрущева «Догнать и перегнать Америку!» все-таки был частично реализован, но об этом мало кто знал – гриф «Совершенно секретно!». Под ним оказался ответ на размещение американских ракет в Турции. Жаркий город Анадырь Жарким он никогда не был – находится на Чукотке. Таковым его сделали стратеги Генерального штаба, завершившие в июне 1962 года разработку операции «Анадырь». Возглавил ее маршал СССР Ованес Баграмян. Когда в шести портах страны началась погрузка 85 кораблей, военнослужащим говорили, что они отправляются на Чукотку. Для убедительности их снабжали теплыми вещами. Капитаны кораблей не ведали, что грузят в трюмы: перед выходом им вручат пакеты с сургучными печатями, которые они должны вскрыть в море в присутствии замполитов. А за два месяца до этих событий первый секретарь ЦК КПСС и председатель правительства Никита Хрущев совершил поездку на Северный флот. Командующий самым молодым и самым сильным флотом Союза Владимир Касатонов показал современные корабли, начавшие поступать на вооружение, пуск баллистической ракеты из-под воды, а в заключение Хрущев пожелал побывать в Гремихе и лично вручить награды экипажу атомной лодки К-3, только что вернувшейся с Северного полюса. Не исключено, что именно сверхпозитивные впечатления Хрущева от поездки на флот дополнили приказ по операции «Анадырь»: «В случае перехвата советских судов нанести по американским кораблям удар из-под воды». Значит, в операции должны участвовать подводные лодки. И они участвовали… За океаном янки чувствовали себя настолько комфортно, что однажды их Флорида чуть не стала Чукоткой. Ночью 8 сентября 1962 года первая партия ракет средней дальности с ядерными боеголовками была разгружена в порту Гаваны. Спустя восемь дней прибыло еще 40 ракет. Одновременно разгружались и занимали боевые позиции дивизионы зенитных ракет. Понятно, с войсками, которыми командовал легендарный дважды Герой Советского Союза генерал Исса Плиев. Лишь ранним утром 14 октября в небе над Кубой появился высотный разведчик U-2, который такие визиты наносил два раза в месяц. На этот раз он привычно пересек остров с юга на север: 52 километра за 12 минут. Но уже завтра эти самолеты будут летать над Кубой по 6 раз в день! Расшифровка фотографий, сделанных майором Ричардом Хойзером, сотрясла Капитолийский холм: советские ракеты в 400 километрах от берегов Америки! Первая реакция конгресса и президента Джона Кеннеди – массированные бомбардировки острова. Все перепахать, смешать с землей и забыть, как страшный сон. Но воздушная разведка показывает: часть ракет находится в повышенной готовности к пуску – ответный удар неизбежен, как и война. Любопытно, что 18 октября министр иностранных дел СССР Андрей Громыко и посол в США Анатолий Добрынин встречаются с президентом Джоном Кеннеди и от него узнают… о советских ракетах на Кубе. Настолько все было законспирировано. 22 октября Кеннеди объявляет блокаду Кубы с 500-километровой карантинной зоной вокруг. 180 кораблей ВМС США становятся в огромное кольцо. Советские суда шли на прорыв и прорывались. 27 октября советской зенитной ракетой сбит американский высотный разведчик, пилот погиб. В тот же день на малой высоте обстреляны из арт-установок два фоторазведчика «Крусейдер». Один – поврежден, но сумел вернуться на базу. Стороны оказались на грани войны. Все это время шла переписка между Хрущевым и Кеннеди, была и секретная встреча, появилась и договоренность по обоюдному демонтажу ракет на Кубе и в Турции. Демонтаж пусковых установок на Кубе начался 28 октября. Спустя три недели США сняли блокаду Кубы и свои ракеты с дежурства в Турции. Фокстрот обреченных Почему блокада Кубы оказалась «дырявой»? Например, теплоход «Александровск» прорвал кольцо и доставил на Кубу вместе с ракетными боеголовками 162 бомбы для самолетов Ил-28. Не пряники привезли и другие корабли. Ответ – в драматических событиях, происходивших в то время севернее блокадной зоны. Там, вдоль Атлантического побережья США, от острова Ньюфаундленд до Карибского моря, 85 процентов Атлантического флота США сражалось против четырех больших дизельных лодок Северного флота класса «Фокстрот» (название по классификации НАТО). Одной лодке противостояли: один противолодочный авианосец, имевший на борту не менее 40 самолетов и вертолетов, 50 эсминцев и других поисковых кораблей. Но и это не все: свое Атлантическое побережье американцы «закрыли» сетью стационарных гидролокаторов, установленных на дне океана, – система «Цезарь», которая создавалась на случай полномасштабной войны. Оказалось, что такую войну способны устроить всего четыре советских «Фокстрота». Лодка 641-го проекта создавалась для океанских походов, а потому имела три дизеля. Дальность хода в надводном положении – 16 тысяч миль, в подводном – 400. Глубина погружения – 240 метров. Водоизмещение под водой – 2550 тонн. Вооружение – 22 торпеды. Экипаж – 75 человек. Автономность под водой – четверо суток. Пополнение запасов воздуха и подзарядку электробатарей «Фокстрот» мог производить не всплывая, с глубины 7 метров, с помощью шнорхеля. Всего было построено 75 таких субмарин. И когда в Полярном выбирали кандидатов на поход, выбор пал на 69-ю бригаду «Фокстротов». Точнее, на ее боевое ядро: лодки Б-4, Б-36, Б-59 и Б-130. Четверку, которую еще до выхода в море прозвали «обреченной», возглавил комбриг капитан I ранга Виталий Агафонов. Партбилеты приказано оставить на берегу. Как водится, командирам вручили пакеты, которые разрешалось вскрыть только в море. Пакеты подтвердили догадки, но было в них и нечто слишком серьезное – вероятность применения спецоружия. Часть торпед на лодках имела ядерные боеголовки, и их применение – начало третьей мировой войны. Отряд незамеченным прошел противолодочные рубежи: мыс Нордкап – остров Медвежий, Исландия – Фарерские острова, но у острова Ньюфаундленд попал в сильнейший шторм. Чтобы выдержать предписанную штабом флота скорость движения в девять узлов, пришлось ночами всплывать и продвигаться в надводном положении. Чем дальше на юг, тем выше температура забортной воды. И когда она у Багамских островов достигла 27 градусов, отсеки лодок превратились в духовые шкафы. Понятно, что к тому времени противолодочная система «Цезарь» и надводные силы Атлантического флота США уже контролировали продвижение советских субмарин. Первой попала «под раздачу» Б-130 под командованием капитана III ранга Николая Шумкова. Кстати, он единственный из командиров отряда имел опыт стрельбы атомными торпедами. На 130-й последовательно вышли из строя все три дизеля. Если первый подлежал ремонту только на заводе, то два других пытались реанимировать механики. Выработав электролит батарей «до воды», Шумков принял решение всплывать и выходить на связь с Москвой. Всплыли. Прямо по курсу угадывалась громада авианосца «Эссекс». Вокруг все кишело эсминцами и сторожевиками. Радиоэфир был забит американскими «глушилками». Сообщить Главному штабу о всплытии удалось только с 48-й попытки. В ответ: «Перейти на непрерывный сеанс связи!» А это означало одно: следующим будет приказ на применение спецоружия. Вмешались американские эсминцы, которые пошли на таран «Фокстрота». Их острые форштевни опоздали на 20 секунд – Шумков успел погрузиться. Началась бомбежка. Вначале полагали, что это – глубинные бомбы. Но серии из трех взрывов указывали на сигнальные гранаты, что на международном языке подводников означает приказ немедленно всплыть, иначе в ход пойдет серьезное оружие. Всплыли. Эсминцы взяли лодку в кольцо. С 50-й попытки связались с Москвой. Последовал приказ возвращаться на базу. На двух отремонтированных в море дизелях лодка в надводном положении направилась в Полярный. Американцы сопровождали ее почти сутки и на прощание пожелали по-украински: «До побачення». «Еще как побачимся», – пообещал Шумков. Через год он вернулся в эти широты командиром атомного ракетоносца К-90. Но американцы узнают об этом не скоро. Второй была вынуждена всплыть Б-36 капитана II ранга Алексея Дубивко. Она уже прорвалась к Карибскому морю, оставалось пройти пролив. Но Главный штаб в Москве приказал занять позицию в стороне от пролива. В итоге – позор принудительного всплытия на радость американцам. Обычно в таких случаях лодка остается трофеем, а экипаж отправляется на родину. Б-36 окружала стая эсминцев, в воздухе постоянно висели противолодочные вертолеты. Командир тянул время и «набивал» батареи. Когда вертолеты в очередной раз улетели на авианосец заправляться горючим, Дубивко скомандовал: «Срочное погружение!» Они искусно вырвались из гидроакустического плена и спустя четверо суток всплыли далеко в океане. Янки озверели от такой наглости советских подводников и отыгрались на третьей «поднятой» субмарине Б-59 капитана II ранга Валентина Савицкого. «Фокстрот» всплыл в миле от авианосца «Рэндолф». Дюжина палубных штурмовиков «Треккер» устроила адскую карусель: они заходили на лодку и расстреливали весь боезапас – вода кипела от разрывов снарядов. Затем навалились эсминцы. Их командиры требовали от Савицкого застопорить ход, назвать принадлежность корабля стране и его номер. Не дождавшись ответов и остановки, начали сбрасывать глубинные бомбы в опасной близости: в отсеках от взрывов лопались электролампочки. Во время одной из передышек американцы увидели, как два полуголых матроса выволокли на палубу большой картонный ящик с бумагами и принялись его топить. Ящик не тонул, а в нем могла находиться секретная документация. Эсминцы принялись его вылавливать. В этот момент Б-59 провалилась под воду. На предельной глубине погружения в 250 метров она выстрелила из кормовых торпедных аппаратов имитаторы шумов гребных винтов и ушла в океан. Единственный из «Фокстротов», не «поднятый» американцами, – Б-4 капитана II ранга Рюрика Кетова, которого подстраховывал комбриг Агафонов. В Полярном «Фокстроты» встречали хмуро: московская комиссия выясняла причины всплытий. Потом командиров вызвали в Москву: маршалы и бонзы из ЦК КПСС интересовались тем же. Пока все не выяснилось, в Москве считали, что к берегам Кубы направлены атомные лодки. Главком ВМФ СССР Сергей Горшков перечеркнул заготовленный приказ и написал: «В тех условиях обстановки командирам ПЛ было виднее, как действовать. Поэтому командиров не наказывать». И только сегодня пришло признание: четыре «Фокстрота» спасли мир от третьей мировой войны. Четыре субмарины стянули на себя 85 процентов Атлантического флота США и достойно им противостояли. В свою очередь, американцы узнали, что существует сила, способная им противостоять в мировом океане. Сходить за угол… Первая информация о давней трагедии появилась в газете «Известия» в январе 1994 года под рубрикой «Жертвы необъявленной войны». 25 мая 1968 года в Норвежском море на глазах моряков авианосца «Эссекс» (старый знакомый) погиб самолет-разведчик Северного флота. Погибший экипаж и обломки самолета переданы на советский эсминец с бортовым номером 311. Аналогичная и ничего не объясняющая информация прошла в ту пору еще в 2–3 российских изданиях. Между тем эсминец с бортовым номером 311 – родной эсминец «Сознательный», на котором посчастливилось служить автору этих строк. Волей судьбы вместо алма-атинской спортроты в январе 1967 года я оказался в Североморске, на мохнатом от инея эсминце «Сознательный», входившем в 170-ю бригаду противолодочных кораблей. В первый же год – боевая служба в Северной Атлантике и заветный для моряка знак «За дальний поход». В феврале 1968 года формируется 7-я Атлантическая оперативная эскадра, которой 170-я бригада передается в полном составе плюс крейсер «Мурманск». Плюс эскадрилья морских разведчиков и ракетоносцев Ту-16. Эскадра должна противостоять Атлантическому флоту США. В ту пору на СФ в ходу был термин «Сходить за угол». Если посмотреть на карту, самая северная точка материка – норвежский мыс Нордкап, вершина острого угла. Из баз Кольского полуострова до него 2–3 суток среднего хода по Баренцеву морю. Завернул за угол – и вот они, нейтральные воды Атлантики. За углом любили бродить авианосцы с десятками кораблей сопровождения, здесь собирались стаи подводных лодок НАТО – отсюда было рукой подать до северных побережий СССР. 3 мая 1968 года эсминец «Сознательный» вышел на перехват авианосца США «Эссекс», появившегося «за углом». Командовал кораблем капитан III ранга Ростислав Дымов, курировал командир эскадры контр-адмирал Григорий Голота. В Норвежском море нас встретили эсминцы класса «Гиринг» из сопровождения авианосца. Последующие три недели, сменяя друг друга, они плотно следовали за «Сознательным», передавая на авианосец его координаты. А потому, когда мы выходили в предполагаемую точку нахождения «Эссекса», он оказывался на 30–40 миль в стороне. Мы не просто ходили рядом с «гирингами» – мы буквально терлись бортами, испытывая на прочность нервы. Однажды «американец» вышел на контркурс и пошел на лобовое сближение. Когда оставалось 5 кабельтовых, Дымов заволновался: «Что делать, товарищ адмирал?» «У тебя сколько цемента в форштевне? – спросил Голота и сам ответил: – Два с половиной метра. У него – в пять раз меньше. Кто кого должен бояться?» Словно услышав слова адмирала, американский эсминец резко ушел с курса. И больше атаковать не пытался. Две огромные серебристые птицы с красными звездами на крыльях появились утром 25 мая – восторгу нашего экипажа не было предела. Первый Ту-16 пилотировал командир эскадрильи подполковник Александр Плиев. Дымов пожаловался ему на плотную опеку американских эсминцев. «Сейчас разберемся», – пообещал сверху Плиев, и его самолет резко пошел на снижение. Огромный самолет присел на хвост так, что за его двигателями вскипели белые буруны. Самолет перепрыгнул эсминец и дал форсаж – корабль завалился на левый борт, все не закрепленное на палубе посыпалось в море. Второй не стал дожидаться своей очереди: выстрелив густой шапкой черного дыма, он резво побежал к авианосцу. Туда же улетел и Плиев, оставив барражировать на высоте для связи своего напарника. Спустя 20 минут появился американский эсминец с сигнальными флагами: «Имею важное сообщение». На ломаном русском языке проскрипело: «Ваш аэроплан ушел под воду. Следуйте за мной». Отсутствие связи с командиром подтвердил второй Ту-16. К полудню мы застопорили ход возле «Эссекса». Настроение у всех – ниже ватерлинии. А тут еще не запускается командирский катер, который должен был забрать с авианосца останки и обломки. Не запускается и рабочий баркас. Американцы сами спускают мотобот и передают на борт «Сознательного» черные пластиковые мешки. Из семи членов экипажа единственный уцелевший – Александр Плиев. Он успел катапультироваться, когда самолет уходил под воду, но парашют не успел наполниться воздухом. Офицеры нашего эсминца были убеждены: Плиева сбили радиоуправляемым вертолетом. Говорили, что на авианосце он некоторое время оставался живым. Его положили на юте, накрыли военно-морским флагом и выставили почетный караул. Экипаж авианосца выстроился по борту, звено палубных самолетов строем прошло над «Сознательным», прогремел 21 залп кормовой башни главного калибра. Через трое суток мы были в Североморске. Юрий Визбор любил бывать на Северном флоте конца 60-х – это был уже океанский флот. Строчка из песни Визбора: «И пять океанов Земли качают Северный флот». Пятый – воздушный океан. Весной 1966 года атомный ракетоносец Северного флота К-116 и атомная многоцелевая лодка К-133 под командованием контр-адмирала Анатолия Сорокина, не всплывая, обойдут вокруг земного шара и проведут успешные ракетные стрельбы из акватории Баренцева моря. После сообщения об этом походе министра обороны СССР Родиона Малиновского в отставку отправят главу военно-морской разведки США. Спустя 8 лет после Карибского кризиса на Кубе появится база подводных лодок Северного флота в Сьенфуэгосе, куда будут заходить и ракетоносцы. Авиабаза в Сан-Антонио станет принимать стратегические ракетоносцы Ту-95 и противолодочные самолеты Ту-142. В Лоурдесе действовал мощный разведывательный центр ГРУ СССР. Однажды мы надолго ушли за угол… Владимир КАТКОВ, Костанайская область |
Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
понеділок, серпня 15, 2011
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар