Прощание с атомной лодкой К-27.
26 февраля 1970 года закончился и мой период службы на К-27. Согласно поданному рапорту мне дали «добро» на переход в экипаж 49295 на должность старшины команды ТГ. Это был резервный экипаж 17 дивизии на V неполный десяток атомоходов, приписанных к этому соединению. Командиром ^ экипажа был капитан 1 ранга Лемешко В.М., заместителем по политчасти -капитан 2 ранга Туткевич М.С., старпом - капитан 2 ранга Гриценко А.И., помощник командира капитан 3 ранга Фалеев О.М. Новый воинский коллектив, новые знакомства. Хотелось сразу же понять характер взаимоотношений офицеров с мичманами, мичманов с матросами и старшинами срочной службы.
На фотографии -Петр Щербина.курсант учебного отряда подводного плавания.1962г.Северодвинск.в.ч.59095
Да, есть Корабельный Устав, Внутренний устав. Дисциплинарный и другие уставы и положения, которые четко определяют, какой должен быть воинский коллектив, каков должен быть характер отношений, т.е. субординация между лицами того или иного звания и должности. Но этого, во всяком случае, для экипажей подводных лодок еще мало. Ведь личный состав на подводной лодке, как особая семья, которая живет по особым законам воинского братства.
Вступая в эту семью можно быть отторгнутым, как инородное тело от живого организма. Порой не становится офицер или мичман полноправным членом этой воинской семьи. Драматически оканчивается служба таких мичманов и офицеров на подводных лодках. Зная эти простые уклады воинской жизни, истины воинского бытия на подводной лодке, от самого человека зависит - быть или не быть ему в этой семье своим. Окружающие тебя сослуживцы немного потратят времени, чтобы присмотреться и сделать вывод -этот человек будет достойным членом экипажа или нет. Когда нужно будет, то и жестко спросят, а если нужно всегда помогут и можешь во всем рассчитывать на их товарищескую помощь. Наверно, не лишним будет кратко рассказать в связи с этим о случае, имевшем место на нашем экипаже в/ч 49295.
В 1971 году в экипаж прибыл на должность командира ТГ (турбинной группы) лейтенант инженер Митрохов В.В. Валерий Васильевич окончил высшее военно-морское училище в Севастополе. Уже с самого начала службы на лодке у него появлялись проблемы со сдачей зачетов на СУ (самостоятельное управление группой), по устройству ПЛ, а также зачетов на несение ДВС (дежурно-вахтенной службы) на ПЛ. Ситуация оказалась для него не простой. Не проявлял он усердия в изучении своей специальности и в изучении устройства корабля. Сдача зачетов затянулась на несколько месяцев. Но беда была не только в этом. Очень часто его стали замечать на службе в нетрезвом состоянии. Не были святыми ангелами, наверно, ни единый член нашего экипажа. Однако во всем есть рамки и мера, при которых офицер или мичман позволял себе немного расслабиться после службы. Здесь присутствовало другое. Как мне кажется, лейтенант инженер Митрохов В.В. изначально не мог быть военным человеком. Даже учитывая то, что его отец был кадровым офицером со времен Отечественной войны 1941-1945 годов. Не присутствовало в этом человеке военной жидки. Отсутствовали в нем офицерская собранность, чувство глубокой ответственности за себя и за своих подчиненных. Отсутствовала сила воли, т.е. эмоционально-волевая устойчивость этого офицера находилась в «большом загоне». Для офицера-подводника, как и для мичмана, это немаловажно.
Не принимало сознание другого офицера расхлябанности и беспечности его сослуживца по училищу Митрохова В.В. Не может он уразуметь, более того, как может его коллега в день заступления на дежурство по ПЛ придти с бутылкой спиртного, а потом всю ночь потихоньку прикладываться к принесенной бутылке. И еще много различных проступков командира турбинной группы, которые вызывали возмущение командира 1 дивизиона капитана 3 ранга Качеряева В.В. и всех его сослуживцев. Внутренняя его несобранность и неорганизованность приносила много забот командованию экипажа. При выходе на боевую службу не могли командир экипажа капитан 1 ранга Лемешко В.М., замполит капитан 2 ранга Туткевич М.С. и командир БЧ-5 капитан 2 ранга Касаткин Э.А. допустить его в это длительное плавание. Был издан приказ, и я уходил в автономку в качестве командира турбинной группы. Меры воздействия на протяжении 3 лет приносили только временное улучшение. В офицерский коллектив нашего экипажа старший лейтенант Митрохов В.В. перестал вписываться. Не мог он водить дружбу и с мичманским составом. Происходило отторжение его, если неявное, то в завуалированной форме это было заметно. Употребление спиртного, к сожалению, стало для него нормой. В 1974 году он умер. Так драматически окончился путь старшего лейтенанта инженера Митрохова В.В.
После ушедшего из экипажа капитана 2 ранга Капицы Л.А. командиром БЧ-5 назначили капитана 3 ранга Касаткина Э.А. Как и на К-27 и на других атомоходах за редким исключением «бычки» являли собой офицерами высокого профессионализма, порядочности и служебной самоотверженности. Технические и психологические нагрузки, как ни на кого ложились тяжелым грузом на их офицерские плечи. Это давление повседневное с огромной глубины ответственности за 2/3 личного состава, а в море, считай и за судьбу всего атомохода. Немного меньшая нагрузка ложилась и на мичманский состав БЧ-5. Не всегда это учитывалось высшим эшелоном военного командования объединений и Флота. Во всяком случае, разительные карьеры были офицеров инженеров-механиков и офицеров «легких сил». Эта установившаяся флотская система вошла в сознание многих офицеров флота. Считалось все это само собой разумеющееся. Даже пришедшие из училища лейтенанты «легких сил» (БЧ-1, БЧ-2, БЧ-3, БЧ-4, РТС) уже знали о своих выгодах в карьерной лестнице на месте службы. И это не надуманность стороннего наблюдателя. Один такой офицер, выразил свое мнимое превосходство и пренебрежение словами своей знакомой: «У нас в городе свое отношение к курсантам-механикам одна проститутка выразила так «гусь не курица – механик не офицер». И она была во многом права». Порочность и возмутительность таких суждений со стороны подобных офицеров очевидны. Видимо, в свое время, проститутки входили в круг его лучших друзей.
Элементарный взгляд - кому обязаны атомоходы своими первыми пройденными милями и метрами погружений? Несомненно, это величайший труд ученых, конструкторов, рабочих завода, создавших такие субмарины. Несомненно и то, что без БЧ-1, БЧ-2, БЧ-3, БЧ-4, РТС и других служб подводная лодка оставалась бы потаенным судном и не более. Но все же механиков на атомоходе я бы всегда ставил в первый ряд карьерной лестницы. Конечно же, учитывая и их профессиональную пригодность к управлению и командованию теми или другими военными структурами или кораблями.
Не знаю, как было бы в другом экипаже, но в коллективе экипажа в/ч 49295 я нашел понимание и доброе участие в становлении меня как старшины команды турбинистов. Командиром ТГ на то время был капитан-лейтенант Борцой И., командиром 1 дивизиона капитан 3 ранга Гайнуллин Ф. Не простой был коллектив группы. Старослужащие старшины и матросы уходили. Новое пополнение еще без опыта и знаний практической эксплуатации своего заведования. Три сверхсрочнослужащих старшие инструкторы группы, тоже собирались уходить в запас.
(Продолжение слудует)
Немає коментарів:
Дописати коментар